Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение гимназия № 40
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юные патриоты»
4 КЛАСС
г. Екатеринбург
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Юные патриоты» разработана в соответствии с законом «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства
образования и науки от 06 октября 2009 г. № 373, Концепцией развития дополнительного
образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Программа внеурочной деятельности военно-патриотического клуба «Юные
патриоты» связаны не только с освоением предметных областей учебного плана школы,
но и с участием детей в разнообразных видах образовательной деятельности. Во
внеурочной деятельности дети также имеют свои образовательные результаты, в которых
можно выделить три уровня:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие
школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов
воспитания и социализации детей), в частности:
формирования
коммуникативной,
компетентности школьников;
этической,
социальной,
гражданской
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской),
этнической, культурной и др.
Программа предлагает ее реализацию во внеурочной форме в 4 классе. Курс
рассчитан на 34 учебных часов, 1 час в неделю в течение года.
Результаты освоения курса
Программа внеурочной деятельности научного клуба «Юные патриоты» связана не
только с освоением предметных областей учебного плана школы, но и с участием детей в
разнообразных видах образовательной деятельности. Во внеурочной деятельности дети
также имеют свои образовательные результаты, в которых можно выделить три уровня:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие
школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов
воспитания и социализации детей), в частности:
формирования
коммуникативной,
этической,
социальной,
гражданской
компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской),
этнической, культурной и др.
Личностные результаты изучения курса «Юные патриоты»:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
нравственных ценностей
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
забота о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации,
поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежностик
многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданми провопорядок;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык
и общие интересы.
Метапредметные результаты изучения курса «Юные патриоты»
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки
и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой
и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса
4 год обучения
Раздел 1. Я - гражданин
Теория. Презентация «оказание первой медицинской помощи», классный час «День
солидарности в борьбе с терроризмом», беседа об интересах коллектива, разговор о
дружбе и необходимости взаимопомощи и уважении в коллективе, рассказа об
особенностях нашей страны, географическом положении и её истории, презентация о
вхождении ДНР и ЛНР в состав РФ, беседа о патриотизме и отношении к своей стране,
беседа о социальной значимости как гражданина своей страны.
Практические занятия: игры на сплочение коллектива, проведение всероссийской
акции «Капля жизни», создание стенгазеты «Я –гражданин своей страны», обучение на
практике оказанию первой медицинской помощи.
Раздел 2. Любовь к Отечеству
Теория. Беседа об истории конституции России, её создании, презентация о Ярославе
Мудром как об основателе первых законов государства, рассказ о герое Советского Союза
МАОУ гимназии № 40 Г.П. Одноценове, презентация «оказание первой медицинской
помощи», беседа о видах войск армии нашей страны.
Практические занятия: обучение на практике оказанию первой медицинской помощи.
Проект о герое Отечества, обучение строевой подготовке, фестиваль конкурс – поделок
«Оружие Победы».
Раздел 3. Сила духа
Теория. Беседа о блокаде Ленинграда, презентация «оказание первой медицинской
помощи».
Практические занятия: обучение строевой подготовке, проведение военно –
патриотической игры «Зарница», проект «День защитника Отечества», выезд в казачий
корпус, смотр строя и песни, обучение на практике оказанию первой медицинской
помощи.
Раздел 4. Страна, которой горжусь
Теория. Беседа о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ,
беседа о пройденном курсе военно-патриотического клуба «Юные патриоты».
Практические занятия: подготовка урока- проекта «Военно-космические силы», выход
в музей истории и археологии Урала, участие в митинге, посвящённому «Дню Победы»,
воссоздание исторической реконструкции, посвящение в юнармейцы, эстафета «Курс
молодого бойца», обучение на практике оказанию первой медицинской помощи.
Формы организации и виды деятельности
Около 80 % содержания программы – это активная двигательная деятельность
учащихся на свежем воздухе, в классе, музее или в спортзале. Остальные 20% времени
составляли тематические беседы, подготовка и проведение разных соревнований и
внеклассных мероприятий, направленных на формирование патриотического отношения к
своей Родине.
Виды деятельности: беседы, презентации соревнования, эстафеты, смотр строя и песни,
строевая подготовка, музейные уроки, проекты, оказание первой медицинской помощи.
Тематическое планирование
4 год обучения
№
п/п
Тема урока
Раздел 1. Я - гражданин
Кол-во
часов
8ч
1
День солидарности в борьбе с терроризмом. Проведение
всероссийской акции «Капля жизни».
1ч
2
Мы- команда. Игра на сплочение коллектива
2ч
3
Россия – моя Родина
1ч
4
Кто такой патриот?
1ч
5
Я –гражданин своей страны. Присоединение ЛНР И ДНР.
1ч
6
Оказание первой медицинской помощи. Учимся быть социальноответственным гражданином своей страны.
2ч
7
Раздел 2. Любовь к Отечеству
Строевая подготовка
8ч
4ч
8
День конституции
1ч
9
День героев Отечества. Урок- мужества
1ч
10
Оказание первой медицинской помощи. Учимся быть социальноответственным гражданином своей страны.
2ч
11
Для чего нужна армия? Фестиваль –конкурс поделок «Оружие
Победы».
1ч
12
Раздел 3. Сила духа
День памяти героев Советского союза. Викторина «Блокада
Ленинграда»
10ч
1ч
13
Строевая подготовка
2ч
14
Военно-патриотическая игра «Зарница»
1ч
15
Проект «День защитника Отечества». Обмен опытом с воспитанниками
казачьего корпуса.
3ч
16
Смотр строя и песни, приуроченный к победе в Сталинградской битве.
1ч
17
Оказание первой медицинской помощи. Учимся быть социальноответственным гражданином своей страны.
2ч
18
Раздел 4. Страна, которой я горжусь
Военизированная эстафета для учащихся 4 классов. Курс молодого
бойца.
8ч
1ч
19
Урок – проект для учащихся 1- х классов «Военно- космические силы»
1ч
20
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их
пособниками в годы ВОВ
1ч
21
Историческая реконструкция вооружения русского воина.
1ч
22
Участие в митинге. Возложение цветов к памятнику «Седой Урал».
1ч
23
День музеев. Выход в музей истории и археологии Урала.
1ч
24
Оказание первой медицинской помощи. Учимся быть социальноответственным гражданином своей страны.
1ч
25
Итоговое занятие «Мы – патриоты!». Посвящение в юнармейцы.
1ч