Положение о наставничестве

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 40

ПРИНЯТО
решением общего собрания работников
МАОУ гимназия № 40
протокол от 29.08.2021 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ гимназия № 40
____________________ Н.А. Дикин
приказ от 01.09.2021 г. № 77/О

ПОЛОЖЕНИЕ

о наставничестве в МАОУ гимназии № 40

Екатеринбург, 2021

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о наставничестве МАОУ гимназии № 40 (далее–
Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в
том числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения
от

25.12.2019

№

Р-145

«Об

утверждении

методологии

(целевой

модели)

наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность

по

общеобразовательным,

дополнительным

общеобразовательным

и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между обучающимися», локальными нормативными
актами МАОУ гимназия №40(далее– гимназия).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков,

компетенций,

метакомпетенций

и

ценностей

через

неформальное

взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и
навыками.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
«обучающийся».
Наставник– участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – работник гимназии, назначаемый директором, который отвечает за
организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и
необходимых

для

реализации

программ

наставничества

в

процессов,

образовательных

организациях.
Благодарный выпускник – выпускник гимназии, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится
опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, оказывает финансовую поддержку,
организует стажировки и т. д.).
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала

личности

наставляемого,

необходимое

для

успешной

личной

и

профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10
лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов гимназии.
2.2. Задачи внедрения наставничества:
•

улучшение качества условий организации образовательной деятельности;

•

раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной
образовательной траектории;

•

создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров;

•

создание

канала

эффективного

обмена

личностным,

жизненным

и

профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности;
•

формирование открытого и эффективного сообщества вокруг гимназии,
способного на комплексную поддержку его деятельности, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения.

3. Порядок организации наставничества
3.1.

Наставляемые

определяются

путем

выявления

конкретных

проблем

у

обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из коллектива гимназии, так из внешних партнеров
гимназии из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными
качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся

авторитетом в коллективе. К работе по наставничеству могут привлекаться
обучающиеся, педагоги, выпускники, специалисты предприятий и организаций.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного
года в зависимости от его направления и формы.
3.4. Наставничество

может

быть

индивидуальным (направленное на

одного

обучающегося) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на
группу обучающихся).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении
которого осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение
наставника происходит после получения письменного согласия его законного
представителя.
3.6.

Срок

наставничества

может

быть

продлен

в

случае

временной

нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по
уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, по другим веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае
неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
•

улучшение показателей гимназии: образовательных, спортивных, культурных;

•

развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;

•

рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные
образовательные и карьерные траектории;

•

улучшение психологического климата гимназии, создание психологически
комфортной и плодотворной среды развития педагогов;

•

привлечение

дополнительных

ресурсов

и

инвестиций

в

развитие

инновационных образовательных и социальных программ гимназии.
3.9.

В

целях

поощрения

наставника

за

осуществление

наставничества

предусматривается:
•

объявление благодарности, награждение почетной грамотой;

•

материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами
гимназии.

4. Руководство наставничеством

4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который
назначается распорядительным актом директора гимназии.
Куратор осуществляет следующие функции:
•

сбор и работа с базой наставников и наставляемых;

•

организация обучения наставников;

•

контроль проведения программ наставничества;

•

участие в

оценке вовлеченности обучающихся в

различные формы

наставничества;
•

решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
наставничества;

•

мониторинг реализации и получение обратной связи от участников
программы.

4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:
•

определяет кандидатуру наставника;

•

определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет наставничество;

•

определяет срок наставничества;

•

осуществляет

контроль

деятельности

наставника

и

деятельности

наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс
работы по наставничеству, программу наставничества;
•

создает необходимые условия для совместной работы наставника и
наставляемого;

•

вносит предложения о замене наставника;

•

вносит предложения о поощрении наставника;

•

обеспечивает

своевременное

представление

надлежаще

оформленных

документов по итогам наставничества.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник имеет право:
•

вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором
работает лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, о
создании условий для совместной работы;

•

требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;

•

осуществлять

контроль

деятельности

лица,

в

отношении

которого

осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения
заданий, поручений и качества выполненной работы;
•

обращаться с заявлением к директору гимназии с просьбой о сложении с него
обязанностей

наставника

конкретного

лица,

в

отношении

которого

осуществляется наставничество.
5.2. Наставник обязан:
•

руководствоваться
нормативных

требованиями

актов

гимназии

законодательства
при

РФ

осуществлении

и

локальных

наставнической

деятельности;
•

способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических
качеств;

•

оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей,
ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и
основами корпоративной культуры;

•

оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и
локальных нормативных актов гимназии, регламентирующих исполнение
должностных обязанностей наставляемого;

•

способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов
качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных
ошибок;

•

передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства,
обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам
работы;

•

привлекать к участию в общественной жизни коллектива гимназии;

•

воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность,
нацеленность на результативную работу, рост производительности труда,
проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной
этики;

•

периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его
дисциплине и поведении, результатах профессионального становления.

6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:

•

обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией
программы наставничества;

•

вносить предложения по корректировке программы наставничества;

•

обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.

6.2. Наставляемый обязан:
•

выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;

•

выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей
при реализации программы наставничества;

•

совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения обязанностей;

•

устранять совместно с наставником допущенные ошибки;

•

проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;

•

обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

•

участвовать в общественной жизни коллектива гимназии.

7. Формы и стили наставнической деятельности
7.1. Формы наставнической деятельности:
•

прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или)
обучающимся, общение с ним не только в рабочее время, но и в
неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем
советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также
влияние на его окружающую среду);

•

индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и
(или) обучающийся) и групповая (наставничество распространяется на
группу молодых специалистов и (или) обучающихся);

•

открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и
(или) обучающегося) и скрытая (наставник воздействует на молодого
специалиста и (или) обучающегося незаметно для второго);

•

коллективно-индивидуальная

(наставничество

над

одним

молодым

специалистом и (или) обучающимся осуществляет трудовой коллектив) или
коллективно-групповая

(наставничество

трудового

коллектива

осуществляется над группой молодых специалистов и (или) обучающихся).
7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки
подопечного и сложности задачи):

•

инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания
подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия;

•

объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно
выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает
обоснование своим действиям;

•

развитие

–

это

стиль,

при

котором

наставник

предлагает

решить

производственную задачу и представить результат.
8. Разработка программы наставничества
8.1. Программа наставничества (далее– программа) разрабатывается куратором или
другим

работником

гимназии,

назначенным

директором,

в

соответствии

с

законодательством РФ.
8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный
год с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами
потенциальных наставляемых в данный период. Программа может корректироваться
куратором при обязательном согласовании с участниками (включая родителей
обучающегося/его законных представителей) исходя из специфики психологопедагогической ситуации.
8.3.

Проектирование

содержания

программы

осуществляется

куратором

в

сотрудничестве с парами «наставник + наставляемый»/группами в соответствии с
запросами

наставляемого

и

возможностями

участников

при

согласовании

с

родителями/законными представителями несовершеннолетнего.
8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для
удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание,
формы, методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья
учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся
у гимназии ресурсы.
8.5. Структура программы включает в себя пояснительную записку, план-график
реализации программы, мониторинг эффективности реализации программы.
8.6.

Программа

утверждается

директором

гимназии

после

согласования

с педагогическим советом.
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;

2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
9.2.

Оценка

эффективности

внедрения

целевой

модели

осуществляется

с

периодичностью один раз в полугодие.
9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе
анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком,
установленным программой.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».