Дополнительная общеобразовательная общеразвивающа программа Основы эстрадного вокала Гаевская

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

Рассмотрено и принято на
Педагогического совета МАОУ
гимназии № 40
протокол от 29.08.2025 г. № 1

заседанииУтверждено приказом директора
гимназии № 40
от 29.08.2025 г. № 190-О

МАОУ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
“Основы эстрадного вокала”

Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год
Возраст: 7-9 лет

Составитель
Гаевская Елизавета Николаевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025

Оглавление. 1. Целевой раздел ................................. Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Пояснительная записка .................................................................................................... 3
1.1.1. Нормативно-правовые основания для разработки программы ................................. 3
1.1.2 Актуальность программы .............................................................................................. 4
1.1.3. Отличительные особенности программы.................................................................... 5
1.1.4. Адресат программы ....................................................................................................... 6
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................... 6
1.3. Планируемые результаты освоения курса .................................................................... 7
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования ........................................................................... 8
1.5. Формы подведения итогов реализации программы ...................................................... 9
1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы ............................ 9
2. Содержательный раздел ...................................................................................................... 9
2.1. Содержание курса ............................................................................................................. 9
3. Организационный раздел3.1. Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей ................................................................................................................ 11
программы «Эстрадный вокал» (1 год обучения) .............................................................. 11
3.2. Методическое обеспечение ........................................................................................... 16
3.3. Материально-технические условия реализации программы...................................... 20
3.4. Информационное обеспечение программы ................................................................. 21
4. Список литературы ............................................................................................................ 21

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы эстрадного
вокала» относится к художественному направлению, которое способствует воспитанию
чувств, развитию у детей способности оценивать явления искусства, прививает любовь
к музыке. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении,
испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий
потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому
искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок
находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и
ансамблевое пение, пение современных песен с музыкальным сопровождением.
Обучающиеся данной программы в теории и на практике изучают основы
академического (как базу) и эстрадного вокала. Программа разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств» и учитывает опыт
реализации образовательных программ по вокальному направлению в различных
организациях дополнительного образования детей.
Вокальные произведения готовятся для представления на мероприятиях гимназии,
городских, областных конкурсах, фестивалях и для других мероприятий.

1.1.1. Нормативно-правовые основания для разработки программы
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Основы

эстрадного вокала» разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (редакция, действующая с 1 марта
2022 года).
2.

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”.

3.

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития

Российской Федерации на период до 2030 года».
4.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение

Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р).
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020

№ 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.

Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О

направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
8.

План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития

воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
1.1.2 Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современные
педагоги-музыканты особую роль отводят эстрадному творчеству, как самому
современному и на данный момент популярному виду музыкального исполнительства.
Пение – основной и наиболее доступный способ музицирования. Голос – инструмент
общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной
деятельности, к осознанию красоты музыкального искусства. Эстрадное пение занимает
особое место в современной музыке. В последние десятилетия возрос интерес общества
к эстраде и эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди
детей и молодежи. Одной из важнейших задач эстрадного пения является не только
обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих
способностей, возможностей воспринимать музыку во всём её богатстве форм и жанров.
Творческий человек может активно адаптироваться в социуме, противостоять
негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он
способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Музыка, и
сопутствующие

ей

вокальные,

дыхательные,

артикуляционные

упражнения,

применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую
ребенку непоседливость, чрезмерную

утомляемость,

угловатость, замкнутость,

подавленность. Получив комплекс знаний и умений по эстрадному вокальному
мастерству, владение сценическим движением и актёрскими навыками, искусством
выступления перед публикой, обучающийся приобретает тот бесценный опыт и знания,
например – уверенность в себе, креативность, которые способствуют достижению
успеха в любой профессиональной деятельности. А это и есть становление личности
учащегося, способной к саморазвитию и самоопределению, готовой к открытому
творческому взаимодействию с окружающим миром и обществом. Педагогическая
целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают
художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают
физическое развитие и эмоциональное состояние детей, расширяют и обогащают их
музыкальный кругозор, способствуют повышению культурного уровня и интеллекта. На
занятиях дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с
современной и классической музыкой, приобретают навыки выступления перед
зрителями.
1.1.3. Отличительные особенности программы
Настоящая

программа

дополнена

специфическими

упражнениями,

приемами,

характерными для эстрадного вокала, которые позволяют научиться красиво и грамотно
петь. В данных условиях программа «Основы эстрадного вокала» - это механизм,
который определяет содержание процесса обучения вокалу, методы работы педагога по
формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания
вокалистов. Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал, как
деятельность, в программе рассматривается как средство развития музыкальных
способностей и эмоциональной сферы обучающихся. Программа ориентирована на
развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей разных
возрастных групп. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в
вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение).

1.1.4. Адресат программы
Успешное обучение возможно лишь при условии, что деятельность обучающихся на
занятиях будет организована с учетом их возрастных особенностей и способностей. У
младших школьников (7 – 9 лет) формируется учебная деятельность. На её основе у
младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются
соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а
также потребности и мотивы учения. Возрастные психологические особенности
младших школьников зависят от предшествующего психического развития, от их
готовности к чуткому отклику как на музыкальные факторы, так и на воспитательные
воздействия педагога. У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика,
индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко
выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как
в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно
использовать фальцет и лёгкий микст. Этому голосообразованию соответствует лёгкое
серебристое, преимущественно головное, звучание.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы обучающихся
посредством эстрадного вокала.
Задачи:
Личностные:
1.

способствовать воспитанию у обучающихся культуру общения и поведения в
социуме.

2.

способствовать
обучающихся

формированию

нравственных

качеств

у

(ответственность, дисциплинированность, гуманность).
Развивающие:
1. способствовать развитию индивидуальности, личной культуры, коммуникативных
способностей, саморегуляции и самоконтроля.
2. способствовать воспитанию самостоятельности.
Обучающие:

1.

способствовать овладению обучающимися академической манеры пения, как

фундамента и основы для других вокальных техник.
2.

сформировать комплекс музыкально-ритмических и вокально певческих навыков

(чистое интонирование, певческая дикция, артикуляция, дыхание).
3.

обучать основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата,

бережного отношения к нему.
4.

обучать

выразительному

исполнению музыкального

произведения, исполнительскому мастерству.
5.

применять музыкальные знания и приобретённый опыт творческой деятельности

в повседневной жизни, во внеурочной деятельности.

Срок реализации программы: 1 год обучения. Распределение учебного времени
производится с учетом усвоения и понимания поставленных творческих задач. Таким
образом, в зависимости от особенностей и содержания работы, педагог может проводить
занятия со всем составом детей одновременно или индивидуально.
- Групповая – нацелена на формирование и развитие всего коллектива.
- Индивидуальная (высокомотивированных обучающихся) – с каждым воспитанником
для развития индивидуальных вокальных данных.
1.3. Планируемые результаты освоения курса.
По окончании освоения содержания программы обучающиеся демонстрируют
следующие результаты:
Личностные: прослеживается положительная динамика в:
-проявлении культуры общения и поведения в социуме;
-

сформированности

нравственных

качеств

у

обучающихся

(ответственность, дисциплинированность, гуманность);
Метапредметные: прослеживается положительная динамика в:
-

развитии коммуникативных навыков;

-

проявлении самостоятельности обучающихся;

-

проявлении интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;

Предметные:

-

учащиеся будут знать строение голосового аппарата;

-

будут уметь петь на опоре;

-

будут уметь петь в различных регистрах;

-

учащиеся смогут передавать характер музыки.

1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дополнительного образования.
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных
оценок:
-

доброжелательное отношение к обучающемуся как к личности;
положительное отношение к усилиям обучающегося;

-

конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;

-

конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Диагностика

результативности

дополнительной

освоения

общеобразовательной

обучающимися

программы

содержания

«Эстрадный

вокал»

осуществляется по показателям:
теоретическая подготовка, практические умения и навыки.
Теоретические знания:
-

Соответствие

теоретических

знаний

ребенка

программным

требованиям.

Особенности и возможности певческого голоса. Элементы эстрадного вокала.
Его отличительные признаки. Певческое дыхание. Типы дыхания.
Практические умения:
-

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Правильность дыхания при пении. Правильность артикуляции и дикции при
исполнении произведения. Раскрытие художественного образа при исполнении
произведения. Пение без сопровождения музыкального инструмента. Пение в
ансамбле.

Навыки:

-

Креативность в выполнении практических заданий. Учащийся может исполнять
произведение как один, так и в ансамбле. Умеет уверенно держаться на сцене, охотно
принимает участие в концертной деятельности.

1.5. Формы подведения итогов реализации программы.
1. Опрос, прослушивание.
2. Открытые занятия для родителей и педагогов.
3. Участие детей в городских мероприятиях, концертной деятельности, конкурсах и
фестивалях.
4. Мониторинг, проводимый в конце года.

1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Режим занятий:
Все учащиеся посещают хор 1 раз в неделю по 2 часа. Минимальный состав группы - 7
человек, максимальный - 30 человек. Учащиеся поделены на 2 группы. Перед
выступлениями группы объединяются в сводный хор, количество занятий варьируется
в зависимости от потребностей (чаще всего 2 раза в неделю по 2 часа).
Также, часть учащихся посещает вокальный ансамбль 1 раз в неделю по 2 часа. Состав
группы - 9 человек (минимальный от 3, максимальный - 10 человек допустимо). У
отдельных учащихся проводится вокал 1 раз в неделю по 1 часу.

2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание курса.
Раздел 1. Вводное занятие «Путешествие в завораживающую страну Музыка»
Инструктаж по технике безопасности. Прослушивание голосов, диагностика (2 ч).

Раздел 2. Теоретическая подготовка (3 ч)

Теория: Строение голосового аппарата. Голос и его свойства, гигиена голоса.
Положение корпуса во время пения.
Раздел 3. Вокальная работа: работа над музыкальными произведениями (102 ч)
Теория: Работа над музыкальными произведениями. Работа над патриотической песней.
Практика: Работа над музыкальными произведениями. Работа над патриотической
песней. Работа над музыкальными произведениями, посвященными дню матери. Работа
над музыкальными произведениями новогодней тематики.

Раздел 4. Распевки (14 ч)
Практика: Вокальные упражнения: распевки. Интонационные распевки. Упражнения
на различные интервалы. Распевки-скороговорки .Вокализация. Распевание гласных
звуков. Упражнения на одной ноте. Упражнения с поступенным расположением звуков.

Раздел 5. Дыхание (8 ч)
Теория: Виды дыхания. Пение на опоре.
Практика: Виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Пение на опоре. Цепное дыхание.
Раздел 6. Дикция и артикуляция (13 ч) Теория:
Дикция. Артикуляция.
Практика: Дикция. Вокальные упражнения: работа над гласными. Артикуляция.
Логические ударения. Главные слова. Паузы. Пословицы и поговорки для тренировки
ударных и безударных гласных.

Раздел 7. Пение в унисон (3 ч)
Практика: Унисон на долгом звуке.
Раздел 8. Вокальные регистры (10 ч)
Теория: Нижний регистр голоса. Средний регистр голоса. Верхний регистр голоса.
Практика: Тембр голоса. Нижний регистр голоса. Средний регистр голоса. Верхний
регистр голоса. Промежуточная диагностика (1 ч).

Раздел 9. Звуковедение (12 ч)

Практика: Фразировка в песне. Направление мелодии по высоте. Плавное пение: legato.
Раздельное пение: nonlegato. Отрывистое пение: staccato. Связное пение.

Раздел 10. Ритм (5 ч)
Теория: Темпоритм Практика: Ритм. Ритмические упражнения. Темпоритм.
Раздел 11. Вокальная позиция (13 ч).
Практика: Выведение звука вперед. Пение на зевке. Певческая позиция для нижнего
регистра. Певческая позиция для среднего регистра. Певческая позиция для верхнего
регистра. Позиция при пении звуков разной высоты.

Раздел 12. Атака звука (16 ч)
Теория: Атака звука. Мягкая атака звука.
Практика: Атака звука. Ударение в слове. Акцент. Активная подача звука. Мягкая атака
звука.

Раздел 13. Образно-художественное исполнение (12 ч)
Теория: Объект внимания – зритель. Эмоциональность и характер музыки.
Художественный образ.
Практика: Объект внимания – зритель. Эмоциональность и характер музыки.
Художественный образ. Сценическое движение. Итоговое занятие (2 ч).

3.

Организационный раздел. 3.1. Учебный план дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программы «Эстрадный вокал» (1 год обучения).

№
п\п

Наименование
разделов/тем
программы

Количество часов
всего

теория

практика

Формы
аттестации

1.

2.
2.1
2.2
2.3
3.

3.1

3.2

3.3

3.4

4.

«Путешествие в
завораживающую
страну Музыка».
Инструктаж по технике
безопасности.
Прослушивание
голосов, диагностика
Теоретическая
подготовка
Строение голосового
аппарата
Голос и его свойства,
гигиена голоса
Положение корпуса во
время пения
Вокальная работа:
Работа над
музыкальными
произведениями
Работа над
музыкальными
произведениями
Работа над
патриотической песней
Работа над
музыкальными
произведениями,
посвященными Дню
матери
Работа над
музыкальными

произведениями
новогодней тематики
Распевки

опрос, входной
контроль

2

1

1

3

3

-

1

1

-

опрос

1

1

-

опрос

1

1

-

опрос

102

23

79

78

21

57

12

2

10

6

-

6

6

-

6

выполнение
практических
упражнений

14

-

14

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

4.1

Вокальные упражнения:
распевки

2

-

2

4.2

Интонационные
распевки

2

-

2

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

4.3

Упражнения на
различные интервалы

2

-

2

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

4.4

Распевки-скороговорки

2

-

2

4.5

Вокализация

1

-

1

4.6

Распевание гласных
звуков

2

-

2

4.7

Упражнения на одной
ноте

1

-

1

выполнение
практических
упражнений

4.8

2

-

2

наблюдение

5.

Упражнения с
поступенным
расположением звуков
Дыхание

8

2

6

5.1

Виды дыхания

1

1

-

5.2

Дыхательная
гимнастика

2

-

2

5.3

Пение на опоре

3

1

2

5.4

Цепное дыхание

2

-

2

6.

Дикция и артикуляция

13

2

11

6.1

Дикция

3

1

2

выполнение
практических
упражнений

6.2

Вокальные упражнения:
работа над гласными

2

-

2

6.3

Артикуляция

3

-

3

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

6.4

Логические ударения.
Главные слова. Паузы

2

1

1

6.5

Пословицы и поговорки
для тренировки
ударных и безударных
гласных

3

-

3

7.

Пение в унисон

3

-

3

7.1

Унисон на долгом звуке

3

-

3

8.

Вокальные регистры

10

3

7

8.1

Тембр голоса

1

-

1

8.2

Нижний регистр голоса

3

1

2

8.3

Средний регистр голоса

3

1

2

8.4

Верхний регистр голоса

3

1

2

Промежуточная диагностика

1

-

1

9.

Звуковедение

12

-

12

9.1

Фразировка в песне.
Направление мелодии
по высоте.
Плавное пение: legato

3

-

3

2

-

2

Раздельное пение:
nonlegato

2

-

2

Отрывистое пение:
staccato

2

-

2

9.2

9.3

9.4

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

выполнение
практических
упражнений

выполнение
практических
упражнений
опрос,
выполнение
практических
упражнений
опрос,
выполнение
практических
упражнений
опрос,
выполнение
практических
упражнений
концерт

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

9.5

Связное пение

3

-

3

10.

Ритм

5

1

4

10.1

Ритм. Ритмические
упражнения

3

-

3

10.2

Темпоритм

2

1

1

11.

Вокальная позиция

13

-

13

11.1

Выведение звука вперед

2

-

2

11.2

Пение на зевке

2

-

2

11.3

Певческая позиция для
нижнего регистра

2

-

2

11.4

Певческая позиция для
среднего регистра

2

-

2

11.5

Певческая позиция для
верхнего регистра

2

-

2

11.6

Позиция при пении
звуков разной высоты

3

-

3

12.

Атака звука

16

4

12

12.1

Атака звука

4

2

2

12.2

Ударение в слове.
Акцент

4

-

4

12.3

Активная подача звука

4

-

4

12.4

Мягкая атака звука

4

2

2

выполнение
практических
упражнений

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

13.

Образнохудожественное
исполнение

12

3

9

13.1

Объект внимания зритель

2

1

1

выполнение
практических
упражнений

13.2

Эмоциональность и
характер музыки

3

1

2

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

13.3

Художественный образ

4

1

3

13.4

Сценическое движение

3

-

3

выполнение
практических
упражнений

14.

Итоговое занятие

2

-

2

отчетный концерт

Итого*:

216

42

174

*указанное количество часов рассчитано для хоровых групповых занятий. Для
вокального ансамбля и индивидуального вокала темы дублируются, больше времени
уделяется непосредственно практике

3.2. Методическое обеспечение.

Особенности организации образовательного процесса – очно.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются
следующие методы обучения в основе которых лежит уровень деятельности детей:
практические:
− игры, тренинги как комплекс упражнений, целью которых является приобретение и
закрепление определенных навыков;
− творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки). наглядные:
− просмотр видеозаписей и презентаций по конкретным темам;
− посещение концертов с обязательным обсуждением увиденного;

−

просмотр

творческих

работ учащихся

в

различных

видах

деятельности. репродуктивные:
− участие в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня;
− частично-поисковые: − совместный с преподавателем выбор репертуара. проблемные:
− создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи.
Дидактический комплекс (оборудование)
методические рекомендации
журналы «Внешкольник»,
«Воспитание школьников»
«Вестник образования»
энциклопедия
аудиозаписи, видео и фотоархив
сборники песен - сценарии
мероприятий
схемы
костюмы
Основные группы
методов
1. Организация и
осуществление учебнопознавательной
деятельности

Форма подведения итогов по разделу
(теме)
открытое занятие
тестирование
папка с результатами творческой
деятельности обучающегося (портфолио)
участие в конкурсах районного,
городского, областного, регионального
уровней
участие в праздниках, викторинах,
конкурсах - анкетирование

Подгруппы методов

Отдельные методы

Словесные, наглядные,
1.
Перцептивные
практические.
(передача и восприятие
Индуктивные,
дедуктивные,
информации)
анализ, обобщение,
2.
Логические
систематизация
и др.
(организация и
Информационнорецептивные,
осуществление
инструктивномыслительных операций)
продуктивные,
3.
Гностические (по
проблемные, поисковые.
характеру познавательной
Работа под руководством
деятельности)
педагога, дозированная
4.
Самоуправление
помощь,
самостоятельная
учебно-познавательной
работа.
деятельностью

2. Мотивация и
стимулирование

3. Контроль и коррекция

4. Взаимодействие

Эмоциональное
Поощрение и порицание.
Создание ситуаций успеха.
стимулирование
Постановка системы
2.
Формирование
перспектив Создание
познавательного интереса
ситуаций творческого
3.
Формирование
поиска. Выстраивание
долга и ответственности
игрового,
приключенческого
сюжета. Выбор
социальной значимости
конечного продукта
Формирование понимания
личностной значимости
учения (для будущей жизни).
Устный, письменный,
1.
Экспертный
машинный.
контроль и коррекция
Взаимопроверка,
рецензия,
2.
Взаимный контроль
смотр знаний.
и коррекция
Рефлексия деятельности,
3.
Самостоятельный
самопроверка, самооценка.
контроль и коррекция
1.

Освоение правил
общения
2.
Методы взаимных
заданий
3.
Работа во
временных группах
4.
Ситуации
совместных переживаний
1.

Мозговой штурм.
Психологические
упражнения.

Форма организации образовательного процесса – групповая. Формы организации
учебного занятия: Одним из непременных условий успешной реализации программы
является разнообразие форм работы, которые способствуют развитию творческих
возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. Применение
различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной
работы и выполнение упражнений) укладывается в схему поэтапного ведения работы
над освоением каждой темы программы. Применение традиционных и не традиционных
форм организации деятельности позволяет добиться лучших результатов, как в
образовательной сфере, так и в воспитательной. Основная форма учебных занятий –
беседа, вокальная игра, тренинг, репетиция, комплексный урок и сценический показ. С
целью создания условий для самореализации детей используется:

1) включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и
активность детей;
2) создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для
свободного межличностного общения;
3) моральное поощрение инициативы и творчества;
4) продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм
деятельности;
5) регулирование активности и отдыха (расслабления);
6) на занятиях широко применяются: словесные методы обучения (рассказ, беседа,
побуждающий или подводящий диалог);
7) наглядные методы обучения (работа с нотами, просмотр концертов);
8) участие в конкурсах (в том числе итоговых) на лучшее исполнение песенного
репертуара. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель,
а непосредственный участник, вникающий во все детали работы.
Для решения воспитательных задач программы используются различные формы
воспитательной работы с обучающимися творческого объединения. Это позволяет: −
создать ситуацию успеха для каждого ребенка; − создать условия для сплочения
коллектива;
− расширить границы учебного процесса.
Воспитательная работа планируется по двум направлениям:
− мероприятия учебного характера;
− мероприятия воспитательно-развивающего и познавательного характера. В работе
важно опираться на потребности и интересы учащихся. Дети заняты разнообразной
содержательной и творческой деятельностью, которая способствует воспитанию целого
ряда положительных качеств, развитию инициативы, активной жизненной позиции,
формировала ответственность.
Мероприятия для коллектива: участие в массовых мероприятиях и праздниках гимназии,
организация и проведение тематических бесед; участие в концертах, конкурсах
различного уровня.

3.3. Материально-технические условия реализации программы.
Реализация программы осуществляется на базе МАОУ гимназия № 40, расположенной
по адресу г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 181.
№ п/п

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
1.Печатные пособия
Распечатки методических пособий и
рекомендаций из интернет-ресурсов.
Карточки с игровыми упражнениями

Количество

30
30

Нотный материал
2. Технические средства обучения
Презентации и видео:
Артикуляционная гимнастика

1

Дыхательные упражнения

1

Правила поведения на сцене

1

3. Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи исполнителей современной
эстрады, исполнителей зарубежной
эстрады, звуков природы, классические
произведения т.п.
Записи фонограмм в режиме «+» и «-»

1 комплект

Записи аудио, видео, формат CD, MP3
4. Оборудование класса
Ноутбук

1

Экран

1

Электрическое фортепиано

1

Музыкальная аппаратура, микрофоны
(комплект 4 шт., находятся в актовом зале,
где проходят репетиции перед
концертами)

1

3.4. Информационное обеспечение программы.
Для реализации программы используются цифровые образовательные ресурсы, которые
разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят:
•

видеоряд: записи упражнений, концертов;

•

фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве
артистов;

•

анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют
учащимся основные положения темы;

•

звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки»
и «минусовки»), которые дают возможность детям участвовать в их исполнении
в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

•

творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические
тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление творческого
материала.

4. Список литературы.
Основная литература:
1. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства : учебное пособие /
Н. Б. Гонтаренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 192 с.
2. Далецкий, О. В. Обучение эстрадных певцов : учебное пособие / О. В. Далецкий. –
Москва : Воениздат, 2003. – 256 с.
3. Егорычева, М. И. Упражнения для развития вокальной техники : учебное пособие / М.
И. Егорычева. – Киев : Музична Украина, 1980. – 113 с.
4. Жарова, Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению / Л. М. Жарова. – Москва :

Музыка, 2002. – 216 с.
5. Исаева, И. О. Эстрадное пение / И. О. Исаева. – Москва : АСТ, 2007. – 319 с.
6. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению : учебно-методическое пособие
/ О. В. Кацер. – Санкт-Петербург : Музыкальная палитра, 2008. – 54 с.
7. Коллиер, Д. Л. Становление джаза / Д. Л. Коллиер. – Москва : Радуга, 1984. – 325 с. 8.
Кудрявцева, Т. С. Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А. Н. / Т. С. Кудрявцева. –
Москва : Рипол классик, 2006. – 153 с.
Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина. Санкт Петербург

9.

: Музыка, 2002. – 88 с.
Мархасёв, Л. С. В легком жанре / Л. С. Мархасёв. – Санкт-Петербург :

10.

Композитор, 2006. – 500 с.
Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. – Москва

11.

: Айрис-пресс, 2007. – 95 с.
Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова.

12.

– Москва : Академия Развития, 2005. – 129 с.
Огороднов, Д. Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и

13.

эмоционально-двигательной культуры человека / Д. Е. Огороднов. – Москва : АСТ,
2009.
– 245 с.
14. Орф, К. Музыка для детей / К. Орф. – Санкт- Петербург : Музыка, 2010. – 190 с.
15. Разумовская, О. К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды /
О. К. Разумовская. – Москва : Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
16. Разумовская, О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К.
Разумовская. – Москва : Айрис-пресс, 2007. – 214 с.
17. Риггс, С. Поем как звезды / С. Риггс. – Москва : Guitar College, 2000. – 104 с.
18. Ровнер, В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано
/ В. Ровнер. – Санкт-Петербург : Нота, 2006. – 28 с.
19. Рудин, Л. Б. Основы голосоведения / Л. Б. Рудин. – Москва : Граница, 2011. – 104 с.
20. Павлищева, О. П. Высокая позиция звука / О. П. Павлищева. – Москва : Музыка,
2005. – 123 с.
21. Павлищева, О. П. Практическое овладение певческим дыханием / О. П. Павлищева.
– Москва : Музыка, 2007. – 178 с. 2

2. Пекерская, Е. М. Вокальный букварь / Е. М. Пекерская. – Москва, 1996. – 132 с.
23. Садников, В. И. Орфоэпия в пении / В. И. Садников. – Москва : Просвещение, 2000.
– 291 с. 42
24. Сарджент, У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика / У. Сарджент. – Москва
: Музыка, 1987. – 303 с.
25. Струве, Г. А. Школьный хор / Г. А. Струве. – Москва : Просвещение, 2000. – 270 с.
26. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова.
– Москва : Просвещение, 2010. – 248 с.
Дополнительная литература:
1.

Закон РФ «Об образовании»: [от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ]. – Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2.

Конституция РФ

[от

29.12.1993

г.].

–

Режим

доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3.

Приказ МОиН РФ «Об утверждении типового положения об образовательном
учреждении дополнительного образования детей» [от 26.06.2012 г., № 504]. –
Режим доступа: https://rg.ru/2012/08/15/minobr-dok.html

4.

Приказ МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»
[от

29.08.2013

г.,

№

–

1008].

Режим

доступа:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/
5.

Концепция художественного образования в РФ [от 28.12.2001 г. №1403]. – Режим
доступа: https://ppt.ru/docs/prikaz/minkultury/n-1403-63073

6.

Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» [от
29.08.2013

г., № 515-30]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/460173130
Интернет-ресурсы:\
1.
2.

Форумы

для

вокалистов

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа: http://www.musicforums.ru/vocal/

–

Библиотека нот и музыкальной литературы [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://lib-notes.orpheusmusic.ru/news/vokal_i_khorovedenie/1-0-8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.