КИМ_История_ 10

Зачетная работа история
10 класс
Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово
(словосочетание). Укажите ответы в тексте работы. Каждую цифру или букву
пишите в отдельной клеточке. Имена российских государей следует писать
только буквами (например: НиколайВторой).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной
последовательности в таблицу.
1)
созыв Первого Земского собора
2)
Первый крестовый поход западноевропейских рыцарей в Палестину
3)
созыв Первого съезда Советов
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)
Б)
В)
Г)

избрание на престол Михаила Романова
принятие Судебника Ивана III
строительство белокаменного Кремля
полное закрепощение крестьян

Ответ:

А

Б

1)
2)
3)
4)
5)
6)

В

1368 г.
1497 г.
1613 г.
1649 г.
1803 г.
1936 г.

Г

3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся
к периоду Древнерусского государства.
1) Смерд, 2) помещик, 3) рядович, 4) пожилое, 5) боярин, 6) закуп.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому
историческому периоду.
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Народное собрание у восточных славян, обсуждающее важнейшие вопросы жизни
племени; впоследствии орган управления в городах, в том числе в Новгороде, где на
нём выбирали посадника и других представителей власти.
Ответ: ____________________________.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами,
относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)
A)
укрепление власти киевского
князя
Б) усиление раздробленности
В) централизация русского государства
Г) церковная реформа

ФАКТ
1)
поход
князя
Олега
на
Константинополь в 907 г.
2) выплаты древлянами дани киевскому
князю
3) убийство Святополком братьев
Бориса и Глеба
4) губная реформа

5) введение троеперстия
6) введение уроков и погостов
Ответ:

А

Б

В

Г

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их
краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой,
подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Фрагменты источников
А) «Божьим гневом, ради грехов наших, пленил землю Русскую царь Тахтамыш.
Послал слуг своих во град, называемый Болгар, который на Волге, и повелел
русских купцов грабить и суда их с товаром отнимать... И пошёл изгоном на
[московского] великого князя... своим злохитрием... И то услышав князь Дмитрий
Константинович Суздальский, послал к царю Тахтамышу двух сыновей своих,
Василия да Семёна... А князь Олег Рязанский [встретив] царя Тахтамыша ещё до
прихода в землю его, бил ему челом, и был помощник и поспешник во вред
христианам, и рассказал, ...как без труда взять каменной град Москву и князя...
захватить».

Б)

«Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же...
приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро
Чудское множеством тех и других воинов. Отец [князя], Ярослав, прислал ему
на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя... было
много храбрых воинов, как в древности у Давида- царя, сильных и стойких.
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была
сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и
казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо
покрылось оно кровью. А это слышал я от очевидца, который поведал мне,
что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь [князю]. И так
победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, [Князь] же
рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1)
Документ повествует о событиях XI века.
2)
Московский великий князь, о котором говорится в тексте документа, Дмитрий Донской.
3)
Князь, о котором говорится в тексте документа, княжил в Новгороде.
4)
Автор документа отмечает предательские действия некоторых русских
князей.
5)
Отец князя, о котором говорится в документе, одним из первых принял ярлык
из рук золотоордынского хана.
6)
Современником событий, описанных в тексте, был князь Владимир Мономах.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А
Фрагмент Б
7. Какие приведённые положения соответствуют ситуации в русских землях в начале
XIII века? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны.
1)
складывание всероссийского внутреннего рынка

2)
3)
4)
5)
6)

подчинение всех русских князей власти великого князя Киевского
разорительные для русских земель междоусобицы
господство натурального хозяйства
приказная система управления
набеги кочевников на русские земли

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже
список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой
и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ____________ — летчик, Герой Советского Союза, после ранения и ампутации ног,
вернулся в строй и продолжал летать на протезах.
Б) Потсдамская конференция работала летом ____________ г.
В) Международный трибунал над нацисткими преступниками заседал в г. ____________.
Пропущенные элементы:
1) 1944 г.
2) А. Маресьев
3) 1945 г.
4) Берлин
5) А. Покрышкин
6) Нюрнберг

9. Установите соответствие между правителями Российского государства и их
современниками.
Правители
Современники
А) Дмитрий Донской
1.Андрей Курбский
Б) царь Иван IV
2.А.Я. Ордин-Нащокин
В) царь Алексей Михайлович
3.Ф.Я. Лефорт
Г) Император Петр I
4.Патриарх Филарет
5. Сергий Радонежский
10. Прочтите отрывок из летописи и напишите год, к которому он относится.
«В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с
собою много во­и­нов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к
Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа.
Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к
горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних
воинов в ладьях, а других оста­вил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря.
И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру,
говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к
нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные
из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я
княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира,
отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской,
где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а
Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал
Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и
прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани
словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300
гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти
Ярослава».
Ответ: ____________________ .

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные ниже данные: для
каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
События
(А)
принятие «Стоглава»
Д)
получение московским
князем впервые ярлыка на
великое княжение
Владимирское

Годы
1589 г.
(В)
1453 г.
(Е)

Участники событий
(Б)
(Г)
Константин XI
Палеолог
Юрий Даниилович

Пропущенные элементы:
1)
падение Константинополя
5)
1551г.
2)
митрополит Макарий
6)
Борис Годунов
3)
учреждение патриаршества на
7)
патриарх Никон
Руси
8)
1318 г.
4)
монгольское нашествие на Русь
9)
1448 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д

Е

12. Прочтите отрывок из законодательного акта.
«Между многими... попечениями об исправлении народа нашего..., посмотря на
духовный чин, и видя в нём много нестроения и великую в делах его скудость, .. .на
совести нашей поимели мы страх, да не явимся неблагодарными Всевышнему,
[получив от него столько помощи] во исправлении как воинского, так и
гражданского чина, пренебрегая исправлением и чина духовного. ...Того ради
образом прежних, как в Ветхом, так и в Новом завете, благочестивых царей,
восприяв попечение о исправлении чина духовного, а не видим лучшего к тому
способа, кроме соборного правительства. Потому как в единой персоне не без
пристрастия бывает... Устанавливаем духовную коллегию, то есть духовное
соборное правительство, которое по следующем здесь регламенте имеет всякими
духовными делами во всероссийской церкви управлять».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных
суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)
Данный законодательный акт издан царём Алексеем Михайловичем.
2)
Издание данного законодательного акта относится к 1721 г.
3)
В законодательном акте отмечается, что создаваемый новый орган власти
будет основан на принципе единоначалия.
4)
В результате реформы, к проведению которой относится данный
законодательный акт, усилилось подчинение Церкви государству.
5)
В тексте законодательного акта отмечается, что издавший его государь провёл
преобразования в военной и гражданской сферах.
6)
К тому же царствованию, к которому относится издание данного
законодательного акта, был создан Приказ тайных дел.
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13. Напишите название битвы, представленной на схеме.
14. Напишите имя полководца, который командовал войском, отмеченном на схеме
цифрой «1».
15. Напишите имя полководца, который командовал войском, отмеченном на схеме
цифрой «2».
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются
верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) битва состоялась во время нашествия монголо-татар на юго-западные русские
земли
2) один из полководцев, участвовавший в битве, в последствие был канонизирован
русской Церковью
3) битва была примером междоусобных войн на Руси периода политической
раздробленности
4) в составе войска одной из сторон сражался отряд половцев
5) результаты битвы имели большое значение для укрепления внешнеполитического
авторитета Московского княжества
6) земли, на которой состоялась битва, принадлежали Великому Новгород.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Икона «Троица»
1)
Одно из первых произведений
Б) Софийский собор в Киеве
русской сатирической литературы.
В) Десятинная церковь
2)
Создание относится к XI в.
Г) «Повесть о Ерше Ершовиче»
3) Данный памятник культуры был
уничтожен в период монгольского
нашествия.
4) Создание относится к XIV в.
5) Автор – Андрей Рублев
6) Памятник культура находится в
Новгороде
А

Б

В

Г

18. Рассмотрите изображения и выполните задания 18,19

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения
из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Данная марка посвящена государю, правившему в XIII в.
2. Данная марка была выпущена в период президентства Б.Н. Ельцина.
3. На марке проиллюстрировано одно из событий правления изображённого
государя, связанное с заключением династического брака.
4. При государе, изображённом на марке, в русском государстве была введена
опричнина.
5. Марка выпущена в честь 500-летия восшествия изображённого государя на
престол.
19. Какие из карикатур, представленных ниже, относятся к периоду руководства
российского президента, при котором была выпущена данная марка? В ответе
запишите две цифры, под которыми они указаны.

Ответ: __________________________.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте отдельный лист.
Запишите сначала номер задания (20, 21 и пи д.), а затем -развёрнутый ответ на
него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы
20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также
применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

20. Отрывок из сочинения историка Н.Н. Фирсова.
«Преобразователь был исполнен веры в спасительность для народа хороших
учреждений. Кроме того, прежние [центральные государственные учреждения – ]
__________ сами по себе не могли уже удовлетворять новым потребностям
оперявшегося государства. Логическая схема государственного управления,
составленная Лейбницем, а также финансовые нужды государства – это было для
[преобразователя] критериумом того, что и в какой комбинации следовало
заимствовать из западноевропейских образцов. Явились коллегии…
… В дополнение к учреждениям шведского образца прибавляется целая система
магистратов с коллегиальным строем…, заимствованная из Германии… Всё это
делалось для пользы государства, выставленного …впервые как цель, к которой до
почти полного забвения своей личности должны были по мысли преобразователя,
стремиться все общественные элементы».
20. Назовите преобразователя, о деятельности которого идёт речь. Укажите годы его
правления. Напишите название прежних центральных государственных
учреждений, пропущенное в тексте.
21. В чьих интересах, в первую очередь, по мнению Н.Н. Фирсова, проводились
преобразования? Укажите не менее двух причин преобразования центрального
государственного управления, приведённых в тексте.
22. Привлекая исторические знания, укажите любые три не упомянутые в тексте
реформы государственного управления, проведённые данным правителем.
23. Древнерусские воины были хорошо вооружены, защищены надёжными
кольчугами, среди них славились богатыри. Однако в середине XIII в. многие
русские города и сёла оказывались беззащитными перед нападениями половцев.
Приведите не менее трёх объяснений таким успехам половцев.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым
высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена
одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Внешняя политика Ивана IV в целом была успешна, привела к укреплению
русского государства».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно
подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть
её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение: 1)... 2)...
Аргументы в опровержение: 1)... 2)...
Критерии оценивания
1 часть
Задания 1 части №№ 1,3,4,10,13,14,15,19 оцениваются 1 баллом
Задания 1 части №№ 2,5,6,7,8,9,12,16,17,18 оцениваются 2 баллами
Задание 1 части № 11 оценивается 3 баллами
1 ошибка приводит к уменьшению на 1 балл
2 часть
Задание № 20

Указаны три положения

2

Верно указаны один-два любых элемента ответа

1

Все элементы ответа указаны неверно

0

Максимальный балл

2
Задание № 21

Указаны две причины

2

Указана одна причина

1

Все элементы ответа указаны неверно

0

Максимальный балл

2
Задание № 22

Указаны три позиции

2

Указана одна -две позиции

1

Все элементы ответа указаны неверно

0

Максимальный балл

2
Задание № 23

Приведено три объяснения

3

Приведено два объяснения

2

Приведено одно объяснение

1

Все элементы ответа указаны неверно

0

Максимальный балл

3

Задание № 24
Приведены по два аргументу для двух высказыванием

3

Приведены по 3 элемента ответа

2

Приведены по 1 аргументу для двух высказываний

1

Аргумент(ы) не сформулирован(ы); приведён один факт, который
может быть использован для аргументации.

0

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл

Отметка 5: 36 – 43 балла
Отметка 4: 29-35 балла
Отметка 3 - 22 – 28 баллов
Отметка «: -0 – 21 балл

3


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».