МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 40 ПРИНЯТО: на педагогическом совете МАОУ гимназия № 40 УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ гимназия № 40 Дикин Н.А. Протокол от 28 августа 2024г. №1 Введено в действие приказом директора от 30 августа 2024 г. № 142-О Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «БАС» (беспилотные авиационные системы) Направленность: техническая Срок реализации: 1 год Возраст: 13-17 лет Составитель Катаева Марина Владимировна Педагог дополнительного образования МАОУ гимназия № 40 Екатеринбург, 2024 1 Оглавление 1. Целевой раздел................................................................................................................... 3 1.1 Пояснительная записка .................................................................................................... 3 1.2 Цели и задачи дополнительного образования ................................................................ 5 1.3 Планируемые результаты освоения курса ...................................................................... 6 1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования .......................................................................... 7 2. Содержательный раздел .................................................................................................... 7 2.1 Содержание курса ............................................................................................................ 7 3. Организационный раздел ................................................................................................ 10 3.1 Учебный план................................................................................................................. 10 3.2 Учебно-тематический план............................................................................................ 12 3.3.Календарный учебный график 2024-25 учебный год................................................... 13 3.4.Материально-технические условия реализации программы ....................................... 17 Список литературы ................................................................................................................. 18 2 1. 1.1 Целевойраздел Пояснительнаязаписка Программа курса «БАС» имеет техническую направленность. Предполагает образование детей в области конструирования, моделирования и беспилотной авиации, программа также направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами (далее - БАС). С целью развития технических способностей обучающихся, удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном и техническом совершенствовании, ранней профессиональной ориентации обучающихся, а также выявления, развития и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области технического творчества, в рабочую программу включается модуль «Пилотирование беспилотного летательного аппарата». 1. 2. Нормативно-правовыеоснованиядляразработкипрограммы: Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей. 4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 6. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р). 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 8. План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р). 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Новизнапрограммынастоящей образовательной программы заключается в том, что она интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в беспилотной авиации. Актуальностьпрограммыобусловленатем,чтосовременные технологии стремительно проникают во все сферы нашей жизни, и образование не является 3 исключением. Одной из выдающихся технологий последних лет стали беспилотные авиационные системы (БАС), которые активно интегрируются в учебный процесс. Разработка программы обучения по этим системам в общеобразовательной организации открывает новые горизонты для учащихся и предоставляет им инструменты для успешного будущего. Во многих странах БАС уже активно используются в качестве инструмента повышения эффективности на производстве, обеспечивая сбор данных, мониторинг и даже доставку. В образовательных учреждениях внедрение беспилотных технологий может стать необходимым аспектом подготовки будущих специалистов, укрепляя связь между теорией и практикой. Внедрение таких технологий в учебный процесс способствует формированию необходимых навыков для успешной профессиональной деятельности в будущей карьере, расширяет их горизонты и обучает работать с новыми технологиями. С интеграцией БАС в общеобразовательные учреждения связаны не только профессиональные, но и личностные аспекты. В соответствии с утвержденной от 21 июня 2023 № 1630–р Правительством Российской Федерации Стратегией развития беспилотной авиации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, в ближайшие шесть с половиной лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с производством и использованием гражданских беспилотных аппаратов. Данная Программа в рамках федерального проекта 1 «Кадры для беспилотных авиационных систем» национального проекта «Беспилотные авиационные системы» обеспечивает обучающимся возможность освоить знания в области беспилотных летательных аппаратов, навыки программирования, моделирования и пилотирования, которые в настоящее время являются востребованными. Педагогическаяцелесообразностьпрограммызаключенав объединении различных областей знаний: физика, информатика, программирование и даже юриспруденция. Это позволяет обучающимся не только изучать теорию, но и практиковаться в различных дисциплинах, что способствует более глубокому пониманию и усвоению материала. Практическая значимость - формирование профессиональных навыков у учащихся. Такое образование становится гораздо более актуальным и востребованным, что несомненно важно в свете стремительного развития технологий. Успешное освоение предоставляет обучающимся конкурентные преимущества на рынке труда. Программа обучения может подготовить их к будущей карьере в таких областях, как: управление беспилотными системами, анализ данных, разработка программного обеспечения для дронов,аэрофотосъемка и геодезия. Программа не только способствует повышению уровня подготовки будущих специалистов, но и формирует новое поколение инженеров, готовых к вызовам современного мира. 4 1.2 Целиизадачидополнительногообразования Цель:сформировать у обучающихся навыки работы с беспилотными авиационными системами, развить критическое мышление и творческий подход к решению задач. Задачи: Личностные (воспитательные): ‒ воспитать интерес к технике и труду, развивать творческие способностии формировать конструкторские умения и навыки; ‒ привить культуру производства и сборки беспилотных авиационных систем; ‒ сформировать чувства коллективизма, взаимопомощи; ‒ воспитать волю, чувство самоконтроля, ответственности; ‒ сформировать сознательное отношение к безопасности труда приизготовлении моделей; ‒ воспитать гражданственность, толерантность, духовно – нравственноесамосознание; ‒ формировать патриотическую позицию подростка через включение его втехническое творчество и познавательную деятельность. Метапредметные (развивающие): ‒ развить у обучающихся элементы технического мышления,изобретательности, творческой инициативы; ‒ развить глазомер, быстроту реакции; ‒ развить усердие, терпение в освоении знаний; ‒ формировать осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; ‒ повышение сенсорной чувствительности, развитие мелкой моторики исинхронизации работы обеих рук за счет обучения пилотирования беспилотныхлетательных аппаратов; ‒ развитие психофизиологических качеств учеников: память, внимание,способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном. Предметные (обучающие): ‒ выработка навыков пилотирования беспилотных летательных аппаратов; ‒ дать первоначальные знания о конструкции беспилотных летательныхаппаратов; ‒ научить правилам обслуживания, сборки беспилотных летательных аппаратов; ‒ научить программированию БАС; ‒ ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами; ‒ ознакомить с принципом работы авиамодельных двигателей и их грамотнойэксплуатации; ‒ дать первоначальные знания по радиоэлектронике и обучить принципамработы радиопередающего оборудования, его настройкой; ‒ дать знания в области 3D – моделирования и проектирования БАС; ‒ обучить правилам безопасной эксплуатации беспилотных летательныхаппаратов. Отличительной особенностью данной программы в том, что она формирует междисциплинарные связи, объединяя предметы, что способствует развитию интереса к естественным наукам и инженерии. Реализация программы беспилотных авиационных систем в образовательном процессе создает условия для целостного и гармоничного развития личности, готовой к вызовам современного мира. Срок реализации программы: 1 год обучения. Распределения учебного временипроизводится сучетомусвоения и понимания поставленныхнаучно-технических задач. Такимобразом, в зависимости от особенностей и содержания работы, педагог может проводитьзанятиясо всемисоставомобучающихся одновременно илииндивидуально. 5 Основныеформыиметодыобучения.Форма организации занятий: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая. Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает именно практическая часть. Методы обучения: - Практические (позволяют отработать навыки управления дроном, оценить его поведение в различных ситуациях и усовершенствовать технику пилотирования). - Интерактивные методы обучения (симуляции и виртуальные лабораториипозволяют моделировать различные сценарии полета дронов, анализировать поведение аппаратов в сложных условиях и проводить эксперименты безриска повреждения дорогостоящей техники). - Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов). - Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей). - Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.). - Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий). Данная программа ориентирована на дополнительное образование учащихся 13 – 17 лет. Особенностью детей этого возраста является то, что в этот период происходит главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. 1.3 Планируемыерезультатыосвоениякурса Входереализациипрограммыбудутдостигнутыследующиерезультаты: Знать: Уметь: ‒ технику безопасности при работе с инструментами и электрооборудованием; ‒ основы БАС; ‒ основ технического устройства и компонентов БАС; ‒ языки программирование БАС; ‒ значение и применение БАС в современном мире; ‒ особенности регулировки и управления квадрокоптером; ‒ устройство и принцип работы электродвигателей. ‒ устройство и принцип работы радиопередатчиков; ‒ процедуру получения, обработки и анализа данных полета БАС; ‒ принцип работы фото передающих устройств; ‒ правила эксплуатации аккумуляторов ‒ процесс 3D – моделирования и проектирования БАС. ‒ пользоваться рабочим инструментом; ‒ работать с электрооборудованием; ‒ осуществлять пилотирование квадрокоптеров; ‒ управлять квадрокоптером FPV; ‒ настраивать частоты видео передающих устройств; ‒ настраивать полетный контроллер квадрокоптера; ‒ настраивать аппаратуру управления; ‒ заряжать аккумуляторы 6 ‒ диагностировать и исправлять ошибки в работе программного обеспечения при работе с данными, полученными при работе с полезной нагрузкой; ‒ моделировать и производить печать комплектующих моделей БАС на 3 – D принтере. По ‒ творчески подходить к сборке квадрокоптера; ‒ уметь окончанию анализировать; ‒ доводить начатое дело до конца; ‒ выполнять курса будет поручения коллектива, работать в группе; ‒ оказывать помощь в обладать работе над моделью ровесникам и младшим ребятам; ‒ стремиться следующими соревноваться, проявлять себя в соревновании. качествами: 1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоенияобразовательнойпрограммыдополнительногообразования Виды контроля: вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме; итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы. Формы проверки результатов: наблюдение за детьми в процессе работы; соревнования; индивидуальные и коллективные технические проекты. 2. Организационно-педагогическиеусловияреализациипрограммы Режимзанятий:группа из 12 человек, 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год); 1 академический час 45 минут, перемена 15 минут. Содержательныйраздел 2.1 Содержаниекурса Модуль №1. «Основы беспилотных авиационных систем (БАС): архитектура БАС». Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Лекция: Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности. Правилаповедения в помещении, где проводятся занятия. Тема 2. Теоретические основы БАС. Лекция: Знакомство с беспилотными авиационными системами (БАС).Определение Беспилотной Авиационной Системы (БАС). Тема 3. Архитектура БАС. Лекция: Значение архитектуры для эффективного функционирования и управленияБАС. Компоненты БАС самолётного типа. Тема 4. Значение и применения БАС в современном мире. Лекция: Роль технических характеристик и различных видов БАС в решенииразличных задач. Модуль №2. «Техническое устройство и компоненты БАС». Тема 1. Основные технические характеристики БАС, вертолетного и самолетноготипов. Лекция: Основные технические характеристики БАС вертолетного и самолетноготипов. Тема 2. Классификация беспилотных летательных аппаратов. Лекции: Виды и технические характеристики БАС: Аэростатические БАС,Реактивные БАС, БАС самолётного типа, БАС вертолетного типа, мультикоптерные игибридные БАС. 7 Тема 3. Комплекс управления БАС. Практика: Способы оборудования управления системы БАС. Тема 4. Российские производители БАС и их цели. Лекция: Основные Российские производители БАС. Вклад в развитиеотечественной индустрии БАС. Модуль №3. «Принципы полета и управления БАС». Тема 1. Безопасность полётов. Лекция: Определение безопасности полётов в контексте БАС. Значениебезопасности для эффективного и надёжного функционирования БАС. Анализ рисков иопасностей. Практика: Выполнение безопасного полета. Тема 2. Техника базового пилотирования FPV. Практика: Тренажер FPV, управление БАС. В симуляторе выполните взлет с точки старта и посадку на точно обозначенную площадку, используя FPV – режим дляуправления. Пролетите сквозь серию ворот или между обозначенными маркерами,сохраняя стабильную высоту и скорость, в режиме FPV. Выполните полет по заранеезаданному маршруту с изменением высоты, используя как FPV, так и вид с третьего лицадля сравнения эффективности управления. Выполните серию разворотов на 180 градусовна ограниченной территории, используя FPV для точного маневрирования. Выполнитезадачу по сбору объектов с различных точек карты, используя FPV для навигациии точности при приближении к каждому объекту. Тема 3. Управление БАС. Лекция: Принципы управления самолётными БАС. Практика: выполните взлетБАС самолетного типа, достигните заданной высоты и стабилизируйте полет на прямойлинии. Осуществите серию поворотов. Тема 4. Практика полётов БАС. Практика: Практика полетов БАС. Тема 5. Аэродинамика и динамика полёта. Практика: Выполните полет на дроне в симуляторе при различных условияхполета. (Задание включает в себя выполнение маневров высшего пилотажа, полеты наразной скорости и высоте, а также в различных погодных условиях). Тема 6. Полёты в ограниченном пространстве, дронь – рейсинг. Практика: Выполните задание полет дрона в ограниченном пространстве, внутриздания или сквозь узкие проходы между препятствиями. Тема 7. Захват груза. Практика: Выполните задание захват и перемещение груза, аккуратнаятранспортировка. Тема 8. Выполнение контрольного полётного задания. Практика: Выполнить контрольное задание по модулю. Пролететь трассу. Модуль №4. «Программирование для полетов внутри помещения. Python». Тема 1. Основы программирования БАС на Python. Практика: Основные понятия о программировании и управлении БАС. Основныефункции программного полета. Операционные системы и программы дляпрограммирования полета. Тема 2. Работа со списком данных. Практика: Программирование алгоритмов управления БАС. Тема 3. Разработка алгоритма автономного полета БАС. Практика: Разработка алгоритма автономного полета БАС. Тема 4. Практическое задание: Написать программу на Python для автономногополета БАС мульти роторного типа внутри помещения (В отсутствии GPS сигнала). Модуль №5. «Программирование контролера, установленного на БАС при помощи С++». Тема 1. Изучение навыков создания алгоритмов для беспилотных летательныхаппаратов (программирование автономного полета Outdoor и Indoor). 8 Практика. Разработать алгоритм автономного полета Outdoor и Indoor. Тема 2. Общие сведения о языке программирования С++. Лекция: Основные понятия. Алфавит языка. Простые операции. Тема 3. Реализация С++ в программировании дронов. Практика: Применение практических навыков программирования. Тема 4. Программирование алгоритмов управления БАС. Практика: Программируем беспилотник на выполнение простейших действий«вверх, вниз», «влево, вправо». Тема 5. Написать программу на С++. Практика: Выполнить скрипт написания программы. Модуль №6. «Использование датчиков БАС и сбор данных». Тема 1. Сенсоры и датчики для сбора данных. Лекция: Как работают датчики. Роль датчиков на устройстве. Практика: какдатчики работают с информацией. Тема 2. Датчики: акселерометр, гироскоп, дальномер GPS. Лекция: Определение датчиков и их роль в системе управления и навигации БАС. Значение датчиков для обеспечения автономности, стабильности и безопасности полета. Практика: Интегрируйте датчики в систему управления дрона, подключив их кконтроллеру полета. Тема 3. Датчики при сборке в мастерской. Практика: Тренажер Дальномер расстояние в мастерской. Модуль №7. «Обработка и анализ данных полета БАС». Тема 1. Сбор, обработка и анализ данных фотограмметрической съемки. Лекция: Изучение технологии сбора и обработка данных фотограмметрия съемки. Практика: Анализ полученных данных по средствам фотограмметрической съемки. Тема 2. Сбор, обработка и анализ данных ортофотосъемки. Лекция: Изучение технологии сбора и обработка данных ортофотосъемки. Практика: Анализ полученных данных по средствам ортофотосъемки. Модуль №8. «Применение БАС в различных отраслях». Тема 1. Технология применения БАС в геодезии и картографии. Лекция: Развитие и применения БАС в геодезии и картографии. Сбор и обработкаданных. Процедура по использованию воздушного пространства. Тема 2. Технологии применяемые БАС в других отраслях, таких как: ‒ лесное хозяйство; ‒ охрана окружающей среды; ‒ сельскохозяйственные работы. Лекция: Мониторинг и инвентаризация угодий. Создание электронных карт полей. Лекция: Уточнение границ лесничеств. Выявление и оценка ущерба отчрезвычайных ситуаций. Лекция: Сбор, анализ и актуализация данных о состоянии окружающей среды. Фиксация выявленных нарушений экологического законодательства. Выявлениенесанкционированных свалок и определение их объемов. Модуль №9. «3D – моделирование и проектирование БАС». Тема 1. Основы авиамоделирования самолетного типа. Лекция: Определение авиамоделирования и его значение в обучении, развлеченияхи научных исследованиях. Практика: выбрать материалы и собрать корпус БАС. Тема 2. Основы 3D – моделирования. Лекция: Основные термины и понятия в 3D – моделировании. Процесс создания3D моделей. Тема 3. Программное обеспечение для 3D – моделирования. Практика: Проектирование корпуса и деталей БАС. Тема 4. Подготовка 3D – модели к печати. 9 Практика: Подготовить 3D – модель для печати на 3D – принтере. Отработатьприменение соответствующего инструментария программного обеспечения. Тема 5. Использование 3D – принтера, печать комплектующих БАС. Лекция: технология работы 3D принтера. Практика: Печать комплектующих деталей. Шлифовка и обработка деталей. Тема 6. Выбор навесного оборудования БАС. Практика: Эксплуатация навесного оборудования БАС. Тема 7. Материалы для производства БАС. Лекция: Значение правильного выбора материалов для производства БАС. Практика: Выбрать оптимальные материалы для производства корпуса БАС с учетом требований по прочности, аэродинамике и экономической эффективности. Модуль №10. «Гоночный БАС». Тема 1. Гоночный БАС. Лекция: Определение гоночного БАС и их роль в соревнованиях и чемпионатах. Практика: Разработать и настроить спортивную БАС для участия в гонках. Тема 2. Классы, правила, судейство. Лекция: значение соревнований по БАС для развития индустрии и технологий вобласти беспилотной авиации. Практика: Подготовка к участию в соревнованиях по автономному пилотированию, соблюдая правила и требования к участникам. Тема 3. Построение спортивной тренировки и совершенствование мастерства. Практика: Улучшение навыков маневрирования и навигации путем прохождениясложных маршрутов на время. Тема 4. Гоночные трассы. Практика: Прохождение гоночных трасс в открытом пространстве. Практика: Прохождение гоночных трасс на симуляторе, отработка сложныхмаршрутов. Тема 5. Прохождение гоночного испытания. Практика: Прохождение гоночныхтрасс на время, выполнение сложных и простых гоночных испытаний. 3. 3.1 Организационныйраздел Учебный план Номеринаименованиемодуля Модуль №1. «Основы беспилотных авиационных систем (БАС): архитектура, БАС» Модуль№2.«Техническоеустройствои компонентыБАС» Модуль №3. «Принципы полета и управленияБАС» Модуль№4.«ПрограммированиеБАС дляполетоввнутрипомещенияPython» Модуль №5. «Программирование контроллера,установленногонаБАС припомощиС++» Модуль№6.«Использованиедатчиков БАСисборданных» Модуль №7. «Обработка и анализ данныхполетаБАС» Модуль №8. «Применение БАС в 10 Всего Теория Практика часов 8 8 0 8 6 2 36 2 34 10 0 10 10 2 8 12 4 8 8 4 4 12 12 0 различныхотраслях» Модуль№9.«3D–моделированиеи проектированиеБАС» Модуль№10. «ГоночныйБАС» Итого 11 30 6 20 10 144 2 47 8 97 3.2. Учебно–тематическийплан УТП программы состоит из одного базового уровня освоения. Содержание каждого уровня построено на модульном принципе.Структурнойединицейучебногомодуляявляютсятемы.Вреализациипрограммыприменяетсяпоэтапнаятехнологияобучен ияот«простого»к«сложному». 2. Важнаярольприосвоениипрограммыотводитсяматериалам,разработаннымврамкахпримененияцифровогообразовательногоконтент а. 3. Поокончаниикаждогомодуляпрограммойпредусмотренаформаконтроляввидетематическогоопроса,практическогозадания,проектной работы. Материал для Номеринаименованиемодуля Трудоемкост Теория Практика Формак ЦОК(цифровойобр ьвсегочасов онтроля азовательный контент)* ЦОК№1. Модуль №1. «Основы Тест 8 8 0 беспилотныхавиационныхсистем(БАС): архитектура,БАС». Тема1.Вводноезанятие(техникабезопасности). 2 2 0 1. Тема2.ТеоретическиеосновыБАС. 2 2 0 Тема3.АрхитектураБАС. 2 2 0 Тема4.Значениеи примененияБАСвсовременноммире. 2 2 0 8 6 2 2 2 0 2 2 0 Модуль№2.«Техническоеустройствоикомпонент ыБАС». Тема 1. Основные техническиехарактеристикиБАСвертолетногои самолетного типов. Тема2.Классификациябеспилотных летательныхаппаратов. Опрос в рамкахпройден ныхтем Тест ЦОК№2. Тема3.КомплексуправленияБАС. Тема4.РоссийскиепроизводителиБАСиихцели. Модуль№3.«ПринципыполетаиуправленияБАС». Тема1.Безопасность полётов. Тема2.Техникабазового пилотированияFPV. Тема3.УправлениеБАС. Тема4.ПрактикаполётовБАС. Тема5.Аэродинамикаидинамика полёта. Тема 6. Полётывограниченном пространстве», дрон–рейсинг. Тема7.Захватгруза. Тема8.Выполнениеконтрольногополётногозадания. Модуль №4. Программированиедляполетоввнутрипомещен ия Python». Тема 1. Основы программированияБАСнаPython. Тема2.Работасосписком данных. Тема3.Разработкаалгоритма автономногополетаБАС. 2 0 2 2 2 0 Опросврамках пройденных тем 36 2 34 Тест 2 1 1 12 0 12 2 8 1 0 1 8 2 0 2 6 0 6 2 0 2 2 0 2 Выполнитьполе т споднятием груза 10 0 10 Тест 4 0 4 2 0 2 2 0 2 ЦОК№3. ЦОК№4. Тема 4. Создать скрипт на языкепрограммирования Python длясамостоятельногоуправленияквадрокоптеромв помещениибез использованиясигналаGPS. Модуль№5.«Программирование контролера, установленного наБАС припомощиС++». Тема 1. Изучение навыков созданияалгоритмовдлябеспилотныхлетательных аппаратов.(программированиеавтономного полета)(OutdoorиIndoor). Тема2.Общиесведенияоязыке программированияС++. Тема 3.РеализацияС++ впрограммированиидронов. Тема4.Программирование алгоритмовуправленияБАС. Тема5.Создать скриптнаязыке программированияС++. Модуль№6.«ИспользованиедатчиковБАС исборданных». Тема1.Сенсорыи датчикидля сбора данных. Тема2.Датчики: акселерометр, гироскоп,дальномерGPS. Тема3.Датчикиприсборкев мастерской. Модуль№7.«Обработкаианализ данныхполетаБАС». 2 0 2 Практическое задание 10 2 8 Тест 2 0 2 2 2 0 2 0 2 2 0 2 2 0 2 Практическое задание 12 4 8 Тест 4 2 2 4 2 2 4 0 4 Практика сборки 8 4 4 Тест ЦОК№5. ЦОК№6. ЦОК№7. Тема 1.Сбор,обработкаианализ данных фотограмметрическойсъемки. Тема 2.Сбор,обработкаианализ данныхортофотосъемки. Модуль№8.«ПрименениеБАСвразличныхотраслях» . Тема1.ТехнологияпримененияБАСвгеодезииикартогр афии. Тема2.ТехнологиипримененияБАСвдругихотраслях,т акихкак: – лесноехозяйство; – охранаокружающейсреды; – сельскохозяйственныеработы. Модуль№9.«3D– моделированиеипроектированиеБАС». Тема1.Основы авиамоделирования самолетноготипа. Тема2.Основы3D– моделирования. Тема3.ПОдля3D–моделирования. Тема4.Подготовка3D–моделик печати. Тема5.Использование 3D–принтера дляпечатикомплектующих. Тема6.Выборнавесного оборудованияБАС. Тема 7. Материалы для производстваБАС. 4 2 2 4 2 2 12 12 0 4 4 0 8 8 0 30 7 23 8 2 6 2 2 0 4 0 4 6 0 6 4 2 2 4 0 4 2 1 1 Тест ЦОК№8. Проектнаяр абота.Докла д отехнологи иприменени я Тест Произвести модель дляпечат и. ЦОК№9. Модуль №10«ГоночныйБАС». 10 2 8 Тема1.ГоночныйБАС. 2 1 1 Тема2.Классы,правила,судейство. 2 1 1 2 0 2 2 0 2 2 0 2 72 29 43 Тема 3. Построение спортивнойтренировкиисовершенствование мастерства. Тема4.Гоночныетрассы». 4.1Воткрытомпространстве. 4.2 На FPV. Тема5.Прохождениегоночногоиспытания. Итого: Тест Прохождениего ночного испытания ЦОК№10. 3.2 Учебно-тематический план 2. Сроки (недели ) 2 4 18 5 5 6 4 6 15 5 Календарный учебный график 2024-25 учебный год Модули Модуль№1. «Основы беспилотныхавиационныхсистем(БАС):архитек тура,БАС». Модуль№2.«Техническоеустройствоикомпонен тыБАС». Модуль№3.«ПринципыполетаиуправленияБАС ». Модуль№4.«ПрограммированиеБАСдляполетов внутрипомещенияPython». Модуль №5. «Программирование контроллера,установленногонаБАСпри помощиС++». Модуль№6.«ИспользованиедатчиковБАСисбор данных». Модуль№7.«ОбработкаианализданныхполетаБ АС». Модуль№8.«ПрименениеБАСвразличныхотрасл ях» Модуль№9.«3D– моделированиеипроектированиеБАС». Модуль№10.«ГоночныйБАС». Итого Всегоа кадем. часов вгод 8 Колвозанят ийвнед елю 2 8 2 36 2 10 2 10 2 12 2 8 2 12 2 30 2 10 14 4 2 47 Продолжительность одного занятия – 45 минут. Времяиместопроведениязанятийвсоответствиис распоряжениемдиректора. 3.4.Материально-техническиеусловияреализациипрограммы Материально-техническое обеспечение Реализация программы осуществляется на базе МАОУ гимназия № 40, расположеннойпоадресуг.Екатеринбург,ул.Мичурина, 181 Продуктивность работы во многом зависит от качества материально- технического оснащения процесса, инфраструктуры организации и иных условий. Для успешного проведения занятий и выполнения Программы в полном объеме необходимы: 3.1.1. Общаязона:стеллажидляхраненияоборудования;интерактивныйинвентарь;я щики для хранениявещейиоборудования. 3.1.2. Малаяполетнаязона:сетчатыйкубнеменеечем 3х3х3м;маты длясмягченияудараприпадениикоптеров;стационарныймодуль; ультразвуковыеизлучателимаяки(неменее4шт.);комплектпроводовдлясоединенияизлучате лей;креплениеизлучателейнастену. 3.1.3. Основнаяполетнаязона:общаяплощадьне менее 100−300м2,ограждение защитнойсеткой;комплекттрассы дляполетов; амортизирующиематынаполобщей полётнойзоны;системаультразвуковой навигациивпомещении,совместимойсБВС. 17 3.1.4. Ремонтнаястанцияизона3D−печати:столрабочиймонтажника;радиоаппаратур ы;рабочеекреслонаколесах;столкомпьютерный;3D– принтер;программноеобеспечениедлясоздания3D–моделей;программадляпечати3D– принтера;паяльная станцияс феном;дымоуловитель;клеевойпистолет;наборнадфилей;штангенциркуль;наборшарнирно −губцевогоинструмента;ключи для пропеллеров;наборинструментовдляпайки;держатель«Третьярука»слупой;коврикдляпайки ;приборизмерениянапряжениябатареи;рулеткаизмерительная;зажимдлямоторов;наборшес тигранныхключейудлиненных;наборотвертокдля точныхработ;торцевойключ;кримпер;шуруповерт+наборбит;ноутбук;мышькомпьютерная; ремкомплект, предназначенный для программируемогоучебногонабораквадрокоптера;ремкомплект,предназначенныйдл яконструктораспортивногоквадрокоптера;тумбадляинструментовслесарная. 3.1.5. Рабочееместообучающегося:программируемыйучебныйнаборквадрокоптера; программируемыйучебныйквадрокоптер;конструкторспортивногоквадрокоптера;дополни тельныеаккумуляторыдляпрограммируемыхучебныхнаборовквадрокоптеровиспортивных квадрокоптеров; FPVочки(шлем);клеевойпистолет;наборнадфилей;штангенциркуль;наборшарнирно−губце вогоинструмента;ключдляпропеллеров;приборизмерениянапряженияLiPoбатареи;рулетка измерительная;зажимдлямоторов;наборшестигранныхключейудлиненных;наборотвертокд ля точныхработ;торцевой ключ;кримпер;ноутбук(илиПЭВМ);десктопноепрограммноеобеспечениедляноутбука(или ПЭВМ);фотограмметрическоепрограммноеобеспечение;компьютерная мышь; симулятордляавтономныхполетов;программноеобеспечениедлятрехмерногомоделировани я;рабочеекреслонаколесах;тумбадляинструментовслесарная; столкомпьютерный. 3.1.6. Рабочееместопедагога:ноутбук(илиПЭВМ);пультрадиоуправления;десктопно епрограммноеобеспечениедляноутбука(или ПЭВМ);компьютернаямышь;столкомпьютерный;рабочеекреслонаколесах;МФУ;маршрути затор;роутер. Списоклитературы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»от29.12.2012 № 273–ФЗ. 2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации напериоддо2024года». 3. Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2023 № № 1630–р «Об утверждении СтратегииразвитиябеспилотнойавиацииРоссийской Федерациина период до2030 года инаперспективудо2035годаипланамероприятийпоее реализации» 4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678–р «Об утверждении КонцепцииразвитиядополнительногообразованиядетейипризнанииутратившимсилуРаспор яженияПравительстваРФот04.09.2014№1726-р». 5. Организацияобслуживаниявоздушногодвижения:учебникдлясреднегопрофес сионального образования / А. Д. Филин, А. Р. Бестугин, В. А. Санников; поднаучной редакцией Ю. Г. Шатракова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 515 с. — (Профессиональноеобразование).—ISBN978− 5−534−07607−3. 6. Беспилотные летательные аппараты. Основы устройства и функционирования /Афанасьев,Учебникииучеб.пособ.–Москва:МАИ.ISBN:978−5−85597−093−7. 7. Беспилотные летательные аппараты: нагрузки и нагрев: учебное пособие для 18 среднегопрофессионального образования / В. И. Погорелов. — 2−е изд., испр. и доп. — Москва:ИздательствоЮрайт,2024.—191с.—(Профессиональноеобразование).— ISBN978−5−534−10061−7.—Текст:электронный//ОбразовательнаяплатформаЮрайт[сайт]. —URL:https://urait.ru/bcode/541222. 19 Сведенияоразработчике Катаева Марина Владимировна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стажработы-5 лет, вОУ№40-5лет АннотацияНаправленностьпрограммы:техническая. Цельпрограммы:сформировать у обучающихся навыки работы с высокими технологиями, развить критическое мышление и творческий подход к решению задач. Контингент обучающихся: программарассчитананадетейс13до 17лет. Продолжительностьреализациипрограммы:1год. Режимзанятий:занятия2часавнеделю Формаорганизациипроцессаобучения:занятияорганизуютсявучебныхгруппах. Краткоесодержание:Работапопрограмменаправлена,преждевсего,наподготовкуобу чающихсякуправлению БАС.