Методические материалы. Как писать конспект

ПРОЕКТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: КАК ПИСАТЬ КОНСПЕКТ?
ТЕХНИЧЕСКИЕ, ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ МОМЕНТЫ:
1.

Большие поля с правой стороны обеих страниц тетради. 7-8 клеток. Маленькие

поля слева и справа по 4 клеточки годятся только для начальной, основной школы для
русского языка и математики. Все остальные предметы должны оформляться с широкими
полями.
ЗАЧЕМ: а) на поля можно выносить подзаголовки темы, отдельные вопросы, и зрительно
сразу будет видна структура конспекта; б) чтобы не засорять содержание темы, на поля
выносится дополнительная информация (какие книги почитать на эту тему, какие фильмы
посмотреть, интересные факты о персоналиях, афоризмы и цитаты – все это будет СЛЕВА
и не будет мешаться основному тексту).
2.

Блок-схемы. Можно с линейкой, можно от руки – не важно, важно, что

одноплановая информация структурируется сразу же визуально: какие есть причины
войны (конспект по истории) –как минимум, внешние (внешняя политика государства) и
внутренние (внутренняя политика государства) – сразу два квадрата, делим лист на две
колонки и пошли писать причины. Блок-схема (кружки, квадраты, стрелки и пр.)
позволяют показать взаимосвязи, многоходовки, этапность процессов, целое, разложенное
на части, планы, последовательности и пр.
3.

Списки - «чек-лист». Любые перечисления ОБЯЗАТЕЛЬНО пишем в столбик,

списком, с визуальным обозначением каждого элемента списка, как в Word (цифра,
жирная точка, черточка, маленькая волна, ромбик). Намного проще запоминать перечни,
если они оформлены в столбик, а не сплошным текстом (абзацем они не запоминаются
вообще). Еще достоинство списка: сразу видно, как можно обобщить пункты списка – по
какими общим признакам – а значит, в списке станет МЕНЬШЕ пунктов изначально и
запомнить проще.
4.

Любая новая мысль начинается не просто с «красной строки», а с жирной

точки. Жирную точку ставим — и дальше новую мысль, хоть несколько абзацев (новые
абзацы уже могут быть с красной строки, но это все пойдут пояснения той мысли, которая
была под жирной точкой). Опять же, визуально легче запомнить. Закрыл глаза на экзамене,
представил страницу – вспомнил, что там было 3 жирных точки. То есть, надо вспомнить,
три мысли важные.

5.

Подчеркивания. Линейка с собой есть не всегда, иногда лекцию читают так

быстро, или обсуждение вопроса такое насыщенное, что не успеваешь ее брать в руки –
надо тренироваться писать БЕЗ линейки, все равно подчеркивать от руки, пусть не сильно
ровно, можно маркер взять. Опять же – визуальное выделение. Тема – двумя чертами,
вопросы темы – одной чертой.
Если совсем никак прямую без линейки нарисовать – рисуем волну (две волны). Волну
сложно нарисовать «как то не так».
6.

Три цветные ручки. Больше – не надо. Одна — базовая (синяя, черная). Одна –

красная (выделять важное, ценное). Одна – зеленая/черная- выделять все остальное.
Больше – будет раскраска и рябь в глазах.
7.

Придумывать условные обозначения.

— даты – берем в прямоугольники
— очень важные мысли – сначала ставим «NB!» красной ручкой
— сокращения, аббревиатуры
— значки из стенографии, заменяющие слова (например, замена слова «который», что
сильно ускоряет написание текста).
8.

Все, что можно уложить в таблицы и таблицы-шахматки (по горизонтали и

вертикали разные критерии описания чего-либо), надо в них укладывать.
ИТОГ: таблица позволяет взять самую суть, сравнивать явления, систематизировать
большие объемы информации.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ:
У каждой изучаемой дисциплины есть планы изучения тех или иных явлений. Это то, что
должны объяснить учителя в школе. Если есть в голове план, по которому
описываются явления, события, физические переменные, химические элементы и пр.
то появляется «путеводитель» для самостоятельного освоения материала.
Например, задали

самостоятельное изучение какого-либо исторического периода (не

важно, Иван Грозный или Петр I). Есть учебника и множество других интернет ресурсов.
План изучения:
1.

Внутренняя политика:

— какая политическая система в стране (политические партии, движения, их программа, в
чем выражалась борьба за власть, какие есть государственные органы, их функции, их
руководители, как они формируются)
— какие реформы проводились, кто их автор, какие есть точки зрения на их результаты
2.

Внешняя политика:

— если не было войн: есть ли союзники (какие с ними общие интересы)/противники
(какие ресурсы делят), с кем выстроены и какие экономические связи, торговля, с кем есть
военные союзы, какие и с кем есть противоречия (территориальные, экономические,
религиозные и пр.)
— если период войны: предпосылки войны (глобальные противоречия, назревшие в
обществе в разных сферах), причины войны (политические, экономические, социальные,
культурные, религиозные), повод для войны (событие – спусковой крючок), этапы войны
(цели, задачи разных сторон на каждом этапе, основные даты, военные действия на
фронтах, персоналии, итоги каждого этапа для каждой из сторон), последствия войны
(политические, экономические, социальные и пр).
3.

Состояние экономики (рассматриваем разные отрасли – промышленность,

сельское хозяйство, какие процессы происходят, какие реформы проводятся, какие у них
цели, результаты, сравниваем показатели в промышленности и сельском хозяйстве в
разные периоды)
4.

Состояние социальной сферы (какова социальная структура общества – какие

есть

социальные

слои,

какие

у

них

права,

обязанности,

возможности,

как

взаимодействуют между собой, есть ли противоречия, социальная напряженность, как она
выражается, как реагирует государство)
5.

Культура (рассматриваем общее направление – классицизм, романтизм, реализм и

пр. и в контексте направлений – живопись/архитектура, скульптура/литература/театр,
кинематограф, персоналии, основные работы, творческие объединения, если были).
6.

Право (какие важные законы, кодифицированные акты принимались в данный

период, как описывали общество, какое значение имели для общества – например, Русская
правда, Судебник 1497, Соборное уложение 1649, Конституция Муравьева и пр.)
И конспект ВАЖНО писать от РУКИ, потому что это способствует развитию
пониманию и запоминанию .
© Салыгина ЕС, 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».