РП ВД Край, в котором я живу, 1-4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

Приложение к основной
образовательной программе НОО

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу»
1-4 классы начального общего образования

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Край, в котором я живу». Ведущее
направление развития личности общекультурное. Срок реализации рабочей программы –
4 года (1-4 класс)
Актуальность программы: значение курса с точки зрения постановки целей и
планируемых результатов образования ориентирована на систематическую проектную
деятельность младших школьников. Она органично сочетает творческую проектную
деятельностью и систематическое освоение содержания курса.
Описание места данного курса в основной образовательной программе:
Курс внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» занимает особое место,
поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно
продолжается постоянно в школе и за её стенами. Учителю следует также стремиться к
тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми,
поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть
и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения
информации от взрослых.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» разработана
с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Среднего Урала.
Может использоваться как дополнение к учебному предмету «Окружающий мир».
Наиболее эффективным средством формирования у обучающихся духовно-нравственных,
патриотических, интернациональных, культурных черт является краеведческая работа.
Цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своей
страны России, истории своего города, родного края, о культурных, политических,
экономических особенностях Свердловской области, познакомить с
достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности целям и задачам
основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Задачи курса:
•
сформировать чувства привязанности к своему дому, городу - своей малой Родине,
а также к своему краю.
•
расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по
окружающему миру;
•
привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
•
научить обучающихся наблюдать и описывать факты из истории
области,
исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
•
содействовать гармоничному развитию личности школьника;
•
сформировать самостоятельность и деловые качества;
•
воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
•
приобщить учеников к богатой культуре Свердловской области.
Форма организации образовательного процесса – индивидуально-групповая.
Виды занятий:
•
беседы;
•
экскурсии;
•
встречи с людьми, прославившими наш край;
•
виртуальные экскурсии;
•
викторины;
•
индивидуальная самостоятельная работа;
•
консультации.
Группа учащихся, для которых актуальна программа: данная программа «Край, в котором
я живу» рассчитана на проведение занятий с обучающимися с 1 по 4 класс начальной

школы.
Объем программы: общее количество 135 часов. Срок освоения программы 4 года.
Периодичность занятий - 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34
часа в год (1 час в неделю) для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность занятий 35-40
минут.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностные результаты освоения курса:
В первом классе у обучающихся будут сформированы:
 осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
 владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося;
 мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов;
 мотивы учебной деятельности;
 доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
 самостоятельность личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности на основепредставлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
 эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками вразных социальных
ситуациях;
 уважения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том
числе рабочих и инженерных.
Во втором классе у обучающегося будут сформированы:
 основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину,
российский народ, историю России и родногокрая;
 осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
 начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося;
 мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
 этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей;
 мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях. 
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов;
 самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
 эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



уважения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том
числе рабочих и инженерных.
В третьем классе у обучающегося будут сформированы:
 осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий.
 уважительное отношения к собственной семье, традициям;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося;
 этические чувства, доброжелательность и эмоционально
 нравственная отзывчивость;
 понимание и сопереживание чувствам других людей;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в информационной
деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
 мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 эстетические потребности, ценности чувства;
 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
 умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Обучающийся получит возможность для формирования:
 эстетических потребностей, ценностей и чувств;
В четвертом классе у выпускника будут сформированы:
 осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 уважительное отношение к собственной семье, традициям;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося;
 этические чувства: доброжелательность и эмоционально
 нравственная отзывчивость;
 понимание и сопереживание чувствам других людей;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
 мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 эстетические потребности, ценности и чувства;
 навыки сотрудничества с о взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
 умения не создавать конфликтов и находить выходы изспорных ситуаций;
 уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том
числе рабочих и инженерных. Выпускник получит возможность для
формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;




положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности

Регулятивные действия:
Выпускник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
 выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной
форме;
 проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к
сообщению, презентации, конференции;
 использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности. Выпускник получит возможность:
 уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
 самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность выполнения
действия при работе над
проектом,
исследованием, конференцией;
 вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
 используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся
к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
 на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
 узнавать символику Свердловской области, города;
 описывать достопримечательности столицы Екатеринбурга и родного края;
 использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и
литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и
извлечения познавательной информации;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
домашней и школьной библиотек;
 использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при
работе с картой контурной, картой Свердловской области и атласом;
 работать с атласом, глобусом и картой;
 находить на карте свой регион и его главный город;
 устанавливать причинно‐следственные связи;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
 устанавливать аналогии. Выпускник получит возможность:
 самостоятельно подбирать литературу по теме;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек города, архивов и Интернета;
 работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:

 понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
 ориентироваться на позицию партнера в общении;
 учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве. Выпускник получит возможность:
 готовить и выступать с сообщениями;

 формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
 наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,
профессионального сообщества края;
 аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание рабочей программы учитывает национальные, региональные и
этнокультурные особенности, а именно: первоначальныепредставления и опыт знакомства
с национальными, региональными и этнокультурными особенностями региона.
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и
конкретизироваться в соответствии с возрастнымиособенностями учащихся начальной
школы.
1 класс (33 ч.)
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение; познавательная и игровая
деятельность, досугово - развлекательнаядеятельность, туристско-краеведческая
деятельность, художественное творчество.
Формы деятельности: тематические беседы, проектная деятельность, экскурсии
Содержание деятельности:
Моя маленькая родина
Моя школа – мой дом
Из истории школы. Традиции школы
Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. Достопримечательности нашей
улице. За что люблю, что бы изменилМой район
Наш город
Где мы живем (Россия, город Екатеринбург). Имя моего города Символы нашего города
Культурно – просветительные учреждения нашего города Профессии города. Где
работают родители Конкурс рисунков «Наш город»
Наша область
Географическое положение Свердловской области. Наша область на карте России
История возникновения Свердловской области
Символика Свердловской области Коренные жители нашей области Богатства нашей
земли.
Традиционные ремесла моего края
Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений Растительность.
Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека Животный мир.
Животный мир Челябинской области. Разнообразие животного мира
Животный мир. Животный мир Свердловской области. Охрана и значение животного
мира
Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера
Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов
Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области
Полезные ископаемые. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Свердловской области.
Сельское хозяйство. Что растет на полях нашей области.
Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.
Викторина «Почемучек»
Люди нашего края
Труд людей нашего края Люди, прославившие Екатеринбург. (Герои – земляки)
Экскурсии на предприятия города
Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

Резервные занятия
2 класс (34 ч.)
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение; познавательная и игровая
деятельность, досугово-развлекательная деятельность, туристско-краеведческая
деятельность, художественное творчество.
Формы деятельности: тематические беседы, проектная деятельность, экскурсии
Содержание деятельности:
Наш город
Екатеринбург - столица Среднего Урала. Из истории образования города
Главные исторические и культурные памятники Достопримечательности нашего города
Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу
Знакомство с районами города. Район, в котором я живу
Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии
своих родителей) Игра – викторина
Наша область
Географическое положение Свердловской области. Наша область на карте мира.
Символика области (флаг, гимн, герб) Земля Свердловская область в древности
История создания и исследования Земли Свердловской (проектная деятельность) Народы
Екатеринбурга. Национальный состав Свердловской области
Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества. Экскурсия в
краеведческий музей
Города Свердловской области. История возникновения городов
Водные ресурсы. Реки Челябинской области на карте России и Свердловской области.
Водные ресурсы. Реки Свердловской области. Откуда берут начало и где заканчиваются
Водные ресурсы. Озера Свердловской области. Флора и фауна
Рельеф. Уникальность гор Свердловской области
Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги
Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения
нашей области, которые занесены в «Красную книгу»
Животный мир. Животный мир Свердловской области. Птицы нашего края. Перелетные и
зимующие.
Животный мир. Насекомые нашей области. Охрана и значение животного мира Экскурсия
в краеведческий музей.
Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение
для области и страны Игра «Цветик - семицветик»
Люди нашего края
Демидов – первооткрыватель Земли Уральской
Герои – уральцы в годы Великой Отечественной войны Шахтерский труд
Поэты, писатели Урала (участие обучающихся в классной конференции)
Художники нашего края
3 класс (34 ч.)
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение; познавательная и игровая
деятельность, туристско-краеведческая деятельность, художественное творчество,
социальное творчество.
Формы деятельности: тематические беседы, проектная деятельность, экскурсии
Содержание деятельности:
Наш город
Появление города Екатеринбурга
Истории названий улиц и площадей города Храмы и церкви нашего города
Экскурсия. Храмы и церкви нашего города Экскурсия. Храмы и церкви нашего города
Брейн - ринг «Мой город»
Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»

Наша область
Уральская Земля в древности
История создания и исследования Земли Уральской. Рельеф. Знакомство с рельефом
Свердловской областиРельеф. Особенности рельефа
Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Урала
Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Угольная,
химическая, металлургическая пищевая промышленность
Полезные ископаемые. Вклад области в хозяйство страны. Крупные шахтерские
предприятия нашей области. Значения для области и страны
Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области
Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов
Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений
тайги и лесов
Растительность. Мир растений лесостепи
Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области Животный мир.
Распространенные и редкие животные нашей фауны Самое интересное о природе
Свердловской области
Путешествие вглубь веков
Палеонтологические находки на территории Свердловской области
Рисунки в пещерах, на скалах
Экскурсия в музей истории
Коренные жители - кочевые племена.
Жилища народов, проживающих на территории края
Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Урала.
Люди нашего края
Демидовы - первые исследователи земли Уральской. Люди, основавшие город и внесшие
большой вклад в его развитие Уральцы в годы Великой Отечественной войны (на фронте
и в тылу)
Экскурсия в музей Боевой славы
Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи
(выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной
конференции)
Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие
обучающихся в классной конференции) Почетные граждане нашего края.
4 класс (34 ч.)
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение; познавательная и игровая
деятельность, туристско- краеведческая деятельность, художественное творчество,
социальное творчество.
Формы деятельности: тематические беседы, проектная деятельность, экскурсии
Содержание деятельности:
Наш город
Этапы становления города Екатеринбург. - Свердловская область. Путешествие в
средневековый город
Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города
Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города.
Фонтаны в нашем городе
Улицы, названные в честь великих людей и великих событий Памятные места нашего
города.
Наша область
Границы Свердловской области. Причины ее образования
Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и
зарубежными странами. Население о Свердловской области. Народности Урала

Посещение музея Краеведческий
Уральская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Уральской История
заселения и освоения Земли Уральской. Памятники древности
Экскурсия в музей природы
Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга
Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей
области Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края
Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга
Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности.
Роль заповедников и ботанических садов
Животный мир. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные
Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира Урала.
Мифы и легенды Урала
Хозяйка Медной горы: вымысел или реальность?
Как легенды о Хозяйке Медной горы сказались на развитии культуры в нашем регионе
Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь Хозяйку
Медной горы?»)
Легенды Урала: НЛО в Аширово, река Белая, Тайга – соприкосновение двух миров.
«Уральские писаницы» - древние наскальные рисунки. Экскурсия в краеведческий музей
Люди нашего края
Знакомство с поэтами и писателями Урала и их произведениями. Заслуженные и
известные артисты Свердловской области
Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника. Трудовые династии
строителей, шахтеров, учителей и др.

Тематическое планирование
1 класс
Программа второго класса содержит три раздела: «Моя малая родина», «Наш город»,
«Наша область», «Люди нашего края».
Количество часов
Наимено
вание
раздела,
темы
Моя малая Родина

Всего
5 часов

Теория

Практика

2

3

Наш город
5 часов
1
4
Наша область (история, рельеф, полезные
18 часов
5
13
ископаемые, водные
ресурсы, растительность, сельское хозяйство,
животный мир).
Люди нашего края
4 часа
2
2
Итоговое занятие
1 час
1
итого
33 часа
10 часов
23 часа
2 класс
Программа второго класса содержит три раздела: «Наш город», «Наша область», «Люди
нашего края».

Количество часов

Наимено
вание
раздела,
темы

Теория

Практика

8 часов

3

5

18 часов

5

13

5 часов
3 часа
34 часа

2
2
12 часов

3
1
22 аса

Всего

Наш город
Наша область (история, рельеф, полезные
ископаемые, водные ресурсы,
растительность, животный мир).
Люди нашего края
Итоговое занятие
итого

3 класс
Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область»,
«Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».
Количество часов
Наимен
ование
раздела
, темы

Всего

Теория

Практика

Наш город

7 часов

1

6

Наша область (история, рельеф, полезные
ископаемые, водные
ресурсы, растительность, животный мир).
Путешествие вглубь веков.
Люди нашего края
Итоговые занятия
итого

14 часов

2

12

6 часов
6 часов
1час
34 часа

1
1

5
5
1
29 часов

5 часов

4 класс
Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша
область», «Мифы и легенды Урала», «Люди нашего края».
Количество часов
Наименование раздела, темы
Всего

Теория

Практика

Наш город

7 часов

2

5

Наша область (история, рельеф, полезные
ископаемые,водные ресурсы,
растительность, животный мир).
Мифы и легенды Урала
Люди нашего края
Итоговое занятие

14 часов

0

14

6 часов
5 часов
2 часа

0
0
0

6
5
2

34 часа

2 часа

32 часа

итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».