Демонстрационный вариант
оценочных (контрольно-измерительных) материалов для проведения
промежуточной аттестации по географии в 5 классе
Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по
курсу географии 5 класс
Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных
материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по географии 5
класс.
Работа включает 18 заданий и состоит из 3 частей.
Часть А содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из
них 10 – базового уровня и одно – повышенного уровня сложности.
Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким
ответом: 1 с выбором трех верных ответов их шести, 1- на соответствие, 1- на
определение последовательности географических процессов, явлений, объектов, 1на включение пропущенных в тексте слов.
Часть С содержит три задания с развернутым ответом, из них 1 на применение
географических знаний на практике, 2 задания на работу с текстом, требующие
соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса:
первых два задания повышенного, а последние – высокого уровня сложности.
Распределение заданий работы по частям и типам заданий с выбором ответа
(В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р) и с учетом максимального
первичного балла каждой части и работы в целом – проводится в таблице №1.
Таблица №1
№
п/п
1
2
3
Части
работы
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Итого:
Число
заданий
Тип
заданий
11
4
3
18
В
К
Р
% максимального
первичного балла за
Максимальный
задания данной части
первичный
от максимального
балл
первичного балла за
всю работу
12
44%
8
30%
7
26%
27
100%
Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения за курс
«География. Планета Земля».
Распределение заданий итоговой работы по содержанию, проверяемым
умениям и видам деятельности.
Итоговая работа включает содержательные блоки, которые соответствуют
блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования по географии.
Первый блок: « Развитие географических знаний о Земле» включает задания,
контролирующие знания о географических объектах, явлениях и процессах, о
ученых древности, о изучении Земли современной географией.
Второй блок « Изображения земной поверхности и их использование»
представлен заданиями, проверяющими материал о географической карте,
параллелях, меридианах, азимуте, ориентировании, географических координатах.
Третий блок « Земля – планета Солнечной системы» содержит задания,
контролирующие знания о солнечной системе, планете Земля, видах движения
Земли и их следствиях.
Четвертый блок «Литосфера – каменная оболочка Земли» содержит задания,
контролирующие знания о минералах и горных породах, о литосфере, рельефе
Земли, о крупных формах рельефа Земли.
Распределение заданий по содержательным блокам приводится в таблице.№2.
Распределение заданий по основным содержательным блокам.
Таблица №2
Содержательные блоки
Число
% максимального балла за задания
заданий
данного блока содержания от
максимального балла за всю работу
Развитие
географических
1
5%
знаний о Земле
Изображения
земной
6
33%
поверхности
и
их
использование
Земля – планета Солнечной
7
38%
системы
Литосфера
–
каменная
4
22%
оболочка Земли
18
100%
Итого:
В работе проверяются следующие умения и виды деятельности:
1. Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
2. Называть, приводить примеры использования и охраны природных
ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
3. Выявлять особенности воздействия на окружающую среду различных сфер
и деятельности человека
4. Определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов
5. Устанавливать соответствие географических объектов
6. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий
7. Применять географические знания в практической деятельности
8. Анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды,
последствий деятельности человека в экосистемах
9. Уметь обобщать и формулировать выводы.
Распределение заданий по уровню сложности
итоговой работы приводится в таблице №3
Уровень
сложности
заданий
Базовый
Повышенный
Высокий
Итого
Число заданий
10
7
1
18
Максимальный
первичный балл
10
14
3
27
Таблица №3
% максимального
первичного балла
за задания данного
уровня сложности
от максимального
первичного балла
за всю работу
37%
52%
11%
100%
Время выполнения работы – 45 минут.
Критерии оценивания работы и заданий в работе.
Оценивание заданий первой части – за верное выполнение каждого задания
А1-А10 выставляется по 1 баллу, задания А11 оцениваются 2 баллами. В другом
случае 0 баллов.
Оценивание заданий 2 части.
За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1
и В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны 2 любые цифры, представленные в
эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в
ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ
снижается один балл
Для заданий В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции записан
не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других
случаях.
Для заданий В4 выставляется 1 балл, если на любой одной или двух любых
позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и
0 баллов во всех других случаях.
Оценивание заданий третьей части.
Задания С1-С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Оценивание задания С1- за полный и правильный ответ, содержащий два
указанных в критериях к оцениванию элемента, выставляется 2 балла.
В случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки,
или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемента, но содержатся
негрубые биологические ошибки, выставляется один балл, и 0 баллов во всех других
случаях.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по географии в 5 классе дается 45 минут,
работа состоит из 3 частей, содержащих 18 заданий.
Часть 1 содержит 11 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта
ответа, один из которых верный. При выполнении заданий части 1 обведите
кружком номер выбранного ответа в работе. Если вы обвели не тот номер, то
зачеркните этот ответ крестиком и затем обведите крестиком правильный ответ.
Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов и задания
на соответствие. Для заданий части 2 ответ записывается в работе в отведенном для
этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его запишите рядом
новый.
Часть 3 содержит задания, на которые следует дать развернутый ответ.
Задания выполняются на отдельном подписном листе
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и
переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас
остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию.
Часть 1
А1. Экспедиция Васко да Гамы:
1) пересекла Атлантический океан
2) совершила кругосветное плавание
3) открыла острова Огненная Земля
4) достигла берегов Индии морским путём
А2. Самый древний глобус, сохранившийся до нашего времени, изготовил:
1) Аристотель 2) Птолемей 3) Мартин Бехайм 4) Меркатор
А3. Форма Земли и очертания материков и океанов наиболее точно переданы
на:
1) глобусе
2) карте
3) плане
4) аэрофотоснимке
А4. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта
называется:
1) ориентированием
2) прогнозированием
3)моделированием
4) нивелированием
А5. Параллельные друг другу окружности при сечении земного шара
называется:
1) меридианами
2) параллелями
3) экваторами
4) координатами.
А6. Меридианы имеют форму:
1) прямых
2) полуокружностей
3) окружностей
4) секторов
А7. Географическая долгота откладывается от:
1) начального меридиана только к востоку
2) начального меридиана к западу и востоку
3) экватора только к северу
4) экватора к северу и к югу
А8.Солнце состоит из:
1) кислорода и водорода
2) 2) гелия и кислорода
3) 3) водорода и гелия
4) 4) азота и кислорода
А9. При вращении вокруг своей оси Земля участвует в:
1) ускоренном движении
2) 2) замедленном движении
3) 3) неравномерном движении
4) 4) равномерном движении
А10. В какие дни продолжительность дня на всей планете равна ночи?
1) 22 июня и 22 декабря
2) 22 июня и 23 сентября
3) 21 марта и 23 сентября
4) 21 марта и 22 декабря
А11. Место падения Тунгусского метеорита находится в районе:
1) Восточной Сибири
2) Саратова
3) Гринвича в Англии
4) Ташкента
Часть2
При выполнении заданий В1-В4 запишите последовательность
соответствие ответов в отведенном для этого месте.
В1. Установите соответствие.
А) Земля Б) Солнце В) Луна Г) Большая Медведица
1) Спутник 2) Звезда 3) Сенегал 4) Планета
Ответ:
1
2
3
4
В2. Оболочками Земли являются
А) гидросфера
Б) мантия
В) ориентирование
Г) атмосфера
Д) литосфера
Е) рельеф
1
2
3
или
В3. Расположите горы в порядке возрастания их высоты. Запишите в таблицу
получившуюся последовательность букв.
А) Кавказ
Б) Гималаи
В) Кордильеры
Г) Атлас
Ответ:
В4. Дать определения понятиям: география, масштаб, азимут, географическая
карта, рельеф.
Часть3.
Для ответов задания этой части используйте специальный бланк ответов
С1. Используя предложенную характеристику, определите о каких горных
породах идет речь:
«Образуются на поверхности Земли в результате разрушения других горных
пород, накопления обломков, химических веществ и остатков отмерших
организмов. Породы в основном мягкие и легко разрушаются».
С2. Прочитайте текст и найдите в тексте предложения, в которых содержится
информация о рельефе Земли. Запишите номер этого предложения.
1) Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет,
отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
2) Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной
линии.
3) Все неровности земной поверхности, различные по форме, возрасту,
размерам и происхождению
С3. Всегда ли по мхам и лишайникам на коре деревьев можно определить
стороны горизонта?
Укажите не менее двух причин.