Демонстрационный вариант
оценочных (контрольно-измерительных) материалов для проведения промежуточной аттестации по географии в
7 классе
Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по курсу географии 7 класс
Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для проведения итогового
контроля знаний учащихся по географии 7 класс.
Работа включает 18 заданий и состоит из 3 частей.
Часть А содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 10 – базового уровня и одно –
повышенного уровня сложности.
Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 с выбором трех верных ответов
их шести, 1- на соответствие, 1- на определение последовательности географических процессов, явлений, объектов, 1на включение пропущенных в тексте слов.
Часть С содержит три задания с развернутым ответом, из них 1 на применение географических знаний на
практике, 2 задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при
изучении курса: первых два задания повышенного, а последние – высокого уровня сложности.
Распределение заданий работы по частям и типам заданий с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с
развернутым ответом (Р) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – проводится в
таблице №1.
% максимального первичного балла
№
Части
Число
Тип
за задания данной части от
п/п
работы
заданий заданий
максимального первичного балла за
всю работу
1
Часть 1
11
В
12
44%
2
Часть 2
4
К
8
30%
3
Часть 3
3
Р
7
26%
Итого:
18
27
100%
Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения за курс « География. Земля и люди».
Распределение заданий итоговой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.
Максимальный
первичный
балл
Итоговая работа включает содержательные блоки, которые соответствуют блокам федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования по географии.
Первый блок: « Природа Земли» включает задания, контролирующие знания о географических объектах, явлениях
и процессах, о материках и океанах.
Второй блок « Человек на планете Земля» представлен заданиями, проверяющими материал о людях живущих на
Земле, расах, народах, странах мира.
Третий блок « Многоликая планета» содержит задания, контролирующие знания о океанах Земли, материках на
поверхности Земли.
В работе проверяются следующие умения и виды деятельности:
1. Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
2. Называть, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды
3. Выявлять особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и деятельности человека
4. Определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и
местоположение географических объектов
5. Устанавливать соответствие географических объектов
6. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий
7. Применять географические знания в практической деятельности
8. Анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека
в экосистемах
9. Уметь обобщать и формулировать выводы.
Распределение заданий по уровню сложности итоговой работы приводится в таблице №3
Уровень
сложности
заданий
Базовый
Повышенный
Высокий
Итого
Число
заданий
Максимальный
первичный балл
10
7
1
18
10
14
3
27
Таблица №3
% максимального первичного балла за задания данного
уровня сложности от максимального первичного балла за
всю работу
37%
52%
11%
100%
Время выполнения работы – 45 минут.
Критерии оценивания работы и заданий в работе.
Оценивание заданий первой части – за верное выполнение каждого задания А1-А10 выставляется по 1 баллу,
задания А11 оцениваются 2 баллами. В другом случае 0 баллов.
Оценивание заданий 2 части.
За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1 и В2 выставляется 1 балл, если в
ответе указаны 2 любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если
экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается
один балл
Для заданий В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции записан не тот символ, который представлен в
эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Для заданий В4 выставляется 1 балл, если на любой одной или двух любых позициях ответа записаны не те
символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Оценивание заданий третьей части.
Задания С1-С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Оценивание задания С1- за полный и правильный ответ, содержащий два указанных в критериях к оцениванию
элемента, выставляется 2 балла.
В случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются два указанных к
оцениванию элемента, но содержатся негрубые биологические ошибки, выставляется один балл, и 0 баллов во всех
других случаях.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по географии в 7 классе дается 45 минут, работа состоит из 3 частей, содержащих
18 заданий.
Часть 1 содержит 11 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. При
выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в работе. Если вы обвели не тот номер, то
зачеркните этот ответ крестиком и затем обведите крестиком правильный ответ.
Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов и задания на соответствие. Для заданий части 2
ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его запишите
рядом новый.
Часть 3 содержит задания, на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном
подписном листе
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания,
которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас
остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию.
Часть 1
А1. В каком океане находится Марианский глубоководный желоб?
1) Индийском
2) Тихом
3) Атлантическом
4) Северном Ледовитом.
А2.Какое из перечисленных морских течений действует в Тихом океане?
1) Гольфстрим 2) Бразильское 3) Гвинейское
4) Куросио.
А3.Соболь- животное, обитающее в природной зоне:
1) степей
2) тайги
3) пустынь
4) тундры
А4.Одним из основных современных видов хозяйственной деятельности человека в тундре является:
1) заготовка леса 2) добыча полезных ископаемых 3) разведение скота 4) выращивание зерна
А5.Среди перечисленных бессточным озером является:
1) Байкал
2) Виктория 3) Чад
4) Онежское.
А6. На каком из островов среднегодовое количество осадков максимально?
1) Исландия
2) Калимантан 3) Мадагаскар
4) Тасмания.
А7.Месторождения каких полезных ископаемых приурочены к древним платформам?
1) нефти
2) железных руд 3) медных руд
4) полиметаллических руд
А8.Кто из перечисленных путешественников внес большой вклад в открытие и изучение Африки?
1) И. Москвитин 2) Д. Кук
3) Д. Ливингстон 4) Ф. Магеллан
А9. Умеренный морской климат характерен для:
1) острова Суматра 2) Пиренейского полуострова 3) о.Великобритания 4) п-ова Юкатан
А10.Какая из перечисленных горных систем самая протяженная?
1) Кордильеры
2) Урал
3) Альпы
4) Аппалачи
А11.На каком из полуостровов в течение года действуют муссоны?
1) Лабрадор
2) Аляска
3) Индокитай 4) Сомали
Часть 2
При выполнении заданий В1-В4 запишите последовательность или соответствие ответов в отведенном для этого
месте.
В1. Распределите климатические пояса Африки в порядке уменьшения густоты речной сети:
1) экваториальный
2) тропический
3) субэкваториальный.
Ответ:
1
2
3
В2.
Установите соответствие.
Природная зона:
1. Влажные леса
2. Саванны
3. Пустыни
Ответ:
1
2
Климатический пояс:
а) субтропический
б) тропический
в) субэкваториальный
г) экваториальный.
3
В3 Распределите южные материки по мере увеличения их площади:
1) Антарктида
2) Африка
3) Южная Америка
4) Австралия.
Ответ:
В4. Дать определения понятиям: расы, материк, часть света, платформа, воздушная масса.
Часть3
Для ответов задания этой части используйте специальный бланк ответов
С1. Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не складчатой
области, как на других материках?
С2. Имеются ли в Африке ледники, если да, то в какой части материка?
С3. Почему на платформах, как правило, располагаются равнины?