МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №40
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Развитие орфографической зоркости»
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена в соответствии с требованиями
ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями от 11.12.2020),
основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ гимназии №40.
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
«Развитие
орфографической зоркости» разработана специально для учеников первых
классов начальной школы. Программа направлена на расширение и
углубление знаний учащихся по русскому языку.
Цели программы:
Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету
Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского
языка;
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка
Развитие мотивации к изучению русского языка
Развитие творчества и обогащение словарного запаса
Совершенствование общего языкового развития учащихся
Углубление
литературном
и
расширение
языке
знаний
и представлений о
Программа включает комбинированные игровые упражнения, которые
формируют познавательный интерес, способствуют самомотивации и
направлены на развитие грамотного письма, на закрепление и систематизацию
знаний школьной программы по русскому языку первого класса.
Знания и умения, полученные в ходе занятий, способствуют
формированию предпосылок и развитию необходимых психических функций,
необходимых для успешного обучения. Дополнительные упражнения,
представленные в каждом занятии,способствуют развитию памяти, мелкой
моторики, межполушарного взаимодействия, произвольного внимания,
саморегуляции и контроля.
Планируемые результаты освоения курса
Изучение данного курса направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса
внеурочной деятельности.
Личностные результаты
Обучающиеся получат возможность
o
осознать роль языка и речи в жизни людей;
o
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
o
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
o
высказывать
свое
отношение
к
героям
прочитанных
произведений, к их поступкам;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
o
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
o
Учиться высказывать свое предположение на сонове работы с
материалом,
учиться
работать
по
предложенному
учителем
плану.
Познавательные универсальные учебные действия
o
Находить ответы на вопросы в текстах, иллюстрациях.
o
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
o
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
o
Слушать и понимать речь других
o
Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
Осмысленно, правильно читать целыми словами.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Подробно пересказывать текст.
Составлять устный рассказ.
Называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный,
безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые,
мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»;
делить слово на слоги, ставить ударение.
Определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и
указание на твёрдость или мягкость согласного звука).
Обозначать мягкость согласных звуков на письме.
Определять количество букв и звуков в слове.
Писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях.
Ставить пунктуационные знаки конца предложения.
Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и
небольшие предложения, используя правильные начертания букв,
соединения.
Содержание курса
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и
«теория ням-ням». Игры
«Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто
лишний». Головоломка
«Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.)
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание
стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют
свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.
(1ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее».
Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве
и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём.
Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству»,
«Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы»,
«Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое
путешествие от А до Я».
Знакомство с
орфографическим
словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка
«Кутерьма».
Игры
«Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.)
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении
звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В.
Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги.
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра
«Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки
научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники
алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по
исправлению ошибок. Игра
«Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование.
Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути.
(1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди
через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово».
Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок.
Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их
значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов.
Инсценирование рассказов.
Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны.
Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами
– двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки –
каламбуры. Сценки
«Есть», «Чей нос».
Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс
знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих».
Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами,
омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и
его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы
(рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак».
Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя).
Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)
«Узелки на память» (повторениеправил). Загадки, игры,
пословицы, стихотворения
с антонимами. Прослушивание
сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в
омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор
родственных слов.
Сказка «Вот так родственники!». Работа со
словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов.
Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее»
древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память.
Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами,
антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Формы и виды деятельности
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и
поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов,
головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе
с разнообразными словарями;
Задания на занятиях
сформированы с учетом важных
нейропсихологических аспектов и чередуются между собой, что
подразумевает развитие у ребенка зрительной и слуховой модальности и
делает работу и результат более эффективными.
Тематическое планирование
№
Колво
часов
Тема занятия
Дата
план факт
1
1
В мире безмолвия и неведомых звуков.
2
1
В страну слов. Первые встречи.
3-4
2
К тайнам волшебных слов.
5
1
Выбор друзей в Стране Слов
6
1
К несметным сокровищам Станы Слов.
7
1
Чудесные превращения слов.
8-9
2
В гости к Алфавиту.
10
1
К тайнам звуков и букв.
11
1
Встреча с Радугой.
12
1
В Страну Говорящих Скал.
13
1
В глубь веков на Машине времени.
14
1
В Королевстве ошибок.
15
1
В Страну Слогов.
16
1
Неожиданная остановка в пути.
17
1
В удивительном городе Неслове.
18-19
2
Чудеса в Стране Слов.
20
1
К словам разнообразным, одинаковым, но
разным.
21-22
2
На карнавале слов.
23
1
В Театре близнецов.
24
1
Конкурс знающих.
25
1
Новое представление.
26
1
Необычный урок.
27
1
Следопыты развлекают гостей.
28
1
В Клубе весёлых человечков.
29-30
2
К словам – родственникам. Почему их так
назвали?
31
1
Экскурсия в прошлое.
32
1
Полёт в будущее.
33
1
Итоговое занятие.