МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 40
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Студия бумажного творчества»
1-2 класс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Студия бумажного творчества» по
художественно-эстетическому творческому направлению для 1-2 классов разработана на
основе:
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Программа внеурочной деятельности «Студия бумажного творчества» разработана с
учетом требований следующих нормативных документов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка
организации и
осуществления
образовательной
деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ».
Программа курса внеурочной деятельности «Студия бумажного творчества» имеет
художественную
направленность,
способствует
развитию
обучающихся
изобразительных, конструкторских способностей, художественно-эстетического вкуса,
пространственного
мышления
и
зрительной
координации,
творческой
индивидуальности.
Занятия ручным трудом способствуют развитию мелкой моторики, двигательной и
зрительной памяти, творческому мышления. Обучающиеся учатся фантазировать,
создавать интересные образы и композиции. Занятия полезны для детей, испытывающих
сложности в усидчивости, способности проявлять терпение и выдержку, проявляющих
импульсивность. Коллективное творчество способствует развитию коммуникативных
качеств личности. В процессе творческого труда, изготовления ими поделок, подарков
родным и близким активнее развивается художественная культура обучающихся.
Использование национально-регионального компонента в работе объединения помогает
получить новые знания о культурных традициях народов севера, развить интерес к
изучению родного края. Занятия в объединении формируют у обучающихся
художественно-эстетический вкус, дают необходимые навыки и умения, обеспечивают
психологическую и практическую подготовку к труду, воспитывают организованность,
целеустремленность, трудолюбие, аккуратность.
Целью курса является: гармоничное развитие учащихся средствами художественного
творчества; дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться.
Задачи курса:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха
в художественном творчестве;
формировать прикладные умения и навыки;
научить приёмам исполнительного мастерства;
научить видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определение
понятий, используемых в опыте мастеров искусств;
воспитывать интерес к активному познанию истории материальной
культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально значимые качества личности;
активное участие в социально значимой деятельности;
Метапредметные результаты: овладение УУД познавательными:
базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
Предметные результаты:
сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в
жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры;
сформированность первоначальных представлений о материалах и их свойствах, о
конструировании, моделировании;
овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при
выполнении учебно-познавательных и художественноконструкторских задач, в том
числе с использованием информационной среды; сформированность умения
безопасного пользования необходимыми инструментами в предметнопреобразующей деятельности.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на без отметочной основы. Для оценки эффективности занятий
можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению
и др.
Содержание курса
1 класс
Вводное занятие.
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий курса.
Требования к поведению учащихся во время занятий.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление закладки по образцу.
Знакомство с оригами.
Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление елочных игрушек и новогодних гирлянд.
Работа с пластилином.
Лепка овощей и фруктов по образцу, ваза для цветов, чайная чашка.
Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами” (по
образцу).
Лепка по замыслу детей.
Работа с бросовым материалом.
Работа с фантиками. Аппликация из фантиков: «Ёлочные шары»,
«Снеговик», «Заяц».Работа с пуговицами: «Пуговичное дерево»,
«Сова», «Улитка».
Работа с лентами: «Панно из цветов», «Цветик - семицветик».
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выставка поделок.
2 класс
Вводное занятие.
Проведение входного контроля.
Правила по технике безопасности.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с бумагой и картоном.
Закладка с использованием вышивки.
Изготовление гофрированных фонариков.
Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).
Изготовление аппликаций на осеннюю тему.
Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
Изготовление подвижных игрушек.
Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
Вырезание снежинок.
Работа с природным материалом.
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Аппликация (с использованием семян, камешек, листьев).
Работа с пластилином.
Объёмная лепка фигур животных.
Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”.
Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).
Работа с бросовым материалом.
Работа с лентами, пластиковыми крышечками, лоскутками, пластмассовыми
бутылочками.
Итоговое занятие.
Подведение итогов
Формы организации деятельности
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах,
парах, индивидуальная работа.
Формы организации деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- выставка
- творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных,
так и групповых работ.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их
продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков,
речи.
Завершением обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения
детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в конкурсах, выставках и
фестивалях.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема урока
1.
Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки
деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.
Работа с бумагой и картоном
2.
Первые шаги в мастерской. Знакомство с оригами.
3.
Обработка бумаги. Оригами «Лягушка».
4.
Обработка бумаги. Оригами «Бабочки. Цветы».
5.
Аппликация из бумаги «Листопад».
6.
Симметричное вырезание из бумаги «Лесная полянка».
7.
Симметрия и асимметрия в композиции.
Панно из бумажных листьев различной формы.
8.
Аппликация «Аквариум».
9.
Изготовление объемной поделки «Ёжик».
Кол- во часов
1ч.
10ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Изготовление объемной поделки «Заяц».
Изготовление объемной поделки «Фонарик».
Работа с бросовым материалом
Конструирование дома сказочного героя
«А может ли дом рассказать о своемхозяине?».
Работа с фантиками. Аппликация из фантиков «Ёлочные
шары».
Работа с фантиками. Аппликация из фантиков
«Снеговик».
Работа с фантиками. Аппликация из фантиков «Ёлочка».
Работа с пуговицами «Пуговичное дерево».
Работа с пуговицами «Сова».
Работа с пуговицами «Улитка».
Работа с лентами «Панно из цветов».
Работа с лентами «Цветик- семицветик».
Аппликация из пробок «Коврик».
Работа с пластилином
Вводное занятие. Правила работы спластилином.
Материал, вспомогательные предметы для работы.
Упражнения в изготовлении базовых форм.
Овощи на моём столе. Лепка «Морковь».
Овощи на моём столе. Лепка «Помидор».
Любимые фрукты. Лепка «Яблоко»
Любимые фрукты. Лепка «Апельсин».
Лепка по образцу «Полет на Луну».
Лепка по образцу «Ваза с цветами».
Лепка по образцу ««Пчела на цветке».
Лепка по образцу «Чайная чашка».
Лепка по замыслу детей.
Лепка по замыслу детей.
Итоговое занятие
Выставка работ «Рукотворный мир».
2 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема урока
Вводное занятие
Техника безопасности. Правила разметки
деталей на бумаге. Приемы обработкибумаги.
Работа с бумагой и картоном
Прорезная аппликация «Дары осени».
Аппликация из бумаги «Осенние цветы».
Аппликация из бумаги «Осенний лес».
Аппликация из бумаги «Танец листьев».
Композиция (панно) из бумажных листьев совместно с
засушенными.
Работа с цветной бумагой. Изготовление закладки для
учебников.
Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
1
1
10ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1ч.
1
Кол- во часов
1ч.
15ч.
1
1
1
1
1
1
1
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Изготовление записной книжки.
Изготовление сказочных животных «В мире фантастики»
Подвижная игрушка «Клюющие цыплята»
Моделирование из картона. Рамочка для фотографий.
Мозаика из ватных комочков на цветном картоне
«Первый снег».
Изготовление гофрированных фонариков.
Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
Изготовление поздравительных открыток. Вырезание
снежинок (по замыслу).
Работа с пластилином
Работа со жгутиками «Моё имя».
Объёмное изделие «Снежинки».
Объёмное изделие «Снеговик».
Объёмное изделие «Гусеница».
Объёмное изделие «Лиса».
Объёмное изделие «Заяц».
Лепка из пластилина. Аппликация на картоне
«Волшебная страна».
Лепка из пластилина. Аппликация на картоне «Мир
вокруг нас».
Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу). Сказка
«Колобок».
Работа с бросовым материалом
Работа с лентами «Цветок- заколка».
Работа с лоскутками «Покрывало».
Работа с лоскутками «Змея».
Работа с пластиковыми крышечками «Слонёнок».
Работа с пластиковыми крышечками. Аппликация
«Рыбка».
Работа со скорлупой грецкого ореха «Жук».
Работа с пластмассовыми бутылками «Колокольчик для
огорода».
Работа с пластмассовыми бутылками «Ромашка».
Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Выставка работ.
1
1
1
1
1
1
1
1
9ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1ч.
1