Подготовка к ЕГЭ 2019. Русский язык Диагностическая работа № 3 Пунктуация (позиции 16–21) Демоверсия Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 17 заданий. Записывайте ответы на каждое задание в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Желаем успеха! © СтатГрад, 2018 Русский язык. 10–11 класс. Пунктуация (позиции 16–21). Демонстрационный вариант 1 2 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен однако последние слова поразили его задели за живое. 2) Тему судьбы поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова можно осмыслить как в узком литературном контексте так и в широкой социальной и историко-культурной перспективе. 3) Этот генерал обладает не только военным талантом но и хорошими организаторскими способностями пользуется авторитетом в армии. 4) Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» выглядит растянутым и нединамичным осложнён и нагружен параллельными сюжетными линиями. 5) Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно. Ответ: 2 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и сильным влиянием нового поэтического мышления. 2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы. 3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками. 4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала. 5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горячих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи. Ответ: 3 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Вся тяжёлая и густая листва тополя дрожала и шумела от шторма. 2) Над полем потянулся не то туман не то дымок от костра. 3) Снег ещё лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах но на полях осел и стал рыхлым. 4) Юрий Михайлович Лотман интенсивно занимался русской общественной мыслью и литературой пушкинской эпохи и сделал её главным объектом своих исторических и историко-литературных исследований. 5) Весело и неожиданно встречает всех прохожих тёплое весеннее утро. Ответ: © СтатГрад, 2019 Русский язык. 10–11 класс. Пунктуация (позиции 16–21). Демонстрационный вариант 4 3 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Земля (1) размякшая под дождём (2) поддавалась лопате легко, ход получался широким, и в него (3) захватывая с собой кусочки прелых листьев (4) потекла вода. Ответ: ___________________________. 5 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Приятели (1) оживлённо что-то обсуждая (2) шли вдоль (3) тщательно подстриженной садовником (4) живой изгороди. Ответ: ___________________________. 6 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Споры (1) поднявшиеся (2) после сенсационного открытия археологов в шахте пирамиды Хеопса (3) и не затихающие до сих пор (4) обозначили новый этап исследований в области египтологии. Ответ: ___________________________. 7 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Австралийские учёные обнаружили небольшую планету, состоящую (1) вероятно (2) из кристаллического углерода и являющуюся (3) по их предположениям (4) алмазом. Ответ: ___________________________. 8 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Гм! гм! Читатель благородный (1) Здорова ль (2) ваша вся родня? Позвольте: может быть (3) угодно (4) Теперь узнать вам от меня, Что значит именно родные. Родные люди вот какие: Мы их обязаны ласкать, Любить, душевно уважать И (5) по обычаю народа (6) О рождестве их навещать… (А.С. Пушкин) Ответ: ___________________________. © СтатГрад, 2019 Русский язык. 10–11 класс. Пунктуация (позиции 16–21). Демонстрационный вариант 9 4 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Увижу ль (1) о (2) друзья (3) народ неугнетённый И рабство, падшее (4) по манию царя, И над отечеством свободы просвещённой Взойдёт ли наконец прекрасная заря? (А.С.Пушкин) Ответ: ___________________________. 10 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). После Берлинского конгресса Болгария (1) выгодное геостратегическое положение (2) которой (3) было очевидно (4) стала главной точкой опоры российской политики. Ответ: ___________________________. 11 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Эти милые детские забавы (1) воспоминания (2) о которых (3) я по сей день бережно храню в своём сердце (4) были для нас чем-то несомненно важным и ценным. Ответ: ___________________________. 12 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Рядом с месторождением (1) на котором (2) добывается практически весь российский никель (3) около шестидесяти лет назад (4) был построен город Норильск. Ответ: ___________________________. 13 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я просто не готов к тому (1) чтобы проститься со своим увлечением живописью (2) и (3) если мне суждено когда-то стать настоящим художником (4) я им всенепременно стану. Ответ: ___________________________. 14 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сначала я думал (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры (2) но (3) когда начал читать (4) то увидел (5) что он написан очень просто и понятно. Ответ: ___________________________. © СтатГрад, 2019 Русский язык. 10–11 класс. Пунктуация (позиции 16–21). Демонстрационный вариант 15 5 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он хотел уверить себя (1) что никакой опасности нет (2) и что вражеские солдаты по дороге просто померещились мальчику от страха (3) и (4) хотя ему удавалось на короткие минуты обмануть свой ум (5) но в глубине души он ясно чувствовал приближение неотвратимой трагедии. Ответ: ___________________________. 16 17 Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Лента Мёбиуса имеет край, и её можно сшить из конечного числа лоскутов. (2)Следовательно, она является компактным двухмерным многообразием с краем. (3)Отодрать от неё край в физическом смысле, конечно, нельзя. (4)Да ведь и сама лента Мёбиуса не является, в сущности, реальным объектом. (5)Она есть не имеющая толщины поверхность и пребывает лишь в нашем воображении, как и всякая идеальная поверхность. (6)Но мысленно удалить край можно, тогда оставшееся будет двухмерным многообразием без края. (7)Правда, уже не компактным: из конечного числа лоскутов это многообразие сшить нельзя. (По В.А. Успенскому) Ответ: ___________________________. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Все мы знаем: геометрия требует чертежа. (2)И античные учёные тоже делали чертежи. (3)Причём чертили они на песке: это был самый удобный и дешёвый способ. (4)Основными элементами чертежей являются следующие: прямые линии и окружности. (5)Для их вычерчивания у античных учёных имелись специальные инструменты: линейка позволяла проводить прямые, а циркуль позволял проводить окружности. (6)Скорее всего, древнейший циркуль состоял из двух палок, соединённых верёвкой; одну палку («иглу») втыкали в песок в центре намеченной окружности, верёвка натягивалась, и второй палкой («писалом», «чертилом», «стилом») чертили окружность с радиусом, равным длине верёвки. (По В.А. Успенскому) Ответ: ___________________________. © СтатГрад, 2019 Русский язык. 10–11 класс. Пунктуация (позиции 16–21). Демонстрационный вариант 6 Ответы к заданиям № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Правильный ответ 24 <или> 42 15 <или> 51 23 <или> 32 1234 <или> любая другая последовательность этих цифр 12 <или> 21 14 <или> 41 1234 <или> любая другая последовательность этих цифр 1356 <или> любая другая последовательность этих цифр 13 <или> 31 14 <или> 41 14 <или> 41 13 <или> 31 1234 <или> любая другая последовательность этих цифр 1245 <или> любая другая последовательность этих цифр 135 <или> любая другая последовательность этих цифр 2347 <или> любая другая последовательность этих цифр 135 <или> любая другая последовательность этих цифр Система оценивания тематической работы За верное выполнение каждого задания работы учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале Отметка по пятибалльной шкале Общий балл © СтатГрад, 2019 «2» 0–6 «3» 7–10 «4» «5» 11–14 15–17