Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ШСК Стимул

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

ПРИНЯТО: на педагогическом совете
МАОУ гимназия № 40

УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин

Протокол от 28 августа 2024г. №1

введено в действие приказом директора
от 30 августа 2024 г. № 142-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ШСК «Стимул»

Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год
Возраст: 12-17 лет

Составитель
Лазарев Никита Михайлович,
педагог дополнительного образования
МАОУ гимназии № 40

Екатеринбург, 2024

Структура программы
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Ожидаемые результаты.
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Список литературы.

2

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивного направления стартового уровня. Составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы
организации педагогического процесса в дополнительном образовании:
1. Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
2.

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей.
4.

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года».

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении
информации»
(с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
6.

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).

7.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р).

8.

План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).

9.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Актуальность нашей программы состоит в том, она направлена на привлечение
обучающихся общеобразовательного учреждения и родителей к систематическим
занятиям физической культурой и спортом; на формирование у обучающихся здорового
образа жизни.
Государство возлагает большие надежды на систему образования в вопросах
формирования здорового образа жизни и сохранения здоровья нации. Сегодня, очевидно,
что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья
учащихся и педагогов должно стать важной функцией образовательного учреждения.
В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до
2024 года» основными целями в физическом воспитании школьников и развитии
массового спорта в общеобразовательных учреждениях на современном этапе названы:
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- реализация инновационных проектов в сфере физкультурно-спортивного
воспитания;
- организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;
3

-эффективное использование каникулярного времени учащихся для проведения
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости учащихся
гимназии и их родителей в свое свободное время, направляя его на активный отдых это
спортивные мероприятия, праздники с родителями, турниры, соревнования по игровым
видам спорта.
Новизна программы в новом подходе реализации деятельности в клубной форме,
которая помогает реализовывать все спортивно-массовые мероприятия, а также
подготовку и сдачу норм ГТО. Ежегодно составляется план мероприятий, где
учитываются интересы и пожелания учащихся и родителей гимназии. Каждый класс
отдельно может заявить любое мероприятие, которое бы он хотел провести в спортивном
зале или на стадионе.
Отличительная особенность программы в вариативности деятельности школьников, что
способствует формированию общей культуры, а также познавательной, физической,
социальной творческой активности личности обеспечивающих формирование у детей
актуального социокультурного опыта и личностной позиции. В результате реализации
программы сами обучающиеся, педагоги, родители становятся полноценными субъектами
организации спортивно-оздоровительной работы в гимназии. Они включаются в
спортивную деятельность в роли консультантов, помощников, организаторов внеурочных
мероприятий, и самое главное родители тесно взаимодействуют со своими детьми, что
способствует налаживанию между ними доверительных отношений и положительно
влияет на результативность освоения данной программы и процесса обучения в целом.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу,
Форма занятий очная, основные формы работы теоретические, практические занятия,
групповые занятия, соревнования, спортивные праздники.
Учебный план
№ п\п

1
2
3
4

Наименование разделов

Количество часов

Теоретическая подготовка.

2

Спортивные праздники
Соревнования
Выполнение норм ВФСК «ГТО»

30
60
48

Итого

140

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная,
групповая, индивидуальная.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
- приобщение учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности гимназии и
различные культурно-оздоровительные акции для формирования ценностного
отношения к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные
- формировать знания и умения в области ЗОЖ
- обучать правилам организации соревнований, турниров спортивных праздников.
Развивающие
- формировать навыков судейства;
4

- обеспечить развитие физических качеств, расширять функциональные возможности
организма для сдачи норм ВФСК «ГТО»;
- расширять навыки и умения в физкультурно-спортивной деятельности;
Воспитательные
- способствовать воспитанию нравственных и волевых качеств личности учащихся.
- мотивировать всех школьников к систематическим занятия физической культурой и
спортом;
1.3. Содержание программы.
Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование разделов и
тем

1

Теоретическая подготовка.

1.1

Места занятий, оборудование и
инвентарь. Техника
безопасности при проведении
соревнований. Правила
организации и судейства.
Спортивные праздники
На школьном стадионе
С родителями
Посвященные значимым датам
Соревнования
Между классами
Между параллелями
С родителями
Выполнение норм ВФСК
«ГТО»

2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4
Всего

Количество часов
Всего
Теория Практика
Первый год обучения
2
2

Формы
контроля

беседа-диалог

30
-

4
18
8

итоговый
итоговый
итоговый

-

итоговый
итоговый

60

48

2

30
10
20
46

140

4

136

тестирование

1.Теоретическая подготовка.
1.1.Места занятий, оборудование и инвентарь. Техника безопасности.
Теория: Правила поведения в зале, техника безопасности во время соревнований, выбор
инвентаря формы одежды. Правила организации соревнований, судейство, ведение
протокола.
2. Спортивные праздники
2.1. На школьном стадионе.
Практика: туристический слет «Юный турист», «Зимние забавы». «Зарница»
2.2. С родителями.
Практика: «Папа, мама я спортивная семья!», «Веселые старты», «Сдаем вместе ГТО».
2.3. Посвященные значимым датам.
Практика: «Папа с сыном, великая сила!», «А ну –ка, парни!», «Идет солдат по городу»,
«Олимпийские состязания», «Фестиваль ГТО».
3. Соревнования.
2.1. Между классами.
Практика: Турниры по пионерболу (мальчики, девочки) среди учащихся 2,3,4,5 классов.
турниры по стритболу (мальчики, девочки) среди учащихся 5,6,7,8,9 классов. Турниры по
баскетболу (мальчики, девочки) среди учащихся 5,6,7,8,9 классов. Турнир по перестрелке
5

5, 6 класс. Турниры по волейболу (мальчики, девочки) среди учащихся 6,7,8,9 классы.
Турниры по волейболу «Микс» среди учащихся 6,7 классов. Турниры по футболу
(мальчики) среди учащихся 6,7,8, 9 классов. Турниры по настольному теннису (мальчики,
девочки) среди учащихся 4-11 классов.
2.2. Между параллелями
Практика: Турниры по стритболу (мальчики, девочки) среди учащихся 8,9,10,11 классов.
Турниры по баскетболу (мальчики, девочки) среди учащихся 8,9,10,11 классов. Турниры
по волейболу (мальчики, девочки) среди учащихся 8,9,10,11 классов. Турнир по футболу
(мальчики) среди учащихся 8,9,10,11 классов. Турниры по шашкам среди учащихся 1-7
классов. Турниры по шахматам среди учащихся 1-11 классов.
2.3. С родителями
Практика: Турниры по пионерболу. Турниры по волейболу. Турниры по шашкам.
Турниры по шахматам. Турниры по настольному теннису.
4. Выполнение норм ВФСК «ГТО»
Теория: Правила выполнения норм ГТО, виды испытаний, ступени, количество
нормативов на знак.
Практика: Бег 30м, 60м, 100м, бег 1, 1,5 2 км, челн. бег 3х10, прыжок с места, метание,
пресс, наклон, подтягивание, отжимание, бег на лыжах 2,3,5 км. кросс по пересеченной
местности 2,3 км.
1.4. Ожидаемые результаты
Знают
- технику безопасности на соревнованиях по подвижным и спортивным играм;
- простейшие правила подвижных и спортивных игр;
- правила личной гигиены;
- профилактику травматизма;
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,
организации активного отдых;
Умеют
- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения для
успешной сдачи норм ГТО;
- применять технические элементы подвижных и спортивных игр, использовать их в
условиях соревновательной деятельности организации собственного досуга;
- самостоятельно организовать и провести подвижную, спортивную игру по всем
правилам;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм
занятий физической культурой;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения;
Владеют
- техникой и тактикой подвижных и спортивных игр;
- навыками судейства подвижных и спортивных игр;
Способы определения их результативности наблюдение, мониторинг общефизических,
показателей по нормативам ГТО, успешность игровой деятельности итоги соревнований,
турниров, праздников.

6

2.1 Календарный учебный график
Стартовый уровень (140 часов)
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7

8

9

10

11

12
13
14
15
16

17

Теория

Наименование темы
Места занятий,
оборудование и
инвентарь. Техника
безопасности при
проведении
соревнований. Правила
организации и судейства
туристический слет
«Юный турист
«Сдаем вместе ГТО»
«Олимпийские
состязания» 2-4 классы
«Фестиваль ГТО» 2 – 4
классы
«Сдаем вместе ГТО» 24 классы
Турниры по футболу
(мальчики) среди
учащихся 6 кл
Турниры по футболу
(мальчики) среди
учащихся 7 кл
Турниры по футболу
(мальчики) среди
учащихся 8
Турниры по футболу
(мальчики) среди
учащихся 9
Турнир по футболу
(мальчики) среди
учащихся 8,9,10,11
классов
«Фестиваль ГТО» 5 – 6
классы
«Сдаем вместе ГТО» 56 классы
«Фестиваль ГТО» 7 – 9
классы
«Фестиваль ГТО» 10 –
11 классы
«Олимпийские
состязания» 5-7 классы
Турниры по стритболу 5
кл (мальчики, девочки)

2

Практика

Сентябрь (8)
-

Всего

Форма
контроля

16
беседа-диалог

2

2

итоговый

2

тестирование
итоговый

2

тестирование

2

тестирование

2

итоговый

2

итоговый

Октябрь (8)
2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2

итоговый

Ноябрь (8)
2

7

16

16

итоговый

18
19
20
21

22

23

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

39
40
41
42

Турниры по стритболу 6
кл (мальчики, девочки)
Турниры по стритболу 7
кл (мальчики, девочки)
Турниры по стритболу 8
кл (мальчики, девочки)
«Папа, мама я
спортивная семья!» 1
классы
«Папа, мама я
спортивная семья!» 2
классы
«Папа, мама я
спортивная семья!» 3
классы
«Папа, мама я
спортивная семья!» 4
классы
Турниры по стритболу
8,9,10,11 кл (мальчики)
Турниры по стритболу
8,9,10,11 кл (девочки)
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 1-2 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 3-4 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 5-6 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 7-9 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 10-11 кл
«Зимние забавы» 1-4 кл
Турнир по перестрелке
5,6 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 1-4 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 5-11 кл
Турнир по баскетболу 5
кл (мальчики)
Турнир по баскетболу 5
кл (девочки)
Турнир по баскетболу 6
кл (мальчики)
«Папа с сыном, великая
сила!» 1- 4 кл
«А ну –ка, парни!» 8-11
кл
«Идет солдат по городу»
5-7 кл
Турнир по баскетболу 6

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

Декабрь (8)
2

итоговый

2

итоговый

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2
Январь (6)
2

итоговый
12

итоговый

2

тестирование

2

тестирование

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

Февраль (8)
2

8

16

16

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

43
44
45
46

47
48
49
50
51
52
53
54
55

56
57
58
59

60
61
62
63

64
65
66
67
68

кл (мальчики, девочки)
Турнир по баскетболу 7
кл (мальчики, девочки)
Турнир по баскетболу 8
кл (мальчики,девочки)
Турнир по баскетболу 9
кл (мальчики, девочки)
Турнир по баскетболу
8,9,10,11 кл (мальчики)
Турнир по баскетболу
8,9,10,11 кл (девочки)
Турнир по пионерболу 3
кл (мальчики, девочки)
Турнир по пионерболу 4
кл (мальчики, девочки)
Турнир по пионерболу 5
кл (мальчики, девочки)
Турнир по волейболу
«Микс» 6 кл
Турнир по волейболу
«Микс» 7 кл
Турнир по волейболу 6
кл (мальчики, девочки)
Турнир по волейболу 7
кл (мальчики, девочки)
Турнир по волейболу 8
кл (мальчики, девочки)
Турнир по волейболу 9
кл (мальчики, девочки)
Турнир по волейболу
8,9,10,11 кл (мальчики)
Турнир по волейболу
8,9,10,11 кл (девочки)
Турниры по
настольному теннису 411 кл
«Веселые старты» 1-2 кл
«Веселые старты» 3-4кл
Турниры по шашкам
среди учащихся 1-7 кл
Турниры по шахматам
среди учащихся 1-11 кл
«Сдаем вместе ГТО» 14 классы
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 1-2кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 3-4 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 5-6 кл
Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 7-9 кл

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

Март (9)
2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

Апрель (8)
2

16

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2

итоговый

2
2
2

итоговый
итоговый
итоговый

2

итоговый

Май (7)
2

9

18

14

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

2

тестирование

69
70

Выполнение норм
ВФСК «ГТО» 10-11 кл
«Зарница» 2-5 кл.

2

тестирование

2

итоговый

2.2 Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы:
Материально-техническое обеспечение
Спортивные залы, школьный стадион, лыжная база.
Спортивный инвентарь (кольца для баскетбола, мячи баскетбольные, сетки
баскетбольные, конусы, маты, скакалки, гимнастические скамейки, шведские стенки,
волейбольная сетка, волейбольные мячи, комплекты лыж).
Спортивная форма для занимающихся (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки ,
футболки, майки, шорты, лыжная экипировка).
1.Щиты с кольцами - 6
2. Конусы - 12
3 Секундомер -1
4. Гимнастические скамейки - 8
5. Гимнастические маты - 8
6. Скакалки - 25
7. Мячи набивные различной массы - 10
8. Сетка волейбольная - 1
9. мячи волейбольные - 8
10. Мячи баскетбольные - 8
11. Насос ручной - 1
12. Рулетка - 1
13. Мячи для метания - 6
14. Гранаты для метания - 6.
15. Комплект лыж – 23 пары.
Информационное обеспечение
Учебники: А.П. Матвеев «Физическая культура» 5 класс. Москва «Просвещение» 2012г
А.П. Матвеев «Физическая культура» 6-7 класс. Москва «Просвещение» 2019г
А.П. Матвеев «Физическая культура» 8-9 класс. Москва «Просвещение» 2019г
В.И. Лях «Физическая культура» 10-11 кл Москва Просвещение 2020г
В. Панов «Первая книга шахматиста» Москва «ФиС» 2019г
В.Н. Федоров «Развивающие игры на шахматной доске» Кемерово КРИПиПРО 2018г
Кадровое обеспечение: учителя физической культуры:
1.Тренер. Специализация (баскетбол). Высшая квалификационная категория.
Образование Высшее, Сибирская государственная академия физической культуры и
спорта 2000г. Стаж работы 24 года.
2. Высшая квалификационная категория. Образование Высшее, Кемеровская
государственная академия культуры , 2000г. Стаж работы 30 года.
3. Высшая квалификационная категория. Образование Высшее, Томский
Государственный педагогический университет, 2007г. Стаж работы 15 года.
2.3. Список литературы.
Литература, используемая педагогом для разработки Программы и организации
образовательного процесса

10

1.Безруких М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Москва: Просвещение, 2016.
128 c.
2. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия,
игры. Москва: Феникс, 2015. 179 c.
3. Дьяконов И.Ф. Основы здорового образа жизни для всех. СПб: Спецлит, 2018. 126 c.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. Кудеров М. Книга зожника. Физкультура, питание и здравый смысл. Москва: Манн,
2019. 224 с.

2. Пронищева К.В. Формирование здорового образа жизни у подростков. Москва:
Олимпус, 2020. 88 с.
3.Панов В «Первая книга шахматиста» Москва: ФиС 2018. 362 с.
4. Романов Н. Бегайте быстрее, дольше и без травм. Москва: Миф, 2017. 100 с.
5. Федоров В. Н. «Развивающие игры на шахматной доске» Кемерово: КРИПиПРО 2018.
90 с.

11


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».