Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ШСК Стимул

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

Рассмотрено и принято на заседании
Педагогического совета МАОУ
гимназии № 40
протокол от 29.08.2025 г. № 1

Утверждено приказом директора МАОУ
гимназии № 40
от 29.08.2025 г. № 190-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ШСК «Стимул»

Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год
Возраст: 12-17 лет

Составитель
Лазарев Никита Михайлович,
педагог дополнительного образования
МАОУ гимназии № 40

Екатеринбург, 2025

Оглавление
1. Целевой раздел........................................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи дополнительного образования ..................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты освоения курса. .......................................................................... 5
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования ................................................................................. 6
2. Содержательный раздел ............................................................................................................ 6
2.1. Содержание курса ................................................................................................................... 6
3. Организационный раздел .......................................................................................................... 7
3.1. Учебный план ......................................................................................................................... 7
3.2.Календарный учебный график на 2025-26 учебный год ..................................................... 8
3.3 Методическое обеспечение .................................................................................................. 11
3.4 Материально-технические условия реализации программы ............................................ 11
4.Список литературы ................................................................................................................... 12

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШСК «Стимул»
относится к физкультурно-спортивному направлению, которое способствует воспитанию
дисциплины, развитию у детей способности понимать, любить, ценить и активно
участвовать в физических занятиях, наслаждаться движением, создавать в меру своих сил
и творческих возможностей собственные спортивные достижения. Это достигается на
основе развития у детей потребности в активном общении, в данном случае со спортом во
всех видах физической и командной деятельности.
По своей специфике образовательная деятельность по данной программе имеет
развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, на
реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие
личности ребенка, поэтому широкое распространение получают личностноориентированные технологии обучения. Программная организация образовательной
деятельности позволяет ребенку пройти путь от овладения элементарных приемов
физической подготовки до сознательного выбора и приобщения к одной из спортивных
дисциплин. Воспитанники в теории и на практике получают широкий диапазон
информации о здоровом образе жизни, технике выполнения упражнений и командной
работе. Достижение целей и выполнение задач программы обеспечивает каждому ребенку
требуемый уровень физической подготовки; у каждого ребенка формируются потребности
самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки в области спорта. Спортивные
соревнования и демонстрационные выступления готовятся для представления на
мероприятиях гимназии, городских, областных и международных конкурсах, фестивалях
и других мероприятиях.
Нормативно- правовые основания для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки";
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29
декабря 2014 г. № 2765-р);
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября 2014 г. №
1726-р);
- Приказ Минпросвящения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

3

- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014
г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций ДО детей»
- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия
№40
Актуальность нашей программы состоит в том, она направлена на привлечение
обучающихся общеобразовательного учреждения и родителей к систематическим
занятиям физической культурой и спортом; на формирование у обучающихся здорового
образа жизни.
Государство возлагает большие надежды на систему образования в вопросах
формирования здорового образа жизни и сохранения здоровья нации. Сегодня, очевидно,
что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья
учащихся и педагогов должно стать важной функцией образовательного учреждения.
В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до
2024 года» основными целями в физическом воспитании школьников и развитии
массового спорта в общеобразовательных учреждениях на современном этапе названы:
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- реализация инновационных проектов в сфере физкультурно-спортивного
воспитания;
- организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;
-эффективное использование каникулярного времени учащихся для проведения
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости учащихся
гимназии и их родителей в свое свободное время, направляя его на активный отдых это
спортивные мероприятия, праздники с родителями, турниры, соревнования по игровым
видам спорта.
Новизна программы в новом подходе реализации деятельности в клубной форме,
которая помогает реализовывать все спортивно-массовые мероприятия, а также
подготовку и сдачу норм ГТО. Ежегодно составляется план мероприятий, где
учитываются интересы и пожелания учащихся и родителей гимназии. Каждый класс
отдельно может заявить любое мероприятие, которое бы он хотел провести в спортивном
зале или на стадионе.
Отличительная особенность программы в вариативности деятельности школьников,
что способствует формированию общей культуры, а также познавательной, физической,
социальной творческой активности личности обеспечивающих формирование у детей
актуального социокультурного опыта и личностной позиции. В результате реализации
программы сами обучающиеся, педагоги, родители становятся полноценными субъектами
организации спортивно-оздоровительной работы в гимназии. Они включаются в
спортивную деятельность в роли консультантов, помощников, организаторов внеурочных
мероприятий, и самое главное родители тесно взаимодействуют со своими детьми, что
способствует налаживанию между ними доверительных отношений и положительно
влияет на результативность освоения данной программы и процесса обучения в целом.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу,
Форма занятий очная, основные формы работы теоретические, практические занятия,
групповые занятия, соревнования, спортивные праздники.
Учебный план
4

№ п\п

1
2
3
4
Итого

Наименование разделов

Количество часов

Теоретическая подготовка.

2

Спортивные праздники
Соревнования
Выполнение норм ВФСК «ГТО»

30
60
48
140

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная,
групповая, индивидуальная.
1.2. Цель и задачи дополнительного образования
Цель:
- приобщение учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности гимназии и
различные культурно-оздоровительные акции для формирования ценностного
отношения к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные
- формировать знания и умения в области ЗОЖ
- обучать правилам организации соревнований, турниров спортивных праздников.
Развивающие
- формировать навыков судейства;
- обеспечить развитие физических качеств, расширять функциональные возможности
организма для сдачи норм ВФСК «ГТО»;
- расширять навыки и умения в физкультурно-спортивной деятельности;
Воспитательные
- способствовать воспитанию нравственных и волевых качеств личности учащихся.
- мотивировать всех школьников к систематическим занятия физической культурой и
спортом;

1.3. Планируемые результаты освоения курса.
Ожидаемый результат:
• Сформированы знания основных спортивных терминов и истории физической культуры,
культура восприятия спортивных соревнований, сформирован стойкий интерес к
здоровому образу жизни и спорту.
• Владение навыками физической подготовки и спортивного мастерства.
• Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
командных видах спорта.
• Устойчивая мотивация к обучению и регулярным занятиям спортом.
Учащиеся будут знать:
• Историю развития спорта и физической культуры, виды и дисциплины спортивных игр,
спортивные профессии (тренер, судья, спортсмен).
• Этику поведения на спортивных площадках, в команде и в обществе (правила fair play,
гигиена и безопасность).
Будут уметь:
• Управлять своим телом и дыханием во время физических нагрузок.
• Формулировать и выражать свои цели в спортивной деятельности.
5

• Использовать полученные навыки в тренировках и соревнованиях.
• Свободно взаимодействовать с партнером в командных упражнениях.
• Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в групповых занятиях.
Будут развиты:
• Координация, выносливость, память на техники, логическое мышление в стратегии
спорта, эмоциональный контроль.
• Вкус к здоровому образу жизни и эстетике движения.
• Физические характеристики тела (гибкость, сила, скорость).
• Познавательные интересы к спорту и саморазвитию.

1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дополнительного образования
Оценке и контролю результатов обучения подлежит:
 формирование спортивной культуры как неотъемлемой части здорового образа
жизни и физической культуры;
 развитие физических способностей; координации и выносливости, способности к
командной работе; логического и стратегического мышления, творческого подхода
к тренировкам; приобщение к спорту;
 освоение образцов современной спортивной практики, усвоение знаний о
спортсменах, тренерском мастерстве, видовом и дисциплинарном многообразии
спорта. О выразительных средствах движения, особенностях техники; спортивном
фольклоре и современном творчестве отечественных атлетов; выявление
особенностей воздействия спорта на физическое и эмоциональное состояние
человека, определение компонентов, связывающих спорт с другими видами
активности и жизнью;
 овладение практическими умениями и навыками в различных видах спортивнотворческой деятельности: в игре, физических упражнениях, командных
тренировках, импровизации в соревнованиях, демонстрации приемов;
 воспитание устойчивого интереса к спорту, физической культуре своего народа и
других народов мира; потребности в самостоятельном общении со спортивной
культурой; эмоционально-ценностного отношения к здоровью; культуры участия и
зрительского восприятия учащихся.
Эффективность программы оценивается количеством и качеством проводимых
соревнований, тренировок и мероприятий, а также сбором необходимой информации:
количество детей, занятых в соревнованиях, количество участников различных конкурсов,
фестивалей и победителей в них, освоение технических приемов, количество осваиваемых
дисциплин. В конце учебного года эти данные анализируются и делаются выводы.

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
1.Теоретическая подготовка.
1.1.Места занятий, оборудование и инвентарь. Техника безопасности.
Теория: Правила поведения в зале, техника безопасности во время соревнований, выбор
инвентаря формы одежды. Правила организации соревнований, судейство, ведение
протокола.
2. Спортивные праздники
2.1. На школьном стадионе.
6

Практика: туристический слет «Юный турист», «Зимние забавы». «Зарница»
2.2. С родителями.
Практика: «Папа, мама я спортивная семья!», «Веселые старты», «Сдаем вместе ГТО».
2.3. Посвященные значимым датам.
Практика: «Папа с сыном, великая сила!», «А ну –ка, парни!», «Идет солдат по городу»,
«Олимпийские состязания», «Фестиваль ГТО».
3. Соревнования.
2.1. Между классами.
Практика: Турниры по пионерболу (мальчики, девочки) среди учащихся 2,3,4,5 классов.
турниры по стритболу (мальчики, девочки) среди учащихся 5,6,7,8,9 классов. Турниры по
баскетболу (мальчики, девочки) среди учащихся 5,6,7,8,9 классов. Турнир по перестрелке
5, 6 класс. Турниры по волейболу (мальчики, девочки) среди учащихся 6,7,8,9 классы.
Турниры по волейболу «Микс» среди учащихся 6,7 классов. Турниры по футболу
(мальчики) среди учащихся 6,7,8, 9 классов. Турниры по настольному теннису (мальчики,
девочки) среди учащихся 4-11 классов.
2.2. Между параллелями
Практика: Турниры по стритболу (мальчики, девочки) среди учащихся 8,9,10,11 классов.
Турниры по баскетболу (мальчики, девочки) среди учащихся 8,9,10,11 классов. Турниры
по волейболу (мальчики, девочки) среди учащихся 8,9,10,11 классов. Турнир по футболу
(мальчики) среди учащихся 8,9,10,11 классов. Турниры по шашкам среди учащихся 1-7
классов. Турниры по шахматам среди учащихся 1-11 классов.
2.3. С родителями
Практика: Турниры по пионерболу. Турниры по волейболу. Турниры по шашкам.
Турниры по шахматам. Турниры по настольному теннису.
4. Выполнение норм ВФСК «ГТО»
Теория: Правила выполнения норм ГТО, виды испытаний, ступени, количество
нормативов на знак.
Практика: Бег 30м, 60м, 100м, бег 1, 1,5 2 км, челн. бег 3х10, прыжок с места, метание,
пресс, наклон, подтягивание, отжимание, бег на лыжах 2,3,5 км. кросс по пересеченной
местности 2,3 км.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
№
п/п

Наименование разделов и
тем

1

Теоретическая подготовка.

1.1

Места занятий, оборудование и
инвентарь. Техника
безопасности при проведении
соревнований. Правила
организации и судейства.
Спортивные праздники
На школьном стадионе
С родителями
Посвященные значимым датам
Соревнования
Между классами
Между параллелями
С родителями

2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3

Количество часов
Всего
Теория Практика
Первый год обучения
2
2

Формы
контроля

беседа-диалог

30
-

4
18
8

итоговый
итоговый
итоговый

-

30
10
20

итоговый
итоговый

60

7

4

Выполнение норм ВФСК
«ГТО»

Всего

48

2

46

140

4

136

тестирование

3.2.Календарный учебный график на 2025-26 учебный год
Стартовый уровень (140 часов)
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7

8

9

10

11

12
13
14
15

Теория

Наименование темы
Места занятий,
оборудование и
инвентарь. Техника
безопасности при
проведении
соревнований. Правила
организации и судейства
туристический слет
«Юный турист
«Сдаем вместе ГТО»
«Олимпийские
состязания» 2-4 классы
«Фестиваль ГТО» 2 – 4
классы
«Сдаем вместе ГТО» 24 классы
Турниры по футболу
(мальчики) среди
учащихся 6 кл
Турниры по футболу
(мальчики) среди
учащихся 7 кл
Турниры по футболу
(мальчики) среди
учащихся 8
Турниры по футболу
(мальчики) среди
учащихся 9
Турнир по футболу
(мальчики) среди
учащихся 8,9,10,11
классов
«Фестиваль ГТО» 5 – 6
классы
«Сдаем вместе ГТО» 56 классы
«Фестиваль ГТО» 7 – 9
классы
«Фестиваль ГТО» 10 –
11 классы

2

Практика

Сентябрь (8)
-

Всего

Форма
контроля

16
беседа-диалог

2

2

итоговый

2

тестирование
итоговый

2

тестирование

2

тестирование

2

итоговый

2

итоговый

Октябрь (8)
2

8

16

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

16

«Олимпийские
состязания» 5-7 классы

17

Турниры по стритболу 5
кл (мальчики, девочки)
Турниры по стритболу 6
кл (мальчики, девочки)
Турниры по стритболу 7
кл (мальчики, девочки)
Турниры по стритболу 8
кл (мальчики, девочки)
«Папа, мама я
спортивная семья!» 1
классы
«Папа, мама я
спортивная семья!» 2
классы
«Папа, мама я
спортивная семья!» 3
классы
«Папа, мама я
спортивная семья!» 4
классы

18
19
20
21

22

23

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

39

Турниры по стритболу
8,9,10,11 кл (мальчики)
Турниры по стритболу
8,9,10,11 кл (девочки)
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 1-2 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 3-4 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 5-6 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 7-9 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 10-11 кл
«Зимние забавы» 1-4 кл
Турнир по перестрелке
5,6 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 1-4 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 5-11 кл
Турнир по баскетболу 5
кл (мальчики)
Турнир по баскетболу 5
кл (девочки)
Турнир по баскетболу 6
кл (мальчики)
«Папа с сыном, великая
сила!» 1- 4 кл

итоговый

2
Ноябрь (8)
2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

Декабрь (8)
2

16

итоговый

2

итоговый

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2
Январь (6)
2

итоговый
12

итоговый

2

тестирование

2

тестирование

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

Февраль (8)
2

9

16

16

итоговый

40
41
42
43
44
45
46

47
48
49
50
51
52
53
54
55

56
57
58
59

60
61
62
63

64
65
66

«А ну –ка, парни!» 8-11
кл
«Идет солдат по городу»
5-7 кл
Турнир по баскетболу 6
кл (мальчики, девочки)
Турнир по баскетболу 7
кл (мальчики, девочки)
Турнир по баскетболу 8
кл (мальчики,девочки)
Турнир по баскетболу 9
кл (мальчики, девочки)
Турнир по баскетболу
8,9,10,11 кл (мальчики)
Турнир по баскетболу
8,9,10,11 кл (девочки)
Турнир по пионерболу 3
кл (мальчики, девочки)
Турнир по пионерболу 4
кл (мальчики, девочки)
Турнир по пионерболу 5
кл (мальчики, девочки)
Турнир по волейболу
«Микс» 6 кл
Турнир по волейболу
«Микс» 7 кл
Турнир по волейболу 6
кл (мальчики, девочки)
Турнир по волейболу 7
кл (мальчики, девочки)
Турнир по волейболу 8
кл (мальчики, девочки)
Турнир по волейболу 9
кл (мальчики, девочки)
Турнир по волейболу
8,9,10,11 кл (мальчики)
Турнир по волейболу
8,9,10,11 кл (девочки)
Турниры по
настольному теннису 411 кл
«Веселые старты» 1-2 кл
«Веселые старты» 3-4кл
Турниры по шашкам
среди учащихся 1-7 кл
Турниры по шахматам
среди учащихся 1-11 кл
«Сдаем вместе ГТО» 14 классы
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 1-2кл
Выполнение норм

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

Март (9)
2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

Апрель (8)
2

16

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2
2
2

итоговый
итоговый
итоговый

2

итоговый

Май (7)
2

10

18

14

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

ВФСК «ГТО» 3-4 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 5-6 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 7-9 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 10-11 кл
«Зарница» 2-5 кл.

67
68
69
70



















2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2

итоговый

3.3 Методическое обеспечение
Главные методы реализации программы:
Практический метод: Основной упор делается на практические занятия и
тренировки, позволяющие учащимся осваивать техники, упражнения и тактики
непосредственно на спортивной площадке.
Метод упражнений: Повторение и отработка упражнений для закрепления
навыков, развития координации, силы, выносливости и гибкости.
Игровой метод: Использование подвижных игр и спортивных игр для развития
интереса к занятиям, повышения эмоционального фона и формирования
командного духа.
Метод
соревнований:
Организация соревнований
различных
уровней
(внутриклубные, школьные, районные и т.д.) для стимулирования мотивации,
выявления сильнейших и подготовки к более серьезным испытаниям.
Метод наглядности: Использование демонстраций, видеоматериалов и схем для
объяснения техник, тактик и стратегий.
Словесный метод: Проведение бесед, лекций и инструктажей для передачи
теоретических знаний, объяснения правил безопасности и формирования
спортивной культуры.
Индивидуальный подход: Учет индивидуальных особенностей, уровня подготовки
и интересов каждого учащегося при планировании занятий и определении
нагрузки.
Метод проблемного обучения: Создание проблемных ситуаций, требующих от
учащихся самостоятельного поиска решений и принятия решений в условиях
ограниченного времени.
Метод проектов: Разработка и реализация спортивных проектов, направленных на
развитие творческого мышления, самостоятельности и ответственности (например,
организация спортивного праздника, разработка комплекса упражнений для
утренней гимнастики и т.д.).
Метод стимулирования: Хвалить учеников за их успехи и достижения, чтобы
повысить их мотивацию и интерес к спорту.

3.4 Материально-технические условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы:
Материально-техническое обеспечение
Спортивные залы, школьный стадион, лыжная база.
Спортивный инвентарь (кольца для баскетбола, мячи баскетбольные, сетки
баскетбольные, конусы, маты, скакалки, гимнастические скамейки, шведские стенки,
волейбольная сетка, волейбольные мячи, комплекты лыж).
11

Спортивная форма для занимающихся (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки ,
футболки, майки, шорты, лыжная экипировка).
1.Щиты с кольцами - 6
2. Конусы - 12
3 Секундомер -1
4. Гимнастические скамейки - 8
5. Гимнастические маты - 8
6. Скакалки - 25
7. Мячи набивные различной массы - 10
8. Сетка волейбольная - 1
9. мячи волейбольные - 8
10. Мячи баскетбольные - 8
11. Насос ручной - 1
12. Рулетка - 1
13. Мячи для метания - 6
14. Гранаты для метания - 6.
15. Комплект лыж – 23 пары.
Информационное обеспечение
Учебники: А.П. Матвеев «Физическая культура» 5 класс. Москва «Просвещение» 2012г
А.П. Матвеев «Физическая культура» 6-7 класс. Москва «Просвещение» 2019г
А.П. Матвеев «Физическая культура» 8-9 класс. Москва «Просвещение» 2019г
В.И. Лях «Физическая культура» 10-11 кл Москва Просвещение 2020г
В. Панов «Первая книга шахматиста» Москва «ФиС» 2019г
В.Н. Федоров «Развивающие игры на шахматной доске» Кемерово КРИПиПРО 2018г
Кадровое обеспечение: учителя физической культуры:
1.Тренер. Специализация (баскетбол). Высшая квалификационная категория.
Образование Высшее, Сибирская государственная академия физической культуры и
спорта 2000г. Стаж работы 24 года.
2. Высшая квалификационная категория. Образование Высшее, Кемеровская
государственная академия культуры , 2000г. Стаж работы 30 года.
3. Высшая квалификационная категория. Образование Высшее, Томский
Государственный педагогический университет, 2007г. Стаж работы 15 года.

4.Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки Программы и организации
образовательного процесса
1.Безруких М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Москва: Просвещение, 2016.
128 c.
2. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия,
игры. Москва: Феникс, 2015. 179 c.
3. Дьяконов И.Ф. Основы здорового образа жизни для всех. СПб: Спецлит, 2018. 126 c.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. Кудеров М. Книга зожника. Физкультура, питание и здравый смысл. Москва: Манн,
2019. 224 с.
12

2. Пронищева К.В. Формирование здорового образа жизни у подростков. Москва:
Олимпус, 2020. 88 с.
3.Панов В «Первая книга шахматиста» Москва: ФиС 2018. 362 с.
4. Романов Н. Бегайте быстрее, дольше и без травм. Москва: Миф, 2017. 100 с.
5. Федоров В. Н. «Развивающие игры на шахматной доске» Кемерово: КРИПиПРО 2018.
90 с.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».