КИМ_География_5_класс

Демонстрационный вариант
оценочных (контрольно-измерительных) материалов для проведения
промежуточной аттестации по географии в 5 классе
Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по
курсу географии 5 класс
Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных
материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по географии 5
класс.
Работа включает 18 заданий и состоит из 3 частей.
Часть А содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из
них 10 – базового уровня и одно – повышенного уровня сложности.
Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким
ответом: 1 с выбором трех верных ответов их шести, 1- на соответствие, 1- на
определение последовательности географических процессов, явлений, объектов, 1на включение пропущенных в тексте слов.
Часть С содержит три задания с развернутым ответом, из них 1 на применение
географических знаний на практике, 2 задания на работу с текстом, требующие
соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса:
первых два задания повышенного, а последние – высокого уровня сложности.
Распределение заданий работы по частям и типам заданий с выбором ответа
(В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р) и с учетом максимального
первичного балла каждой части и работы в целом – проводится в таблице №1.
Таблица №1

№
п/п

1
2
3

Части
работы
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Итого:

Число
заданий

Тип
заданий

11
4
3
18

В
К
Р

% максимального
первичного балла за
Максимальный
задания данной части
первичный
от максимального
балл
первичного балла за
всю работу
12
44%
8
30%
7
26%
27
100%

Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения за курс
«География. Планета Земля».
Распределение заданий итоговой работы по содержанию, проверяемым
умениям и видам деятельности.
Итоговая работа включает содержательные блоки, которые соответствуют
блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования по географии.

Первый блок: « Развитие географических знаний о Земле» включает задания,
контролирующие знания о географических объектах, явлениях и процессах, о
ученых древности, о изучении Земли современной географией.
Второй блок « Изображения земной поверхности и их использование»
представлен заданиями, проверяющими материал о географической карте,
параллелях, меридианах, азимуте, ориентировании, географических координатах.
Третий блок « Земля – планета Солнечной системы» содержит задания,
контролирующие знания о солнечной системе, планете Земля, видах движения
Земли и их следствиях.
Четвертый блок «Литосфера – каменная оболочка Земли» содержит задания,
контролирующие знания о минералах и горных породах, о литосфере, рельефе
Земли, о крупных формах рельефа Земли.
Распределение заданий по содержательным блокам приводится в таблице.№2.
Распределение заданий по основным содержательным блокам.
Таблица №2
Содержательные блоки
Число
% максимального балла за задания
заданий
данного блока содержания от
максимального балла за всю работу
Развитие
географических
1
5%
знаний о Земле
Изображения
земной
6
33%
поверхности
и
их
использование
Земля – планета Солнечной
7
38%
системы
Литосфера
–
каменная
4
22%
оболочка Земли
18
100%
Итого:
В работе проверяются следующие умения и виды деятельности:
1. Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
2. Называть, приводить примеры использования и охраны природных
ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
3. Выявлять особенности воздействия на окружающую среду различных сфер
и деятельности человека
4. Определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов
5. Устанавливать соответствие географических объектов
6. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий
7. Применять географические знания в практической деятельности
8. Анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды,
последствий деятельности человека в экосистемах

9. Уметь обобщать и формулировать выводы.
Распределение заданий по уровню сложности
итоговой работы приводится в таблице №3

Уровень
сложности
заданий

Базовый
Повышенный
Высокий
Итого

Число заданий

10
7
1
18

Максимальный
первичный балл

10
14
3
27

Таблица №3
% максимального
первичного балла
за задания данного
уровня сложности
от максимального
первичного балла
за всю работу
37%
52%
11%
100%

Время выполнения работы – 45 минут.
Критерии оценивания работы и заданий в работе.
Оценивание заданий первой части – за верное выполнение каждого задания
А1-А10 выставляется по 1 баллу, задания А11 оцениваются 2 баллами. В другом
случае 0 баллов.
Оценивание заданий 2 части.
За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1
и В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны 2 любые цифры, представленные в
эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в
ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ
снижается один балл
Для заданий В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции записан
не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других
случаях.
Для заданий В4 выставляется 1 балл, если на любой одной или двух любых
позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и
0 баллов во всех других случаях.
Оценивание заданий третьей части.
Задания С1-С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Оценивание задания С1- за полный и правильный ответ, содержащий два
указанных в критериях к оцениванию элемента, выставляется 2 балла.
В случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки,
или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемента, но содержатся

негрубые биологические ошибки, выставляется один балл, и 0 баллов во всех других
случаях.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по географии в 5 классе дается 45 минут,
работа состоит из 3 частей, содержащих 18 заданий.
Часть 1 содержит 11 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта
ответа, один из которых верный. При выполнении заданий части 1 обведите
кружком номер выбранного ответа в работе. Если вы обвели не тот номер, то
зачеркните этот ответ крестиком и затем обведите крестиком правильный ответ.
Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов и задания
на соответствие. Для заданий части 2 ответ записывается в работе в отведенном для
этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его запишите рядом
новый.
Часть 3 содержит задания, на которые следует дать развернутый ответ.
Задания выполняются на отдельном подписном листе
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и
переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас
остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию.
Часть 1
А1. Экспедиция Васко да Гамы:
1) пересекла Атлантический океан
2) совершила кругосветное плавание
3) открыла острова Огненная Земля
4) достигла берегов Индии морским путём
А2. Самый древний глобус, сохранившийся до нашего времени, изготовил:
1) Аристотель 2) Птолемей 3) Мартин Бехайм 4) Меркатор
А3. Форма Земли и очертания материков и океанов наиболее точно переданы
на:
1) глобусе
2) карте
3) плане
4) аэрофотоснимке
А4. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта
называется:
1) ориентированием
2) прогнозированием
3)моделированием
4) нивелированием
А5. Параллельные друг другу окружности при сечении земного шара
называется:
1) меридианами
2) параллелями
3) экваторами
4) координатами.

А6. Меридианы имеют форму:
1) прямых
2) полуокружностей
3) окружностей
4) секторов
А7. Географическая долгота откладывается от:
1) начального меридиана только к востоку
2) начального меридиана к западу и востоку
3) экватора только к северу
4) экватора к северу и к югу
А8.Солнце состоит из:
1) кислорода и водорода
2) 2) гелия и кислорода
3) 3) водорода и гелия
4) 4) азота и кислорода
А9. При вращении вокруг своей оси Земля участвует в:
1) ускоренном движении
2) 2) замедленном движении
3) 3) неравномерном движении
4) 4) равномерном движении
А10. В какие дни продолжительность дня на всей планете равна ночи?
1) 22 июня и 22 декабря
2) 22 июня и 23 сентября
3) 21 марта и 23 сентября
4) 21 марта и 22 декабря
А11. Место падения Тунгусского метеорита находится в районе:
1) Восточной Сибири
2) Саратова
3) Гринвича в Англии
4) Ташкента
Часть2
При выполнении заданий В1-В4 запишите последовательность
соответствие ответов в отведенном для этого месте.
В1. Установите соответствие.
А) Земля Б) Солнце В) Луна Г) Большая Медведица
1) Спутник 2) Звезда 3) Сенегал 4) Планета
Ответ:
1
2
3
4
В2. Оболочками Земли являются
А) гидросфера
Б) мантия
В) ориентирование
Г) атмосфера
Д) литосфера
Е) рельеф
1

2

3

или

В3. Расположите горы в порядке возрастания их высоты. Запишите в таблицу
получившуюся последовательность букв.
А) Кавказ
Б) Гималаи
В) Кордильеры
Г) Атлас
Ответ:
В4. Дать определения понятиям: география, масштаб, азимут, географическая
карта, рельеф.
Часть3.
Для ответов задания этой части используйте специальный бланк ответов
С1. Используя предложенную характеристику, определите о каких горных
породах идет речь:
«Образуются на поверхности Земли в результате разрушения других горных
пород, накопления обломков, химических веществ и остатков отмерших
организмов. Породы в основном мягкие и легко разрушаются».
С2. Прочитайте текст и найдите в тексте предложения, в которых содержится
информация о рельефе Земли. Запишите номер этого предложения.
1) Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет,
отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
2) Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной
линии.
3) Все неровности земной поверхности, различные по форме, возрасту,
размерам и происхождению
С3. Всегда ли по мхам и лишайникам на коре деревьев можно определить
стороны горизонта?
Укажите не менее двух причин.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».