КИМ по русскому языку_ 6-8_9 класс

Подготовка к ОГЭ 2020. Русский язык
Диагностическая работа № 3
Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности (позиции 6–8)
Демоверсия

Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа
включает 15 заданий.
Ответами к заданиям являются слово (несколько слов), цифра или
последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа в тексте
работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом
новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и
переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется
время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные
Вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно
больше баллов.
Желаем успеха!

© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–5.
(1)Утро понедельника застало Тома несчастным: с понедельника начиналась
новая учебная неделя, и Тому всегда в этот день было тяжело. (2)После
воскресенья идти в школу было особенно тошно, и понедельник он встречал
с ощущением, что воскресенья вовсе не было.
(3)Внезапно Тому пришло в голову, что было бы недурно заболеть; в таком
случае можно будет остаться дома. (4)Он произвёл обследование собственной
особы и обнаружил, что один из его верхних зубов шатался. (5)Том собрался уже
завыть, как пёс на луну. (6)Но тут ему пришло в голову, что этот аргумент вряд
ли сработает: тётка, пожалуй, просто вырвет зуб. (7)Итак, Том решил оставить
зуб про запас и поискать ещё. (8)Вдруг он припомнил, как один доктор
рассказывал о пациенте, пролежавшем три недели из-за больного пальца,
который чуть было не пришлось отнять. (9)Том не знал, какие признаки тут
требуются, но решил, что попробовать стоит, и принялся стонать с большим
воодушевлением.
(10)Сид, спавший на соседней кровати, проснулся, приподнялся на локте и
уставился на Тома, который продолжал стонать.
– (11)Что с тобою, Том? – спросил Сид с беспокойством.
(12)Том застонал громче:
– (13)Ох, Сид, может, это пройдёт.
– (14)Не стони так, Том! (15)Меня просто дрожь пробирает от твоих стонов.
(16)Я позову тётю.
– (17)Я прощаю тебе всё, Сид. (18)Всё, что ты сделал мне... (19)Когда я
умру...
– (20)О, Том!
– (21)Я всем прощаю. (22)Скажи им это, Сид.
(23)Но ошарашенный Сид уже исчез. (24)Теперь Том действительно страдал
– так вдохновенно работало его воображение. (25)Стоны его выходили почти
естественными.
(26)Сид опрометью слетел с деревянной лестницы и крикнул:
– (27)О, тётя Полли, идите скорей! (28)Том умирает!
– (29)Умирает?! (30)Том умирает? (31)Не верю!
(32)Однако она бросилась вверх по лестнице, а Сид и Мэри за нею.
(33)Когда тётя со всех ног влетела в комнату, она была бледная как полотно.
(34)Задыхаясь, она проговорила:
– (35)Что с тобой, дитя?
– (36)О, тётя, у меня на пальце антонов огонь!
(37)Старушка опустилась на стул и засмеялась и заплакала разом.
(38)Наконец она сказала:
– (39)Как ты меня перепугал. (40)Какой же ты артист, Том! (41)Ну, будет
тебе дурачиться, вставай-ка!
(42)Стоны прекратились, и палец перестал болеть. (43)Мальчик почувствовал
себя в довольно неловком положении и выпалил:
© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

– (44)Тётя Полли, палец так болел, что я и о зубах позабыл.
– (45)А что же с твоими зубами?
– (46)Один шатается и немножко болит.
– (47)Открой-ка рот. (48)Да, зуб у тебя шатается, но от этого ты, без
сомнения, не умрёшь. (49)Мэри, дай-ка мне шелковинку.
(50)Том взмолился:
– (51)О, пожалуйста, тётя, не выдёргивайте его, он уже прошёл. (52)Я не хочу
оставаться дома.
– (53)О, ты не хочешь? (54)Значит, ты поднял всю эту суматоху для того,
чтобы не идти в школу? (55)Том, я тебя так люблю, а ты точно стараешься всеми
способами разбить моё сердце своим озорством!..
(56)Зубоврачебные инструменты были немедленно принесены, и через
минуту вырванный зуб повис, болтаясь на длинной нитке, будто маленький
отвес.
(57)Но за всяким испытанием следует награда. (58)Когда Том отправился
в школу, он вызывал искреннюю зависть у каждого встречного мальчика.
(59)Пустота, образовавшаяся в верхнем ряду зубов, позволяла ему сплёвывать
новым и замечательным способом. (60)Благодаря этому для всех, кроме
учителей, он стал объектом восхищения.
(По М. Твену*)
* Марк Твен (1835–1910) – всемирно известный американский писатель и
журналист.
1 Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
ответов.
1) Том не любил воскресные дни.
2) Когда Том начал утром стонать, Сида это обеспокоило.
3) Тётя Полли не поверила в то, что Том внезапно тяжело заболел, и не стала
спешить к нему в спальню, чтобы оказать помощь.
4) Когда обман с больным пальцем не удался, Том попытался использовать
ситуацию с шатающимся зубом.
5) После того как тётя Поли вырвала Тому зуб, мальчик стал объектом
восхищения для всех в школе, кроме учителей.
Ответ: ___________________________.

© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

2 Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
фразеологизм.
1) Внезапно Тому пришло в голову, что было бы недурно заболеть; в таком
случае можно будет остаться дома.
2) Вдруг он припомнил, как один доктор рассказывал о пациенте,
пролежавшем три недели из-за больного пальца, который чуть было не
пришлось отнять.
3) Сид, спавший на соседней кровати, проснулся, приподнялся на локте и
уставился на Тома, который продолжал стонать.
4) Когда тётя со всех ног влетела в комнату, она была бледная как полотно.
5) Том, я тебя так люблю, а ты точно стараешься всеми способами разбить
моё сердце своим озорством!..
Ответ: ___________________________.
3 Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
сравнение.
Том собрался уже завыть, как пёс на луну.
Какой же ты артист, Том!
Тётя Полли, палец так болел, что я и о зубах позабыл.
Зубоврачебные инструменты были немедленно принесены, и через
минуту вырванный зуб повис, болтаясь на длинной нитке, будто
маленький отвес.
5) Благодаря этому для всех, кроме учителей, он стал объектом восхищения.
1)
2)
3)
4)

Ответ: ___________________________.
4 Лексический анализ.
В предложениях 1–3 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти
синонимы.
Ответ: ___________________________.
5 Лексический анализ.
В предложениях 21–32 найдите слово, которое употребляется в значении
«стремительно, поспешно, очень быстро». Выпишите это слово.
Ответ: ___________________________.
© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

Прочитайте текст и выполните задания 6–10.
(1)Миша с Генкой подошли к дому. (2)В воротах они услышали шум и крики,
которые доносились с заднего двора. (3)Они побежали туда и увидели толпу
ребят, плотным кольцом окруживших беспризорника Коровина.
(4)Коровин стоял, прижавшись спиной к стене, озираясь кругом, как
затравленный волчонок. (5)На него наскакивал Борька Филин.
– (6)Ты чего? – кричал Борька. – (7)Воровать небось пришёл? (8)Воровать?
(9)Бей его, ребята!..
(10)Подбежавший раньше Генки Миша растолкал ребят и стал рядом
с беспризорником:
– (11)Вы чего к нему пристали? (12)Вы чего все на него? (13)Ты что, Борька,
с ума сошёл?
– (14)Отвяжись, Мишка, не мешай – он деньги ворует! – крикнул Генка.
(15)Нечего его, вора, защищать. (16)Знаю я этих беспризорников…
(17)Малолетние преступники!
(18)Коровин вдруг засопел и пробормотал с обидой:
– (19)Да ты, может, сам такой – малолетний… рыжий преступник.
(20)Все рассмеялись.
– (21)Айда в клуб, – сказал Миша. – (22)Пойдём с нами.
(23)Он потянул беспризорника за рукав куртки, но тут же отпустил его,
заметив, что рукава у Коровина едва держатся на гнилых нитках.
– (24)Не пойду я, – угрюмо ответил Коровин, исподлобья взглянув на Генку.
– (25)Пойдём, пойдём, не бузи, – Миша опять потянул беспризорника.
(26)В клубе ребята рисовали декорации к спектаклю. (27)На сцене лежали
длинные полосы белой бумаги. (28)Маленький Вовка Баранов, по прозвищу
«Бяшка», тщетно пытался нарисовать богатую крестьянскую избу, жилище кулака
Пахома.
– (29)Эх ты, Бяшка несчастная! – ругался Шура. – (30)Ну сам посуди: какой
же ты сын художника, если не можешь избу нарисовать!
– (31)При чём здесь «сын художника»? – оправдывался Бяшка. –
(32)Наследственность передаётся только в третьем поколении.
(33)Коровин поглядел и неожиданно для всех взял у Бяшки уголь и начал
рисовать. (34)На белых листах появились очертания окошек, раскрытый рот
большой русской печи, линии длинных лавок.
– (35)Видал? – подтолкнул Миша Генку локтем.
– (36)Что с того, что он умеет рисовать?.. – (37)Генка презрительно тряхнул
волосами. – (38)Охота тебе с ним возиться!
– (39)Если каждый из нас исправит хоть одного беспризорника, то и
беспризорных не останется, – изрёк Миша.
(40)Коровин кончил эскиз и сказал:
– (41)Кисть не годится.
(42)Шура принёс ему несколько кистей, но Коровин всё забраковал.
– (43)Другие нужно, – твердил он.
© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

(44)Миша вынул деньги и протянул их Коровину:
– (45)Сходи купи те, какие тебе надо.
(46)Коровин молча смотрел на Мишу.
– (47)Иди-иди, – сказал Миша. – (48)Чего ты на меня глаза таращишь?
(49)Коровин нерешительно взял деньги, молча оглядел ребят, сунул руки
в карманы штанов и вышел из клуба.
– (50)Фью! – свистнул Генка. – (51)Улетели наши денежки!
– (52)Если ты так будешь распоряжаться финансами, то я с себя снимаю
ответственность за спектакль, – объявил Шура.
– (53)Нечего прежде времени волноваться, подождём, – ответил Миша.
(54)Наступило томительное ожидание, в течение которого голову Миши
посетили тревожные мысли. (55)Он вспомнил, как Коровин поглядел на него,
когда брал деньги.
(56)«Неужели обманет? (57)Нет, придёт».
(58)Но Коровина всё не было.
– (59)Нечего больше ждать, давай, Бяшка, рисуй, – сказал Шура.
(60)Вовка начал разводить краски, как вдруг дверь распахнулась и появился
Коровин.
(61)Он был не один. (62)Его крепко держала за плечо высокая смуглая
девушка с чёрными, коротко стриженными волосами. (63)Одной рукой девушка
держала Коровина, а в другой у неё была пачка художественных кистей. (64)Вид
у девушки был уверенный, можно даже сказать, возмущённый. (65)Она сурово
оглядела присутствующих, а затем спросила:
– (66)Кто посылал беспризорника за кистями в лавку?
– (67)Я, – ответил Миша.
– (68)Зачем вам кисти?
– (69)Декорации рисуем.
(70)Девушка отпустила Коровина, подошла к сцене и, разглядывая
декорации, сказала:
– (71)Он стащил у нас кисти.
– (72)Я не стащил, а взял с возвратом, – пробормотал Коровин.
(73)Девушка ушла. (74)Коровин вернул Мише деньги и снова принялся
рисовать углём.
– (75)Почему в магазине не купил? – спросил Миша.
– (76)А чего зря платить! (77)Ну чего вы, ведь я ж не для себя!
– (78)Беспризорники просто так всё тащат, ибо им платить непривычно, –
ехидно заметил Генка и примирительно добавил:
– (79)Ладно, рисуй... (80)Эх ты, Корова...
(По А.Н. Рыбакову*)
* Анатолий Наумович Рыбаков (1911–1998) – известный советский писатель,
автор романов и повестей для подростков и юношества.

© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

6 Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
ответов.
1) Борька, Генка и Мишка, встретив Коровина на заднем дворе, приняли
решение побить его, чтобы он не воровал.
2) Бяшка плохо умел рисовать, хотя он и был сыном художника.
3) Увидев, что у Бяшки ничего не получается, Коровин взял у него уголь и
ловко набросал нужный рисунок.
4) Коровин наотрез отказался брать деньги, которые Миша дал ему на
покупку кистей.
5) Несмотря на то что Коровин взял в лавке кисти, не заплатив за них, Генка
не стал выгонять его из клуба.
Ответ: ___________________________.
7 Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
просторечная и разговорная лексика.
1) Если ты так будешь распоряжаться финансами, то я с себя снимаю
ответственность за спектакль, – объявил Шура.
2) Отвяжись, Мишка, не мешай – он деньги ворует! – крикнул Генка.
3) Чего ты на меня глаза таращишь?
4) Наступило томительное ожидание, в течение которого голову Миши
посетили тревожные мысли.
5) Вид у девушки был уверенный, можно даже сказать, возмущённый.
Ответ: ___________________________.
8 Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
фразеологизм.
1) Коровин стоял, прижавшись спиной к стене, озираясь кругом, как
затравленный волчонок.
2) Ты что, Борька, с ума сошёл?
3) Маленький Вовка Баранов, по прозвищу «Бяшка», тщетно пытался
нарисовать богатую крестьянскую избу, жилище кулака Пахома.
4) На белых листах появились очертания окошек, раскрытый рот большой
русской печи, линии длинных лавок
5) Беспризорники просто так всё тащат, ибо им платить непривычно, –
ехидно заметил Генка.
Ответ: ___________________________.

© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

9 Лексический анализ.
В предложениях 70–80 найдите книжное слово – союз. Замените его
стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
10 Лексический анализ.
В предложениях 10–19 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти
антонимы.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 11–15.
(1)В первый мой лагерный день мы принимали детей: воспитательница –
девочек, я – мальчиков. (2)Знакомство началось с того, что каждый из двадцати
четырёх мальчишек, которых я оформлял, потрогал мои очки. (3)Очевидно,
больше ничего интересного у вожатого не оказалось, и посыпались вопросы:
– (4)А кино будет?
– (5)А часто?
– (6)А в трёхдневный поход пойдём?
– (7)А вы игры знаете?
– (8)А сегодня на море пойдём?
(9)Я отвечал: будет, часто, пойдём, знаю, обязательно.
(10)Вечером я уложил их спать, только пообещав, что завтра же утром будет
игра «По стрелам». (11)Я охрип, зато понял, что двадцать четыре ручейка вместе
шумят сильнее, чем одна река. (12)Мой вам поклон, дорогие мои реки!
(13)Утром я проснулся от звенящей в ушах тишины. (14)В просторной
палатке никого не было. (15)И вдруг снаружи радостно прозвенело:
– (16)Встал!
(17)Повторилось всё вчерашнее. (18)Вопросы падали один за другим,
громоздясь в громадную гору. (19)«Так как же с игрой?» – был брошен наконец
последний вопрос. (20)Но пока они орали, я всё обдумал.
– (21)Когда я говорю, все молчат. (22)Это первое. (23)К старшим на «вы»
обращаются – второе. (24)И по имени-отчеству: Герасим Борисович.
– (25)Герасим Борисович, а когда же «По стрелам»?
– (26)Сказано: после завтрака.
(27)Выяснилось, что ещё сорок минут до подъёма. (28)Уложив всех назад, я
объяснил, что такое лагерный режим и почему его надо выполнять. (29)В душе
крепла уверенность, что новая работа мне определённо нравится…
(30)Когда все позавтракали, пошёл с мальчишками в ущелье играть.
(31)Посреди игры прибежала взволнованная девочка из первого отряда и
закричала:
– (32)Ваш сидит на скале!
© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

(33)Я не сразу понял, о чём она.
– (34)Ну и пусть сидит. (35)Не захотел идти с нами – пусть отсиживается.
(36)Девочка отдышалась и затараторила:
– (37)Да вы что говорите! (38)Он же, бедный, висит между небом и землёй.
(39)Прилип к скале и висит. (40)Он же сорваться может!
(41)Лагерь стоял на горе и обрывался к морю двухсотметровой скалой.
(42)Нас предупреждали, что место это опасное, детям туда ходить нельзя.
(43)Через минуту я был уже на скале. (44)Там собралось всё лагерное
начальство. (45)Женщина в белом халате всхлипывала. (46)Я перешагнул через
заборчик, отгораживающий от обрыва, взглянул вниз. (47)Где-то на дне пропасти,
куда так и притягивало всё тело, с тугим грозным плеском глухо била волна – так
считает интервалы метроном.
(48)Преодолевая головокружение, я вцепился в белую от буйного солнца
траву, что росла на краю, глянул ещё раз. (49)Прямо подо мной, метрах
в пятнадцати, на крошечном уступе прижался к скале мальчишка. (50)Я подумал
невпопад, что даже не знаю, как его зовут. (51)Впрочем, в ту минуту я, наверное,
и своё-то имя вспомнил бы с трудом.
(52)Кто-то взял меня за руку и потащил назад. (53)Это был шофёр лагеря,
дядя Вася.
– (54)Помоги, сынок.
(55)В руках его я увидел старый, выпачканный дёгтем канат.
– (56)Выдержит, дядя Вася?
– (57)Ну, мы, это… не первый раз тягаем. (58)Года три назад одного почти со
дна вынули. (59)И что их тянет в эту пропасть, пропади она пропадом!..
(60)Всё кончилось благополучно. (61)Спасённый долго растирал слёзы по
щекам, потом объяснил:
– (62)Я хотел... с той стороны... зайти, с тыла, чтобы не заметили. (63)Сами
же говорили: «военная хитрость»...
(64)Начальник лагеря объявил мне строгий выговор. (65)В другое время я
мог бы обидеться, уехать, а тут почему-то остался – ну вот не хотелось.
(66)Наверное, впервые почувствовал то, что называют словом «призвание»…
(По В.П. Васильеву*)
* Владимир Петрович Васильев (родился в 1938 г.) – педагог, писатель, член
Союза журналистов России, автор передач на радио и телевидении. Живёт и
работает в Краснодарском крае.

© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

11 Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
ответов.
1) Рассказчик обещал ребятам игру «По стрелам».
2) Первую ночь в лагере новый вожатый спал в палатке.
3) Новый вожатый сразу понял всю опасность ситуации, о которой ему
рассказала девочка из первого отряда.
4) Никто из работников лагеря, кроме рассказчика, так и не решился
провести операцию по снятию мальчика со скалы.
5) Когда начальник лагеря вместо благодарности объявил новому вожатому
выговор, тот обиделся на руководство.
Ответ: ___________________________.
12 Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
эпитет.
1) Я охрип, зато понял, что двадцать четыре ручейка вместе шумят сильнее,
чем одна река.
2) Уложив всех назад, я объяснил, что такое лагерный режим и почему его
надо выполнять.
3) Он же, бедный, висит между небом и землёй.
4) Где-то на дне пропасти, куда так и притягивало всё тело, с тугим грозным
плеском глухо била волна – так считает интервалы метроном.
5) В другое время я мог бы обидеться, уехать, а тут почему-то остался – ну
вот не хотелось.
Ответ: ___________________________.
13 Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
метафора.
1) Знакомство началось с того, что каждый из двадцати четырёх мальчишек,
которых я оформлял, потрогал мои очки.
2) Вопросы падали один за другим, громоздясь в громадную гору.
3) Прилип к скале и висит.
4) Преодолевая головокружение, я вцепился в белую от буйного солнца
траву, что росла на краю, глянул ещё раз.
5) Наверное, впервые почувствовал то, что называют словом «призвание»…
Ответ: ___________________________.
© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

14 Лексический анализ.
В предложениях 31–38 найдите разговорное слово. Выпишите это разговорное
слово.
Ответ: ___________________________.
15 Лексический анализ.
В предложениях 46–51 найдите синоним к словам «некстати», «несвоевременно»,
«не к месту». Выпишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.

© СтатГрад, 2020

Русский язык. 9 класс. Анализ содержания текста, лексический анализ, анализ средств
выразительности. Демонстрационный вариант

Ответы к заданиям
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Правильный ответ
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
145 <или> любая другая последовательность этих цифр
14 <или> 41
тяжело; тошно
опрометью
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
23 <или> 32
25 <или> 52
потому что <или> так как <или> оттого что <или>
по причине того что <или> из-за того что <или> поскольку
пристали, отвяжись
12 <или> 21
34 <или> 43
23 <или> 32
затараторила <или> затараторить
невпопад

Система оценивания тематической работы
За верное выполнение каждого задания работы учащийся получает по 1 баллу.
За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение работы
в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
Общий балл

© СтатГрад, 2020

«2»
0–6

«3»
7–9

«4»
10–12

«5»
13–15


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».