МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40
Рассмотрено и принято на заседании
Педагогического совета МАОУ
гимназии № 40
протокол от 29.08.2025 г. № 1
Утверждено приказом директора МАОУ
гимназии № 40
от 29.08.2025 г. № 190-О
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Медиашкола: видео и фото для новичков»
Направленность: техническая
Срок реализации: 1 года
Возраст: 12-17 лет
Составитель
Столяров Глеб Михайлович,
педагог дополнительного
образования МАОУ гимназии № 40
Екатеринбург, 2025
Оглавление
1. Целевой раздел ........................................................................................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи дополнительного образования ................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты освоения курса. ........................................................................................ 5
2. Содержательный раздел ......................................................................................................................... 7
2.1. Содержание курса ................................................................................................................................ 7
3. Организационный раздел ....................................................................................................................... 9
3.1. Учебный план ....................................................................................................................................... 9
3.2. Календарный учебный график на 2025-26 учебный год .................................................................. 9
3.3 Материально-технические условия реализации программы ..........................................................10
4.Список литературы ................................................................................................................................12
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Характерной чертой нашего времени становится ориентация на развитие креативности
подрастающего поколения. Занятия компьютерной анимацией и графикой и видео
творчеством эффективно способствуют художественно-творческому росту обучающихся
на разных этапах их развития.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода
образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она
позволяет разнообразить организационные формы работы с обучающимися с учетом их
индивидуальных особенностей, обеспечивает рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащает формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми
в познавательной деятельности.
Внедрение данной программы в дополнительное образование способствует решению
проблемы поддержки одаренных детей.
Направленность программы – техническая, так как содержание способствует
формированию у обучающихся элементов технологических знаний, развитию интереса к
науке и технике, фантазии, изобретательности, потребности в творческой деятельности,
формированию основ трудовой культуры, навыков и умений работы с различными
материалами и инструментами.
Нормативно-правовое обеспечение:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей.
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р).
План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Новизна программы заключается в возрождении интереса молодежи к современному
кинематографу, в воспитании культуры жизненного и профессионального
самоопределения.
Педагогическая целесообразность программы объясняется внедрением в образовательный
процесс компьютерных технологий, имеющих разнообразные возможности для развития
творческого потенциала обучающегося.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в
том, что она дает обучающимся комплексное понимание основ видеосъемки и
видеомонтажа, как вида искусства.
В результате обучения, обучающийся имеет элементарные познания о жанрах кино и
телевидения, технологии создания видеофильма, видеоролика, телесюжета,
тележурналистике, владеет основами видеомонтажа в программах MovaviVideo и
PinnacleStudio и AdobePremiere
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 12
до 17 лет.
Этот возраст самый благоприятный для творческого развития, обучающимся нравится
решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и
следствие. А так же хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный
материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает
интерес и обращает на себя внимание, ускоряет запоминание содержания. Особое
значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации. А использование современных технических средств придает учебному
процессу творческий, поисковый характер, что способствует развитию творческих
способностей, обучающихся и повышению интереса.
Количество обучающихся в группе: от 10 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Сроки реализации и объем общеобразовательной программы – 1 год обучения
Форма обучения: очная. При необходимости возможно использование электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Уровневость программы:
– базовый уровень, предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала по блогерской деятельности, которые допускают освоение
специализированных знаний в области компьютерных программ, видео и фотосъемки
материала, обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
общеразвивающей программы. Стартовый уровень обеспечивает программа
«Компьютерная анимация и графика».
1.2. Цель и задачи дополнительного образования
Цель программы: обучение основам видеомонтажного искусства, развитие интереса к
созданию видеопродукции.
Задачи программы:
Обучающие (предметные)
ознакомить с основами видео творчества, жанрами и направлениями развития мирового
кино телевидения;
обучить основам сценарного мастерства;
обучить основам видеосъёмки, видеомонтажа музыкального сопровождения и
озвучивания видеофильма.
Развивающие (метапредметные)
развивать способности к самовыражению и образному восприятию окружающего мира;
развивать познавательные способности обучающихся;
развивать устойчивый интерес к киноискусству.
Воспитательные (личностные):
формировать мотивацию, инициативность и творческий подход, ответственное отношение
к процессу и результатам, к соблюдению
этических и правовых норм в информационной деятельности;
формировать активную жизненную позицию, потребность в саморазвитии и
самореализации;
воспитывать культуру общения на основе сотрудничества и взаимопомощи.
1.3. Планируемые результаты освоения курса.
Предметные
Обучающиеся будут обладать комплексом определенных знаний в области:
истории развития кинематографии;
основных компьютерных программ для монтажа видеоматериала, этапов процесса
создания видеоматериала;
способов работы с аудио- и видеоаппаратурой;
с основами композиции кадра и видами видеосъемок;
требований организации рабочего места при работе с компьютером.
Обучающиеся будут обладать комплексом определенных умений:
создавать свои собственные видеоматериалы, используя возможности профессиональных
технических устройств;
использовать различные техники монтажа и обработки видеоматериала, уметь применять
различные спецэффекты;
оформлять творческие работы;
использовать снятое и смонтированное видео в докладе, статье, мультимедиапрезентации.
У обучающихся будут развиты:
образное, пространственное мышление при создании ярких, выразительных образов;
воображение, творческая активность, фантазия;
уважительное отношение к человеку-творцу через результаты г с собственной творческой
деятельности сверстников, через их оценку.
У обучающихся будут сформированы:
основы художественного вкуса;
основы эстетического восприятия окружающего мира;
основы социально-значимых качеств личности обучающихся (самостоятельность,
ответственность, готовность к взаимопомощи, коммуникабельность,
доброжелательность);
ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
Личностные:
сформированнность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работа на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные:
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
Раздел 1. Техника безопасности. Введение в программу
Теория: Техника безопасности при работе с компьютером, техника противопожарной
безопасности, правила поведения на занятии. Основные темы изучения: история развития
кинематографа, драматургия фильма, основные этапы создания видеофильма (задумка,
сценарий, план съемки), основы операторского мастерства, видеосъемки, монтажа,
озвучивания.
Практика: Просмотр видеоматериалов.
Раздел 2. Видеооборудование. Техническое устройство и принцип работы видеокамеры
Теория. Сведения общего характера об оборудовании, используемом для производства
фильмов в домашних условиях (видеокамера, компьютер). Системы цветного
телевидения. Устройство и принцип работы видеокамеры. Советы по выбору
видеокамеры.
Практика. Индивидуальное изучение панели управления видеокамеры.
Раздел 3. Основы работы с видеокамерой. Различные виды съемок
Теория. Правильный ручной захват видеокамеры. Начало работы с видеокамерой.
Знакомство с инструкцией. Включение и настройка «баланса белого».
Настройка режима съемки (автомат, ручная съемка).
Практика. Отработка правильного ручного захвата камеры и порядка действий при
включении камеры. Съемка видеоролика.
Раздел 4. Структура видеофильма
Теория. Основные понятия: эпизоды, сцены, кадры. Структура фильма: завязка,
экспозиция, кульминация, развязка. Правила развития сюжета. Понятие и виды
конфликта.
Практика. Просмотр и анализ конкурсных фильмов-минуток.
Раздел 5. Основы композиции кадра. Виды видеосъемок
Теория. Правила съемки интерьера, пейзажа, портрета, натюрморта.
Съемка движущейся камерой.
Окружение или линии. Цветовое решение композиции. Освещенность.
Отображение пространства. Размещение человека на экране.
Практика. Упражнения на съемку интерьера, портрета, натюрморта. Выход на природу на
съемку пейзажа. Упражнения на применение наезда, отъезда, панорамирования.
Упражнения на съёмку человека в кадре, в пространстве. Применение цветовых решений
в разную погоду, в разно освещённых помещениях.
Раздел 6. Видеомонтаж в программе Windows MovaviVideo
Теория: Знакомство с программой. Импорт изображений, клипов, звуков, музыки.
Создание видеопереходов, видеоэффектов. Создание названий слайдов и титров. Монтаж
фильма. Просмотр и редактирование фильма. Сохранение фильма.
Практика: Монтаж видео с применением видеоэффектов.
Раздел 7. Нелинейный видеомонтаж в программах PinnacleStudio и AdobePremiere
Теория: Знакомство с программой. Импорт изображений, клипов, звуков, музыки.
Создание видеопереходов, видеоэффектов. Создание названий слайдов и титров. Монтаж
фильма. Просмотр и редактирование фильма. Сохранение фильма.
Практика: Монтаж видео с применением видеоэффектов.
Раздел 8. Творческая работа
Теория: Основные правила и требования к творческой работе и ее защите. Порядок
работы над творческой работой:
определение темы работы;
изучение литературы по выбранной теме, анализ;
подготовка творческой работы;
защита.
Практика: Создание творческой работы:
работа с литературой;
составление плана работы;
построение защиты своей работы. Защита творческой работы.
Раздел 9. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за год.
Практика: Коллективное обсуждение итогов учебного года и
индивидуальное осмысление собственных результатов.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
№
Тема, раздел
п/п
Количество
часов
Теория
Итого
Формы
аттестации/контроля
8
Опрос
Практика
1.
Техника безопасности.
Введение в программу
2.
Видеооборудование.
Техническое устройство
8
и принцип работы
видеокамеры
8
16
Практическая работа
3.
Основы работы с
видеокамерой.
Различные виды съемок
16
24
40
Практическая работа
4.
Структура видеофильма
8
8
40
Практическая работа
5.
Основы композиции
кадра. Виды
видеосъемок
16
72
88
Практическая работа
6.
Видеомонтаж в
программе Windows
MovaviVideo
8
168
176
Практическая работа
7.
Нелинейный
видеомонтаж в
Программах
PinnacleStudio и
AdobePremiere
16
96
112
Практическая работа
8.
Творческая работа
2
80
88
Практическая работа
9.
Итоговое занятие
8
8
Опрос
10.
Самоподготовка
0
0
54
Итого:
96
480
630
8
3.2. Календарный учебный график на 2025-26 учебный год
№ п\п
Месяцы
Разделы
Кол-во часов
1
Сентябрь
Техника
безопасности.
Введение в
программу
Видеооборудование.
Техническое
устройство и
принцип работы
видеокамеры
Основы работы с
видеокамерой.
Различные виды
съемок
Структура
видеофильма
Основы композиции
кадра. Виды
видеосъемок
Видеомонтаж в
программе Windows
MovaviVideo
Нелинейный
видеомонтаж в
Программах
PinnacleStudio и
AdobePremiere
Творческая работа
Итоговое занятие
8
2
3
4
Октябрь
5
Ноябрь
6
Январьдекабрь
7
Февраль- март
8
9
Апрель
Май
16
Форма
контроля
* Опрос,
просмотр;
* Участие
детей в
турнирах
40
40
88
176
112
88
8
Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора.
3.3 Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы осуществляется на базе МАОУ гимназия №40, расположенной по
адресу г. Екатеринбург, ул. Мичурина 181.
В рамках реализации программы учебный компьютерный кабинет
должен удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям.
Оборудование:
видеокамера;
компьютеры или ноутбуки, оснащенные выходом в Интернет;
столы, стулья;
-доска;
шкаф для УМК и библиотеки.
В соответствии с целями программы предусматривается применение современного
программного обеспечения: MicrosoftPowerPaint, WindowsMovieMaker. Умение работать с
этими программными продуктами составляет успех в различных сферах учебной
деятельности обучающегося.
Аппаратное обеспечение:
IBM PC – совместимый компьютер;
процессор Pentium-II 300 и выше;
оперативная память 128 Мб и больше;
видеокарта, поддерживающая 16-битный цвет (=65000 оттенков) и разрешение 800х600
(желательно – 1024x68);
Программное обеспечение:
операционная система: Windows 2000 или Windows XP;
редакторы CorelDraw, AdobePhotoShop 7.0 и выше;
операционная система WINDOWS;
текстовый процессор MS Office Word 2007 (2010);
программа MS Office Power Paint 2007 (2010);
Windows Movie Maker (Киностудия);
Оборудование, необходимое для реализации программы:
мультимедийная проекционная установка;
принтер черно-белый, цветной;
чертежные инструменты;
электронный носитель информации;
диски с клипарт картинками.
Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты,
тетради; бумага разных видов и формата (А3, А4, А2); клей; файлы, папки и др.
4.Список литературы
Для педагогов:
Леонтьев В.П. Работа на компьютере 2014: Windows 8.1 + Office 2013/365. – М.: ОЛМА
Медиа Групп, 2014 – 640 с.: ил.
Ломакин П.А. Системы домашнего видеомонтажа на персональном компьютере. – М.:
Майор, 2004
Медведев Г.С., Пташинский В.С. "Adobe After Effects CS3 с нуля! Видеомонтаж,
анимация, спецэффекты: книга + Видеокурс (CD)." – Триумф, 2008.
Петров М. Н. Компьютерная графика: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2011. –
544 с.: ил.
Резников Ф.А., Комягин В.Б. Видеомонтаж на компьютере. -М.: Триумф, 2002.
Серженко Д.И. авторская программа: «Основы видеомонтажа» г. Санкт-Петербург, 2016г.
Целебеева С. М. К вопросу об использовании информационных компьютерных
технологий в начальной школе [Текст] / С.М. Целебеева, Г.Б. Прончев // Проблемы и
перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май
2012 г.).— Пермь: Меркурий, 2012. —С.187-189.
Хагуров Т.А. авторская программа «Технология видеосъемки и видеомонтажа» г.
Краснодар, 2018г.).
Интернет-ресурсы:
https://www.movavi.ru/support/how-to/
https://videoredaktor.ru/
https://video-editor.su/tutorial.php
Для обучающихся:
Симаков В.Д. Когда в руках видеокамера // Искусство в школе. -2006.-№1.-С.55-56.
Симаков В.Д. Внимание, снимаю! // Искусство в школе.-2006, №2, С.34-39, и №3.
Рейнбоу В. Видеомонтаж и компьютерная графика. СПб.: Питер, 2005г.
Щербаков Ю.В. Сам себе и оператор, сам себе и режиссер. М.: Феникс, 2000 – 448с.
Медведев Г. С., Пташинский В. С. Adobe AfterEffects CS3 с нуля! Видеомонтаж,
анимация, спецэффекты: книга + Видеокурс (CD). – Триумф, 2008 – 270с.
Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый фильм в Pinnacle Studio / Studio Plus version
10.5 (+CD-ROM).– Изд-во НТ-Пресс, 2007-304с.