Дополнительная общеобразовательная программа Основы видеомонтажа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

ПРИНЯТО: на педагогическом совете
МАОУ гимназия № 40

УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин

Протокол от 28 августа 2024г. №1

введено в действие приказом директора
от 30 августа 2024 г. № 142-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
видеомонтажа»

Направленность: техническая
Срок реализации: 1 года
Возраст: 12-17 лет

Составитель
Столяров Глеб Михайлович,
педагог дополнительного
образования МАОУ гимназии № 40

Екатеринбург, 2024

Оглавление
1. Целевой раздел .......................................................................................................................... 4
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................... 5
1.2. Цель и задачи дополнительного образования .......................................................................6
1.3. Планируемые результаты освоения курса. ............................................................................6
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования .............................................................................. 7
1.5. Формы подведения итогов реализации программы .............................................................. 7
1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы......................................7
2. Содержательный раздел ............................................................................................................8
2.1. Содержание курса ................................................................................................................... 8
3. Организационный раздел ..........................................................................................................9
3.1. Учебный план ......................................................................................................................... 9
3.2.Календарный учебный график на 2024-25 учебный год…………………………………….11
3.3 Методическое обеспечение ................................................................................................... 12
3.4 Материально-технические условия реализации программы ............................................... 13
3.5. Информационное обеспечение программы ......................................................................... 13
4.Список литературы ................................................................................................................... 14

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительнаязаписка
Характернойчертойнашеговременистановитсяориентациянаразвитиекреативности
подрастающегопоколения.Занятиякомпьютернойанимациейиграфикойивидеотворчество
мэффективноспособствуютхудожественнотворческомуростуобучающихсянаразныхэтапахихразвития.
Актуальностьданнойпрограммыобусловленатем,чтовусловияхпереходаобразовате
льныхучрежденийнановыйФедеральныйгосударственныйстандартонапозволяетразнообра
зитьорганизационныеформы работы с обучающимися с учетом их индивидуальных
особенностей,обеспечиваетросттворческогопотенциала,познавательныхмотивов,обогаща
етформывзаимодействиясосверстникамиивзрослымивпознавательнойдеятельности.
Внедрениеданнойпрограммывдополнительноеобразованиеспособствуетрешениюп
роблемыподдержки одаренных детей.
Направленностьпрограммы–
техническая,таккаксодержаниеспособствуетформированиюуобучающихсяэлементовтех
нологическихзнаний,

развитию

интереса

к

науке

и

технике,

фантазии,

изобретательности,потребностивтворческойдеятельности,формированиюосновтрудовойк
ультуры,навыковиуменийработысразличнымиматериаламииинструментами.
Нормативно-правовоеобеспечение:
1.

Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"

2.

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей.
4.

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года».

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
6.

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).

7.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р).

8.

План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).

9.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Новизна

программы

заключается

в

возрождении

интереса

молодежи

ксовременномукинематографу,ввоспитаниикультурыжизненногоипрофессионального
самоопределения.
Педагогическаяцелесообразностьпрограммыобъясняетсявнедрениемвобразовате
льныйпроцесскомпьютерныхтехнологий,имеющих

разнообразные

возможности

для

развития творческого потенциалаобучающегося.
Отличительные

особенности

данной

образовательной

программы

отужесуществующихвтом,чтоонадаетобучающимсякомплексноепониманиеосноввидеосъ
емкиивидеомонтажа,каквидаискусства.
В результате обучения, обучающийся имеет элементарные познания ожанрах кино
и

телевидения,

технологии

создания

видеофильма,

видеоролика,телесюжета,тележурналистике,владеетосновамивидеомонтажавпрограммах
MovaviVideo иPinnacleStudioиAdobePremiere
Возрастдетей,участвующихвреализацииданнойобщеобразовательнойпрограммы:о
т 12 до17лет.
Этотвозрастсамыйблагоприятныйдлятворческогоразвития,обучающимся нравится
решать

проблемные

ситуации,

находить

сходство

иразличие,определятьпричинуиследствие.Атакжехорошоразвитонепроизвольноевнимани
е,поэтомуучебныйматериал,предъявляемыйвярком,интересномидоступномдляребенкавид
евызываетинтересиобращаетнасебявнимание,ускоряетзапоминаниесодержания.Особоезн
ачение

для

подростка

в

этом

возрасте

имеет

возможность

самовыражения

исамореализации.Аиспользованиесовременныхтехническихсредствпридаютучебномупро
цессутворческий,поисковыйхарактер,чтоспособствуетразвитиютворческихспособностей,
обучающихсяиповышениюинтереса.
Количествообучающихсявгруппе: от 10человек.
Режим занятий:2разавнеделюпо2часа.
Сроки реализации и объем общеобразовательной программы – 1 годобучения

Форма

обучения:

очная.

При

необходимости

возможно

использованиеэлектронногообученияидистанционныхобразовательныхтехнологий.
Уровневостьпрограммы:
–

базовый

уровень,

предполагает

использование

и

реализацию

такихформорганизацииматериалапоблогерскойдеятельности,которыедопускают освоение
специализированных

знаний

фотосъемкиматериала,

в

области

компьютерныхпрограмм,

обеспечивают

видео

и

трансляцию

общейицелостнойкартиныврамкахобщеразвивающейпрограммы.Стартовыйуровеньобесп
ечиваетпрограмма«Компьютернаяанимацияиграфика».

1.2. Цельизадачипрограммы
Цель программы: обучение

основам

видеомонтажного

искусства,развитиеинтереса ксозданиювидеопродукции.
Задачипрограммы:
Обучающие(предметные)


ознакомитьсосновамивидеотворчества,жанрамиинаправлениямиразвитиямирового
кинотелевидения;



обучитьосновамсценарногомастерства;



обучить

основам

видеосъёмки,

видеомонтажа

музыкальногосопровожденияиозвучивания видеофильма.
Развивающие(метапредметные)


развиватьспособностиксамовыражениюиобразномувосприятиюокружающегомира
;



развиватьпознавательныеспособностиобучающихся;



развиватьустойчивыйинтересккиноискусству.

Воспитательные(личностные):


формироватьмотивацию,инициативностьитворческийподход,ответственно



отношение
к
процессу
и результатам, к соблюдению
этическихиправовыхнормвинформационнойдеятельности;



формировать активную

жизненную позицию,

потребность

всаморазвитиии самореализации;


воспитыватькультуруобщениянаосновесотрудничестваивзаимопомощи.
1.3. Планируемые результаты освоения курса.

Предметные
Обучающиесябудутобладатькомплексомопределенныхзнанийвобласти:


историиразвитиякинематографии;



основныхкомпьютерныхпрограммдлямонтажавидеоматериала,этаповпроцесса
созданиявидеоматериала;



способовработысаудио-ивидеоаппаратурой;



сосновамикомпозициикадраивидамивидеосъемок;



требований организации рабочего места при работе с компьютером.

Обучающиесябудутобладатькомплексомопределенныхумений:


создаватьсвоисобственныевидеоматериалы,используявозможностипрофессиональ
ныхтехническихустройств;



использовать

различные

техники

монтажа

иобработкивидеоматериала,уметьприменятьразличныеспецэффекты;


оформлятьтворческиеработы;



использоватьснятоеисмонтированноевидеовдокладе,статье,мультимедиапрезентации.

Уобучающихсябудутразвиты:


образное, пространственное мышление

при

созданииярких,выразительныхобразов;


воображение,творческаяактивность,фантазия;



уважительное

отношение

к

человеку-творцу

через

результатыгссобственнойтворческойдеятельностисверстников,черезих оценку.
Уобучающихсябудутсформированы:


основыхудожественноговкуса;



основыэстетическоговосприятияокружающегомира;



основысоциальнозначимыхкачествличностиобучающихся(самостоятельность,ответственность,готов
ностьквзаимопомощи,коммуникабельность,доброжелательность);



ответственностьзасохранениесвоегоздоровьяиздоровьяокружающих.

Личностные:


сформированнностьустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни,наличиемотива
цииктворческомутруду,работенарезультат,бережномуотношениюкматериальными

духовнымценностям.
Метапредметные:


активное

использование

речевых

средств

и

средств

информационныхикоммуникационныхтехнологийдлярешениякоммуникативныхи
познавательных задач; умение договариваться о распределении функций
иролейвсовместнойдеятельности,осуществлятьвзаимныйконтрольвсовместнойдея
тельности,адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
Раздел1.Техникабезопасности.Введениевпрограмму
Теория:Техникабезопасностиприработескомпьютером,техникапротивопожарной
безопасности,
правила
поведенияна
занятии.
Основныетемыизучения:историяразвитиякинематографа,драматургияфильма,основные
этапы создания видеофильма (задумка, сценарий, план съемки),основыоператорского
мастерства,видеосъемки,монтажа,озвучивания.
Практика:Просмотрвидеоматериалов.
Раздел
2.
Видеооборудование.
Техническое
устройство
и
принципработывидеокамеры
Теория. Сведения общего характера об оборудовании, используемомдля
производства фильмов в домашних условиях (видеокамера, компьютер).Системы
цветного
телевидения.
Устройство
и
принцип
работы
видеокамеры.Советыповыборувидеокамеры.
Практика.Индивидуальноеизучениепанелиуправлениявидеокамеры.
Раздел3.Основыработысвидеокамерой.Различныевидысъемок
Теория.Правильный ручной захват видеокамеры. Начало работы свидеокамерой.
Знакомство с инструкцией. Включение и настройка «балансабелого».
Настройкарежимасъемки (автомат,ручнаясъемка).
Практика. Отработка правильного ручного захвата камеры и порядкадействийпри
включениикамеры.Съемка видеоролика.
Раздел4.Структуравидеофильма
Теория.
Основные
понятия:
эпизоды,
сцены,
кадры.
Структура
фильма:завязка,экспозиция,кульминация,развязка.Правиларазвитиясюжета.Понятиеи
виды конфликта.
Практика.Просмотрианализконкурсныхфильмов-минуток.
Раздел5.Основыкомпозициикадра.Видывидеосъемок
Теория.Правиласъемкиинтерьера,пейзажа,портрета,натюрморта.
Съемкадвижущейсякамерой.
Окружениеилинии.Цветовоерешениекомпозиции.Освещенность.
Отображениепространства.Размещениечеловеканаэкране.
Практика. Упражнения на съемку интерьера, портрета, натюрморта.Выход на
природу
на
съемку
пейзажа.
Упражнения
на
применение
наезда,отъезда,панорамирования.
Упражнения на съёмку человека в кадре, в пространстве. Применениецветовых

решенийвразнуюпогоду,вразноосвещённых помещениях.
Раздел6.ВидеомонтажвпрограммеWindowsMovaviVideo
Теория:Знакомствоспрограммой.Импортизображений,клипов,звуков,музыки.Созд
аниевидеопереходов,видеоэффектов.Созданиеназваний слайдов и титров. Монтаж
фильма. Просмотр и редактированиефильма.Сохранение фильма.
Практика:Монтажвидеосприменениемвидеоэффектов.
Раздел 7. Нелинейный видеомонтаж в программах PinnacleStudio
иAdobePremiere
Теория:Знакомствоспрограммой.Импортизображений,клипов,звуков,музыки.Созд
аниевидеопереходов,видеоэффектов.Созданиеназваний слайдов и титров. Монтаж
фильма. Просмотр и редактированиефильма.Сохранение фильма.
Практика:Монтажвидеосприменениемвидеоэффектов.
Раздел8.Творческаяработа
Теория:Основныеправилаитребованияктворческойработеиеезащите.Порядок
работынадтворческойработой:
- определениетемыработы;
- изучениелитературыповыбраннойтеме,анализ;
- подготовкатворческойработы;
- защита.
Практика:Созданиетворческойработы:
- работаслитературой;
- составлениепланаработы;
построение защиты своей
работы.Защитатворческойработы.
Раздел9.Итоговоезанятие
Теория:Подведениеитоговработыучебно-творческогоколлективаза
год.
Практика:Коллективное
обсуждение
итогов
учебного года
индивидуальноеосмыслениесобственныхрезультатов.

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
№п/ Тема,раздел
п

Количествочасов
Теория

1. Техникабезопасности.
Введениевпрограмму

8

Итого

Формыаттеста
ции/контроля

Практика
8

Опрос

и

2. Видеооборудование.Т
ехническоеустройство
ипринципработывидео
камеры

8

8

3. Основыработысвидеок
амерой.
Различныевидысъемок

16

24

40

Практическаяра
бота

4. Структуравидеофильма

8

8

40

Практическаяра
бота

5. Основыкомпозиции
кадра.Виды
видеосъемок

16

72

88

Практическаяра
бота

6. Видеомонтаж

впрограммеWindowsMovaviVideo
8
168
176

Практическаяра
бота

7. Нелинейныйвидеомон
таж
ПрограммахPinnacleSt
udioиAdobePremiere

16
в

96

112

Практическаяра
бота

8. Творческаяработа

2

80

88

9. Итоговоезанятие

8

10. Самоподготовка

0

0

96

480

Итого:

16

Практическаяраб
ота

Практическая
работа
Опрос

8
54
630

3.2.Календарныйучебныйграфик
№
п\
п
1
2

Месяц Разделы
ы
Сентяб
рь

Техникабезопасности.
Введениевпрограмму
Видеооборудование.Техническоеустройствоипринципрабо
тывидеокамеры

Колво
часо
в
8
16

Форма
контроля


Опрос,
просмо
тр;
10

Основыработысвидеокамерой. Различныевидысъемок

3
4

Октябр
ь

Структуравидеофильма

5

Ноябрь

6

Январь
декабр
ь
Феврал
ь- март

Основыкомпозиции
кадра.Виды
видеосъемок
Видеомонтаж

7

впрограммеWindowsMovavi
Video
Нелинейныйвидеомонтаж
в
ПрограммахPinnacleStudioиAdobePremiere

8

Апрель

Творческаяработа

9

Май

Итоговоезанятие

4
0
4
0
8
8



Участи
е детей
в
турнир
ах

1
7
6
1
1
2
8
8
8

Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора.

3.3. Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы осуществляется на базе МАОУ гимназия №40, расположенной по
адресу г. Екатеринбург, ул. Мичурина 181.

Врамкахреализациипрограммыучебныйкомпьютерныйкабинет
долженудовлетворятьсанитарно-гигиеническимтребованиям.
Оборудование:

- видеокамера;
- компьютерыили ноутбуки,оснащенныевыходомвИнтернет;
- столы,стулья;
-доска;

- шкафдля УМКибиблиотеки.
В

соответствии

с

целями

программы

предусматривается

применениесовременногопрограммногообеспечения:MicrosoftPowerPaint,WindowsMovie
Maker.Умениеработатьсэтимипрограммнымипродуктамисоставляетуспехвразличныхсфер
ахучебнойдеятельностиобучающегося.

1) Аппаратноеобеспечение:
- IBMPC–совместимыйкомпьютер;
- процессорPentium-II300ивыше;
- оперативнаяпамять128Мбибольше;
11

-

видеокарта,поддерживающая16-

битныйцвет(=65000оттенков)иразрешение800х600(желательно–1024x68);

2) Программноеобеспечение:
- операционнаясистема:Windows2000илиWindowsXP;
- редакторыCorelDraw,AdobePhotoShop7.0ивыше;
- операционнаясистемаWINDOWS;
- текстовыйпроцессорMSOfficeWord2007(2010);
- программаMSOfficePowerPaint2007(2010);
- WindowsMovieMaker(Киностудия);
3) Оборудование,необходимоедляреализациипрограммы:
- мультимедийнаяпроекционнаяустановка;
- принтерчерно-белый,цветной;
- чертежныеинструменты;
- электронныйносительинформации;
- дискисклипарткартинками.
4)

Канцелярскиепринадлежности:ручки,карандаши,маркеры,корректо

ры; блокноты, тетради;бумагаразныхвидов и формата (А3, А4,А2);клей;файлы, папки
идр.
4. Список литературы.
Дляпедагогов:

1.

Леонтьев В.П. Работа на компьютере 2014: Windows 8.1 +

Office2013/365.–М.:ОЛМАМедиаГрупп,2014–640с.:ил.

2.

ЛомакинП.А.Системыдомашнеговидеомонтажанаперсональномком

пьютере.–М.:Майор,2004

3.

МедведевГ.С.,ПташинскийВ.С."AdobeAfterEffectsCS3снуля!Видео

монтаж, анимация, спецэффекты: книга + Видеокурс (CD)." – Триумф,2008.

4.

Петров М. Н. Компьютерная графика: Учебник для вузов. 3-е

изд.СПб.:Питер,2011.–544с.:ил.

5.

Резников Ф.А., Комягин В.Б.Видеомонтаж на компьютере. -М.:

Триумф,2002.

6.

Серженко Д.И. авторская программа: «Основы видеомонтажа»

г.Санкт-Петербург,2016г.
12

Целебеева

7.

С.

М.

К

вопросу

об

использовании

информационныхкомпьютерныхтехнологийвначальнойшколе[Текст]/С.М.Целебеева,Г.Б.
Прончев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IIмеждунар. науч.
конф. (г. Пермь, май 2012 г.).— Пермь: Меркурий, 2012. —С.187-189.
Хагуров

8.

Т.А.авторская программа

«Технология видеосъемки

ивидеомонтажа»г.Краснодар,2018г.).
Интернет-ресурсы:

1.

https://www.movavi.ru/support/how-to/

2.

https://videoredaktor.ru/

3.

https://video-editor.su/tutorial.php
Дляобучающихся:
Симаков В.Д. Когда в руках видеокамера // Искусство в школе. -

1.
2006.-№1.-С.55-56.

2.

СимаковВ.Д.Внимание,снимаю!//Искусствовшколе.-2006,№2,С.34-

39,и№3.

3.

Рейнбоу В.

Видеомонтаж

и компьютерная графика.

СПб.:

Питер,2005г.

4.

Щербаков Ю.В. Сам себе и оператор, сам себе и режиссер.

М.:Феникс,2000–448с.

5.

Медведев Г. С., Пташинский В. С. AdobeAfterEffects CS3 с

нуля!Видеомонтаж, анимация, спецэффекты: книга + Видеокурс (CD). – Триумф,2008–
270с.

6.

СтоляровА.М.,СтоляроваЕ.С.ВашпервыйфильмвPinnacleStudio/Stud

ioPlusversion10.5(+CD-ROM).–Изд-воНТ-Пресс,2007-304с.
Аннотация
«Основывидеомонтажа»–дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающая
программатехническойнаправленности.
Видпрограммы–модифицированная.
Программа

предназначена

для

обучающихся

от

12

до

17

лет.Срокреализации–1 год.
Цельпрограммы:обучениеосновамвидеомонтажногоискусства,развитиеинтереса
ксозданиювидеопродукции.
13

Дляреализациицелипредполагаетсярешениеосновныхзадач:ознакомить
основами

видеотворчества,

жанрами

и

с

направлениями

развитиямировогокинотелевидения;обучитьосновамсценарногомастерства;обучить
основам

видеосъёмки,

видеомонтажа,

музыкального

сопровожденияиозвучиваниявидеофильма.формироватьмотивацию,инициативностьитвор
ческий

подход,

ответственное

отношение

к

процессу

и

результатам,

ксоблюдениюэтическихиправовыхнормвинформационнойдеятельности.
Всодержаниепрограммывключеныследующиеразделы:основыработысвидеокамер
ой,видысъемок,основыкомпозициикадра,видеомонтаж

в

программах

WindowsMovaviVideo, PinnacleStudio и AdobePremiere.
Формыреализациипрограммы:групповыезанятия.
Врезультатеосвоенияпрограммыобучающиесяповысятуровенькомпьютернойграмо
тности,будутобладатьосновнымиприёмамивидеомонтажа,базовымизнаниямипоработесоз
вуковымисопровождениямисоздаваемогофильма.

14


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».