МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 40
ПРИНЯТО
решением общего собрания работников
МАОУ гимназия № 40
протокол от 29.08.2021 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ гимназия № 40
____________________ Н.А. Дикин
приказ от 01.09.2021 г. № 77/О
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в МАОУ гимназии № 40
Екатеринбург, 2021
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о наставничестве МАОУ гимназии № 40 (далее–
Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в
том числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения
от
25.12.2019
№
Р-145
«Об
утверждении
методологии
(целевой
модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между обучающимися», локальными нормативными
актами МАОУ гимназия №40(далее– гимназия).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков,
компетенций,
метакомпетенций
и
ценностей
через
неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и
навыками.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
«обучающийся».
Наставник– участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – работник гимназии, назначаемый директором, который отвечает за
организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и
необходимых
для
реализации
программ
наставничества
в
процессов,
образовательных
организациях.
Благодарный выпускник – выпускник гимназии, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится
опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, оказывает финансовую поддержку,
организует стажировки и т. д.).
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала
личности
наставляемого,
необходимое
для
успешной
личной
и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10
лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов гимназии.
2.2. Задачи внедрения наставничества:
•
улучшение качества условий организации образовательной деятельности;
•
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной
образовательной траектории;
•
создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров;
•
создание
канала
эффективного
обмена
личностным,
жизненным
и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности;
•
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг гимназии,
способного на комплексную поддержку его деятельности, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения.
3. Порядок организации наставничества
3.1.
Наставляемые
определяются
путем
выявления
конкретных
проблем
у
обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из коллектива гимназии, так из внешних партнеров
гимназии из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными
качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся
авторитетом в коллективе. К работе по наставничеству могут привлекаться
обучающиеся, педагоги, выпускники, специалисты предприятий и организаций.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного
года в зависимости от его направления и формы.
3.4. Наставничество
может
быть
индивидуальным (направленное на
одного
обучающегося) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на
группу обучающихся).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении
которого осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение
наставника происходит после получения письменного согласия его законного
представителя.
3.6.
Срок
наставничества
может
быть
продлен
в
случае
временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по
уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, по другим веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае
неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
•
улучшение показателей гимназии: образовательных, спортивных, культурных;
•
развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
•
рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные
образовательные и карьерные траектории;
•
улучшение психологического климата гимназии, создание психологически
комфортной и плодотворной среды развития педагогов;
•
привлечение
дополнительных
ресурсов
и
инвестиций
в
развитие
инновационных образовательных и социальных программ гимназии.
3.9.
В
целях
поощрения
наставника
за
осуществление
наставничества
предусматривается:
•
объявление благодарности, награждение почетной грамотой;
•
материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами
гимназии.
4. Руководство наставничеством
4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который
назначается распорядительным актом директора гимназии.
Куратор осуществляет следующие функции:
•
сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
•
организация обучения наставников;
•
контроль проведения программ наставничества;
•
участие в
оценке вовлеченности обучающихся в
различные формы
наставничества;
•
решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
наставничества;
•
мониторинг реализации и получение обратной связи от участников
программы.
4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:
•
определяет кандидатуру наставника;
•
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет наставничество;
•
определяет срок наставничества;
•
осуществляет
контроль
деятельности
наставника
и
деятельности
наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс
работы по наставничеству, программу наставничества;
•
создает необходимые условия для совместной работы наставника и
наставляемого;
•
вносит предложения о замене наставника;
•
вносит предложения о поощрении наставника;
•
обеспечивает
своевременное
представление
надлежаще
оформленных
документов по итогам наставничества.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник имеет право:
•
вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором
работает лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, о
создании условий для совместной работы;
•
требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;
•
осуществлять
контроль
деятельности
лица,
в
отношении
которого
осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения
заданий, поручений и качества выполненной работы;
•
обращаться с заявлением к директору гимназии с просьбой о сложении с него
обязанностей
наставника
конкретного
лица,
в
отношении
которого
осуществляется наставничество.
5.2. Наставник обязан:
•
руководствоваться
нормативных
требованиями
актов
гимназии
законодательства
при
РФ
осуществлении
и
локальных
наставнической
деятельности;
•
способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических
качеств;
•
оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей,
ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и
основами корпоративной культуры;
•
оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и
локальных нормативных актов гимназии, регламентирующих исполнение
должностных обязанностей наставляемого;
•
способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов
качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных
ошибок;
•
передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства,
обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам
работы;
•
привлекать к участию в общественной жизни коллектива гимназии;
•
воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность,
нацеленность на результативную работу, рост производительности труда,
проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной
этики;
•
периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его
дисциплине и поведении, результатах профессионального становления.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:
•
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией
программы наставничества;
•
вносить предложения по корректировке программы наставничества;
•
обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
6.2. Наставляемый обязан:
•
выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;
•
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей
при реализации программы наставничества;
•
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения обязанностей;
•
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
•
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
•
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
•
участвовать в общественной жизни коллектива гимназии.
7. Формы и стили наставнической деятельности
7.1. Формы наставнической деятельности:
•
прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или)
обучающимся, общение с ним не только в рабочее время, но и в
неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем
советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также
влияние на его окружающую среду);
•
индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и
(или) обучающийся) и групповая (наставничество распространяется на
группу молодых специалистов и (или) обучающихся);
•
открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и
(или) обучающегося) и скрытая (наставник воздействует на молодого
специалиста и (или) обучающегося незаметно для второго);
•
коллективно-индивидуальная
(наставничество
над
одним
молодым
специалистом и (или) обучающимся осуществляет трудовой коллектив) или
коллективно-групповая
(наставничество
трудового
коллектива
осуществляется над группой молодых специалистов и (или) обучающихся).
7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки
подопечного и сложности задачи):
•
инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания
подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия;
•
объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно
выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает
обоснование своим действиям;
•
развитие
–
это
стиль,
при
котором
наставник
предлагает
решить
производственную задачу и представить результат.
8. Разработка программы наставничества
8.1. Программа наставничества (далее– программа) разрабатывается куратором или
другим
работником
гимназии,
назначенным
директором,
в
соответствии
с
законодательством РФ.
8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный
год с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами
потенциальных наставляемых в данный период. Программа может корректироваться
куратором при обязательном согласовании с участниками (включая родителей
обучающегося/его законных представителей) исходя из специфики психологопедагогической ситуации.
8.3.
Проектирование
содержания
программы
осуществляется
куратором
в
сотрудничестве с парами «наставник + наставляемый»/группами в соответствии с
запросами
наставляемого
и
возможностями
участников
при
согласовании
с
родителями/законными представителями несовершеннолетнего.
8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для
удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание,
формы, методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья
учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся
у гимназии ресурсы.
8.5. Структура программы включает в себя пояснительную записку, план-график
реализации программы, мониторинг эффективности реализации программы.
8.6.
Программа
утверждается
директором
гимназии
после
согласования
с педагогическим советом.
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
9.2.
Оценка
эффективности
внедрения
целевой
модели
осуществляется
с
периодичностью один раз в полугодие.
9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе
анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком,
установленным программой.