Демонстрационный вариант оценочных (контрольно-измерительных) материалов для проведения промежуточной аттестации по географии в 6 классе Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по курсу географии 6 класс Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по географии 6 класс. Работа включает 18 заданий и состоит из 3 частей. Часть А содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 10 – базового уровня и одно – повышенного уровня сложности. Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 с выбором трех верных ответов их шести, 1- на соответствие, 1- на определение последовательности географических процессов, явлений, объектов, 1на включение пропущенных в тексте слов. Часть С содержит три задания с развернутым ответом, из них 1 на применение географических знаний на практике, 2 задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса: первых два задания повышенного, а последние – высокого уровня сложности. Распределение заданий работы по частям и типам заданий с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – проводится в таблице №1. № Части работы п/п 1 2 3 Часть 1 Часть 2 Часть 3 Итого: Число заданий Тип заданий 11 4 3 18 В К Р Максимальный % максимального первичный первичного балла за задания балл данной части от максимального первичного балла за всю работу 12 44% 8 30% 7 26% 27 100% В работе проверяются следующие умения и виды деятельности: 1. Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений 2. Называть, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды 3. Выявлять особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и деятельности человека 4. Определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов 5. Устанавливать соответствие географических объектов 6. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий 7. Применять географические знания в практической деятельности 8. Анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах 9. Уметь обобщать и формулировать выводы. Распределение заданий по уровню сложности итоговой работы приводится в таблице №3 Таблица №3 % максимального первичного балла за задания данного уровня Уровень сложности Максимальный Число заданий сложности от заданий первичный балл максимального первичного балла за всю работу Базовый 10 10 37% Повышенный 7 14 52% Высокий 1 3 11% Итого 18 27 100% Время выполнения работы – 45 минут. Критерии оценивания работы и заданий в работе. Оценивание заданий первой части – за верное выполнение каждого задания А1-А10 выставляется по 1 баллу, задания А11 оцениваются 2 баллами. В другом случае 0 баллов. Оценивание заданий 2 части. За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1 и В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны 2 любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается один балл Для заданий В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Для заданий В4 выставляется 1 балл, если на любой одной или двух любых позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Оценивание заданий третьей части. Задания С1-С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценивание задания С1- за полный и правильный ответ, содержащий два указанных в критериях к оцениванию элемента, выставляется 2 балла. В случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемента, но содержатся негрубые биологические ошибки, выставляется один балл, и 0 баллов во всех других случаях. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Инструкция по выполнению работы На выполнение итоговой работы по географии в 6 классе дается 45 минут, работа состоит из 3 частей, содержащих 18 заданий. Часть 1 содержит 11 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот ответ крестиком и затем обведите крестиком правильный ответ. Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов и задания на соответствие. Для заданий части 2 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его запишите рядом новый. Часть 3 содержит задания, на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном подписном листе Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию. Часть 1 А1. Основной объём воды на Земле заключен: 1) в водах Мирового океана 2) в реках 3) в озёрах 4) в ледниках А2. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении, называется: 1) руслом 2) рекой 3) водопадом 4) родником А3. Озером называется: 1) природный водоем в естественном углублении земной поверхности; 2) сильно увлажненный участок суши; 3) искусственный водоём для накопления воды; 4) водоём, сообщающийся с морем одним или несколькими проливами. А4. Движение воздуха приводит к образованию в океане: 1) цунами 2) ветровых волн 3)приливов 4) отливов А5. Уровень грунтовых вод зависит от: 1) состава горных пород 2) количества атмосферных осадков 3) температуры воздуха на поверхности суши 4) условий залегания горных пород А6. Слой горных пород, насыщенный водой, называется: 1) водоупорным 2) водоносным 3) водонепроницаемым 4) водопроницаемым А7. Основная масса пресной воды на Земле содержится в: 1) ледниках 2) подземных водах 3) реках 4) многолетней мерзлоте А8. К районам с дефицитом пресной воды относятся: 1) Северная Америка и Южная Америка 2) 2) Австралия и Северная Америка 3) 3) Африка и Южная Америка 4) 4) Африка и Австралия А9. Главным потребителем воды в промышленности является производство: 1) бумаги 2) 2) продуктов питания 3) 3) тканей 4) 4) пластмасс А10. Найдите лишнее: 1) Мировой океан 2) ледники 3) барханы 4) реки А11. Расстояние между двумя соседними гребнями - это: 1) длина волны 2) высота волны 3) подошва 4) прилив Часть2. При выполнении заданий В1-В4 запишите последовательность или соответствие ответов в отведенном для этого месте. В1. Установите соответствие. А) горные ледники 1) глыбы льда, плавающие в океане Б) айсберги 2) ледники, образующиеся в горах В) покровные ледники 3) ледники, покрывающие сушу, образующие гигантские купола Ответ: 1 2 3 В2. Установите соответствие между частями и объектами гидросферы 1) Воды суши 2) Воды Мирового океана А) моря Б) озёра В) реки Г) океаны Д) болота Е) подземные воды Ответ: 1 2 В3. Расположите океаны в порядке возрастания их площади. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. А) Северный Ледовитый Б) Атлантический В) Индийский Г) Тихий Ответ: В4. Дать определения понятиям: гидросфера, залив, течения, муссоны, планктон. Часть3. Для ответов задания этой части используйте специальный бланк ответов С1. Используя предложенную характеристику, определите о каком, оптическом явлении идет речь: «В морозную погоду вокруг Солнца и Луны появляются ярко выраженные кольца. Они образуются, когда свет отражается в кристаллах льда, находящихся довольно высоко в атмосфере». С2. Прочитайте текст и найдите в тексте предложения, в которых содержится информация о климате Земли. Запишите номер этого предложения. 1) Состояние тропосферы в данном месте в данное время. 2) Многолетний режим погоды характерный для данной территории. 3) Обширные области Земли. Характеризующиеся определёнными климатическими показателями и набором сезонных погод. С3. Докажите, что гидросфера – сплошная и непрерывная оболочка Земли? Укажите не менее двух причин.