МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №40 ПРИНЯТО: на педагогическом совете МАОУ гимназия № 40 Протокол от 28 августа 2024г. №1 УТВЕРЖДАЮ: директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин введено в действие приказом директора от 30 августа 2024 г. № 142-О Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы театрального искусства и актерского мастерства» Направленность: художественная Срок реализации: 1 года Возраст: 12-17 лет Составитель Шилликовская Екатерина Владимировна, педагог дополнительного образования МАОУ гимназии № 40 Екатеринбург, 2024 Оглавление 1. Целевой раздел .................................................................................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка .................................................................................................................. 3 1.2. Цель и задачи дополнительного образования ............................................................................... 4 1.3. Планируемые результаты освоения курса. .................................................................................... 6 1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования.............................................................................................................. 7 1.5. Формы подведения итогов реализации программы ...................................................................... 7 1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы.............................................. 8 2. Содержательный раздел .................................................................................................................... 8 2.1. Содержание курса .......................................................................................................................... 8 3. Организационный раздел ................................................................................................................ 11 3.1. Учебный план ............................................................................................................................... 11 3.2.Календарный учебный график на 2024-25 учебный год .............................................................. 11 3.3 Методическое обеспечение........................................................................................................... 14 3.4 Материально-технические условия реализации программы ....................................................... 15 3.5. Информационное обеспечение программы ................................................................................. 15 4.Список литературы .......................................................................................................................... 15 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы театрального искусства и актерского мастерства» относится к художественному направлению, которое способствует воспитанию чувств, развитию у детей способности понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей художественные произведения. Это делается, на основе развития у детей потребности в творческом общении, в данном случае с театром во всех видах театральной деятельности. По своей специфике образовательная деятельность по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка, поэтому широкое распространение получают личностноориентированные технологии обучения. Программная организация образовательной деятельности позволяет ребенку пройти путь от овладения элементарных приемов актерской игры, до сознательного выбора и приобщения к одной из театральных профессий. Воспитанники в теории и на практике получают широкий диапазон информации. Достижение целей и выполнение задач программы обеспечивает каждому ребенку требуемый уровень образования; у каждого ребенка формируются потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки. Театральные постановки готовятся для представления на мероприятиях гимназии, городских, областных и международных конкурсах, фестивалях и для других мероприятиях. Нормативно- правовые основания для разработки программы: 1. Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей. 4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 6. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р). 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 8. План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р). 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Новизна программы заключается в том, что она лабильна (от латинского «скользящий, неустойчивый»), так как репертуар ежегодно обновляется, каждый новый спектакль подбирается под определенную группу детей с учетом их актерских способностей, вокальных и двигательных способностей, психологических особенностей. Интерес обучающихся к театральной деятельности позволяет привлекать детей, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Актуальность программы. Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия. Педагогическая целесообразность программы заключена в обязательном развитии личностных качеств ребенка. Поэтому результатом обучения должны быть такие показатели, как: любовь ко всему прекрасному, что существует в жизни, эмоциональноценностное к нему отношение, потребность к новым знаниям отеатральном искусстве, наличие сценических идеалов, критическое, избирательное отношение к различным театральным явлениям, самостоятельность в их оценке. Занятия по актерскому мастерству дают возможность обучающимся активно участвовать в исполнительском процессе, развивают актерские способности, воспитывают вкус, помогают обучающимся более полно раскрыть образ избранного им персонажа. Практическая значимость.В условиях театральной студии обучающиеся получают возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и реализовать способности, радовать социум своим творчеством, получить оценку и общественное признание в школе, городе, области. Увлеченные любимым делом, каждый ребенок может найти свою нишу, способен реализовать свои способности, обогатить себя творчески, интеллектуально и духовно. 1.2. Цель и задачи дополнительного образования Цель: Создание условий для развития творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению. Задачи: Обучающие 1. Формирование навыков общения и коллективного творчества. 2. Знакомство детей с терминологией театрального искусства. Развивающие 3. Развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, саморегуляции и самоконтроля. 4. Развитие чуткости к сценическому искусству. 5. Развитие внимания, фантазии, память, воображения, наблюдательности. 6. Активизация ассоциативного и образного мышления. 7. Развитие способности создавать образы с помощью жеста и мимики, умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Воспитательные 8. Развитие личностных качеств: отзывчивость, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность, познавательной и эмоционально-личностной сферы. Отличительной особенностью данной программыявляется то, что она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Ключевые понятия. Акцент на современный репертуар (современные постановки, стили и т.д.), использование сценического оборудования, а также уклон на индивидуальное театральное развитие детей. В тоже время, имеют место в репертуаре произведения прошлых лет. Данная программа предполагает приобретение учащимися знаний, умений и навыков, способствующих развитию актерского мастерства воспитанников, развитие их певческой, танцевальной культуры, тренировку речевого аппарата. В целом программа направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям литературы и искусства. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к театру, формирование представления о театре как виде искусства, раскрытие целостной картины мира, воспитание потребности в театральном самообразовании. Принципы отбора содержания. Каждый раздел программы делится на два блока – теоретический и практический. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории актерского мастерства. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию. Практическая работа обеспечит учащимся прочное усвоение умений и навыков. Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, о достижении цели, о6 обеспечения качества обучения. Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер. Срок реализации программы: 1 год обучения. Распределения учебного времени производится с учетом усвоения и понимания поставленных творческих задач. Таким образом, в зависимости от особенностей и содержания работы, педагог может проводить занятия со всеми составом детей одновременно или индивидуально. Групповая – нацелена на формирование и развитие всего коллектива. Индивидуальная (высокомотивированных обучающихся) – с каждым воспитанником для развития актерского мастерства. Основные формы и методы обучения. В качестве методов работы избраны следующие: творческий, игровой, метод импровизации, наглядности и словесный метод. Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Игровой метод - целью является не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Метод импровизации – умение использовать свое воображение и совмещать его с уже приобретенными знаниями и навыками. Метод наглядности - наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ). Словесный - словесное (образное) объяснение, сочетающееся с правильным показом. Данная программа ориентирована на развитие актерского мастерства детей от 12 до 17 лет и рассчитана на 1 год обучения. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Приемы и методы сохраняются общие. Состав театральной студии, как правило, постоянен, но может пополняться новыми учащимися. Учащиеся, проявляющие наибольшие способности, могут быть отправлены на индивидуальные конкурсы, цель которых – раскрытие творческой индивидуальности. Таким образом, учащиеся будут закреплять знания, полученные на групповых занятиях, индивидуально. Для работы по данной программе учитываются возрастные и актерские данные учащихся. Уровень сложности: Стартовый уровень - предполагает первоначальное знакомство с предметом «Театр», сценическое искусство, формирует интерес к данным видам деятельности, приобретение первоначального опыта деятельности по предмету. 1.3. Планируемые результаты освоения курса. Ожидаемый результат: Сформированы знания основных театральных терминов и истории театра, культура восприятия сценического действия, сформирован стойкий интерес к театральному искусству. Владение навыками актерского мастерства. Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Устойчивая мотивация к обучению. Учащиеся будут знать: Историю театрального искусства, виды и жанры театрального искусства, театральные профессии. Этику поведения в театре и в обществе. Будут уметь: Управлять своим дыханием и голосом. Формулировать и выражать свою мысль. Использовать полученные навыки в работе над образом в сценической постановке. Свободно общаться с партнером на сцене. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Будут развиты: Внимание, воображение, память, образное мышление, эмоциональность. Художественный вкус. Речевые характеристики голоса. Познавательные интересы. 1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования Оценке и контролю результатов обучения подлежит: - формирование театральной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; - развитие актерских способностей; памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; приобщение к театральному искусству; - освоение образцов современной театра, усвоение знаний оактерах, актерском мастерстве, жанровом и стилевом многообразии театра. О выразительных средствах, особенностях языка; театральном фольклоре и современном творчестве отечественных сценаристов; выявление особенностей воздействия театра на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих театр с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах театральнотворческой деятельности: в игре, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание устойчивого интереса к театру, театральному искусству своего народа и других народов мира; потребности в самостоятельном общении с театральной культурой; эмоционально-ценностного отношения к театру; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Эффективность программы оценивается количеством и качеством проводимых концертов, спектаклей, а также сбором необходимой информации: количество детей, занятых в концертах, количество участников различных конкурсов, мероприятий и победителей в них, освоение репертуара, количество разучиваемых ролей. В конце учебного года эти данные анализируются и делаются выводы. 1.5. Формы подведения итогов реализации программы 1. Опрос, просмотр. 2. Новогодний спектакль. 3. Открытые занятия для родителей и педагогов. 4. Участие детей в городских мероприятиях, концертной деятельности, конкурсах и фестивалях. 5. Мониторинг, проводимый в конце года. Для определения результатов деятельности обучающихся по программе дополнительного образования используется методика Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В. (Приложение 1). 1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа. Минимальный состав группы – 15 человек Максимальный состав группы – 30 человек При необходимости (большой наполняемости группы) она делится на две подгруппы. Также при подготовке к спектаклю время и количество занятий варьируется в зависимости от потребностей. 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание курса Модуль I. Введение в актерское мастерство Тема 1. «Давайте познакомимся». Водное занятие. Теория: Цели и задачи обучения. Техника безопасности при работе на сцене. Знакомство с театром как видом искусства. Практическая работа: Знакомство с историей театра «Зазеркалье». Знакомство друг с другом. «Расскажи мне о себе» Тема 2. Театр как вид искусства. Теория: Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре. Практическая работа: Игровой тренинг «Театр в твоей жизни» , «Театр на улице», «Театр в твоем доме» Модуль II. Я и мир. Тема 1. Я наблюдаю мир. Теория: Объяснение темы «Я наблюдаю мир». Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры. Практическая работа: Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Фотография», «Три точки» и др. Тема 2. Я слышу мир. Теория: Объяснение темы «Я слышу мир ». Значение в театральном искусстве игры. Практическая работа: Упражнения: «Круги внимания», «Угадать шумы», «искусственные шумы», «радио», «Слышать одного» , и др. Тема 3. Я осязаю и обоняю мир. Теория: Объяснение темы «Я осязаю и обоняю мир». Понятие театральная игра. Значение театральной игры. Практическая работа: Упражнения: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др. Тема 4. Язык жестов, движений и чувств (эмоции). Теория: Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве. Практическая работа: Упражнения: «Информация через стекло. Дальнее расстояние», упражнения на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «А я - чайник», «Лес» и др. Модуьль III. Работа актера над собой Тема 1. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания. Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе. Практическая работа: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла- солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др. Тема 2. Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов. Теория: Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим». Практическая работа: Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по счету» и др. Тема 3. Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. Теория: Объяснение темы: Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия. Практическая работа: Упражнения с разными задачами: «Пишу письмо», «Отдыхаю», «Наблюдаю», «Конвейер», «Дорога», «Это не книга» и др. Модуль IV. Техника речи Тема.1 Техника речи и ее значение. Дикция. Теория: Резонаторы. Значение резонирования. Роль слуха в воспитании речевого голоса. Понятие дикция. Понятие артикуляция и характеристика гласных звуков. Согласные звуки, их значение для формирования слова. Практическая работа: Упражнения для тренировки дыхания и дикции. Виды артикуляционных упражнений, гимнастика. Тема 2. Техника речи и ее значение. Дыхание и голос. Голос и дикция. Теория: Понятие дыхание и голос. Типы и вид дыхания. Роль дыхания в воспитании речевого голоса. Смешано диафрагматический тип дыхания как основа постановки речевого голоса. Голос и дикция. Мышечная свобода речевого аппарата. Понятие речевой аппарат. Практическая работа: Виды дыхательных упражнений, гимнастика. Певческая и речевая постановка голоса. Пословицы, скороговорки. Тема 3. Техника речи и ее значение. Темпо-ритм речи. Теория: Понятие о речевом такте (звене), логическом ударении, логической паузе. Скелетирование фразы Практическая работа:чтение смысловых отрывков.Раздел V. Репетиционнопостановочная работа. Теория: Читка сценария. Распределение ролей. Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. Раздел VI. Работа актера над образом. Логика действия Тема 1. Басни. Инсценировка басен. Теория: Понятие Басня. Изучение материала (жанра, идеи, стиля и др.). События и событийный ряд в басне. Поиск выразительных средств. Баснописцы: И.А.Крылов, С.Михалков. Практическая работа: Читка басен. Выбор басен для инсценировки. Постановочные репетиции басен. Модуль VII. Работа над ролью Тема 1: Работа над образом по методу физических действий. Теория: Объяснение темы. Этапы процесса оценки: собирание признаков, момент установки нового отношения, проявление характера персонажа. Практическая работа: Этюдные импровизации (я в лесу, на острове, под водой, в незнакомом городе, в пустыне и т.д.). Тема 2. Изучение жизни. Теория: Объяснение темы. К.С.Станиславский о работе актера над ролью. Практическая работа: Накопление запасов творческой пищи для последующей работы актерской фантазии. Наблюдение жизни, обобщение своих наблюдений. Изучение жизни персонажа. Ознакомление с эпохой, в которой жил персонаж. Тема 3. Фантазирование о роли. Теория: Объяснение темы. Практическая работа: Актер сочиняет жизненные обстоятельства, не предусмотренные фабулой пьесы, мысленно ставит в эти обстоятельства себя в качестве данного персонажа и старается найти убедительный ответ на вопросы. Фантазирование о прошлом героя. Тема 4. Вскрытие подтекста. Теория: Объяснение термина подтекст. Практическая работа: Анализ текста с целью вскрытия глубинного смысла его подтекста. Тема 5. Объяснение понятия: внутренняя характерность. Практическая работа: Примерка разных душевных качеств, моделирование характеров. Тема 6. Объяснение понятия: внешняя характерность. Практическая работа: Подбор костюма персонажа. Внешний вид. Отработка повадок, профессиональных привычек предлагаемого персонажа. Разработка элементов высшей характеристики. Тема 7. Домашние этюды «на образ». Теория: Объяснение понятия образ. Практическая работа: Поиск убедительного варианта сценического образа для духовного и физического перевоплощения. Модуль VIII. Репетиционно- постановочная работа Теория: Читка сценария. Распределение ролей. Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. Модуль IX. Развитие представления о видах театрального искусства Тема 1. Театр кукол. Теория: История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Виды кукол. Куклы в твоей жизни. Рождение театра кукол. Петрушка и его зарубежные братья . Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол. Практическая работа: просмотр фрагментов кукольных спектаклей. . Знакомство с видами кукол: пальчиковые, перчаточные, тростевые. Формы проведения занятий: групповые занятия. Тема 2. Играем в театр. Теория: Передача образа доброго и злого персонажа посредством кукол. Практическая работа: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов. Импровизация. 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план № Название разделов, тем Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях. Актерская игра. Работа над сценическим мастерством Просмотр спектаклей Театральная деятельность (спектакли, концерты) Написание сценариев Самоподготовка Итого учебных часов Всего часов Общее кол-во часов 2 Самоподготовка В том числе Теория Практика 0 2 0 46 70 0 0 4 8 42 62 72 0 6 66 26 0 4 22 39 0 6 33 0 216 315 60 0 60 0 20 26 0 192 229 Формы аттестации \ контроля Педагогическ ое наблюдение, открытые занятия Педагогическ ое наблюдение, показательные выступления, анализ достижений 3.2.Календарный учебный график на 2024-25 учебный год № п/п 1 Неделя Тема Форма занятия Беседа Кол-во часов 2 1.09.20 – 6.09.20 7.09.20 13.09.20 Давайте познакомимся Театр как вид искусства Лекция, практические занятия 4 3 14.09.2020.09.20 Я наблюдаю мир Лекция, практические занятия 7 4 21.09.2027.09.20 Я слышу мир. Лекция, практические занятия 7 5 28.09.204.10.20 Я осязаю и обоняю мир. Лекция, беседа 7 6 5.10.2011.10.20 Язык жестов, движений и чувств. Лекция, практические 8 2 Форма контроля Опрос Выполнение практического задания Выполнение практического задания Выполнение практического задания Выполнение практического задания Опрос 7 12.10.2018.10.20 Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания. занятия Лекция, практические занятия 10 Выполнение практического задания Выполнение практического задания Выполнение практического задания Выполнение практического задания Выполнение практического задания Выполнение практического задания Выполнение практического задания Показательное выступление 8 19.10.2025.10.20 Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов. Лекция, практические занятия 6 9 2.11.208.11.20 Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. Лекция, практические занятия 6 10 9.11.2015.11.20 Техника речи и ее значение. Дикция. Практические занятия 6 11 16.11.2022.11.20 Техника речи и ее значение. Дыхание и голос. Голос и дикция. Лекция, беседа 6 12 23.11.2029.11.20 Техника речи и ее значение. Темпо-ритм речи. Лекция, беседа 6 13 30.11.206.12.20 Распределение ролей, черновая читка сценария. Лекция, беседа 6 14 7.12.2013.12.20 Концерт 6 15 14.12.2020.12.20 Репетиция инсценировки к празднику «Новый Год». Движения и мимика. Репетиция инсценировки к празднику «Новый Год». Речь. Интонация. Репетиция инсценировки к празднику «Новый Год». Музыкальное сопровождение и микрофоны. Работа с декорациями и реквизитом. Генеральная репетиция инсценировки к празднику «Новый Год». Показ спектакля Актерский тренинг. Командообразование Басни. Инсценировка басен. Теория. Лекция, беседа 6 Опрос Практические занятия 6 Выполнение практического задания Практические занятия 6 Опрос Практические занятия Практические занятия 6 Опрос 6 Выполнение 16 21.12.2027.12.20 17 28.12.2029.12.20 18 11.01.2117.01.21 18.01.21 – 24.01.21 19 20 25.01.2131.01.21 Инсценировка басен. Практика Практические занятия 6 21 1.02.217.02.21 Работа над образом героя по методу физических действий. Лекция, беседа 6 22 8.02.2114.02.21 Лекция, беседа 6 23 15.02.21 – 21.02.21 22.02.21 – 28.02.21 1.03.21 – 7.03.21 8.03.21 – 14.03.21 Работа над образом героя по методу физических действий. Этюдные импровизации. Изучение жизни героя. Фантазирование о роли. Вскрытие подтекста. практического задания Выполнение практического задания Выполнение практического задания Опрос Лекция, беседа Лекция, беседа Лекция, беседа Практические занятия 6 Опрос 6 Опрос 6 Опрос 6 Выполнение практического задания Показательное выступление Опрос 24 25 26 27 15.03.21 – 21.03.21 28 29.03.214.04.21 5.04.2111.04.21 29 30 12.04.2118.04.21 31 19.04.2125.04.21 32 26.04.212.05.21 33 3.05.219.05.21 34 10.05.2116.05.21 Внутренняя характерность Внешняя характерность Домашние этюды «на образ». Слушание и фиксирование образов, развитие моторики. Посещение театра Юного Зрителя. (Филармония, Театр Кукол) Подготовка спектакля к празднику «День Победы». Роли. Читка сценария. Движения, мимика, речь. Генеральная репетиция спектакля к празднику «День Победы». Показ спектакля. Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол. Играем в театр. Практические занятия 6 Практические занятия Практические занятия 6 6 Выполнение практического задания Практические занятия 6 Выполнение практического задания Практические занятия 6 Выполнение практического задания Практические занятия 6 Выполнение практического задания Практические занятия 6 Выполнение практического задания Практические занятия 8 Выполнение 35 17.05.2123.05.21 До Зазеркалье. занятие свидание, Практические Итоговое занятия 7 Итого практического задания Выполнение практического задания 216 Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора. 3.3 Методическое обеспечение Главные методы реализации программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения. Стилевой подход – широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия произведения. Понимание стиля, методов исполнения, характеристик произведений. Системный подход – направленна достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, материал, виды концертной деятельности. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. Творческий метод – используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности учащихся. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов театральной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии. Метод импровизации и сценического движения – требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в определенном ритме. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень. Общая направленность процесса предполагает реализацию следующих принципов: - индивидуальность подхода к обучающимся; - активизация их восприятия, образного мышления и творческой инициативы; - комплексное освоение материала; - последовательность в освоении. - в процессе работы используется комплексный подход к театральному развитию личности ребенка; - просмотр спектаклей; - беседа о театре, режиссерах, сценаристах и их творчестве; - импровизация ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; - индивидуальная работа – занятие с актерами; - спектакль – как показатель степени обученности учащихся; - лекции, беседы, дискуссии, праздники, викторины. - Методы и приемы, используемые на занятиях: - наглядный; - словесный; - практический. 3.4 Материально-технические условия реализации программы Реализация программы осуществляется на базе МАОУ гимназия № 40, расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 181. Актовый зал музыкальный центр микрофон стойка для микрофона методическая литература ноутбук проектор реквизит костюмерная 3.5. Информационное обеспечение программы Для реализации программы используются цифровые образовательные ресурсы, которые разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят: • видеоряд: фрагменты из спектаклей, балетов, мюзиклов, кинофильмов, концертов; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве актеров, режиссеров, сценаристов; • анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения темы; • синтезированный зрительный ряд: портреты, современные сочинения; • звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом; • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление творческого материала. 4.Список литературы 1. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с. 2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с. 3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г. 4. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет» 5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003. 6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). 7. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с. 8. У. Шекспир «Собрание сочинений» 9. Школьный театр. Классные шоу-программы» / серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с. 10. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев) - Волгоград. Учитель, 2004г Список литературы для обучающихся 1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.,1989 2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002 3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987 Сведения о разработчике Шилликовская Екатерина Владимировна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж работы - 7 лет, в ОУ № 40 - 7 лет ФГБОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет, учитель русского языка и литературы по специальности «русский язык и литература» Аннотация Направленность программы: художественная. Цель программы: Создание условий для развития творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению. Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 12 до 17 лет. Продолжительность реализации программы:1 год. Режим занятий: занятия 1 раз по 2 часа в неделю Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание: данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы театрального искусства и актерского мастерства» относится к художественному направлению, которое способствует воспитанию чувств, развитию у детей способности понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей художественные произведения. Это делается, на основе развития у детей потребности в творческом общении, в данном случае с театром во всех видах театральной деятельности.