МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40
ПРИНЯТО: на педагогическом совете
МАОУ гимназия № 40
УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин
Протокол от 28 августа 2024г. №1
введено в действие приказом директора
от 30 августа 2024 г. № 142-О
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Трудовое воспитание»
Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации: 1 год
Возраст: 7-17 лет
Составитель
Бобров Андрей Васильевич,
педагог дополнительного образования
МАОУ гимназии № 40
Екатеринбург, 2024
Структура программы
Пояснительная записка.
Цель и задачи программы.
Ожидаемые результаты.
Календарн0-тематическое планирование
2
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о
себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она
изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет
авторитет школьника в классе. Систематическое участие школьников в общественно
полезном труде (ОПТ). Участие ребят в общественно–полезном труде способствует
улучшению санитарно-гигиенического состояния школы, воспитанию трудолюбия и
ответственности у школьников. Необходимо научить школьников не мешать друг другу
во время работы, не отвлекаться на посторонние дела. Они должны научиться правильно и
быстро надевать спецодежду, убирать на рабочих местах, подметать пол и т.п., то есть
овладеть теми конкретными умениями, на формирование которых не имеет смысла
тратить учебное время в дальнейшем обучении. Выполнение социально значимых
объектов труда в течение всего учебного года, позволяют сберечь денежные средства
школы, что немаловажно в современных социально экономических условиях.
В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших
школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие
коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что
улучшает адаптацию ребенка в обществе. В процессе трудового воспитания учащиеся
познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик
закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает
интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для
получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное
отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего
труда для общества.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
1.
Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей.
4.
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года».
3
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении
информации»
(с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
6.
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р).
8.
План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка через вовлечение его в
общественно полезный труд; развитие трудовых умений и навыков; воспитание
трудолюбия.
Задачи:
Учить детей видеть и понимать необходимость общественно-полезного труда.
Дать первоначальные представления о ведущей роли труда
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, труда
других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Развивать первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять
дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых
заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на детей 1-11 класса.
Срок реализации: 1 год
Содержание работы
Ежемесячно и включает в себя следующие виды работ:
генеральная уборка классов,
оформление наглядности для уроков,
работа с книжным фондом,
изготовление поделок для выставки,
4
уход за растительностью в классе и школе;
соблюдение порядка в столовой;
внешняя опрятность.
Сезонно (апрель-октябрь) и включает в себя следующие виды работ:
посадка цветов на пришкольном участке;
прополка и полив растений на пришкольном участке;
субботник по уборке территории школы от листвы и снега, улиц села.
В ходе реализации данной программы могут быть достигнуты следующие
воспитательные результаты:
•
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям России и человечества;
•
трудолюбие;
•
элементарные представления о различных профессиях;
•
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками,
старшими детьми и взрослыми;
•
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно значимой деятельности;
•
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных для ребенка видах общественной деятельности;
•
мотивация к самореализации в общественно полезной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Мероприятия
Классы
1-4
5-9
10-11
Беседа о дежурстве по классу. Назначение
ежедневных дежурных
1
1
1
Дежурство по классу (протирание пыли с
парт, подоконников, батарей, классной доски)
1
1
1
Оказание помощи в поддержании чистоты
школьного двора
1
1
1
Удаление мусора, остатков растений, сухих
веток и т.д.
1
1
1
Прополка и облагораживание клумб на
пришкольном участке
1
1
1
5
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Дежурство по классу (протирание пыли с
парт, подоконников, батарей, классной доски)
1
1
1
Генеральная уборка гимназии
1
1
1
Самообслуживание дома. Помощь родителям
1
1
1
Организация своего рабочего места (дома)
1
1
1
Уход за комнатными растениями (полив,
рыхление почвы) (кабинет биологии,
классный кабинет, дом)
1
1
1
Дежурство по классу (протирание пыли с
парт, подоконников, батарей, классной доски)
1
1
1
Размножение комнатных растений
1
1
1
Дежурство по классу (протирание пыли с
парт, подоконников, батарей, классной доски)
1
1
1
Украшение классного кабинета к Новому
году
1
1
1
Генеральная уборка гимназии
1
1
1
Дежурство по классу (протирание пыли с
парт, подоконников, батарей, классной доски)
1
1
1
Мытье стен и дверей классной комнаты
1
1
1
Организация своего рабочего места (дома)
1
1
1
Дежурство по классу (протирание пыли с
парт, подоконников, батарей, классной доски)
1
1
1
Мытье стен и дверей классной комнаты
1
1
1
Организация своего рабочего места (дома)
1
1
1
Уход за цветочно-декоративными растениями
1
1
1
Дежурство по классу (протирание пыли с
парт, подоконников, батарей, классной доски)
1
1
1
Мытье стен и дверей классной комнаты
1
1
1
Генеральная уборка гимназии
1
1
1
Дежурство по классу (протирание пыли с
парт, подоконников, батарей, классной доски)
1
1
1
6
Май
Уход за цветочно-декоративными растениями
1
1
1
Мытье стен и дверей классной комнаты
1
1
1
Мелкий ремонт учебников и книг
1
1
1
Мелкий ремонт книг и журналов из
библиотеки
1
1
1
Субботник
1
1
1
Посадка цветов на пришкольном участке
1
1
1
Генеральная уборка гимназии
1
1
1
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном
этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.-32с.
2. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, №12 с.
34-39
3. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. - М.:
Педагогика, 1981 с. 68-78, с. 103-120.
4. К вопросу о формировании мотивов трудовой деятельности младших школьников //
Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.практ. конф. Ч. И - Славянск - н/К, 2000. - С. 95-96. Соавт.:Е.А. Мозговой, Т.С. Юрьева.
5. К вопросу о методах трудового воспитания младших школьников // Проблемы и
перспективы реализации базисного учебного плана образовательных учреждений
Российской Федерации: Сб. науч. тр. - Славянск-н/К, 2000. - С. 237 - 241. Соавт.: Е.А.
Мозговой,Т.С. Юрьева.
6. О трудовом воспитании в младшем школьном возрасте//Оценка эффективности
образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II Славянск - н/К, 2000. - С.-102-104.
7. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992, № 7-8 с. 3-10
7
8