МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №40 ПРИНЯТО: на педагогическом совете МАОУ гимназия № 40 УТВЕРЖДАЮ: директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин протокол от «30» августа 2023 г. №1 введено в действие приказом директора от «31» августа 2023 г. № 80-О Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лаборатория ума» Направленность: естественно-научная Срок реализации: 3 года Возраст: 7-10 лет Составитель: Демидова Г.А., учитель начальной школы МАОУ гимназии № 40 Екатеринбург, 2023 1. Оглавление Целевой раздел................................................................................................................... 3 1.2 Цели и задачи дополнительного образования ........................................................... 4 1.3 Планируемые результаты освоения курса ...................................................................... 6 1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования .......................................................................... 6 2. Содержательный раздел ....................................................................................................6 2.1 Содержание курса ............................................................................................................ 7 3.Организационный раздел..................................................................................................... 10 3.1 Учебный план ................................................................................................................ 10 3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год .............................................. 11 3.3 Материально-технические условия реализации программы ....................................... 11 Список литературы.............................................................................................................. 11 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Лаборатория УМА» разработана для обучающихся начальной школы, реализуется в рамкахестественнонаучного направления. Нормативно-правовые основания для разработки программы: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; - Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); - Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Приказ Минпросвящения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» - Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия№40 Актуальность программы: данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание программы представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Реализация программы должна содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д Педагогическая целесообразность введения программы именно для данного возраста детей связанно с необходимостью реализации накопленного опыта детей при изучении математики в творческой, исследовательской деятельности. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы по программе, основаны на любознательности детей. Данная практика поможет учащемуся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы занятия проводятся в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья. Отличительными особенностями и новизной программы являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на развитие индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. 5. В основу оценки достижений обучающихся, занимающихся по данной программе, положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 1.2 Цели и задачи дополнительного образования Цель программы: - развивать математический образ мышления Задачи: - расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; - расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; -учить правильно применять математическую терминологию; -развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Принципы программы: 1.Актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. 2.Научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 3.Системность: программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач) 4.Практическая направленность: содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх, и конкурсах. 5.Обеспечение мотивации: развитие интереса к математике как науке физикоматематического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. 6.Реалистичность: с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия. 7.Курс ориентационный: он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. 2 Сроки реализации программы: года обучения. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-9 лет. Минимальный состав группы – 15 человек Максимальный состав группы – 30 человек Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Основными формами образовательного процесса являются: — практико-ориентированные учебные занятия; — творческие мастерские; — тематические праздники, конкурсы, выставки; — семейные гостиные. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: — индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); — фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); — групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); — коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). Основные виды деятельности учащихся: -решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы. 1.3 Планируемые результаты освоения курса - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. 1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. 2. Содержательный раздел 2.1 Содержание курса 1 год обучения Вводное занятие. Из истории математики. Математика в природе. Математика вокруг нас. Деньги. Игра в магазин. Лабораторная работа №1. «Овощная и фруктовая математика». ЛЕГО-конструкторы. Числовые головоломки, ребусы. Секреты задач. Решение нестандартных задач. Россия в числах (круглые числа). Лабораторная работа №2.Шифровальщик (шифры в математике). Абак и его практическое применение. Решение задач разными способами. Лабораторная работа №3 Земля, которую использует человек. Исследование геометрических тел (конус). Лабораторная работа №4.Теория шести рукопожатий. Проектная деятельность «Газета любознательных» 2 год обучения В царстве смекалки. Тропинка в занимательное геометрическое путешествие. Игра «Математические горки» Конкурс на составление решебника. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Работа с абакусом. Составление интеллект-карты по приёмам устного счёта. Наглядная геометрия. Видимые и невидимые поверхности геометрических тел. Видимые и невидимые элементы многогранника. Многогранник и его элементы. Чтение графической информации. Наглядная геометрия. Структура объекта. Математика в реальной жизни. Создание проекта «Комната моей мечты». Математика в реальной жизни. Составление бюджета семьи. Умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи, связанные с дизайном. Расчет коммунальных услуг своей семьи. Подготовка проектов. Защита проектов. 3 год обучения Добро пожаловать в лабораторию Профессора Ума. Волшебный круг. Наш первый эксперимент. Продолжаем эксперимент. Перепутанные буквы. Ассоциации. Заколдованные слова. Царство геометрических фигур. Волшебный лес. Гимнастика для ума. Шарады. Умники и умницы. Игра. Развиваем глазомер. Игры на наблюдательность. Комбинаторика. Разрезаем и составляем.решаем логические задачи. Решение задач с оформлением умозаключений в таблице. Решение задач на основе рассуждений и анализа предметных моделей. Великие математики. проектная деятельность. Великие математики. Защита проектов. 2.2.Тематическое планирование 1 год обучения № 1 2 Тема занятия Вводное занятие. Из истории математики. Математика в природе. Количество часов 2 2 3 4 5 6 Математика вокруг нас Деньги. Игра в магазин. Лабораторная работа №1 «Овощная и фруктовая математика». ЛЕГО-конструкторы. Секреты задач. Решение нестандартных задач. 2 2 2 2 9 10 Россия в числах (круглые числа ) Лабораторная работа №2 Шифровальщик (шифры в математике) Абак и его практическое применение Математические фокусы 11 Решение задач разными способами 2 12 Лабораторная работа №3 Земля, которую использует человек. 2 13 Числовые головоломки, ребусы. 1 14 Исследование геометрических тел (конус) 1 15 Лабораторная работа №4 Теория шести рукопожатий Проектная деятельность «Газета любознательных» 7 8 16 Итого 2 2 2 2 1 1 30 Тематическое планирование 2 год обучения № Тема занятия 1 2 3 В царстве смекалки Тропинка в занимательное геометрическое путешествие Игра «Математические горки» Конкурс на составление решебника. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 4 5 6 7 8 9 Работа с абакусом. Составление интеллект-карты по приёмам устного счёта. Наглядная геометрия.Видимые и невидимые поверхности геометрических тел. Наглядная геометрия.Видимые и невидимые элементы многогранника Наглядная геометрия. Многогранник и его элементы. Наглядная геометрия. Чтение графической информации. Количество часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 10 Наглядная геометрия. Структура объекта. 1 11 Математика в реальной жизни.Создание проекта «Комната моей мечты» 2 Математика в реальной жизни.Составление бюджета семьи. 2 Математика в реальной жизни.Умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи, связанные с дизайном. 2 Математика в реальной жизни.Расчет коммунальных услуг своей семьи. 1 Математика в реальной жизни.Подготовка проектов. 2 Математика в реальной жизни. Защита проектов. 1 Итого 30 12 13 14 15 16 3 год обучения № Тема занятия 1 2 3 4 Добро пожаловать в лабораторию Профессора Ума. Волшебный круг Наш первый эксперимент Продолжаем эксперимент 5 6 Перепутанные буквы Ассоциации 7 8 9 10 Заколдованные слова Царство геометрических фигур Волшебный лес Гимнастика для ума. Шарады. 11 Умники и умницы. Игра 2 12 Развиваем глазомер. Игры на наблюдательность. 2 13 Комбинаторика 2 14 Разрезаем и составляем. 1 15 решаем логические задачи. Решение задач с оформлением умозаключений в таблице Количество часов 1 1 2 1 1 2 1 2 1 1 2 2 16 Решение задач на основе рассуждений и анализа предметных моделей. Великие математики. проектная деятельность. 17 Великие математики. Защита проектов. 2 2 2 Итого 30 3.Организационный раздел 3.1 Учебный план Учебный план первого года обучения № 1. Название разделов, тем Первый год обучения Итого учебныхчасов Всегочасов Общее кол-во часов 30 30 30 В том числе Теория Практика 15 15 15 15 15 15 Формы аттестации \ контроля Педагогическое наблюдение, открытые занятия,анализ достижений Учебный план второго года обучения № 1. Название разделов, тем Второй год обучения Итого учебныхчасов Всегочасов Общее кол-во часов 30 30 30 В том числе Теория 15 15 15 Формы аттестации \ Практика контроля 15 Педагогическое наблюдение, открытые занятия, анализ достижений 15 15 Учебный план третьего года обучения № Название разделов, тем Общее кол-во часов В том числе Теория Практика Формы аттестации \ контроля 1. Третий год обучения Итого учебных часов Всего часов 30 15 15 30 30 15 15 15 15 Педагогическое наблюдение, открытые занятия, анализ достижений 3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год № Месяцы п\п 1 Сентябрь октябрь 2 Ноябрь декабрь 3 Январь март 4 Апрель май Разделы Первый год обучения Кол-во часов Форма контроля 7 8 8 7 Тестировани е; Опрос, просмотр; Игровые программы; Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора. 3.3 Материально-технические условия реализации программы Реализация программы осуществляется на базе МАОУ СОШ № 62, расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Большакова 18 Проектор Экран Ноутбук Акустическая система (колонки) Список литературы Список литературы для педагога: 1.Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. М.: «Просвещение», 2007. 2. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011 3. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Н.И.Удодова. – Волгоград, 2012. 4.Олимпиадные задания. 3-4 классы. – Выпуск 3. Т.Н.Каркошкина, И.В.Персидская. – Волгоград, 2012. 5.Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.«Грамотей», 2016 6.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Волгоград: Панорама, 2009. Список литературы для учащихся (учащихся и родителей): 1.Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. С-Петербург: «Лань», 2011. 2. Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ.2,3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»2013 3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2006 4. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 3 класс. Голубь В.Т. Издательство: Воронеж 2012 Сведения о разработчике Мазакова Светлана Игоревна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж работы - 34 лет, в ОУ № 40 - 18лет Ленинградский государственный областнойуниверситет, преподавание в начальных классах Аннотация Направленность программы:естественно-научная Цель программы:развивать математический образ мышления Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет. Продолжительность реализации программы: 3 года. Режим занятий: занятия 1 час в неделю Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание:данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание программы представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Реализация программы должна содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д