МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №40 ПРИНЯТО: на педагогическом совете МАОУ гимназия № 40 УТВЕРЖДАЮ: директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин протокол от «30» августа 2023 г. №1 введено в действие приказом директора от «31» августа 2023 г. № 80-О Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебное перо» Направленность: социально-гуманитарная Срок реализации: 3 года Возраст: 7- 10 лет Составитель: Демидова Галина Александровна, педагог начальной школы МАОУ гимназии № 40 Екатеринбург, 2023 Оглавление 1. Целевой раздел ...................................................................................................................... 3 1.1 Пояснительнаязаписка ........................................................................................................ 3 1.2. Цели и задачи дополнительного образования................................................................... 4 1.3. Планируемые результаты освоения курса ........................................................................ 5 1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования .............................................................................. 6 2. Содержательный раздел........................................................................................................ 6 2.1 Содержание курса ............................................................................................................... 6 2.2. Тематическое планирование ............................................................................................ 12 3. Организационный раздел .................................................................................................... 15 3.1 Учебный план .................................................................................................................... 15 3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год ................................................. 16 3.3. Методическое обеспечение программы .......................................................................... 17 3.4Материально-технические условия реализации программы ............................................ 17 Список литературы ................................................................................................................. 17 Список литературы для обучающихся ................................................................................... 17 2 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Дополнительна общеразвивающая программа «Волшебное перо» отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – поэтического и литературного написания стихотворных строк и заметок собственного сочинения, оформления стенных газет по определённой тематике. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности такая работа помогает детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои творческие способности. Развитие творческих способностей, самостоятельности учащихся является в настоящее время одной из первейших задач школы, и решать её необходимо теми средствами и способами, которые наиболее подходят для той или иной работы. Учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся начальной школы. Нормативно-правовые основания для разработки программы: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; - Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); - Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Приказ Минпросвящения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» - Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия№40 Отличительные особенности и новизна программы Исходным для программы является отношение “автор – художественный текст – читатель”. Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих обучающихся, которые выступают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций ученику нужно овладеть первоначальным опытом литературно-критической оценки, умением анализировать художественный литературный текст и текст, созданный им самим. Учитывая возраст обучающихся, во время занятий детям предлагается иллюстрировать авторские и свои тексты, выполнять поделки из различных материалов. И еще одну, не менее важную способность развивает работа “автора-художника”: она вырабатывает особое отношение к неповторимому конкретно-чувственному облику внешнего мира, помогает открывать за ним внутреннюю жизнь этого мира, родственную собственной внутренней жизни ребенка. Говоря словами М.М.Пришвина, практика 3 художественного творчества развивает “родственное внимание” к окружающему миру, на котором основано художественное видение действительности. Актуальность программы состоит в том, что её реализация позволит приобщить учащихся к художественной литературе в разных её аспектах, привить обучающимся художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств. Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью оказания помощи педагогами родителям во всестороннем развитии детей, в освоении первых шагов собственного литературного творчества. Содержание занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие у ребёнка интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, способности к «сочинительству». Концепция программы Концепция программы базируется на следующих принципах: Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурноисторических традиций народа. Личностный – развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их. Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному. Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного миропонимания. Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям. Принцип творчества – развитие творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность. Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки. Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата. Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала. 1.2. Цели и задачи дополнительного образования Цель программы - воспитание эстетически развитого читателя путем создания детских творческих работ, а также раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся Задачи программы: воспитание эстетической чуткости, отзывчивости в процессе работы над собственным художественным текстом; формирование нравственно-эстетической потребности; формирование эстетических вкусов и идеалов личности; развитие способности к созиданию красоты; 4 воспитание культуры речи; обогащение словарного запаса. Программа «Волшебное перо» ориентирована преимущественно на практическую деятельность. Поэтому занятия дают возможность в большей степени применить полученные в учебной деятельности теоретические знания на практике. Ориентация на практику реализуется через: игровые педагогические технологии; проектно-исследовательскую деятельность; организацию творческих инициатив; привлечение к совместной деятельности членов семей учащихся; участие в открытых мероприятиях, детских клубных, районных и городских творческих конкурсах, фестивалях, выступлениях; организацию и проведение экскурсий, встреч с писателями, художниками, артистами, журналистами; посещение театров, музеев, выставок; взаимное общение детей из различных художественных коллективов и объединений. Сроки реализации программы Программа рассчитана на 3 года: 90 часов Порядок организации работы по реализации программы: продолжительность занятий в группах – 40 минут; форма проведения занятий – групповая; режим занятий: 1 раз в неделю минимальный состав группы – 15 человек максимальный состав группы – 30 человек Формы, методы, технологии обучения технологии: личностно-ориентированное и развивающее обучение; дифференцированное обучение; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии. Формы организации деятельности: индивидуальная; парная; групповая; творческая мастерская; занятие-игра; занятие – праздник. 1.3. Планируемые результаты освоения курса приобретение школьником знаний о создании литературного произведения, о правилах конструктивной групповой работы, об основе разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. 5 развитие ценностных отношений школьника к литературе, родной природе и культуре, труду, знаниям; приобретение школьником опыта создания художественных текстов, опыта публичного выступления, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной проектной деятельности. 1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования Формы подведения итогов реализации программы: 1. Литературные конференции, фестивали 2. Защита творческих проектов. 3. Участие в литературных конкурсах. 5. Выставки-презентации. 6. Выпуск индивидуальных творческих книг-самоделок, индивидуальных альбомов. Диагностический инструментарий (Приложение 1) метод наблюдения; метод изучения продуктов детского творчества; диагностика уровня эмоционально-эстетического развития; вопросник «Что я люблю». 2. Содержательный раздел 2.1 Содержание курса Первый год обучения № п/п 1. 2. 3 4. 5. Тема Содержание Формы деятельности Знакомство с литературным поисковая лирическим жанром (гимн, деятельность послание, песня, стихотворение) «Что такое настоящие Работа над словесными образами, поисковая стихи?» созданные великими мастерами деятельность слова: А.С.Пушкиным, К.И.Чуковским. «Чудо поэтического слова» Что такое тема. Место поисковая художественному вымыслу в деятельность произведении. Участие в поэтическом Подбор стихотворений на осеннюю круглый стол конкурсе «Осеннее ассорти» тематику, отработка выразительного чтения, выбранного произведения, участие в конкурсе. «Поход за вдохновением» Онлайн-экскурсия в городскую экскурсия библиотеку №24 «Зачем нужна поэзия?» 6 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. «Путешествие в слово» Встреча с писательницей круглый стол Колпаковой О. Беседа, выразительное чтение произведений Екатеринбургской писательницы. «Я не поэт, я только учусь» Подбирать рифмующиеся слова. художественн Сочинять рифмовки. ая мастерская Участие в конкурсе Подбор стихотворений на тематику художественн чтецов, посвященный праздника, отработка ая «Дню матери” выразительного чтения. мастерская «Стихотворный размер» Знакомство с размером стиха (ямб, поисковая хорей) деятельность «Межстиховая пауза» Значение межстиховой паузы, круглый стол умение выдержать стиховую паузу. «Авторское ударение в Понятие ударения в слове. творческая слове» Плавающее ударение, авторское мастерская ударение «Рифма» Рифма. Виды рифмовки. Точная и поисковая неточная рифма» деятельность 13. «Игры в рифму» 14. «Мои фантазии» 15. 16. 17. 18. 19. 20. Игра «Найди слова» рифму», «Магия поисковая деятельность Знакомство с волшебными художественн предметами. Конкурс рисунков. ая мастерская «Впечатление, настроение, Выразительное чтение творческая информация» стихотворений учителем наизусть в мастерская процессе первичного восприятия текста детьми. Образы, возникшие при первом прочтении стихотворений. «Постижение поэтического Знакомство с мастерством чтецов, творческая слова и образа» актеров. Прослушивание видео-и мастерская аудиозаписей. «Проба пера» Озвучивание детьми своих круглый стол произведений. Работа над совершенствованием стиха. «Маленькая муза» Работа над совершенствованием творческая самостоятельно написанного мастерская стихотворения. Подготовка к выступлению на всероссийском конкурсе «О любви на родном языке» «Лирические произведения Знакомство с произведениями, творческая на фоне музыки» положенными на музыку. мастерская Прослушивание стихов в песенном исполнении. «Поэзия и живопись» Знакомство с репродукциями художественн 7 21. «Как учить стихи» 22. «Учим голос летать» 23. «Ярмарка талантов» 24. «Поэты Урала» 25. Страна «Перевертундия» 26. 27. 28. 29. 30. картин русских художников. Связь ая литературы и живописи. Описание мастерская картин по выбору детей. Практикум по заучиванию творческая стихотворений мастерская Техника речи. Работа над техникой творческая речи: упражнения на развитие мастерская дыхания. Прослушивание произведений, художественн написанных детьми в течении года. ая мастерская Экскурсия в городскую библиотеку поисковая №24 деятельность Выявить скрытый смысл пословиц и экскурсия поговорок. «Моя поэтическая тетрадь» Оформление поэтической тетради. экскурсия Раздел IV. «Творческие мастерские» «Растения во Выяснить значение фразеологизмов экскурсия фразеологизмах» «манна небесная», «задавать перцу» «Животные во Выяснить значение творческая фразеологизмах» фразеологизмов: «Где раки мастерская, зимуют», «Мышиная возня» выставка поделок «Игротека» Игра «Испорченный телефон», подвижные «Ручеек» игры Итоговое занятие Игра «Счастливый случай» творческий отчёт Второй год обучения № Тема 1. «Наука эстетика» 2. «Красота речи» 3 «Творческая мастерская писателей» Содержание Формы деятельности Раздел I. «Край ты мой родимый» Посещение районной библиотеки. экскурсия , Эстетика как наука. Просмотр видеосюжета о виртуальная красоте мира. Беседа о красоте человека. экскурсия Разучивание песни «Большой хоровод». Рисование по представлению «Большой хоровод». Беседа о красоте речи (устной и письменной). творческая игра Знакомство с газетными жанрами. Творческая игра «Определи жанр текста». Беседа о заголовках текстов. Знакомство с видами заголовков. Чтение осенних зарисовок, стихотворений об осени в газете, журнале, выделение заголовков цветом. Мастерство писателей. Изучение заметок о поисковая природе писателей: В.М Пескова, М.М. деятельность Пришвина, К.Г. Паустовского. 8 4. «Осень прекрасная пора» – Наблюдение на улице за красотой осенней экскурсия природы. Отгадывание загадок. Игра «Подбираем красивые слова-описания». Сбор осенних листьев. 5. «Проба пера» Создание собственных заметок о природе. Выбор круглый стол «осеннего заголовка» и иллюстрирование его (составление композиции из осенних листьев). 6. «Красота в Просмотр видеосюжета о красоте осенней художественная словах и природы. мастерская творчестве» Художественное оформление зарисовки. 7. «Мы – Знакомство с основами дизайна. Художественное художественная художникиоформление зарисовки. мастерская оформители» 8. «Мы – Оформление стенной газеты «Осень – художественная художники художница» мастерская оформители» Раздел II. «Русь моя, жизнь моя» 9. «Красота Экскурсия в библиотеку. Знакомство с экскурсия слова» фотовыставкой «Моя любимая мамочка». Написание заметки о своей маме. 10. «Творческая Чтение стихотворений, заметок, публикаций круглый стол мастерская писателей и поэтов о мамах в газете писателей» «Первоклассная газета», книгах, журналах. Рассматривание иллюстраций к текстам. Размышление над словами «Мысль – основа творчества». Иллюстрирование стихотворений о мамах. 11. «Проба пера» Создание собственных заметок о своей маме. творческая Художественное оформление заметок. мастерская Изготовление коллажа «Моя мама». 12. «Волшебница- Экскурсия-наблюдение за красотой зимней экскурсия зима» природы. Игра «Подбираем слова-описания». Изготовление снеговиков. 13. «Творческая Мастерство писателей. Изучение заметок о поисковая мастерская зимней природе, отрывков из произведений писателей» писателей, чтение стихов русских поэтов о зиме. деятельность 14. «Волшебница- Написание зимней зарисовки. Художественное художественная зима» оформление зарисовки и изготовление снежного мастерская городка. 15. «Новогодняя Просмотр видеосюжета о красоте зимней творческая стенгазета» природы. Написание и оформление новогоднего мастерская поздравления. 16. «Новогодняя Изготовление ёлки из «бумажных ладошек». творческая стенгазета» Оформление стенгазеты (бумажная ёлка, мастерская собственные зарисовки, поздравления). Раздел III. Энциклопедия праздников. 17. «Заметка о Газетный жанр – заметка. Написание заметки о экскурсия творческом творческом деле (изготовлении поделки из деле» снега). 18. Оформление Иллюстрирование заметки. Художественное творческая 9 стенгазеты «Волшебный снег» 19. «Самое дорогое» 20. «Творческая мастерская писателей» 21. «Письмо незнакомому другу» 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. оформление заметки. Оформление стенгазеты мастерская «Волшебный снег» или «Моя снежная поделка». Урок - экскурсия в школьный музей. Просмотр экскурсия документальных фильмов о войне. Беседа о подвиге, о защите Родины. Чтение творческая рассказа «Самое дорогое». Изготовление подарка мастерская для пап – пятиконечной звезды (оригами). Рассматривание поделок в художественная газете, журнале, Интернете. Написание письма- мастерская отзыва автору понравившейся поделки. Художественное оформление письма. «Цветок для Беседа о мамах. Чтение стихов о мамах творческая мамы» Изготовление цветка - аппликации из бумаги. мастерская Приклеивание в серединку цветка фото мамы. Запись на лепестках качеств мамы. Выпуск Выпуск праздничной стенгазеты (работа в художественная стенгазеты группах: рисование портретов мам, написание мастерская «Мамин заметок о маме, оформление поздравления, праздник» оформление заголовка стенгазеты). «Мечтать на Беседа о мечте и желаниях. Рассказ о К. поисковая пользу людям» Циолковском. Просмотр слайдов «Звёздное деятельность небо». Изготовление макета космического корабля. «Путешествие Беседа о новостях. Сбор новостей - экскурсия в экскурсия в страну кабинет биологии. Рассказ учителя о Дне Земли. новостей» Написание заметки о Земле. «Путешествие Новость – приезд в школу гостей. Беседа об экскурсия в страну этикете. Экскурсия в кабинет технологии. Рассказ новостей» учителя об этикете за столом. Практическая работа - сервировка стола. Раздел IV. «Творческие мастерские» «В царстве Экскурсия в библиотеку. Интервью с экскурсия книг» библиотекарем, знакомство с творчеством уральских писателей. Создание книжкисамоделки с отзывом о понравившейся книге. «Творческая Организация выставки книг-самоделок. творческая мастерская» Презентация своих поделок. мастерская, выставка поделок «Красота Экскурсия на улицу – наблюдение за цветущими экскурсия цветущей деревьями. Рассказ об испытанных чувствах. ветки» Весенняя зарисовка – сочинение о красоте просыпающейся природы. Итоговое Организация и проведение отчетной выставки творческий занятие работ обучающихся: произведений, созданных отчёт обучающимися в процессе работы по программе «Волшебное перо»; творческие поделки. Третий год обучения 10 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема Содержание Раздел I. «Мир поэзии» Многообразие мира поэзии. Наблюдение за стихами разных эпох. В.А. Жуковский «Садко» Волшебство Беседа о преображении обыкновенного превращения слова в руках поэта. Упражнения в слова. преобразовании слов. Творческая Работа над проектом «Особенности мастерская поэтического мира поэта» (А.С. писателей Пушкин, В.В. Маяковский и др.). Чудо Анализ стихотворений об осени разных стихотворного поэтов, разных эпох. Выразительные слова средства, помогающие поэтам передать красоту лирического произведения. Что такое Понятие «Буриме. Игра в «Буриме» Буриме? Раздел II. «В мире сказок» Звукоподражание Наблюдение за звукоподражанием в стихах для детей. Мир поэзии. 7. Создание сказок. Сказки –загадки. Сочинение сказок – Сказки-загадки. загадок. 8. Создание сказок. Сказки- перевоплощение. Сочинение Сказкисказок перевоплощение . Раздел III. «В мире театра» Театрализованная Знакомство с упражнениями, ритмопластика помогающими ппередать смысл стихотворения Театральная Театр в театр: от подготовки до игра исполнения. Распределение ролей. Учимся играть Репетиция сказки сказки на сцене. Создание Беседа о художниках –декораторах. декораций. Выбор и создание декорация для спектакля Изготовление Подбор костюмов для спектакля. элементов изготовление костюмов. костюмов для инсценирования. Праздник Демонстрация спектакля. «Творческий марафон» Выпуск сборника Подведение итогов работы за год. «Волшебное Изготовление выпуска «Волшебное перо» перо» 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 11 Формы деятельности смысловое чтение творческая мастерская поисковая деятельность практическая работа практическая работа Оформление лэпбука «Стихи с секретом». творческая мастерская, инсценирование творческая мастерская, инсценирование практическая работа, инсценирование творческая мастерская творческая деятельность практическая работа практическая работа творческая мастерская практическая деятельность, презентация работ 2.2. Тематическое планирование 1-ый год обучения (30 ч) № Тема № п/п Кол-во часов 1. Зачем нужна поэзия? 1 2. Чудо поэтического стиха? 1 3. Чудо поэтического слова 1 4. Участие в поэтическом конкурсе «Осеннее ассорти» 1 5. Поход за вдохновением. Экскурсия в районную библиотеку № 24 (возможна онлайн-экскурсия) 6. Путешествие в слово 1 1 7. Я не поэт, я только учусь 1 8. Участие в конкурсе чтецов ко Дню матери 1 9. Стихотворный размер 1 10. Межстиховая пауза 1 11. Авторское ударение в слове 1 12. Рифма 1 13. Игры в рифму 1 14. Мои фантазии 1 15. Впечатление, настроение, интонация 1 16. Постижение поэтического слова и образа 1 17. Проба пера 1 18. Маленькая муза 1 19. Лирические произведения на фоне музыки 1 20. Поэзия и живопись 1 21. Как учить стихи 1 12 22. Учим голос летать 1 23. Ярмарка талантов 1 24. Поэты Урала 1 25. Страна «Перевертундия» 1 26. Моя поэтическая тетрадь 1 27. Растения во фразеологизмах 1 28. Животные во фразеологизмах 1 29. Игротека 1 30. Игровое занятие 1 30 2-ой год обучения (30 ч) № Тема Кол-во часов Раздел I. «Край ты мой родимый» 8 № п/п 1. Наука и эстетика 1 2. Красота речи 1 3. Творческая мастерская писателей 1 4. Осень – прекрасная пора 1 5. Проба пера 1 6. Красота в словах и творчестве 1 7. Мы – художники-оформители 1 8. Мы – художники-оформители 1 Раздел II. «Русь моя, жизнь моя» 8 9. Красота слова 1 10. Творческая мастерская писателей 1 13 11. Проба пера 1 12. Волшебница-зима 1 13. Творческая мастерская художника 1 14. Волшебница-зима 1 15. Новогодняя стенгазета 1 16. Новогодняя стенгазета 1 a. Раздел III. Энциклопедия праздников. 10 17. Заметка о творческом деле 1 18. Оформление стенгазеты «Волшебный снег» 1 19. Самое дорогое 1 20. Творческая мастерская писателей 1 Письмо незнакомому другу 1 22. Цветок для мамы 1 23. Выпуск стенгазеты «Мамин праздник» 1 24. Мечтать на пользу людям 1 25. Путешествие в страну новостей 1 26. Путешествие в страну новостей 1 21. Раздел IV. «Творческие мастерские» a. 4 27. В царстве книг 1 28. Творческая мастерская 1 29. Красота цветущей ветки 1 30. Итоговое занятие 1 3-ий год обучения (30 ч) № Тема № п/п 14 Кол-во часов Раздел I. «Мир поэзии» 10 1. Мир поэзии. 2 2. Волшебство превращения слова. 2 3. Творческая мастерская писателей 2 4. Чудо стихотворного слова 2 5. Что такое Буриме? 2 Раздел II. «В мире сказок» 6 6. Звукоподражание. 2 7. Создание сказок. Сказки-загадки. 2 8. Создание сказок. Сказки-перевоплощение. 2 Раздел III. «В мире театра» 14 9. Ритмопластика 2 10. Театральная игра 2 11. Учимся играть сказки на сцене. 2 12. Создание декораций. 2 13. Изготовление элементов костюмов для инсценирования. 2 14. Праздник «Творческий марафон» 2 15. Выпуск сборника «Волшебное перо» 2 3. Организационный раздел 3.1 Учебный план Учебный план первого года обучения № Название разделов, тем Общее кол-во часов В том числе Теория 15 Практик а Формы аттестации \ контроля Первый год обучения 1. Итого учебных часов Всего часов 30 15 15 30 30 15 15 15 15 Педагогическое наблюдение, показательные выступление, анализ достижений Учебный план второго года обучения № Название разделов, тем Общеекол -вочасов 1. «Край ты родимый» 2. «Русь моя, жизнь моя» Энциклопедия праздников. 4. «Творческие мастерские» Итого учебных часов Всего часов 3. мой В том числе Теория Практика 8 4 4 8 4 4 10 5 5 4 2 2 30 30 15 15 15 15 Формы аттестации \ контроля Педагогическое наблюдение, показательные выступления, анализ достижений Учебный план третьего года обучения № Название разделов, тем Общеекол -вочасов В том числе Теория Практика 1. «Мир поэзии» 10 5 5 2. «В мире сказок» 6 3 3 3. «В мире театра» 14 7 7 Итого учебных часов Всего часов 30 30 15 15 15 15 Формы аттестации \ контроля Педагогическое наблюдение, показательные выступления, анализ достижений 3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год № Месяцы Формаконтроля 16 п\п 1 2 3 4 Сентябрь октябрь Ноябрь декабрь Январь март Апрель май Кол-вочасов 7 7 9 7 Тестирование; Опрос, просмотр; Игровыепрограммы; Участие детей в городских мероприятиях, концертной деятельности, конкурсах; Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора. 3.3. Методическое обеспечение программы 1. Художественные произведения поэтов и писателей о природе. 2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2017 3.4Материально-технические условия реализации программы Реализация программы осуществляется на базе МАОУ СОШ № 62, расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Большакова 18. ноутбук проектор экран акустическая система (колонки) Список литературы 1. Головин Б. Н. «Основы культуры речи». М:. 1988. 2. Ершова, А. Актёрская грамота – подросткам. М.: Просвещение, 1994. 3. Запорожец, Т Логика сценической речи: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1974. 4. Конянинова, И. Произношение и дикция. М.: ВТО,1977. 5. Куницын, А. Н. Начальные этапы голосо–речевого тренинга. Л.,1988. 6. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова – М., 1990. 7. Муравьёв, Б. Л. От дыхания – к голосу: работа над речевым дыханием актёра. - Л., 1982. 8. Петрова А. Н. Художественное слово – М., 1976. 9. Промптова И. Ю. Речевая культура русского театра – М.,1989. 10. Саричева, Е. Сценическая речь. М., 1995. 11. Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум – М., 1976. Список литературы для обучающихся 1. «Библиотека Спасска». Подборка стихов, заметок о природе спасских поэтов и писателей. Подборка из газеты «Спасск». 2013год. 2. Заметки о природе русских писателей: Пескова, Пришвина, Паустовского. 17 Сведения о разработчике Демидова Галина Александровна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж работы - 16 лет, в ОУ № 40 – 6 лет РГППУ, преподавание в начальных классах Аннотация Направленность программы: социально-гуманитарная. Цель программы: воспитание эстетически развитого читателя путем создания детских творческих работ, а также раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет. Продолжительность реализации программы: 3 года. Режим занятий: занятия 1 час в неделю Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание:Программа отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – поэтического и литературного написания стихотворных строк и заметок собственного сочинения, оформления стенных газет по определённой тематике. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности такая работа помогает детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои творческие способности. Развитие творческих способностей, самостоятельности учащихся является в настоящее время одной из первейших задач школы, и решать её необходимо теми средствами и способами, которые наиболее подходят для той или иной работы. 18 Приложение 1. Метод наблюдения Критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей: высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разно жанровой направленности; средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны; низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности. Диагностика уровня эмоционально-эстетического развития (разработал А.Ф. Яфальян) В ходе исследования выделяются три критерия эмоционально-эстетического развития детей: соматическое выражение эмоций, в котором определялась адекватность восприятия детьми эмоциональных состояний людей и выражение эмоций в движениях; вербальное выражение эмоций, котором проверялась адекватность передачи эмоционального состояния в речи; визуально-графическое выражение эмоций, которое состояло из визуального восприятия эмоционального состояния и графического выражения экспрессии чувств и эмоций. Градации уровней эстетического отношения детей к людям, которое соответствует развитию эстетических чувств и эмоций: неэстетический (низкий) уровень; предэстетический (средний) уровень; эстетический (высокий) уровень. Дети, которые способны быть выразительными соматически, умеют выразить словесно экспрессию чувства и определить визуально, а затем выразить это в рисунке, достигают той степени эмоционального и эстетического развития, которая является необходимой для целостного полноценного развития ребенка. Показатели, которые характеризуют каждый критерий, а также баллы, которые соответствуют уровням: 1 — низкий (неэстетический), 2 — средний (предэстетический), 3 — высокий (эстетический). Критерии Уровни Баллы Соматическое Не выражает эмоции в мимике и жестах, движения хаотичные, выражение резкие или вялые. эмоций Не всегда адекватно передает эмоции в мимике и жестах, движения осмысленны, однако не всегда выразительны. 1 Мимика и жесты выразительны, соответствуют передаваемой эмоции, движения пластичные, музыкальные. 3 19 2 Вербальное выражение эмоций Визуальнографическое выражение эмоций Не может передать выразительно в речи эмоциональное состояние, не может подобрать прилагательное для передачи характера произведения. 1 Может адекватно передать в речи эмоциональное состояние при помощи педагога, подбирает 1-2 слова для передачи эмоциональных состояний. 2 Речь интонационно выразительна, подбирает 3 и более прилагательных, соответствующих эмоциональному состоянию. 3 Не может в изображении определить характер эмоции, графические не выражает эмоциональные состояния. 1 Адекватно определяет 2 -3 изображения эмоциональных состояний, графически выражает эмоциональные состояния. 2 Адекватно определяет все графически выразительно состояния. 3 Анкета «Что я люблю» * Что ты любишь больше всего на свете? * Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? * Что ты любишь в школе? * Что тебе нравится во взрослых людях? * Что тебя удивляет? * Назови свои увлечения. 20 предложенные изображения, изображает эмоциональные