Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Лаборатория УМА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

ПРИНЯТО: на педагогическом совете
МАОУ гимназия № 40

УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин

протокол от «30» августа 2023 г. №1

введено в действие приказом директора
от «31» августа 2023 г. № 80-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лаборатория ума»

Направленность: естественно-научная
Срок реализации: 3 года
Возраст: 7-10 лет

Составитель:
Демидова Г.А.,
учитель начальной школы МАОУ
гимназии № 40

Екатеринбург, 2023

1.

Оглавление
Целевой раздел................................................................................................................... 3
1.2

Цели и задачи дополнительного образования ........................................................... 4

1.3 Планируемые результаты освоения курса ...................................................................... 6
1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования .......................................................................... 6
2.

Содержательный раздел ....................................................................................................6
2.1 Содержание курса ............................................................................................................ 7

3.Организационный раздел..................................................................................................... 10
3.1 Учебный план ................................................................................................................ 10
3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год .............................................. 11
3.3 Материально-технические условия реализации программы ....................................... 11
Список литературы.............................................................................................................. 11

1.
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Лаборатория УМА» разработана
для обучающихся начальной школы, реализуется в рамкахестественнонаучного
направления.
Нормативно-правовые основания для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки";
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29
декабря 2014 г. № 2765-р);
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвящения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций ДО детей»
- Устав
муниципального
автономного общеобразовательного
учреждения
гимназия№40
Актуальность программы: данная программа позволяет учащимся ознакомиться
со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими
за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной
науки. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию. Содержание программы представляет собой
введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Реализация программы
должна содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости
речи, умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д
Педагогическая целесообразность введения программы именно для данного
возраста детей связанно с необходимостью реализации накопленного опыта детей при

изучении математики в творческой, исследовательской деятельности. Творческие работы,
проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы по
программе, основаны на любознательности детей. Данная практика поможет учащемуся
успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более
сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в
различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Для эффективности работы занятия проводятся в малых группах с опорой на
индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных
результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей
социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным
программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического
здоровья.
Отличительными особенностями и новизной программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на
развитие индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки достижений обучающихся, занимающихся по данной
программе, положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А.,
Холодовой О.А.
1.2

Цели и задачи дополнительного образования

Цель программы: - развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
1.Актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики,
стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы,
обобщения.
3.Системность: программа строится от частных примеров (особенности решения
отдельных примеров) к общим (решение математических задач)
4.Практическая направленность: содержание занятий кружка направлено на освоение
математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в
школьных и районных олимпиадах и других математических играх, и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации: развитие интереса к математике как науке физикоматематического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и
выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность: с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный: он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими
разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к
проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной
учебной дисциплине.

2

Сроки реализации программы:
года обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-9 лет.
Минимальный состав группы – 15 человек
Максимальный состав группы – 30 человек

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их
индивидуальные и возрастные особенности.
Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
—
практико-ориентированные учебные занятия;
—
творческие мастерские;
—
тематические праздники, конкурсы, выставки;
—
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
—
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
—
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке
определенной темы);
—
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
—
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
1.3 Планируемые результаты освоения курса
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении
учащихся с разными образовательными возможностями.
1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дополнительного образования
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание курса
1 год обучения
Вводное занятие. Из истории математики. Математика в природе. Математика
вокруг нас. Деньги. Игра в магазин. Лабораторная работа №1. «Овощная и фруктовая
математика». ЛЕГО-конструкторы. Числовые головоломки, ребусы. Секреты задач.
Решение нестандартных задач. Россия в числах (круглые числа). Лабораторная работа
№2.Шифровальщик (шифры в математике).
Абак и его практическое применение. Решение задач разными способами.
Лабораторная работа №3 Земля, которую использует человек. Исследование
геометрических тел (конус). Лабораторная работа №4.Теория шести рукопожатий.
Проектная деятельность «Газета любознательных»
2 год обучения
В царстве смекалки. Тропинка в занимательное геометрическое путешествие. Игра
«Математические горки» Конкурс на составление решебника.
Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Работа с абакусом.
Составление интеллект-карты по приёмам устного счёта.
Наглядная геометрия. Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.
Видимые и невидимые элементы многогранника. Многогранник и его элементы. Чтение
графической информации. Наглядная геометрия. Структура объекта.
Математика в реальной жизни. Создание проекта «Комната моей мечты».
Математика в реальной жизни. Составление бюджета семьи. Умение рассчитать площадь,
периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений,
задачи, связанные с дизайном. Расчет коммунальных услуг своей семьи. Подготовка
проектов. Защита проектов.
3 год обучения
Добро пожаловать в лабораторию Профессора Ума. Волшебный круг.
Наш первый эксперимент. Продолжаем эксперимент. Перепутанные буквы.
Ассоциации. Заколдованные слова. Царство геометрических фигур. Волшебный лес.
Гимнастика для ума. Шарады. Умники и умницы. Игра. Развиваем глазомер. Игры на
наблюдательность. Комбинаторика. Разрезаем и составляем.решаем логические задачи.
Решение задач с оформлением умозаключений в таблице. Решение задач на основе
рассуждений и анализа предметных моделей. Великие математики. проектная
деятельность. Великие математики. Защита проектов.

2.2.Тематическое планирование
1 год обучения
№
1
2

Тема занятия
Вводное занятие.
Из истории математики.
Математика в природе.

Количество
часов
2
2

3

4
5
6

Математика вокруг нас
Деньги. Игра в магазин.
Лабораторная работа №1
«Овощная и фруктовая математика».
ЛЕГО-конструкторы.
Секреты задач. Решение нестандартных задач.

2
2
2
2

9
10

Россия в числах (круглые числа )
Лабораторная работа №2
Шифровальщик (шифры в математике)
Абак и его практическое применение
Математические фокусы

11

Решение задач разными способами

2

12

Лабораторная работа №3 Земля, которую использует человек.

2

13

Числовые головоломки, ребусы.

1

14

Исследование геометрических тел (конус)

1

15

Лабораторная работа №4
Теория шести рукопожатий
Проектная деятельность «Газета любознательных»

7
8

16

Итого

2
2
2
2

1
1
30

Тематическое планирование
2 год обучения
№

Тема занятия

1
2
3

В царстве смекалки
Тропинка в занимательное геометрическое путешествие
Игра «Математические горки» Конкурс на составление
решебника.
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

4
5
6
7
8
9

Работа с абакусом. Составление интеллект-карты по приёмам
устного счёта.
Наглядная геометрия.Видимые и невидимые поверхности
геометрических тел.
Наглядная геометрия.Видимые и невидимые элементы
многогранника
Наглядная геометрия. Многогранник и его элементы.
Наглядная геометрия. Чтение графической информации.

Количество
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2

10

Наглядная геометрия. Структура объекта.

1

11
Математика в реальной жизни.Создание проекта «Комната
моей мечты»

2

Математика в реальной жизни.Составление бюджета семьи.

2

Математика в реальной жизни.Умение рассчитать площадь,
периметр при решении практических задач на составление
сметы на ремонт помещений, задачи, связанные с дизайном.

2

Математика в реальной жизни.Расчет коммунальных услуг
своей семьи.

1

Математика в реальной жизни.Подготовка проектов.

2

Математика в реальной жизни. Защита проектов.

1

Итого

30

12
13

14

15
16

3 год обучения
№

Тема занятия

1
2
3

4

Добро пожаловать в лабораторию Профессора Ума.
Волшебный круг
Наш первый эксперимент
Продолжаем эксперимент

5
6

Перепутанные буквы
Ассоциации

7
8
9
10

Заколдованные слова
Царство геометрических фигур
Волшебный лес
Гимнастика для ума. Шарады.

11

Умники и умницы. Игра

2

12

Развиваем глазомер. Игры на наблюдательность.

2

13

Комбинаторика

2

14

Разрезаем и составляем.

1

15

решаем логические задачи.
Решение задач с оформлением умозаключений в таблице

Количество
часов
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1

2
2

16

Решение задач на основе рассуждений и анализа предметных
моделей.
Великие математики. проектная деятельность.

17

Великие математики. Защита проектов.

2
2
2

Итого

30

3.Организационный раздел
3.1 Учебный план
Учебный план первого года обучения

№

1.

Название разделов, тем

Первый год обучения

Итого учебныхчасов
Всегочасов

Общее
кол-во
часов
30

30
30

В том числе
Теория

Практика

15

15

15
15

15
15

Формы
аттестации \
контроля
Педагогическое
наблюдение,
открытые
занятия,анализ
достижений

Учебный план второго года обучения

№

1.

Название разделов, тем

Второй год обучения

Итого учебныхчасов
Всегочасов

Общее
кол-во
часов
30

30
30

В том числе
Теория
15

15
15

Формы
аттестации \
Практика
контроля
15
Педагогическое
наблюдение,
открытые занятия,
анализ достижений
15
15

Учебный план третьего года обучения

№

Название разделов, тем

Общее
кол-во
часов

В том числе
Теория

Практика

Формы
аттестации \
контроля

1.

Третий год обучения

Итого учебных часов
Всего часов

30

15

15

30
30

15
15

15
15

Педагогическое
наблюдение,
открытые занятия,
анализ достижений

3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год
№
Месяцы
п\п
1
Сентябрь октябрь
2
Ноябрь декабрь
3
Январь март
4
Апрель май

Разделы
Первый год обучения

Кол-во часов

Форма контроля

7



8



8



7



Тестировани
е;
Опрос,
просмотр;
Игровые
программы;

Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора.

3.3 Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы осуществляется на базе МАОУ СОШ № 62, расположенной
по адресу г. Екатеринбург, ул. Большакова 18
 Проектор
 Экран
 Ноутбук

 Акустическая система (колонки)

Список литературы
Список литературы для педагога:
1.Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. М.: «Просвещение»,
2007.
2. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
3. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Н.И.Удодова. – Волгоград,
2012.
4.Олимпиадные задания. 3-4 классы. – Выпуск 3. Т.Н.Каркошкина, И.В.Персидская. –
Волгоград, 2012.
5.Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.«Грамотей», 2016
6.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Волгоград: Панорама, 2009.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
1.Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. С-Петербург:
«Лань», 2011.
2. Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ.2,3 класс/Под
ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»2013
3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2006
4. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 3 класс. Голубь В.Т.
Издательство: Воронеж 2012
Сведения о разработчике
Мазакова Светлана Игоревна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж
работы - 34 лет, в ОУ № 40 - 18лет
Ленинградский государственный областнойуниверситет, преподавание в
начальных классах
Аннотация
Направленность программы:естественно-научная
Цель программы:развивать математический образ мышления
Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет.
Продолжительность реализации программы: 3 года.
Режим занятий: занятия 1 час в неделю
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных
группах.
Краткое содержание:данная программа позволяет учащимся ознакомиться со
многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной
науки. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию. Содержание программы представляет собой
введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Реализация программы
должна содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости
речи, умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».