Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Занимательная грамматика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

ПРИНЯТО: на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ:
МАОУ гимназия №40
директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин
протокол от «30» августа 2023 г. №1

введено в действие приказом директора от
«31» августа 2023 г. № 80-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная грамматика»

Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации: 1 год
Возраст: 10-11лет

Составители
Антонова Надежда Дмитриевна,
Легкоступова Наталья Викторовна
Педагоги дополнительного образования
МАОУ гимназии № 40

Екатеринбург, 2023

Оглавление

Оглавление
1. Целевой раздел………………………………………………………………………………….3

Пояснительная
записка………………………………………………………………...............3

1.1.

Цели и задачи
курса……………………………………………………………………………4

1.2.

Планируемые результаты освоения
курса………………………………………...................5

1.3.

2. Содержательный раздел……………………………………………………………………….6

Содержание
курса……………………………………………………………………..............6

2.1.

3. Организационный раздел……………………………………………………………...............8

План работы осеннего
лагеря……………………………………………………...................8

3.1.

Календарный график осеннего
лагеря................................………………………………….11

3.2.

Методическое
обеспечение………………………………………………………...................11

3.3.

Материально-технические условия реализации
программы………………….....................12

3.4.

Информационное обеспечение
программы………………………………………………….12

3.5.

Список используемой литературы……………………………………………………………….. 13

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная
грамматика» относится к социально-педагогической направленности.
Занятия в занимательной, доступной для обучающихся форме расширяют знания об
основных орфографических правилах русского языка, истории русского языка, способствуют
разностороннему изучению значения слова и особенностей его функционирования в составе
фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета
и др. Обучающиеся знакомятся с исконно русскими и заимствованными словами, словами,
отражающими национально- культурные особенности народа, поэтическими, сказочными
словами, речевого этикета.
Языковое образование и речевое развитие младшего школьника – одна из центральных
проблем в современной начальной школе. Именно в период обучения в школе ученик обязан
овладеть русским языком.
Нормативно-правовые основания для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки";
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29
декабря 2014 г. № 2765-р);
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО
детей»;
- Устав
муниципального
автономного общеобразовательного
учреждения
гимназия№40.
Новизна программы заключается в том, что данный курс позволяет показать
обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты,
знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.
Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов
как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть
«волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Воспитание интереса к слову должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои
знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Интерес обучающихся к познавательной деятельности позволяет развивать языковые,
творческие способности, и чувство ответственности, формирует гражданскую позицию и

собственную значимость.
Актуальность программы обусловлена тем, что в каждом ребёнке важно развивать
способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической,
фонетической, морфемной, словообразовательной, морфологической, синтаксической),
практически осмысливать закономерности языка. Хорошее знание русского языка поможет ему в
дальнейшем активно участвовать во всех сферах общественной и производственной жизни.
Важно также научиться самостоятельно пополнять свои знания по русскому языку, уметь
пользоваться разнообразной справочной литературой и другими источниками.
К числу наиболее актуальных проблем относится развитие любви к русскому языку
приобщение детей к языковым ценностям, интеллектуальное и духовное развития личности
ребенка. Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные
проблемные задания, поисковые задачи, игры.
Интерес у обучающихся, как правило, проявляется тогда, когда педагог обращается к
опыту детей. Полезным является проведение небольших лингвистических работ, которые
помогают закрепить усвоенный материал и вскрыть имеющиеся ошибки.
Повышению интереса к занятиям по программе «Занимательная грамматика»
способствует занимательная форма их проведения: путешествия, семинары, викторины, игры и
т. д. Таким образом, разнообразные приёмы помогают воспитывать интерес к русскому языку.
А работа с практическим материалом раскрывает богатейшие возможности родного языка, его
выразительную силу, ритмичность, благозвучие, оттенки мыслей, чувств.
Педагогическая целесообразность программы заключена в обязательном развитии
личностных качеств ребенка. Поэтому результатом обучения должны быть такие показатели,
как: привитие интереса к изучению языка, эмоционально- ценностное к нему отношение,
потребность к новым знаниям о разных разделах русского языка, критическое, избирательное
отношение к различным языковым явлениям, самостоятельность в их оценке. Занятия дают
возможность обучающимся активно участвовать в исследовательском процессе, развивают
речевые способности, развивают фонематический слух, помогают обучающимся более полно
раскрыть « секреты русского языка».
Практическая значимость в условиях курса «Занимательной грамматики» обучающиеся
получают возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и
реализовать способности, участвуя в олимпиадах, конкурсах разного уровня, получить оценку и
общественное признание в школе, городе, области. Увлеченные любимым делом, каждый
ребенок может найти свою нишу, способен реализовать свои способности, обогатить себя
творчески, интеллектуально и духовно.
1.2 Цели и задачи дополнительного образования
Цель: создание условий для развития знаний о родном языке, о его истории и развитии,
повышение речевой культуры обучающихся в процессе выполнения нестандартных и
занимательных заданий.
Задачи:
Обучающие
1. Познакомить обучающихся с историей русского языка
2. Расширить представления обучающихся по всем разделам русского языка (фонетике,
графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию).
3. Совершенствовать навыки употребления языковых единиц в речи.

4. Формировать навыки решения нестандартных лингвистических задач.
5. Подготовить школьников к участию в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях по
русскому языку.
Развивающие
1. Развивать познавательную и исследовательскую деятельность, внимание и интерес к
изучению русского языка, к его истокам.
2. Развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
2. Развивать наблюдательность и воображение, навыки активного творчества.
3. Способствовать развитию лингвистического мышления и коммуникативных способностей
учащихся, поддержанию высокого уровня их мотивации к изучению русского языка.
Воспитательные
1. Создавать условия для созидательного сотрудничества с другими обучающимися и
педагогом.
2. Развивать нравственные качества личности: трудолюбия, усидчивости, настойчивости,
чувство коллективной ответственности.
3. Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям.
4. Развивать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку как части русской
национальной культуры.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет
наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию языковых навыков, помогает реализовать потребность в
общении.
Ключевые понятия. Данная программа предполагает приобретение учащимися знаний,
умений и навыков, способствующих развитию возможностей обучающихся в области русского
языка, развитие их речевой культуры, орфографической зоркости, обогащение словарного
запаса.
Принципы отбора содержания.
Содержание программы ориентировано на:
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии;
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого
труда обучающихся;
 социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 формирование лингвистической и общей культуры обучающихся.
В ходе обучения у детей развиваются коммуникативные умения, творческое мышление,
формируется устойчивый интерес к культурно-историческим традициям русского языка, его
развитию, возникает интерес к углубленному изучению предмета, полученные знания помогут
при дальнейшем обучении в среднем звене и старших классах.
При планировании каждого занятия необходимо учитывать психологические
особенности младшего школьного возраста, а также стремление детей к формам деятельности
отличным от привычных школьных уроков. Программа «Занимательная грамматика»
предусматривает теоретические и практические занятия: проведение творческих практикумов,
индивидуальных консультаций, конкурсов, игр, а также итоговую предметную олимпиаду по
русскому языку. Данные формы помогают активизировать обучение, придав ему

исследовательский, творческий характер, и таким образом передать инициативу в организации
своей познавательной деятельности в руки обучающихся.
Для реализации содержания программы применяются следующие современные
педагогические технологии: технология развивающего, личностно – ориентированного
обучения; технология проблемного обучения; технология коллективной творческой
деятельности; информационно-коммуникационные технологии.
Основной задачей первого года обучения является формирование у детей мотивации
совместной учебной деятельности, решение нестандартных и олимпиадных заданий по
русскому языку, продолжить знакомство с историей возникновения слов.
Программа «Занимательная грамматика» построена с учётом возрастных особенностей
учащихся, по принципу постепенного усложнения учебного материала.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Основные формы и методы обучения. В качестве методов работы избраны следующие:
творческий, игровой, метод наглядности и словесный метод.
Элементы игры, викторины, включенные в занятия, оказывают заметное влияние на
деятельность учащихся. Игровой момент является действенным подкреплением
познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активности
мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания,
настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости
успеха, удовлетворенности.
1.3 Планируемые результаты освоения курса














В ходе реализации программы будут достигнуты следующие результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности в процессе освоения русского языка, знание его истории,
понимание значимости русского языка в мировом сообществе;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
процессе познания разделов языкознания;
формирование
представлений
о
нравственных
нормах,
развитие
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других
людей на основе восприятия произведений, их коллективного обсуждения и
интерпретации в разных видах речевой деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и
коллективной деятельности; 
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание
бережного отношения к материальным и духовным ценностям культуры языка;
формирование мотивации к расширению и углублению знаний о русском языке,
целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации
успешности речевой деятельности учащихся;
поиск и использование в практической деятельности информации о русском
языке (происхождение слов, этимология, словообразование и т.д.).

1.4 Система оценки достижения планируемых результатов
освоения образовательной программы дополнительного
образования
Оценке и контролю результатов обучения подлежит:

формирование языковой культуры как неотъемлемой части духовной культуры;



развитие устной и письменной речи, фонематического слуха, орфографической
зоркости, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

работа с разными видами текста;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах речевой
деятельности;

воспитание устойчивого интереса к изучению русского языка, его истории,
развития.
Контроль изученного материала обучающихся осуществляется в разных формах:
тестовые задания, оценка навыков, проявляемых в ходе занятия, на занятиях - викторинах, по
показателям участия в олимпиадах (внутренних, районных, городских), проводимых в
течение учебного года.
Также в начале каждого учебного года, проводится входная диагностика (олимпиада),
которая позволяет выяснить уровень развития учащихся на данный момент – высокий,
средний или низкий.





Формы подведения итогов реализации программы

Опрос.
Тестирование.
Открытые занятия для родителей и педагогов.
Участие детей в мероприятиях, олимпиадах, конкурсах разного уровня.
Организационно-педагогические условия реализации программы

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.

2. Содержательный раздел
2.1 Содержание курса
В мире звуков (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия? (1ч)
Теория. Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и
представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография».
Практика. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2. Что такое фонография или звукозапись? (1ч)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом
развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Практика. Олимпиада.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч)
Теория. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ
учителя об отличии «буквы» от «звука».
Практика. Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч)
Теория. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с
терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Практика. Работа с текстом
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч)
Теория. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением
слов банты и шарфы.
Практика. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч)
Теория. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с
героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Практика. Правильная постановка
ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч)
Теория. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с
образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры
речи.
Практика. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
В мире слов (27 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч)
Теория. Знакомство с
термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с
толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Практика. Работа с Толковыми словарями.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч)
Теория. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями
русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и
лингвистических словарей.
Практика. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч)
Теория. Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и
причины образования нескольких значений у слова. Практика. «Отличие многозначных слов и
слов - омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч)
Теория. Продолжение знакомства с лексическим значением слов.
Практика. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском
языке.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч)
Теория. Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового
словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии.
Практика. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
(1ч)
Теория. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического
словаря.
Практика. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение
первоисточников слова.
Тема 14. Об одном и том же - разными словами. (1ч)
Теория. Изучается особенность синонимического ряда слов.
Практика. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч)
Теория. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система
номинации».
Практика. Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч)

Теория. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится
понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.
Практика. Работа со «Словарём антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч)
Теория.
Изучение
особенностей
фразеологических
сочетаний.
Вводится
понятие
«фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
Практика. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч)
Теория. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов.
Вводится понятие «устойчивые обороты».
Практика. Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч)
Теория. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и
ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Практика. Работа с этимологическим словарём.
Тема 20. «Он весь свободы торжество». (1ч)
Теория. Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие
«литературный язык» и «живая народная речь».
Практика. Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 21. «Крылатые выражения» и «афоризмы». (1ч)
Теория. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы».
Работа по обогащению
словарного запаса учащихся.
Практика. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях.
Тема 22. Слова, придуманные писателями. (1ч)
Теория. Продолжается работа над языковыми особенностями произведений разных авторов.
Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».
Практика. Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях авторов.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч)
Теория. Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами - новичками.
Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды
неологизмов и виды архаизмов.
Практика. Работа с текстом.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч)
Теория. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с
созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Практика. Работа со
словарем.
Тема 25. Древнерусские имена. (1ч)
Теория. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с
первыми русскими именами, на примере произведений. Показать значение древнерусских имен.
Практика. Работа с текстом.
Тема 26. Отчество и фамилия. (1ч)
Теория. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой
«антропонимика».
Практика. Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 27. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч)

Теория. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их
образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Практика. Решение олимпиадных заданий.
Тема 28. «Из чего строятся слова?». (1ч)
Теория. Строительная работа морфем.
Практика. Составление слов по моделям.
Тема 29. Приставки- труженицы (1ч)
Теория. Группы приставок.
Практика. Работа над правописанием приставок.
Тема 30. Словарь- грамотей. (1ч)
Теория. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении
орфографического словаря.
Практика. Работа с орфографическим словарем.
Тема 31. Научная этимология. (1ч)
Теория. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение
этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и
«запятая».
Практика. Работа с этимологическим словарем.
Тема 32. Смотри в корень (1ч)
Теория. Кто командует корнями? «Пересаженные корни».
Практика. Создание древа родственных слов.
Тема 33. Дорога к письменности. (1ч)
Теория. Как обходились без письма? Древние письмена.
Знакомство с историей образования письменности.
Практика. Работа с рисуночным письмом.
Тема 34. Маленький «загадочный» театр. (1ч)
Теория. Ребусы, шарады, анаграммы.
Практика. Разыгрывание сценок, шуточных игр.

3. Организационный раздел
3.1 Учебный план
№

Название разделов, тем

Общее
кол-во
часов

Самоподготовка

В том числе
Теория

Формы
аттестации
Практика / контроля

1.

В мире звуков

7

0

2

5

2.

В мире слов

27

0

8

19

Педагогичес
кое
наблюдение,
тестирование,
решение
олимпиадных
заданий
Педагогичес
кое
наблюдение,

тестирование,
решение
олимпиадных
заданий
Итого учебных часов
Всего часов

34
34

0
0

10
10

24
24

3.2 Календарный учебный график 2023-24 учебный год
№
п/п
1

2

Месяцы
Сентябрь октябрь
Ноябрь май

Разделы

Кол-во часов

В мире звуков

7

В мире слов

27

Форма контроля
Опрос. Олимпиада.
Тестирование.
Опрос.
Тестирование.
Участие
детей
в
олимпиадах,
конкурсах
разного уровня.

3.3 Методическое обеспечение

Главные методы реализации программы с учётом применения технологии разноуровнего
обучения, технологии обучения в сотрудничестве, коммуникативной технологии. Выбор
технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации
обучения в целях развития личностных качеств школьника.
Методы и приемы, используемые на занятиях:




наглядный: просмотр презентаций. работа со словарями;
словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание;
практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения по
закреплению темы; участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи
между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической
направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности,
доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и
активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие
принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и
методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка.
Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на
уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки
учащихся.
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в
тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время
языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая

взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых
умений.
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу
содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и
способствовать развитию каждого ученика.
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий
пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается
главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад,
ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций.
Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.
Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит
к практическому овладению русским языком;
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не
только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов,
отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения
языкового материала.
Данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его
базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств
личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное,
словесно-логическое.
3.4 Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы осуществляется на базе МАОУ СОШ № 62, расположенной по
адресу г. Екатеринбург, ул. Большакова, 18.
4 «А», 4 «Б» классы МАОУ СОШ № 62
Кабинет 306
Телевизор
Методическая литература
Справочная литература, словари
Принтер
Компьютер
Проектор
3.5. Информационное обеспечение программы
Для реализации программы используются цифровые образовательные ресурсы, которые
разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят:
• видеоряд: фрагменты интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Самый
умный»
• анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся
основные положения темы;
• познавательные презентации;
• творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты,
проблемные ситуации, направленные на осмысление материала.

Список литературы
1. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: «Знание», 2005.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: «Просвещение», 1991.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург ТОО. Издательство «АРГО»,
2006.
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: «АСТ», 2006.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение»,
2011.
6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. -Донецк. ПКФ «БАО»,
2007.
Список литературы для обучающихся
1. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М. Просвещение, 2008.
2. Волина В.В. Этимологический словарь: Популярное пособие для начальной школы. – М.:
АСТ –ПРЕСС, 1997.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-ёх томах. – М.:
Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1997.
Сведения о разработчике
Антонова Надежда Дмитриевна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж работы 28 лет, в ОУ № 40 - 24 года.
Нижнетагильский государственный педагогический институт, учитель начальных классов.
Легкоступова Наталья Викторовна, МАОУ гимназия №40, образование высшее, стаж работы – 30
лет, в ОУ №40 - 26 лет.
Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, учитель
начальных классов.

Аннотация
Направленность программы: социально-педагогическая
Цель программы: создание условий для развития знаний о родном языке, о его истории и
развитии, повышение речевой культуры обучающихся в процессе выполнения нестандартных и
занимательных заданий.
Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 10 до 11 лет.
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Режим занятий: занятия 1 час в неделю.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебной группе.
Краткое содержание:
Работа по программе направлена на языковое образование и речевое развитие младшего
школьника. Данный курс позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, знакомит с историко-культурными традициями
русского
народа,
отраженными
в
слове.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».