КИМ_Биология_8 класс

Демонстрационный вариант
оценочных (контрольно-измерительных) материалов в 8 классе
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать
представление о структуре, форме, уровне сложности, критериях
оценивания контрольно-измерительных материалов для проведения
промежуточной аттестации по биологии в 8 классе.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Ответы на задания учащиеся указывают сначала в тексте работы, а затем
записывают в бланк тестирования.
На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.
Каждый вариант диагностической работы состоит из 16 заданий: 10
заданий с выбором одного правильного ответа (ВО), 5 заданий с кратким
ответом (КО) и 1 задания с развёрнутым ответом (РО).
Распределение заданий диагностической работы по разделам содержания
учебного курса представлено в таблице 1.
Таблица 1
№
Разделы курса биологии
Число заданий
п/п
1
Биология как наука
2
2
Человек и его здоровье
14
Итого:
16
В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам
обучениям:
Таблица 2
№
Требование к уровню
Число
подготовки учащихся
п/п
заданий
1 Знать / понимать признаки
6
биологических объектов: особенности
организма человека, его строения,
жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения
2 Знать / понимать сущность
3

© 2016 Московский центр качества образования 1

3

4

5

6

биологических процессов
Уметь объяснять роль биологии в
формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и
самого ученика
Уметь объяснять родство человека с
млекопитающими животными, место и
роль человека в природе
Распознавать и описывать на рисунках
(фотографиях) ткани, органы и системы
органов человека
проводить самостоятельный поиск
биологической информации: находить в
научно-популярном тексте необходимую
биологическую информацию о живых
организмах, процессах и явлениях;
работать с терминами и понятиями
Итого:

1

1

2

3

16

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа оцениваются в 0 или 1
балл. Задание с выбором одного правильного ответа считается выполненным,
если записанный ответ совпадает с эталоном.
Задания с кратким ответом оцениваются в 1 или 2 балла. Если
максимальный балл за задания с кратким ответом составляет 2 балла, то он
выставляется в случае, когда ответ полностью совпадает с эталоном. При
наличии одной ошибки выставляется 1 балл, 0 баллов выставляется во всех
остальных случаях.
Задание с развёрнутым ответом оценивается в 0, 1 или 2 балла согласно
критериям оценивания.
Максимальный балл за выполнение всей работы - 20.
В Приложении 1 приведен план диагностической работы.
В Приложении 2 приведен демонстрационный вариант работы.

© 2016 Московский центр качества образования 2

Приложение 1
План итоговой диагностической работы по биологии для учащихся 8-х
классов
Используются следующие условные обозначения: Тип задания: ВО - задания
с выбором ответа, КО - задания с кратким ответом, РО – задания с
развернутым ответом.
№ за- Контролируемый элемент
дания содержания (КЭС)
1.

2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.

13.

Биология в современной
естественнонаучной картине
мира и в практической
деятельности людей
Методы изучения организма
человека
Место и роль человека в
системе органического мира,
его сходство с животными и
отличие от них
Строение и процессы
жизнедеятельности организма
человека
Нервная система и её строение.
Рефлекс. Рефлекторная дуга
Строение и функции органов
пищеварения
Кровь, ее состав и функции
Иммунитет.
Профилактические прививки
Регуляция работы сердца и
сосудов
Содержательная связь между
биологическими понятиями (на
материале биологии человека)
Гормоны и их влияние на
процессы жизнедеятельности
организма человека
Кровеносная и лимфатическая
системы. Значение
кровообращения и тока лимфы
Кровь, ее состав и функции

Тип задания МаксиКод
мальный балл
КЭС
за задание
1.1.01
ВО
1

1.1.02

ВО

1

4.01.01

ВО

1

4.01.02

ВО

1

4.02.01

ВО

1

4.03.01

ВО

1

4.05.02
4.05.04

ВО
ВО

1
1

4.06.03

ВО

1

7.1.02

ВО

1

4.02.06

КО

1

4.06.01

КО

1

4.05.02

КО

2

© 2016 Московский центр качества образования 3

14.

15.

16.

Регуляция пищеварения.
4.03.03
Заболевания органов пищеварения
7.1.01
Грамотное использование
специальных терминов в
письменной речи (в контексте)
7.3.01
Биологические задачи с
развёрнутым ответом (на
материале биологии человека)

КО

2

КО

2

РО

2

Приложение 2
Демонстрационный вариант
диагностической работы по БИОЛОГИИ для 8 класса
При выполнении заданий 1-10 обведите номер правильного ответа и
перенесите его в бланк тестирования справа от номера задания.
1.

Физиологией называется наука, которая изучает
1)
строение внутренних органов человека
2)
функционирование органов, их систем и всего организма в
целом
3)
строение и работу костно-мышечной и нервной систем
4)
процессы жизнедеятельности клеток и тканей человека

2.

Выработка условного рефлекса у аквариумных рыбок на постукивание
при кормлении является результатом
1)
моделирования
2)
измерения
3)
сравнения
4)
эксперимента

3.

У человека, в отличие от других млекопитающих животных,
позвоночник имеет изгибы, которые
1)
увеличивают его размеры
2)
делают его более жёстким
3)
ослабляют удары и толчки при ходьбе
4)
обеспечивают его прочность и твёрдость
Стенки верхних дыхательных путей выстилает ткань, изображённая на
рисунке

4.

© 2016 Московский центр качества образования 4

1)

3)

4)

2)
5.

6.

Основными элементами нервной системы человека являются нейроны,
которые
1)
легко возбуждаются и передают возбуждение другим клеткам
2)
осуществляют передачу наследственной информации потомству
3)
являются компонентами желёз внутренней секреции
4)
увеличивают скорость химических реакций в клетках тела
На рисунке изображён фрагмент
челюсти с внутренним строением
зуба. Какой буквой на нём
изображена пульпа?
1)
А
2)
Б
3)
В
4)
Г

7.

Какие компоненты крови активно участвуют в процессе газообмена?
1)
эритроциты
2)
лейкоциты
3)
тромбоциты
4)
лимфоциты

8.

Лечебная сыворотка содержит
1)
лейкоциты - белые кровяные клетки
2)
ослабленные возбудители заболевания
3)
готовые защитные вещества (антитела)
4)
антибиотики, синтезируемые некоторыми грибами

9.

Автоматия сердца - это его способность
1)
ритмически сокращаться под влиянием внешних раздражителей
2)
учащать ритм сокращений
3)
уменьшать частоту сокращений
4)
ритмически сокращаться независимо от внешних раздражителей
© 2016 Московский центр качества образования 5

10.

Какие утверждения верны?
А. Единственным источником антител в организме являются
макрофаги.
Б. Ткани, выстилающие желудочно-кишечный тракт изнутри, относят
к эпителиальным.
1) только А
2) только Б
3) и А и Б

Ответы на задания 11-15 запишите в указанном месте в тесте, а
затем впишите в бланк тестирования справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с образцом.
11.
Выберите из перечня три верных элемента ответа из шести
предложенных и обведите их номера.
Какова роль гормонов в организме человека?
1)
влияют на рост и развитие организма
2)
участвуют в образовании ферментов
3)
регулируют деятельность желез внутренней секреции
4)
оказывают сильное воздействие на обмен веществ
5)
активизируют деятельность антител
6)
являются источником энергии
Обведённые цифры запишите в таблицу.
Ответ:

12.

13.

Ответ из трёх цифр запишите в бланк без дополнительных знаков.
Выберите из перечня три верных элемента ответа из шести
предложенных и обведите их номера.
В капиллярах большого круга кровообращения происходит
1)
превращение артериальной крови в венозную
2)
обогащение крови кислородом, поступающим из тканей
3)
поступление в кровь углекислого газа и продуктов тканевого
обмена
4)
фильтрация крови с образованием первичной мочи
5)
превращение венозной крови в артериальную
6)
превращение крови в лимфу
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Ответ:
Ответ из трёх цифр запишите в бланк без дополнительных знаков.
Установите соответствие между функцией клеток крови и их видом.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из
второго столбца. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов под
соответствующими буквами.
© 2016 Московский центр качества образования 6

ФУНКЦИЯ
A) распознают и уничтожают
чужеродные
вещества и клетки
Б) переносят кислород от
лёгких к тканям
B) участвуют в свёртывании
крови
г) переносят углекислый газ от
тканей к лёгким
Д) участвуют в формировании
иммунитета

КЛЕТКИ КРОВИ
1) эритроциты
2) лейкоциты
3) тромбоциты

14.

Установите последовательность перемещения пищи, поступившей в
пищеварительную систему человека.
А) толстая кишка
Б) желудок
В) ротовая полость
Г) прямая кишка
Д) двенадцатиперстная кишка

15.

Прочтите текст, используя слова для выбора, обозначенные
цифрами (возможно изменение окончаний).
Невосприимчивость организма к болезням называется иммунитетом.
Он бывает ... (А) , наследуемый от родителей, ... (Б) , выработанный в
результате перенесённых заболеваний. Кроме того, бывает ещё ... (В)
, для чего человеку делают прививки. С помощью прививки
человеку вводят ... (Г) - культуру ослабленных микроорганизмоввозбудителей заболевания.
Слова для справки:
1)
вакцина
2)
врождённый
3)
искусственный
4)
плазма
5)
приобретённый
6)
сыворотка
Запишите в ответ цифры, соответствующие пропущенным словам, в
порядке, в котором они должны стоять на месте пропусков в тексте.
Ответ:
А
Б
В
Г

Перенесите в бланк последовательность цифр, не разделяя их
запятыми.
Ответ на задание С1 запишите на обороте бланка тестирования, указав
© 2016 Московский центр качества образования 7

сначала номер задания.
С1

У легкоатлетов хорошо развиты не только мышцы ног, но и мышцы
грудной клетки и сердца. Как можно объяснить этот факт?

© 2016 Московский центр качества образования 8

Система оценивания диагностической работы по биологии
Верное выполнение заданий 1-10 оценивается 1 баллом. Задания с кратким
ответом оцениваются в 1 или 2 балла. Если максимальный балл за задания с
кратким ответом составляет 2 балла, то он выставляется в случае, если
полностью совпадает с эталоном. При наличии одной ошибки выставляется 1
балл, 0 баллов выставляется в остальных случаях. Задание с развёрнутым
ответом оценивается в 0, 1 или 2 балла согласно
критериям оценивания.
Номер
Максимальны
Ответ
задания
й балл
1
2
1
2
4
1
3
3
1
4
1
1
5
1
1
6
4
1
7
1
1
8
3
1
9
4
1
10
2
1
11
134
1
12
134
1
13
21312
2
14
ВБДАГ
2
15
2531
2
С1
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его
смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)
При своей работе мышцы ног требуют большого количества
кислорода, который поставляется кровью из лёгких
2)
Поэтому одновременно с мышцами ног работают и тренируются мышцы сердца и межрёберные мышцы, обеспечивающие необходимый приток крови с кислородом к мышцам
Правильно указаны два элемента
Правильно указан один элемент
Ответ неправильный или отсутствует
Максимальный балл

© 2016 Московский центр качества образования 9

Баллы

2
1
0
2


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».