Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Блокнот писателя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40
ПРИНЯТО: на педагогическом совете
МАОУ гимназия № 40
протокол от «30» августа 2023 г. №1

УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ гимназии №40 Н.А.Дикин
введено в действие приказом директора
от 31.08.23 № 80-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Блокнот писателя»

Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации: 1 год
Возраст: 10 лет
Составитель: Мазакова С.И,
педагог начальной школы
МАОУ гимназии 40

2023

Оглавление

1. Целевой раздел ...................................................................... Error! Bookmark not defined.
1.1 Пояснительнаязаписка ........................................................ Error! Bookmark not defined.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования................... Error! Bookmark not defined.
1.3. Планируемые результаты освоения курса ........................ Error! Bookmark not defined.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования .............................. Error! Bookmark not defined.
2. Содержательный раздел........................................................ Error! Bookmark not defined.
2.1 Содержание курса ............................................................... Error! Bookmark not defined.
2.2. Тематическое планирование .............................................. Error! Bookmark not defined.
3. Организационный раздел ...................................................... Error! Bookmark not defined.
3.1 Учебный план ...................................................................................................................... 8
3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год ................................................... 8
3.3. Методическое обеспечение программы ............................................................................ 8
3.4Материально-технические условия реализации программы .............................................. 9
Список литературы ................................................................... Error! Bookmark not defined.
Список литературы для обучающихся ..................................... Error! Bookmark not defined.

1

1.1.

1. Целевой раздел
Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Блокнот писателя» отражает
один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления
ими действительности внеурочной деятельности.
Нет ничего могущественнее слова. Научить школьников правильно использовать этот
замечательный дар, данный им во владение, привить интерес к познавательной
деятельности,
развить
любознательность
и
стремление
к
речевому
самосовершенствованию – важная и необходимая задача, стоящая перед учителем. Задача
не новая, но теперь она выходит далеко за рамки учебной, так как с введением
образовательных стандартов нового поколения изменились требования к самим
учащимся. Выпускник, оканчивающий учебное заведение, ориентирован на непрерывное
образование и самообразование, мотивирован на творчество, социальную активность. И
ему необходимо свободно владеть устной и письменной речью, чтобы организовать всю
свою жизнь, чтобы через общение, грамотное письмо он мог сказать именно то, что хотел,
донести до другого часть своего “я”.
Нормативно-правовые основания для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки";
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29
декабря 2014 г. № 2765-р);
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвящения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО
детей» - Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения
гимназия№40 Отличительные особенности и новизна программы Исходным для
программы является отношение “автор – художественный
Обоснование актуальности и новизны программы
Актуальность выбора программы внеурочной деятельности “ Блокнот писателя»
диктуется потребностями практики, поскольку даёт возможность закреплять знания и
навыки, полученные обучающими на уроках, и одновременно вовлекать учащихся в
системную исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на
творческую самореализацию и социализацию. И новизна программы касается практики,
ведь интересно наблюдать, какие изменения происходят в учащихся в ходе творческой
деятельности, как меняется их поведение, способности, что неожиданно открывается в
них и что они сами в себе открывают.
Программа
позволяет
школьникам
увидеть
разнообразный,
увлекательный,
неисчерпаемый мир слова, что важно для формирования истинных познавательных
2

интересов, является опорой при подготовке к олимпиадам по русскому языку и
литературе. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с
учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие инициативы.
Концепция программы
Концепция программы базируется на следующих принципах:
 Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурноисторических
традиций народа.
 Личностный – развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности
к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие
самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
 Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с
возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более
сложному.
 Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в
обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного
миропонимания.
 Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием
материала, понятного и доступного детям.
 Принцип творчества – развитие творчества через художественную деятельность,
слово, творческую деятельность
.  Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего
развитию ответственности за собственные слова и поступки.
 Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к
прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и
достичь результата.
 Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно
значимого материала. 1.2. Цели и задачи дополнительного об
Общая характеристика программы
Программа развивает
все
виды
речемыслительной
деятельности: коммуникативные(владение культурой устной и письменной речи,
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах
и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение,
синтез,
обобщение,
абстрагирование,
оценивание
и
классификация), информационные (умение работать с текстом находить и извлекать
информацию из различных источников), организационные(умение формулировать цель
деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Цель: создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и
социализации обучающихся.
Задачи программы:
 развитие и формирование языковой личности;
 развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;
 формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и
потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации;
 создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой
деятельности;
3








расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике,
лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);
развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных
текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации
общения;
воспитание любви и уважения к родному языку;
формирование умения слушать и понимать текст;
воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.

Сроки реализации программы
Программа “Блокнот писателя ” для учащихся 4 класса рассчитана на 1 год (32 часа ),
реализуется через план дополнительной внеурочной деятельности.
 продолжительность занятий в группах – 40 минут;
Формы организации занятий
 лекции, беседы, тренинги;
 экскурсии в библиотеку;
 игры-конкурсы, викторины, КВН;
 практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов,
головоломок, сказок;
 анализ текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся
поддерживается удачно подобранными текстами (например, “Притча о талантах),
внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку “Зарыл талант в
землю”), лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов,
головоломок, шарад, ребусов.
Виды деятельности
 поисково-исследовательская;
 игровая;
 познавательная;
 проблемно-ценностное общение.
Основные методы и технологии
 проектное обучение;
 саморазвитие личности;
 развивающее обучение;
 технология обучения в сотрудничестве;
 игровые технологии;
 информационно-коммуникативные технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный,
системно- деятельностный подходы.
1.3.

Планируемые результаты освоения курса

Требования к планируемым результатам изучения программы
Будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация во
многом зависят от стремления к приобретению новых знаний и умений. При этом важны
коммуникативные навыки, самоконтроль и самооценивание, развитие творческих
4

способностей. Программа внеурочной деятельности “Блокнот писателя ” направлена на
формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному слову;
 умение чувствовать красоту
и
выразительность
речи, стремление к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты:
 представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и
единения народов России;
 понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в
процессе самообразования;
 формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах
публицистики и художественной литературы;
 проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определённым функциональным стилям;
 извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных
видах деятельности
5

1.4. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения образовательной программы дополнительного образования
Формы подведения итогов реализации программы:
1. Литературные конференции, фестивали
2. Защита творческих проектов.
3. Участие в конкурса сочинений
4. Открытое консультирование одноклассников, презентация личных достижений
5. Выставки-презентации.
6. Выпуск индивидуальных творческих альбомов, творческих работ.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы учащихся.
2.

Содержательный раздел
2.1. Содержание курса

В программе выделяются три смысловых блока:
1) “Путь к слову”;
2) “От слова к тексту”;
3) “От готового текста – к собственному тексту”.
Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и
обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры,
формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В
занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах:
орфографическом,
лексикосемантическом,
орфоэпическом,
синтаксическом
и
этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им
ранее смысл.
Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“...о
космосе”, “...о детстве”, “о мире...”, “...о жизни”, “...о человеке”, “...о памяти”, “...о
совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших
текстов.
Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов,
соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом.
Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное,
что даёт нам жизнь.
Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах
школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся
вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть
осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с
текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На
этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному
развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с
тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при
возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об
известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора,
а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях,
ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без
выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей понастоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое
6

интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с
пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь
учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к
творчеству. Творчество – норма детского развития.
Следующий блок программы “От готового текста – к собственному тексту” способствует
повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного
запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является
большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие
собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо
явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается
внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование
его мировоззрения, отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих
работ учащихся “Мастерская слова”.
Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности
каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью
обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к
дальнейшему саморазвитию.
Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной
программы.
Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:
 принцип психологической комфортности;
 принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
 принцип вариативности;
 принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
 принцип связи теории с практикой;
 принцип творчества.


2.2 Тематическое планирование
№п/п
1.
2.3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Тема
Писать для читателя. Что такое сочинение?
Виды сочинений. Маленькие моменты
Что делать ,если не о чём писать?
Как сформулировать тему? Виды заголовков.
Как написать начало истории, её суть и концовку?
Как помочь себе, если ты «застрял посреди сочинения»?
От слова к тексту. Принципы хорошего личного повествовательного
текста
От слова к тексту. Принципы хорошего личного повествовательного
текста. Памятка
Виды планирования истории
Список того, что делают авторы
“От готового текста – к собственному тексту Абзацное членение
“От готового текста – к собственному тексту Группировка мыслей
Разворачивание коротких фраз в пассажи
Способы авторского входа в историю
Творческий блокнот . Способы сбора информации
Что такое эссе?
Эссе по прочитанному произведению. Вдохни жизнь в своё эссе
Сочинение-анализ поэтического текста.

Кол-во
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
7

Сочинение-анализ эпизода.
Нетрадиционные жанры сочинений
«Я к Вам пишу…». Эпистолярный жанр как труд души
Дневниковые записи
Аннотация
Итоговое занятие «Пишут дети»
Итоговое занятие «Пишут дети»
Итого

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

1
1
1
1
1
1
1
32

3. Организационный раздел
3.1 Учебный план
Учебный план первого года обучения
№

Название разделов, тем Общее
кол-во
часов
Первый год обучения

1.

Итого учебных часов
Всего часов

В том числе
Теория

32

16

Практик
а
16

32
32

16
16

16
16

Формы аттестации \
контроля
Педагогическое
наблюдение,
показательные
выступление, анализ
достижений

3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год
№
Месяцы
п\п
1
Сентябрь октябрь

Кол-вочасов
7

2

Ноябрь декабрь

8

3

Январь март

9

4

Апрель май

8

Формаконтроля


Тестирование;



Опрос, просмотр;



Игровыепрограммы;



Участие
детей
в
городских
мероприятиях, концертной деятельности,
конкурсах;

Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора.

3.3. Методическое обеспечение программы
1. Художественные произведения поэтов и писателей о природе.

8

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А.
Горского. – М.: Просвещение, 2017
3.4. Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы осуществляется на базе МАОУ гимназия № 40,
расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Мичурина 181.





ноутбук
проектор
экран
акустическая система (колонки)
Список литературы:

1.
Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е издание М: ООО
«Кейс», 2012 – 208 с.
2.
Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского
языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства
просвещения РСФСР Москва-1963
3.
Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.:
Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
4.
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание»,
1978. – 304 с.
5.
Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта
работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
6.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. Сост.
Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
7.
Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных
жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А.
Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
8.
Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.
9.
Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые
выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред.
Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.

9


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».