Демонстрационный вариант оценочных (контрольно-измерительных) материалов для проведения промежуточной аттестации по географии в 7 классе Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по курсу географии 7 класс Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по географии 7 класс. Работа включает 18 заданий и состоит из 3 частей. Часть А содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 10 – базового уровня и одно – повышенного уровня сложности. Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 с выбором трех верных ответов их шести, 1- на соответствие, 1- на определение последовательности географических процессов, явлений, объектов, 1на включение пропущенных в тексте слов. Часть С содержит три задания с развернутым ответом, из них 1 на применение географических знаний на практике, 2 задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса: первых два задания повышенного, а последние – высокого уровня сложности. Распределение заданий работы по частям и типам заданий с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – проводится в таблице №1. % максимального первичного балла № Части Число Тип за задания данной части от п/п работы заданий заданий максимального первичного балла за всю работу 1 Часть 1 11 В 12 44% 2 Часть 2 4 К 8 30% 3 Часть 3 3 Р 7 26% Итого: 18 27 100% Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения за курс « География. Земля и люди». Распределение заданий итоговой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Максимальный первичный балл Итоговая работа включает содержательные блоки, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии. Первый блок: « Природа Земли» включает задания, контролирующие знания о географических объектах, явлениях и процессах, о материках и океанах. Второй блок « Человек на планете Земля» представлен заданиями, проверяющими материал о людях живущих на Земле, расах, народах, странах мира. Третий блок « Многоликая планета» содержит задания, контролирующие знания о океанах Земли, материках на поверхности Земли. В работе проверяются следующие умения и виды деятельности: 1. Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений 2. Называть, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды 3. Выявлять особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и деятельности человека 4. Определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов 5. Устанавливать соответствие географических объектов 6. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий 7. Применять географические знания в практической деятельности 8. Анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах 9. Уметь обобщать и формулировать выводы. Распределение заданий по уровню сложности итоговой работы приводится в таблице №3 Уровень сложности заданий Базовый Повышенный Высокий Итого Число заданий Максимальный первичный балл 10 7 1 18 10 14 3 27 Таблица №3 % максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу 37% 52% 11% 100% Время выполнения работы – 45 минут. Критерии оценивания работы и заданий в работе. Оценивание заданий первой части – за верное выполнение каждого задания А1-А10 выставляется по 1 баллу, задания А11 оцениваются 2 баллами. В другом случае 0 баллов. Оценивание заданий 2 части. За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1 и В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны 2 любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается один балл Для заданий В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Для заданий В4 выставляется 1 балл, если на любой одной или двух любых позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Оценивание заданий третьей части. Задания С1-С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценивание задания С1- за полный и правильный ответ, содержащий два указанных в критериях к оцениванию элемента, выставляется 2 балла. В случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемента, но содержатся негрубые биологические ошибки, выставляется один балл, и 0 баллов во всех других случаях. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Инструкция по выполнению работы. На выполнение итоговой работы по географии в 7 классе дается 45 минут, работа состоит из 3 частей, содержащих 18 заданий. Часть 1 содержит 11 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот ответ крестиком и затем обведите крестиком правильный ответ. Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов и задания на соответствие. Для заданий части 2 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его запишите рядом новый. Часть 3 содержит задания, на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном подписном листе Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию. Часть 1 А1. В каком океане находится Марианский глубоководный желоб? 1) Индийском 2) Тихом 3) Атлантическом 4) Северном Ледовитом. А2.Какое из перечисленных морских течений действует в Тихом океане? 1) Гольфстрим 2) Бразильское 3) Гвинейское 4) Куросио. А3.Соболь- животное, обитающее в природной зоне: 1) степей 2) тайги 3) пустынь 4) тундры А4.Одним из основных современных видов хозяйственной деятельности человека в тундре является: 1) заготовка леса 2) добыча полезных ископаемых 3) разведение скота 4) выращивание зерна А5.Среди перечисленных бессточным озером является: 1) Байкал 2) Виктория 3) Чад 4) Онежское. А6. На каком из островов среднегодовое количество осадков максимально? 1) Исландия 2) Калимантан 3) Мадагаскар 4) Тасмания. А7.Месторождения каких полезных ископаемых приурочены к древним платформам? 1) нефти 2) железных руд 3) медных руд 4) полиметаллических руд А8.Кто из перечисленных путешественников внес большой вклад в открытие и изучение Африки? 1) И. Москвитин 2) Д. Кук 3) Д. Ливингстон 4) Ф. Магеллан А9. Умеренный морской климат характерен для: 1) острова Суматра 2) Пиренейского полуострова 3) о.Великобритания 4) п-ова Юкатан А10.Какая из перечисленных горных систем самая протяженная? 1) Кордильеры 2) Урал 3) Альпы 4) Аппалачи А11.На каком из полуостровов в течение года действуют муссоны? 1) Лабрадор 2) Аляска 3) Индокитай 4) Сомали Часть 2 При выполнении заданий В1-В4 запишите последовательность или соответствие ответов в отведенном для этого месте. В1. Распределите климатические пояса Африки в порядке уменьшения густоты речной сети: 1) экваториальный 2) тропический 3) субэкваториальный. Ответ: 1 2 3 В2. Установите соответствие. Природная зона: 1. Влажные леса 2. Саванны 3. Пустыни Ответ: 1 2 Климатический пояс: а) субтропический б) тропический в) субэкваториальный г) экваториальный. 3 В3 Распределите южные материки по мере увеличения их площади: 1) Антарктида 2) Африка 3) Южная Америка 4) Австралия. Ответ: В4. Дать определения понятиям: расы, материк, часть света, платформа, воздушная масса. Часть3 Для ответов задания этой части используйте специальный бланк ответов С1. Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках? С2. Имеются ли в Африке ледники, если да, то в какой части материка? С3. Почему на платформах, как правило, располагаются равнины?