РП ВД Я-художник, 1-4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 40

Приложение к ООП НОО

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Я - художник»
1-4 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897, с изменениями от 11.12.2020), основной образовательной программы основного
общего образования МАОУ гимназии №40, с учётом авторской примерных
программ внеурочной деятельности, Начальное и основное образование, В.А. Горский,
А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение, 2011
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего
школьника.
Цель внеурочной деятельности курса состоит в привитии интереса к изобразительному
искусству, развитие сюжетного рисования традиционными и нетрадиционными техниками
изображения.
Активизация творческих способностей, формирование художественно – эстетических
потребностей, независимо от того, кем станут ребята в дальнейшем: художниками,
артистами, инженерами, космонавтами, рабочими, экономистами, юристами, учёными или
строителями; является неотъемлемой частью занятий внеурочной деятельности в
начальной школе «Я – художник Профи».
Задачи:
а) образовательные:
⦁
ознакомление детей с традиционными и нетрадиционными техниками изображения,
их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных
материалов;
⦁
овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
⦁
использования нетрадиционных техник изображения в самостоятельной
деятельности учащихся.
⦁
овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства,
формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление
с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного творчества,
б) развивающие:
⦁
развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия,
художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления,
эстетического вкуса и понимание прекрасного,
в) воспитательные:
⦁
воспитание интереса и любви к искусству,
⦁
воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,
⦁
обучение
ребёнка
творческому подходу к любой работе помогут
задания, содержащие в программе.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в рамках
проведения курсов внеурочной деятельности «Я – Художник Профи» реализуется
проект по формированию базовых национальных ценностей средствами
изобразительного искусства для педагогов, обучающихся и родителей гимназии.

Срок реализации программы: 1 год обучения: 34 часа - 1 занятие в неделю для
обучающихся 1-4 классов. Программа разработана для детей 7 -10 лет. Минимальный
состав группы – 15 человек Максимальный состав группы – 30 человек
Формы организаций занятий:
1. Фронтальная работа – совместная деятельность педагога и учащихся,
направленная на освоение новых техник и приёмов рисования,
2. Групповая работа – выполнение заданий малыми группами, способствующее
развитию коммуникативных навыков и формированию умения взаимодействовать
друг с другом,
3. Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение заданий каждым
учеником, позволяющее раскрыть индивидуальные способности каждого ребёнка,
4. Коллективная творческая деятельность – создание коллективных работ,
композиций, проектов,
5. Интерактивные занятия – использование интерактивных технологий и методов,
включающих презентации, игры, творческие задания, просмотр фильмов о
художниках и произведениях искусства.
6. Участие в выставках и фестивалях – представление детских работ на школьных,
районных, городских мероприятиях, способствующих популяризации детского
творчества.
Основные виды деятельности:
1. Рисование карандашом, красками, фломастерами и маркерами,
2. Аппликация – изготовление коллажей, открыток, декоративных элементов,
3. Изучение основ композиции и перспективы – построение симметричных
изображений, выделение центра внимания,
4. Знакомство с жанрами живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная
картина,
5. Практическое применение теории цвета: смешивание красок, изучение цветовых
контрастов, оттенков, тёплых и холодных цветов,
6. Оформление плакатов, афиш, поздравительных открыток – художественное
воплощение идей и эмоций средствами рисунка,
7. Проведение тематических конкурсов – закрепление полученных знаний.
Планируемые результаты освоения курса:
Ожидаемые результаты:
•
•
•
•
•
•
•

повышение познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности;
развитие индивидуальности обучающихся;
развитие интереса к изучаемым предметам;
развитие самостоятельности;
формирование полезных привычек
формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей
поведения младших школьников;
расширение кругозора, развитие общей культуры;

•

ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными
ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран;
• формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого содержания,
активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной
и иной творческой деятельности;
• развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
• формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим
миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической
культуры.
Планируемые результаты по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни:
• пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье;
• формировать установки на использование здорового питания;
• создавать условия для использования оптимальных двигательных режимов для
детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей;
• соблюдать режим дня;
• формировать развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье
на основе использования навыков личной гигиены.
Планируемые образовательные результаты
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности
и повседневной жизни посредством изучения тонкости изобразительного искусства. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для
него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное
взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищённой,
дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных
знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.
Содержание курса
1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Раздел крайне важен.
Основной целью данного раздела является обеспечение безопасной
обстановки на занятиях, предотвращение травм и несчастных случаев, а
также повышение уровня ответственности и внимательности учащихся при
работе с материалами и оборудованием.
2. «Цвет». Основная цель изучения раздела включается в формировании у
детей понимания основных свойств цвета, развитии восприятия цветовой

гармонии и воспитании художественного вкуса. В структуру содержания
раздела входит: что такое цвет, основные и дополнительные цвета, палитра,
светотень и объём, композиция. Этот раздел позволяет приобрести важные
знания и практические навыки, необходимые для успешного развития
творческих способностей и формирования визуального восприятия
окружающего мира.
3. «Техники рисования». В изучении данного раздела входят техники
рисования простым карандашом, техника акварели, «гризайль» (рисунок
оттенками серого), живопись гуашью, графика, экспериментальные
техники. В результате прохождения раздела дети овладеют базовыми
техническими приёмами работы разными инструментами и материалами,
научаться применять полученные знания и навыки на практике.
4. «Жанры изобразительного искусства». Для создания любой картины
необходимо знать основные жанры изобразительного искусства такие, как
портрет, натюрморт, пейзаж, жанровая сцена, декоративно-прикладное
искусство. При изучении данного раздела обучающиеся научатся
определять разные жанры изобразительного искусства и понимать их
назначение, распознавать характерные черты различных жанров,
использовать базовые принципы в собственных работах, проявлять
творческий подход при создании собственного изображения.

Учебно-тематический план
№

Тема

Вводное занятие
Цвет
Техники рисования
Жанры изобразительного
искусства
5 Итоговые занятия
Итого
1
2
3
4

Количество занятий по годам обучения
1 год
2 год
3 год
4 год
1
1
1
1
9
9
9
9
13
13
13
13
10
10
10
10
1
33

2
34

2
34

Тема

Общее
количество
часов (1 класс)

I Введение. Инструктаж по ТБ.
II. Цвет
III. Техники рисования
IV. Жанры изобразительного искусства
V. Итоговые занятия
Итого

1
9
13
10
1
33

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2
34
Общее
количество
часов
(2-4
классы)
1
9
13
10
2
34

1 КЛАСС - 33 ч
№ п/п
1

Вводное занятие «Как стать художником?

Количество
часов
1

2

Выразительные возможности акварели. «Осенний лес»

1

3

Три основные краски, «строящие» многоцветие мира.
«Волшебная палитра»
Три основные краски, «строящие» многоцветие мира.
«Цветочная поляна»
Пять красок – всё богатство цвета и тона. «Природные стихии»

1

Пять красок – всё богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом
небе
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба
теплого и холодного. «Перо жар-птицы»
Выразительность материалов для работы в объёме. «Животные
родного края»

1

9

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

1

10

Организация и проведение выставки художественных работ

1

11

1

12

«Монотипия
пейзажная» – нетрадиционная техника
рисования.
Приём рисования по сырому, или равномерноокрашенному.

13

Использование карандашей в рисовании цветов.

1

14

Художественный приём «заливка». Рисование неба.

1

15

Рисование по сырому. Пейзаж.

1

16

Многослойная живопись

1

17

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

18

Кляксография трубочкой.

1

19

Техника рисования «Свеча + акварель».

1

20

Рисование пальчиками (творческая работа).

1

21

Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы.

1

22

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

1

23

Составление
бумага».

1

4
5
6
7
8

Тема

коллективного

панно

техникой

«рваная

1
1

1
1

1

24

Организация и проведение выставки художественных работ

1

25

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт
Жанр изобразительного искусства – пейзаж. Рисование и
отработка изученных техник
Жанр изобразительного искусства - пейзаж. Морской пейзаж

1

Жанр изобразительного искусства – натюрморт. Отрисовка с
натуры, отработка изученных техник
Жанр изобразительного искусства - натюрморт. Натюрморт со
стеклянным предметом и драпировкой.

1

Жанр изобразительного искусства – портрет. Построение лица в
анфас.
Жанр изобразительного искусства - портрет. Построение лица в
профиль, в ¾.

1

32

“Братья наши меньшие”. Особенности изображения животных.

1

33

Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов
работы.

1

26
27
28
29

30
31

1
1

1

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2-4 КЛАССЫ - 34 ч
№ п/п
1

Вводное занятие «Как стать художником?

Количество
часов
1

2

Выразительные возможности акварели. «Осенний лес»

1

3

Три основные краски, «строящие» многоцветие мира.
«Волшебная палитра»
Три основные краски, «строящие» многоцветие мира.
«Цветочная поляна»
Пять красок – всё богатство цвета и тона. «Природные стихии»

1

Пять красок – всё богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом
небе
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба
теплого и холодного. «Перо жар-птицы»
Выразительность материалов для работы в объёме. «Животные
родного края»

1

9

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

1

10

Организация и проведение выставки художественных работ

1

4
5
6
7
8

Тема

1
1

1
1

1

12

«Монотипия
пейзажная» – нетрадиционная техника
рисования.
Приём рисования по сырому, или равномерноокрашенному.

13

Использование карандашей в рисовании цветов.

1

14

Художественный приём «заливка». Рисование неба.

1

15

Рисование по сырому. Пейзаж.

1

16

Многослойная живопись

1

17

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

18

Кляксография трубочкой.

1

19

Техника рисования «Свеча + акварель».

1

20

Рисование пальчиками (творческая работа).

1

21

Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы.

1

22

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

1

23

Составление
коллективного панно техникой «рваная
бумага».
Организация и проведение выставки художественных работ

1

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт
Жанр изобразительного искусства – пейзаж. Рисование и
отработка изученных техник
Жанр изобразительного искусства - пейзаж. Морской пейзаж

1

Жанр изобразительного искусства – натюрморт. Отрисовка с
натуры, отработка изученных техник
Жанр изобразительного искусства - натюрморт. Натюрморт со
стеклянным предметом и драпировкой.

1

Жанр изобразительного искусства – портрет. Построение лица в
анфас.
Жанр изобразительного искусства - портрет. Построение лица в
профиль, в ¾.

1

32

“Братья наши меньшие”. Особенности изображения животных.

1

33

«Я – художник» - самостоятельный выбор техники
рисования и составление рисунка.
Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов
работы.

1

11

24
25
26
27
28
29

30
31

34

1

1

1
1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».