МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №40 Приложение к основной образовательной программе НОО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» 1- 4 класс г. Екатеринбург 2024 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» науровне начального общего образования Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовностьпридерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры: здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определѐнному признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: - на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; - с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; - сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть - целое, причина - следствие); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); - прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: - выбирать источник получения информации; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки; - соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; - анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; - анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: - воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; - выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или вколлективе); - передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; - осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правилаведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): - стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; - переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: - планировать действия по решению учебной результата; - выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: задачи для получения - устанавливать причины успеха/неудач учебной - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действийобеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняяпозиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевногоравновесия и т. д.). Предметные результаты Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу попредмету «Музыка»: - с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьѐзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; - сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; - осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; - имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; - с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; - стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль № 1 «Музыкальная грамота»: - классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; - различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; - различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; - различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; - понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы - двухчастную, трѐхчастную и трѐхчастную репризную, рондо, вариации; - ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; - исполнять и создавать различные ритмические рисунки; - исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль № 2 «Народная музыка России»: - определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; - определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; - группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; - определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; - различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов народных и академических; - создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; - исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: - различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; - определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; - различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров); - различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. Модуль № 4 «Духовная музыка»: - определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать еѐ жизненное предназначение; - исполнять доступные образцы духовной музыки; - уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль № 5 «Классическая музыка»: - различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; - различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; - различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; - исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков; - воспринимать музыку в соответствии с еѐ настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; - характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; - соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»: - иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; - различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкальновыразительными средствами при исполнении; - исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. Модуль № 7 «Музыка театра и кино»: - определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); - различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; - различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметьопределять их на слух; - отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижѐр, сценарист, режиссѐр, хореограф, певец, художник и др. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»: - исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящѐнные Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции,чувства и настроения; - воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщѐнные жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); - осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием примерного количества учебного времени. Содержание учебного предмета «Музыка» Модуль № 1 «Музыкальная грамота» Модуль № 2 «Народная музыка России»Модуль № 3 «Музыка народов мира» Модуль № 4 «Духовная музыка» Модуль № 5 «Классическая музыка» Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»Модуль № 7 «Музыка театра и кино» Модуль № 8 «Музыка в жизни человека» 1 класс Mодуль «Музыкальная грамота» Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд. Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Ритм. Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Ритмический рисунок. Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура. Высота звуков. Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре.Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары). Модуль «Народная музыка России» Край, в котором ты живѐшь. Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детскийфольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли,гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Сказки, мифы и легенды. Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народовРоссии. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Модуль «Музыка народов мира» Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Модуль «Духовная музыка» Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки втворчестве композиторов-классиков. Модуль «Классическая музыка» Композиторы - детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевскогои др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Оркестр. Оркестр - большой коллектив музыкантов. Дирижѐр, партитура, репетиция.Жанр концерта - музыкальное соревнование солиста с оркестром. Музыкальные инструменты. Фортепиано. Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Музыкальные инструменты. Флейта. Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Модуль «Музыка театра и кино» Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей, отражѐнные в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль. Модуль «Музыка в жизни человека» Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте Особое состояние - вдохновение. Музыка - возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей - хор, хоровод. Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Музыкальные портреты. Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малогобарабана, трубы и т. д.) 2 класс Mодуль «Музыкальная грамота» Ритм Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Ритмический рисунок Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура. Размер Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Песня Куплетная форма. Запев, припев. Музыкальная форма Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и трѐхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Вариации Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации. Модуль «Народная музыка России» Русский фольклор Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детскийфольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного илинескольких народных праздников. Фольклор народов России Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители. Русские народные музыкальные инструменты Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Модуль «Музыка народов мира» Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Диалог культур. Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов). Модуль «Духовная музыка» Звучание храма Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Песни верующих Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки втворчестве композиторов-классиков. Искусство Русской православной церкви Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящѐнные святым. Образы Христа, Богородицы. Модуль «Классическая музыка» Композиторы - детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевскогои др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Вокальная музыка Человеческий голос - самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Симфоническая музыка Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Русские композиторы-классики Творчество выдающихся отечественных композиторов. Музыкальные инструменты. Фортепиано. Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Музыкальные инструменты. Флейта Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Модуль «Современная музыкальная культура» Электронные музыкальные инструменты Современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны и т.д. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах. Mодуль «Музыка театра и кино» Музыкальная сказка на сцене, на экране Характеры персонажей, отражѐнные в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор,ансамбль. Модуль «Музыка в жизни человека» Музыкальные пейзажи Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Музыкальные портреты Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Главный музыкальный символ Гимн России - главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Искусство времени Музыка - временно е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития. 3 класс Mодуль «Музыкальная грамота» Интервалы Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта,квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Пентатоника Пентатоника - пятиступенный лад, распространѐнный у многих народов. Тональность. Гамма Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности(до 2—3 знаков при ключе). Музыкальный язык Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи(стаккато, легато, акцент и др.). Ритмические рисунки в размере 6/8 Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм. Сопровождение Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Музыкальная форма Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и трѐхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Модуль «Народная музыка России» Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Жанры музыкального фольклора Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты. Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников. Фольклор народов России Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества. Модуль «Музыка народов мира» Кавказские мелодии и ритмы Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа. Модуль «Духовная музыка» Песни верующих Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Модуль «Классическая музыка» Русские композиторы-классики Творчество выдающихся отечественных композиторов. Вокальная музыка Человеческий голос - самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Симфоническая музыка Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Инструментальная музыка Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Программная музыка Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. Мастерство исполнителя Творчество выдающихся исполнителей певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского. Европейские композиторы-классики Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Модуль «Современная музыкальная культура» Современные обработки классической музыки Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Mодуль «Музыка театра и кино» Балет. Хореография — искусство танца Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов. Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Ария, хор, сцена, увертюра - оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов. Модуль «Музыка в жизни человека» Красота и вдохновение Стремление человека к красоте. Особое состояние - вдохновение. Музыка - возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей хор, хоровод. 4 класс Mодуль «Музыкальная грамота» Мелодия Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Интервалы Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта,квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Дополнительные обозначения в нотах Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги). Вариации Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации. Модуль «Народная музыка России» Жанры музыкального фольклора Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты. Русские народные музыкальные инструменты Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Первые артисты, народный театр Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества. Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народовРоссии. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика - на примере одного или нескольких народных праздников. Модуль «Музыка народов мира» Музыка наших соседей Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Кавказские мелодии и ритмы Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа. Музыка Японии и Китая Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона. Певец своего народа Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов - ярких представителей национального музыкального стиля своей страны. Диалог культур Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов). Модуль «Духовная музыка» Звучание храма Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Искусство Русской православной церкви Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящѐнные святым. Образы Христа, Богородицы. Религиозные праздники Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания. Модуль «Классическая музыка» Вокальная музыка Человеческий голос - самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Симфоническая музыка Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Композиторы - детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевскогои др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Инструментальная музыка Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Программная музыка Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Русские композиторы-классики Творчество выдающихся отечественных композиторов. Европейские композиторы-классики Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Мастерство исполнителя Творчество выдающихся исполнителей певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского. Модуль «Современная музыкальная культура» Современные обработки классической музыки Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Mодуль «Музыка театра и кино» Сюжет музыкального спектакля Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы. Балет. Хореография - искусство танца Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов. Оперетта, мюзикл История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Модуль «Музыка в жизни человека» Музыкальные пейзажи Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Танцы, игры и веселье Музыка - игра звуками. Танец - искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Тематическое планирование , в том числе с учетом Рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на усвоение каждой темы. Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). На уровне начального общего образования приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут, бережного отношения к природе, культуре родного края, предметам материального мира; норм коммуникативного взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями; для активного проявления своего познавательного, творческого личностного потенциала через систему ключевых классных и общешкольных событий с активным участием семей и родителей обучающихся. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета (демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе); применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии, групповая работа или работа в парах); поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во время урока (игровые технологии); формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи (шефство) инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, дающей возможность приобрести навыки: самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (индивидуальные и групповые исследовательские проекты) Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностно-открытому образованию. Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в окружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научно-исследовательских центрах, в ссузах, вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и районных детских библиотеках, музеях города, предприятиях района и города. Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских отношений друг с другом и со взрослыми. Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и изобретениями. Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то предметной области (гуманитарной, технической, математической, естественно-научной и т.д.). Участвуя в играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами гимназии, обучающиеся расширяют знания по темам и понимают практическую значимость этих знаний. Тематическое планирование 1 класс № п/п Наименование модулей и тем программы Основное содержание Количество академических часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль № 1 «Музыкальная грамота» 1.1 Весь мир звучит 1.2 Звукоряд 1.3 Ритм 1.4 Ритмический рисунок 1.5 Высота звуков Итого по модулю: Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура. Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары). 5 Модуль № 2 «Народная музыка России» 2.1 Русский фольклор Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Народные музыкальные 2.2 Русские народные инструменты (балалайка, рожок, музыкальные свирель, гусли, гармонь, ложки). инструменты Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. 1 https://drive.google.com/file/d/1PbWV MZxzy5mWk6MuNpQtE2hwKkpQdJN/view?usp=sharing 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 0f1c0b689f73711e3a1785ebeb1b9fe8 https://www.youtube.com/embed/q95u zGtAmoI?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 1 1 https://drive.google.com/file/d/1rt85jB HxPEv1o90hCjD17lRyEcxgOsPJ/view ?usp=sharing 1 https://drive.google.com/file/d/1rt85jB HxPEv1o90hCjD17lRyEcxgOsPJ/view ?usp=sharing 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 4a7c981eea6bf17da997cda55716aacc 2 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 6bde4bcd3253f3a2508d6b744dddcb26 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 83ab2e09cf7ff9378ff566c8bf684f2e Элементы реализации рабочей программы воспитания 2.3 Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. 1 2.4 Край, в котором ты живѐшь 1 2.5 Русский фольклор Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Итого по модулю: https://www.youtube.com/embed/gmt5 GmOCKjg?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 4ea5862b48e28ad85b42f440d400028c https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 043519d9188099a5b1ecc61349e35010 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 50626d9404b9c10177ee06696c7e344e https://www.youtube.com/embed/dTqA g_MbAFI?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 3 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ bc6902a90fae49c9202a0899f1134b17h ttps://resh.edu.ru/subject/lesson/5254/m ain/226819/ 2 https://www.youtube.com/embed/SMw Z1PAJ3lc?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 2 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/f 9c6735f0cfd4803132471dd5309da73 2 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 0f1c0b689f73711e3a1785ebeb1b9fe8 6 Модуль № 3 «Музыка народов мира» 3.1 Музыка наших соседей Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Итого по модулю: 3 Модуль № 4 «Духовная музыка» 4.1 Песни верующих Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков. Итого по модулю: 2 Модуль № 5 «Классическая музыка» 5.1 Композиторы - детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Оркестр большой коллектив 5.2 Оркестр музыкантов. Дирижѐр, партитура, репетиция. Жанр концерта музыкальное соревнование солиста с оркестром. 5.3 Музыкальные Рояль и пианино. История инструменты. Фортепиано изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). 5.4 Музыкальные Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка инструменты. Флейта для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра. 5.5 Музыкальные Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. инструменты. Скрипка, Композиторы, сочинявшие виолончель скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Итого по модулю: 7 Модуль № 6 «Музыка театра и кино» Характеры персонажей, 6.1 Музыкальная сказка отражѐнные в музыке. Тембр на сцене, на экране голоса. Соло. Хор, ансамбль. Итого по модулю: 2 Модуль № 7 «Музыка в жизни человека» 7.1 Красота и вдохновение Стремление человека к красоте Особое состояние - вдохновение. Музыка - возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей - хор, хоровод. https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ a6bd7efad6dd840b0de2ffb1105b479c 1 https://www.youtube.com/embed/1Xw dZ9HIjdM?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://yandex.ru/video/preview/?filmId =7328446049830557547&text=1+клас с+Легенда+о+нимфе+Сиринкс 1 https://www.youtube.com/embed/Gvs6 55fjJ_o?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque 2 https://www.youtube.com/embed/ZkcQ R0v4wSo?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5956/ main/303115/ 7.2 Музыкальные пейзажи Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. 3 7.3 Музыкальные портреты 2 7.4 Какой же праздник без музыки? 7.5 Музыка на войне, музыка о войне Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.) 8 Итого по модулю: Общее количество часов по программе: 33 https://www.youtube.com/embed/L52s qkblcCc?autoplay=0&controls=1&disa blekb=1&modestbranding=1&iv_load_ policy=3&cc_load_policy=0&hl=ru&r el=0&start=0&showinfo=0&widget_re ferrer=https%3A%2F%2Fyastatic.net% 2F&enablejsapi=1&origin=https%3A% 2F%2Fok.ru&widgetid=1 Инфоурок https://www.youtube.com/embed/Ig4bp bDhvD4?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 1 Инфоурок https://www.youtube.com/embed/Y4uL O640MFE?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 4ea5862b48e28ad85b42f440d400028c Тематическое планирование 2 класс № п/п Наименование модулей и тем программы Основное содержание Модуль № 1 «Музыкальная грамота» 1.1 Ритм Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Количество академических часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 https://drive.google.com/file/d/1rt85jB HxPEv1o90hCjD17lRyEcxgOsPJ/view ?usp=sharing Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура. Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. 1 https://www.youtube.com/embed/Ja30s xiaxXs?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/qApf IeCjsFg?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque https://www.youtube.com/embed/HxiC YiLkSGI?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 1.2 Ритмический рисунок 1.3 Размер 1.4 Песня Куплетная форма. Запев, припев. 1 1.5 Музыкальная форма 1 https://www.youtube.com/embed/od88j iHbL_g?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque https://www.youtube.com/embed/I87_v hiYzEs?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque 1.6 Вариации Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и трѐхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации. 1 https://www.youtube.com/embed/Iydn mLFgYvw?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 2 https://www.youtube.com/embed/A41 HDQitWw0?autoplay=1&enablejsapi= 6 Итого по модулю: Модуль № 2 «Народная музыка России» 2.1 Русский фольклор Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Элементы реализации рабочей программы воспитания Детский фольклор заклички, потешки, прибаутки). (игровые, считалки, Обряды, игры, хороводы, праздничная символика на примере одного или нескольких народных праздников. 2.3 Фольклор народов России Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыкантыисполнители. 2.4 Русские народные Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, музыкальные свирель, гусли, гармонь, ложки). инструменты Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Итого по модулю: 5 Модуль № 3 «Музыка народов мира» 3.1 Музыка наших соседей Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). 2.2 3.2 Народные праздники Музыка народов Европы Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. 1 1&wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/Jq3K R4bviQ8?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/y4gX RGksNoY?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/2FOd osD9ZWc?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 83ab2e09cf7ff9378ff566c8bf684f2e 3 https://www.youtube.com/embed/vk7T 0dHmds?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ bc6902a90fae49c9202a0899f1134b17 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5254/ main/226819/ https://www.youtube.com/embed/7Tw9 dzfW4d0?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://yandex.ru/video/preview/?filmId =3122387421272949615&p=1&sugges t_reqid=3137355381469292407377636 88626690&text=странствующие+евр 1 Диалог культур Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов). Итого по модулю: 5 Модуль № 4 «Духовная музыка» 4.1 Звучание храма Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. 4.2 Песни верующих Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков. 4.3 Искусство Русской Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры православной церкви (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящѐнные 3.3 1 опейские+музыканты+видео https://www.youtube.com/embed/SYu CxLtSTW8?autoplay=0&controls=1&d isablekb=1&modestbranding=1&iv_loa d_policy=3&cc_load_policy=0&hl=ru &rel=0&start=0&showinfo=0&widget _referrer=https%3A%2F%2Fyastatic.n et%2F&enablejsapi=1&origin=https%3 A%2F%2Fok.ru&widgetid=1 https://www.youtube.com/embed/SXeI X1ugO7Y?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/xmif CEkfOvY?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/EP3j e_G1pV0?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/RegZ L4QrjII?autoplay=0&controls=1&disa blekb=1&modestbranding=1&iv_load_ policy=3&cc_load_policy=0&hl=ru&r святым. Образы Богородицы. Христа, Итого по модулю: 3 Модуль № 5 «Классическая музыка» 5.1 Композиторы - детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 el=0&start=352&showinfo=0&widget_ referrer=https%3A%2F%2Fyastatic.net %2F&enablejsapi=1&origin=https%3A %2F%2Fok.ru&widgetid=1 1 Человеческий голос - самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата, кант. Симфонический оркестр. Тембры, Симфоническая музыка группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Русские композиторыТворчество выдающихся отечественных композиторов. классики С.С.Прокофьев. Музыкальные Рояль и пианино. История инструменты. Фортепиано изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). 2 Музыкальные инструменты. Флейта 1 Вокальная музыка Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, https://www.youtube.com/embed/I87vh iYzEs?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 80d27811e82b1c416f401a53bc2ddd84 https://www.youtube.com/embed/u5fE 4_7dDk8?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/70aG pcnVqM?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/v0Lt Z1TehIc?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/A1N bcMaVlck?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://vk.com/video_ext.php?autoplay =1&hash=ef30feb4c8e26fc2&id=1640 88723&loop=0&oid=-31253987 https://www.youtube.com/embed/pkwS JBItZ8Y?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/9q1G Dr0KkfU?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque оркестра. 5.7 Музыкальные Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. инструменты. Скрипка, Композиторы, сочинявшие виолончель скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Итого по модулю: 8 Модуль № 6 «Современная музыкальная культура» Современные «двойники» 6.1 Электронные классических музыкальных музыкальные инструментов: синтезатор, инструменты электронная скрипка, гитара, барабаны и т.д. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах. 1 https://www.youtube.com/embed/Gvs6 55fjJ_o?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque 1 https://vk.com/video_ext.php?autoplay =1&hash=1b590818c4d9ef1b&id=163 977285&loop=0&oid=-31253987 https://vk.com/video_ext.php?autoplay =1&hash=2050e47000f758b2&id=456 239142&loop=0&oid=7056505 https://www.youtube.com/embed/oGV 1CD8HHfU?autoplay=1&enablejsapi= 1&wmode=opaque Итого по модулю: 1 Модуль № 7 «Музыка театра и кино» 7.1 Музыкальная сказка Характеры персонажей, отражѐнные в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, на сцене, на экране ансамбль. 1 https://yandex.ru/video/preview/?filmId =2683761055324543174&p=1&reqid= 16566809118285255631222565588676542-vla1-4615-vlal7-balancer-8080-BAL1277&suggest_reqid=31373553814692 9240709059699347003&text=музыкал ьная+сказка+на+сцене+на+экране+2 +класс+музыка Итого по модулю: 1 Модуль № 8 «Музыка в жизни человека» 8.1 Музыкальные пейзажи Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося 1 https://www.youtube.com/embed/RA2z _JxBv00?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 8.2 Музыкальные портреты 8.3 Какой же праздник без музыки? 8.4 Главный музыкальный символ 8.5 Искусство времени Итого по модулю: Общее количество часов по программе: природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Гимн России главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Музыка - временно е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития. 5 34 1 https://www.youtube.com/embed/tsQTr MJ7CAM?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/shZaJ bA63r0?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 09930c7fc623a881e4aa12e60bfcad84 1 https://www.youtube.com/embed/HgV 2pJz8LXw?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque Тематическое планирование 3 класс № п/п Наименование модулей и тем программы Основное содержание Количество академических часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль № 1 «Музыкальная грамота» 1.1 Интервалы Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. 1 https://www.youtube.com/embed/BvR DJBozOoM?autoplay=1&enablejsapi= 1&wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/NtdK JQrp5YU?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 1.2 Пентатоника Пентатоника - пятиступенный лад, распространѐнный у многих народов. 1 https://www.youtube.com/embed/hU36Cw_ cA10?autoplay=0&controls=1&disablekb= 1&modestbranding=1&iv_load_policy=3& cc_load_policy=0&hl=ru&rel=0&start=0&s howinfo=0&widget_referrer=https%3A%2 F%2Fyastatic.net%2F&enablejsapi=1&orig in=https%3A%2F%2Fok.ru&widgetid=1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/c304 28810cd3e6fc73fc0916ea450fc3 Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе). Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.). в Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм. 1 https://www.youtube.com/embed/czTh bhlV_ho?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/Ld2g pzcYYTM?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://yandex.ru/video/preview/?filmId =16833698801229673799&text=Виде оурок+3+класс+Размер+6/8.+Нота+с +точкой.+Шестнадцатые.+Пунктирн 1.3 Тональность. Гамма 1.4 Музыкальный язык 1.5 Ритмические размере 6/8 рисунки Элементы реализации рабочей программы воспитания 1.6 Сопровождение Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Д.Д. Шостакович «Шарманщик». 1.7 Музыкальная форма Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и трѐхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Итого по модулю: 7 Модуль № 2 «Народная музыка России» 2.1 Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. 2.2 Жанры музыкального Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, фольклора трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты 2.3 Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика на примере одного или нескольких народных праздников. Н.А.Римский-Корсаков. 2.4 Фольклор народов России Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыкантыисполнители. 1 ый+ритм. https://www.youtube.com/embed/Qmb g7Sd0SIE?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/I87vh iYzEs?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque 1 https://vk.com/video_ext.php?oid=139866319&id=456240316&hash=4d6 e274abd992a50 1 https://www.youtube.com/embed/gIVp cTyWbKk?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/Ply6 KLYSWng?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 6160d061d595e87539b2c71dc81e6739 2.5 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества. Итого по модулю: 5 Модуль № 3 «Музыка народов мира» 3.1 Кавказские мелодии и Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты ритмы и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа. Итого по модулю: 1 Модуль № 4 «Духовная музыка» 4.1 Песни верующих Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков. Итого по модулю: 1 Модуль № 5 «Классическая музыка» выдающихся 5.1 Русские композиторы- Творчество отечественных композиторов. М.И. классики Глинка. Человеческий голос самый 5.2 Вокальная музыка совершенный инструмент. Бережное отношение к своему 1 https://www.youtube.com/embed/ERgy JSHxBEU?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/f 6178f0f77557dcbb06ffcfef90d69e0 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 745648470628fd42990c93a0c97fefd7 1 https://www.youtube.com/embed/Tw4I krsYR4?autoplay=0&controls=1&disa blekb=1&modestbranding=1&iv_load_ policy=3&cc_load_policy=0&hl=ru&r el=0&start=0&showinfo=0&widget_re ferrer=https%3A%2F%2Fyastatic.net% 2F&enablejsapi=1&origin=https%3A% 2F%2Fok.ru&widgetid=1 2 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 364514b70925402a9cbf7007d7b430b1 1 https://www.youtube.com/embed/loWo ksfGToA?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 5.3 Симфоническая музыка голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. 5.5 Программная музыка Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. М.П. Мусоргский. 5.6 Мастерство исполнителя Творчество выдающихся исполнителей - певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского. 5.7 Европейские композиторы- Творчество выдающихся зарубежных композиторов. классики 5.4 Инструментальная музыка Итого по модулю: 11 Модуль № 6 «Современная музыкальная культура» 6.1 Современные обработки Понятие обработки, творчество современных композиторов классической музыки и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная 4 1 https://www.youtube.com/embed/ozkV pGsCi2k?autoplay=0&controls=1&disa blekb=1&modestbranding=1&iv_load_ policy=3&cc_load_policy=0&hl=ru&r el=0&start=0&showinfo=0&widget_re ferrer=https%3A%2F%2Fyastatic.net% 2F&enablejsapi=1&origin=https%3A% 2F%2Fok.ru&widgetid=1 https://www.youtube.com/embed/Y9Lr xaok4bY?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 6994bc33ab739a1ead7d2fae7bfc161c 1 https://www.youtube.com/embed/Y6L Kv48GFps?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 47a9b02ceb17d2d9ab34ef6edad6cef5 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 5731367eb2a8db8fc32fd80dcd0d8db5 ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Итого по модулю: 1 Модуль № 7 «Музыка театра и кино» 7.1 Балет. Хореография Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, искусство танца отдельные номера из балетов отечественных композиторов. 7.2 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Ария, хор, сцена, увертюра оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов. Дж. Гершвин. Итого по модулю: 6 Модуль № 8 «Музыка в жизни человека» 8.1 Красота и вдохновение Стремление человека к красоте. Особое состояние - вдохновение. Музыка - возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей хор, хоровод. Итого по модулю: 2 Общее количество часов по 34 программе: 3 3 2 https://www.youtube.com/embed/RnSt C_Ogf34?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://yandex.ru/video/preview/?filmId =11683178446325400706&text=массо вые+сцены+балетного+спектакля https://www.youtube.com/embed/BzbF fks8o3U?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 17ed8dab7b305f1df8a87c0473ca11ca Тематическое планирование 4 класс № п/п Наименование модулей и тем программы Основное содержание Модуль № 1 «Музыкальная грамота» 1.1 Мелодия Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Понятие музыкального интервала. 1.2 Интервалы Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Количество академических часов 1 https://www.youtube.com/embed/eTHf XwqOMSY?autoplay=1&enablejsapi= 1&wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/BvR DJBozOoM?autoplay=1&enablejsapi= 1&wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/NtdK JQrp5YU?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/_Rry hIw6uw8?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/Nvdb 2k7HQJQ?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1.3 Дополнительные обозначения в нотах Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги). 1 1.4 Вариации Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации. 1 Итого по модулю: 4 Модуль № 2 «Народная музыка России» 2.1 Жанры музыкального Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, фольклора трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты. 2.2 Русские народные Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, музыкальные Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 https://www.youtube.com/embed/gIVp cTyWbKk?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://docs.google.com/presentation/d/ 1sjwRis3lOYMXw7dy4vPLOiPGk9C Элементы реализации рабочей программы воспитания инструменты 2.3 свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Первые артисты, Скоморохи. Ярмарочный балаган. народный театр Вертеп. ZimAs/edit?usp=sharing&ouid=10562 7942311974822399&rtpof=true&sd=tr ue 1 2.4 Фольклор в творчестве Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. профессиональных Народные жанры, интонации как музыкантов основа для композиторского творчества. 1 2.5 Сказки, мифы и легенды 1 2.6 Народные праздники Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Обряды, игры, хороводы, праздничная символика на примере одного или нескольких народных праздников. Итого по модулю: 6 Модуль № 3 «Музыка народов мира» 3.1 Музыка народов Европы Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Венгерский танец «Чардаш». https://www.youtube.com/watch?v=e_f TdNjqKyE https://www.youtube.com/embed/g7fu _DvA6DI?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/ERgy JSHxBEU?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque https://i.ytimg.com/vi/4CJg1jQkLc/hq720.jpg?sqp=oaymwEcCNAFEJQDSFXyq4qpAw4I ARUAAIhCGAFwAcABBg==&rs=A On4CLCojeoYWGoSKwj62dv26v6e86WEA https://www.youtube.com/embed/jMk X14lZsFY?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://yandex.ru/video/preview/?filmI d=14557150887595343595&text=Вид еоурок+4+класс+Обряды%2C+игры %2C+хороводы%2C+праздничная+с имволика&url=http%3A%2F%2Ffront end.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvlkJ2-CWzDU 1 https://www.youtube.com/embed/xBfcf KvaCpg?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/7Tw 9dzfW4d0?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 3.2 Музыка Испании и Латинской Америки 3.3 Музыка Японии и Китая 3.4 Музыка США 3.5 Певец своего народа 3.6 Диалог культур Итого по модулю: Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры. Профессиональные композиторы и исполнители. Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж. Гершвина. Интонации народной музыки в творчестве зарубежных и русских композиторов ярких представителей национального музыкального стиля своей страны. Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов). 6 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ c8eef0b69c5e0678286d2aa4d15318ad 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/f d3061ec2ebbb4ac1e23d3e44a17e43f 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ d6fcaca4bb255b4ed225da4953f95caa 1 https://www.youtube.com/embed/EXp vuKi4UI?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 17ed8dab7b305f1df8a87c0473ca11ca https://www.youtube.com/embed/hXSd 26R5QgM?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque Модуль № 4 «Духовная музыка» 4.1 Звучание храма Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Искусство Русской Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры православной церкви (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящѐнные святым. Образы Христа, Богородицы. 4.3 Религиозные праздники Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания. Итого по модулю: 3 Модуль № 5 «Классическая музыка» 5.1 Вокальная музыка Человеческий голос - самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. 5.2 Симфоническая музыка Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. 5.3 Композиторы - детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Жанры камерной инструментальной 5.4 Инструментальная музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. музыка Сюита. Соната. Квартет. Ф. Шопен. 4.2 1 1 https://www.youtube.com/embed/9GIX OUy1Z3M?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/vI1vj FwPFz8?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/iucX k06GKTA?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/embed/WV MBRMZ2CKc?autoplay=1&enablejsa pi=1&wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/watch?v=se Sa_nYo7zs https://www.youtube.com/watch?v=3N9ymYAD-4 1 https://ok.ru/videoembed/25452238646 52?autoplay=1&ya=1 1 https://www.youtube.com/embed/zThDripg4g?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque 1 https://www.youtube.com/watch?v=EE DSvLFqvAM https://www.youtube.com/watch?v=Y D_4pnOER1U Программная музыка Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. К. Дакен, М. Равель, К. Сен-Санс, А. Онеггер. Музыкальные Певучесть тембров струнных инструментов. инструменты. Скрипка, смычковых Композиторы, сочинявшие виолончель скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Э. Григ. Русские композиторыТворчество выдающихся отечественных композиторов. С.С. классики Рахманинов. 1 https://www.youtube.com/embed/viBuj rLius8?autoplay=1&enablejsapi=1&w mode=opaque 1 https://www.youtube.com/watch?v=Vk -xz1BD9TM 1 Европейские композиторы-классики Мастерство исполнителя Творчество выдающихся зарубежных композиторов. 1 https://www.youtube.com/watch?v=IJ HKTolLNCc&list=PLAUhrtAMVO-dSwrsh9-iDrDF4WspqYTB https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 47a9b02ceb17d2d9ab34ef6edad6cef5 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 47a9b02ceb17d2d9ab34ef6edad6cef5 Творчество выдающихся исполнителей - певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского. Итого по модулю: 9 Модуль № 6 «Современная музыкальная культура» 6.1 Современные обработки Понятие обработки, творчество современных композиторов классической музыки и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Итого по модулю: 1 1 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ dc6e7eccc2170009ea68f1f6d15a0f85 https://www.youtube.com/watch?v=w CqfoEDScuQ 1 https://www.youtube.com/embed/dC4p fYXLN8?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ 5731367eb2a8db8fc32fd80dcd0d8db5 Модуль № 7 «Музыка театра и кино» 7.1 Сюжет музыкального Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия спектакля и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы. Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов. 7.3 Оперетта, мюзикл История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Итого по модулю: 3 Модуль № 8 «Музыка в жизни человека» Образы природы в музыке. 8.1 Музыкальные пейзажи Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. 8.2 Танцы, игры и веселье Музыка - игра звуками. Танец искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Итого по модулю: 2 Общее количество часов по 34 программе: 7.2 Балет. Хореография искусство танца 1 1 https://www.youtube.com/embed/xoTJ khwv3Rk?autoplay=1&enablejsapi=1 &wmode=opaque https://www.youtube.com/embed/nv51 pA5r7m0?autoplay=1&enablejsapi=1& wmode=opaque https://www.youtube.com/watch?v=ZR ikkdrrccQ 1 https://www.youtube.com/watch?v=Ct q_mTOgjEA 1 https://video.resh.edu.ru/widgets/view/ dc6e7eccc2170009ea68f1f6d15a0f85 https://www.youtube.com/watch?v=w WD5Wwuwv1M 1 https://ok.ru/videoembed/38285069956 3?autoplay=1&ya=1