МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №40 ПРИНЯТО: на педагогическом совете МАОУ гимназия № 40 УТВЕРЖДАЮ: директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин Протокол от 28 августа 2024г. №1 введено в действие приказом директора от 30 августа 2024 г. № 142-О Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Трудовое воспитание» Направленность: социально-гуманитарная Срок реализации: 1 год Возраст: 7-17 лет Составитель Бобров Андрей Васильевич, педагог дополнительного образования МАОУ гимназии № 40 Екатеринбург, 2024 Структура программы Пояснительная записка. Цель и задачи программы. Ожидаемые результаты. Календарн0-тематическое планирование 2 1.Целевой раздел. 1.1.Пояснительная записка Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ). Участие ребят в общественно–полезном труде способствует улучшению санитарно-гигиенического состояния школы, воспитанию трудолюбия и ответственности у школьников. Необходимо научить школьников не мешать друг другу во время работы, не отвлекаться на посторонние дела. Они должны научиться правильно и быстро надевать спецодежду, убирать на рабочих местах, подметать пол и т.п., то есть овладеть теми конкретными умениями, на формирование которых не имеет смысла тратить учебное время в дальнейшем обучении. Выполнение социально значимых объектов труда в течение всего учебного года, позволяют сберечь денежные средства школы, что немаловажно в современных социально экономических условиях. В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества. Нормативно-правовые основания для разработки программы 1. Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей. 4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 6. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р). 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 8. План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р). 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка через вовлечение его в общественно полезный труд; развитие трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия. Задачи: Учить детей видеть и понимать необходимость общественно-полезного труда. Дать первоначальные представления о ведущей роли труда Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. Развивать первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте. Возраст детей, участвующих в реализации программы: Программа рассчитана на детей 1-11 класса. Срок реализации: 1 год Содержание работы Ежемесячно и включает в себя следующие виды работ: генеральная уборка классов, оформление наглядности для уроков, работа с книжным фондом, изготовление поделок для выставки, 4 уход за растительностью в классе и школе; соблюдение порядка в столовой; внешняя опрятность. Сезонно (апрель-октябрь) и включает в себя следующие виды работ: посадка цветов на пришкольном участке; прополка и полив растений на пришкольном участке; субботник по уборке территории школы от листвы и снега, улиц села. В ходе реализации данной программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; • трудолюбие; • элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах общественной деятельности; • мотивация к самореализации в общественно полезной деятельности. Календарно-тематическое планирование Месяц Сентябрь Октябрь Мероприятия Классы 1-4 5-9 10-11 Беседа о дежурстве по классу. Назначение ежедневных дежурных 1 1 1 Дежурство по классу (протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски) 1 1 1 Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора 1 1 1 Удаление мусора, остатков растений, сухих веток и т.д. 1 1 1 Прополка и облагораживание клумб на пришкольном участке 1 1 1 5 Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Дежурство по классу (протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски) 1 1 1 Генеральная уборка гимназии 1 1 1 Самообслуживание дома. Помощь родителям 1 1 1 Организация своего рабочего места (дома) 1 1 1 Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы) (кабинет биологии, классный кабинет, дом) 1 1 1 Дежурство по классу (протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски) 1 1 1 Размножение комнатных растений 1 1 1 Дежурство по классу (протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски) 1 1 1 Украшение классного кабинета к Новому году 1 1 1 Генеральная уборка гимназии 1 1 1 Дежурство по классу (протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски) 1 1 1 Мытье стен и дверей классной комнаты 1 1 1 Организация своего рабочего места (дома) 1 1 1 Дежурство по классу (протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски) 1 1 1 Мытье стен и дверей классной комнаты 1 1 1 Организация своего рабочего места (дома) 1 1 1 Уход за цветочно-декоративными растениями 1 1 1 Дежурство по классу (протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски) 1 1 1 Мытье стен и дверей классной комнаты 1 1 1 Генеральная уборка гимназии 1 1 1 Дежурство по классу (протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски) 1 1 1 6 Май Уход за цветочно-декоративными растениями 1 1 1 Мытье стен и дверей классной комнаты 1 1 1 Мелкий ремонт учебников и книг 1 1 1 Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки 1 1 1 Субботник 1 1 1 Посадка цветов на пришкольном участке 1 1 1 Генеральная уборка гимназии 1 1 1 ЛИТЕРАТУРА 1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.-32с. 2. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, №12 с. 34-39 3. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981 с. 68-78, с. 103-120. 4. К вопросу о формировании мотивов трудовой деятельности младших школьников // Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.практ. конф. Ч. И - Славянск - н/К, 2000. - С. 95-96. Соавт.:Е.А. Мозговой, Т.С. Юрьева. 5. К вопросу о методах трудового воспитания младших школьников // Проблемы и перспективы реализации базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации: Сб. науч. тр. - Славянск-н/К, 2000. - С. 237 - 241. Соавт.: Е.А. Мозговой,Т.С. Юрьева. 6. О трудовом воспитании в младшем школьном возрасте//Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II Славянск - н/К, 2000. - С.-102-104. 7. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992, № 7-8 с. 3-10 7 8