Демонстрационный вариант оценочных (контрольно-измерительных) материалов для проведения промежуточной аттестации по географии в 5 классе Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по курсу географии 5 класс Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по географии 5 класс. Работа включает 18 заданий и состоит из 3 частей. Часть А содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 10 – базового уровня и одно – повышенного уровня сложности. Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 с выбором трех верных ответов их шести, 1- на соответствие, 1- на определение последовательности географических процессов, явлений, объектов, 1на включение пропущенных в тексте слов. Часть С содержит три задания с развернутым ответом, из них 1 на применение географических знаний на практике, 2 задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса: первых два задания повышенного, а последние – высокого уровня сложности. Распределение заданий работы по частям и типам заданий с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – проводится в таблице №1. Таблица №1 № п/п 1 2 3 Части работы Часть 1 Часть 2 Часть 3 Итого: Число заданий Тип заданий 11 4 3 18 В К Р % максимального первичного балла за Максимальный задания данной части первичный от максимального балл первичного балла за всю работу 12 44% 8 30% 7 26% 27 100% Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения за курс «География. Планета Земля». Распределение заданий итоговой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Итоговая работа включает содержательные блоки, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии. Первый блок: « Развитие географических знаний о Земле» включает задания, контролирующие знания о географических объектах, явлениях и процессах, о ученых древности, о изучении Земли современной географией. Второй блок « Изображения земной поверхности и их использование» представлен заданиями, проверяющими материал о географической карте, параллелях, меридианах, азимуте, ориентировании, географических координатах. Третий блок « Земля – планета Солнечной системы» содержит задания, контролирующие знания о солнечной системе, планете Земля, видах движения Земли и их следствиях. Четвертый блок «Литосфера – каменная оболочка Земли» содержит задания, контролирующие знания о минералах и горных породах, о литосфере, рельефе Земли, о крупных формах рельефа Земли. Распределение заданий по содержательным блокам приводится в таблице.№2. Распределение заданий по основным содержательным блокам. Таблица №2 Содержательные блоки Число % максимального балла за задания заданий данного блока содержания от максимального балла за всю работу Развитие географических 1 5% знаний о Земле Изображения земной 6 33% поверхности и их использование Земля – планета Солнечной 7 38% системы Литосфера – каменная 4 22% оболочка Земли 18 100% Итого: В работе проверяются следующие умения и виды деятельности: 1. Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений 2. Называть, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды 3. Выявлять особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и деятельности человека 4. Определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов 5. Устанавливать соответствие географических объектов 6. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий 7. Применять географические знания в практической деятельности 8. Анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах 9. Уметь обобщать и формулировать выводы. Распределение заданий по уровню сложности итоговой работы приводится в таблице №3 Уровень сложности заданий Базовый Повышенный Высокий Итого Число заданий 10 7 1 18 Максимальный первичный балл 10 14 3 27 Таблица №3 % максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу 37% 52% 11% 100% Время выполнения работы – 45 минут. Критерии оценивания работы и заданий в работе. Оценивание заданий первой части – за верное выполнение каждого задания А1-А10 выставляется по 1 баллу, задания А11 оцениваются 2 баллами. В другом случае 0 баллов. Оценивание заданий 2 части. За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1 и В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны 2 любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается один балл Для заданий В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Для заданий В4 выставляется 1 балл, если на любой одной или двух любых позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Оценивание заданий третьей части. Задания С1-С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценивание задания С1- за полный и правильный ответ, содержащий два указанных в критериях к оцениванию элемента, выставляется 2 балла. В случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемента, но содержатся негрубые биологические ошибки, выставляется один балл, и 0 баллов во всех других случаях. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Инструкция по выполнению работы. На выполнение итоговой работы по географии в 5 классе дается 45 минут, работа состоит из 3 частей, содержащих 18 заданий. Часть 1 содержит 11 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот ответ крестиком и затем обведите крестиком правильный ответ. Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов и задания на соответствие. Для заданий части 2 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его запишите рядом новый. Часть 3 содержит задания, на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном подписном листе Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию. Часть 1 А1. Экспедиция Васко да Гамы: 1) пересекла Атлантический океан 2) совершила кругосветное плавание 3) открыла острова Огненная Земля 4) достигла берегов Индии морским путём А2. Самый древний глобус, сохранившийся до нашего времени, изготовил: 1) Аристотель 2) Птолемей 3) Мартин Бехайм 4) Меркатор А3. Форма Земли и очертания материков и океанов наиболее точно переданы на: 1) глобусе 2) карте 3) плане 4) аэрофотоснимке А4. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта называется: 1) ориентированием 2) прогнозированием 3)моделированием 4) нивелированием А5. Параллельные друг другу окружности при сечении земного шара называется: 1) меридианами 2) параллелями 3) экваторами 4) координатами. А6. Меридианы имеют форму: 1) прямых 2) полуокружностей 3) окружностей 4) секторов А7. Географическая долгота откладывается от: 1) начального меридиана только к востоку 2) начального меридиана к западу и востоку 3) экватора только к северу 4) экватора к северу и к югу А8.Солнце состоит из: 1) кислорода и водорода 2) 2) гелия и кислорода 3) 3) водорода и гелия 4) 4) азота и кислорода А9. При вращении вокруг своей оси Земля участвует в: 1) ускоренном движении 2) 2) замедленном движении 3) 3) неравномерном движении 4) 4) равномерном движении А10. В какие дни продолжительность дня на всей планете равна ночи? 1) 22 июня и 22 декабря 2) 22 июня и 23 сентября 3) 21 марта и 23 сентября 4) 21 марта и 22 декабря А11. Место падения Тунгусского метеорита находится в районе: 1) Восточной Сибири 2) Саратова 3) Гринвича в Англии 4) Ташкента Часть2 При выполнении заданий В1-В4 запишите последовательность соответствие ответов в отведенном для этого месте. В1. Установите соответствие. А) Земля Б) Солнце В) Луна Г) Большая Медведица 1) Спутник 2) Звезда 3) Сенегал 4) Планета Ответ: 1 2 3 4 В2. Оболочками Земли являются А) гидросфера Б) мантия В) ориентирование Г) атмосфера Д) литосфера Е) рельеф 1 2 3 или В3. Расположите горы в порядке возрастания их высоты. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. А) Кавказ Б) Гималаи В) Кордильеры Г) Атлас Ответ: В4. Дать определения понятиям: география, масштаб, азимут, географическая карта, рельеф. Часть3. Для ответов задания этой части используйте специальный бланк ответов С1. Используя предложенную характеристику, определите о каких горных породах идет речь: «Образуются на поверхности Земли в результате разрушения других горных пород, накопления обломков, химических веществ и остатков отмерших организмов. Породы в основном мягкие и легко разрушаются». С2. Прочитайте текст и найдите в тексте предложения, в которых содержится информация о рельефе Земли. Запишите номер этого предложения. 1) Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке. 2) Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии. 3) Все неровности земной поверхности, различные по форме, возрасту, размерам и происхождению С3. Всегда ли по мхам и лишайникам на коре деревьев можно определить стороны горизонта? Укажите не менее двух причин.