РП Современная литература 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40
Приложение
к основной образовательной
программе СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Современная литература»
10-11 класс

1. Планируемые результаты освоения программы «Современная русская
литература»
Выпускник научится:
– демонстрировать знание произведений современной русской литературы в
соответствии с материалом, обеспечивающим изучение предмета;
– в устной и письменной форме анализировать:
• конкретные произведения с использованием различных научных методов,
методик и практик чтения;
• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром,
кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией
и др.);
• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая,
как каждая версия интерпретирует исходный текст;
– ориентироваться в современном литературном процессе, опираясь на:
• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков,
литературных героев, а также названий самых значительных произведений;
• представление о значимости и актуальности произведений в контексте
современной эпохи;
• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях
восприятия произведений читателями в исторической динамике;
– обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт
самостоятельного чтения):
• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата
литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и
взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы,
самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;
• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы
современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в
том числе в сети Интернет;
– опираться в своей деятельности на современные направления литературоведения,
на работы литературоведов и критиков XXI вв.;
– пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях
современного литературного процесса, в его динамике;
– принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях,
конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик,
содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде
научных докладов и статей в специализированных изданиях.
В изучении курса упор делается на самостоятельную и творческую работу
учащихся, разнообразные виды (жанры) устных и письменных работ, в частности

усложнённые изложения, сочинения-рассуждения, эссе, критические статьи, рецензии,
страницы из дневника.
С программу включены произведения, написанные позже 1984 года, т.е. начиная с
эпохи «перестройки» и утверждения «гласности», а также свободы творчества как основы
современного литературного процесса.
Курс рассчитан на 2 года (10-11 классы).
2. Содержание
Как складывается литературная репутация?
Автобиографизм современной прозы.
Неореализм.
Военная тема.
Судьбы литературы русской эмиграции.
Трансформация истории.
Фантастическая и утопическая литература.
Постмодернизм.
Современная поэзия.
Концептуализм в современной поэзии.
Метареализм.
Современная эссеистика.
Современная драматургия.
3.Тематическое планирование составлено, в том числе, с учетом Рабочей
программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне среднего общего образования таким приоритетом является создание
благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально
значимых дел, направленных на заботу о своей семье, пользу своему родному городу,
стране, природе; личностное, профессиональное и социальное самоопределение через
реализацию социальных проектов.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления

человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих
познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии, групповая работа или
работа в парах);
•
поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во
время урока (игровые технологии);
•
формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи
(шефство)
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, дающей
возможность приобрести навыки: самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения (индивидуальные и групповые исследовательские проекты)
Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностно-открытому
образованию.
Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в
окружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научно-исследовательских
центрах, в ссузах, вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и
районных детских библиотеках, музеях города, предприятиях района и города.
Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта
самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков
самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских
отношений друг с другом и со взрослыми.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты
эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией;
привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и
изобретениями.
Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то предметной области
(гуманитарной, технической, математической, естественно-научной и т.д.). Участвуя в
играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами гимназии, обучающиеся
расширяют знания по темам и понимают практическую значимость этих знаний.
10 класс
(1 час в неделю)
№

тема

1

Как складывается литературная репутация? Понятие о социологии 1
литературы. Система «писатель – критик – читатель».
Автобиографизм
современной
прозы.
Авторское
«я»
в 1
автобиографической литературе.
Автобиографизм современной прозы. Личностный взгляд на недавнюю
историю. Н.Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи».
Автобиографизм современной прозы. Реальный автор и повествователь,
персонажи и их прототипы. А. Генис. «Довлатов и окрестности».
Неореализм. Черты современного реализма. Л. Улицкая. Краткие сведения
об авторе. «Казус Кукоцкого».
Неореализм. Л. Улицкая. «Казус Кукоцкого». Дух времени в романе.

2
3
4
5
6

кол-во
часов

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Неореализм. В. Маканин. Краткие сведения об авторе. «Андеграунд, или
Герой нашего времени». Судьба российской интеллигенции в эпоху
девяностых.
Неореализм. А. Слаповский. «Я – не Я» как авантюрно-философический
роман.
Неореализм. А. Волос. Краткие сведения об авторе. Роман
«Недвижимость». Формы проявления авторского мировоззрения в романе.
Неореализм. А. Волос. Роман «Недвижимость». Экзистенциальные
проблемы.
Военная тема. Кого мы называем героем? Г. Владимов. Краткие сведения
о писателе. «Генерал и его армия».
Военная тема. Г. Владимов. «Генерал и его армия». Герои военной прозы:
от солдата до генерала.
Военная тема. В. Астафьев. Краткие сведения о писателе. «Весёлый
солдат». Формула человеческой жизни в романе.
Военная тема. А. Азольский. «Диверсант». Тема дружбы в романе.
Военная тема. В. Маканин. Краткие сведения о писателе. Рассказ
«Кавказский пленный».
Судьбы литературы русской эмиграции. Три «волны» русской эмиграции.
Писатели-эмигранты.
Судьбы литературы русской эмиграции. А. Солженицын. Сведения о
писателе. «Как нам обустроить Россию? Посильные соображения».
Судьбы литературы русской эмиграции. В. Войнович. Краткие сведения о
писателе. «Москва 2042». Роман-пророчество.
Судьбы литературы русской эмиграции. В. Аксёнов. Краткие сведения о
писателе. Роман-антиутопия «Остров Крым».
Судьбы литературы русской эмиграции. В. Аксёнов. «Остров Крым».
Язык романа.
Судьбы литературы русской эмиграции. А. Гладилин. Роман «Тень
всадника». Идея власти в произведении.
Судьбы литературы русской эмиграции. А. Зиновьев. Краткие сведения о
писателе. «Зияющие высоты» как сатирический социологический роман.
Судьбы литературы русской эмиграции. А. Зиновьев. «Зияющие высоты».
Композиция произведения. Особенности жанра.
Судьбы литературы русской эмиграции. С. Довлатов как «культовый
писатель» 90-х годов.
Судьбы литературы русской эмиграции. Появление «четвёртой волны»
русской эмиграции. Литературная конференция.
Русский постмодернизм. Основные черты русского постмодернизма.
Русский постмодернизм. А. Битов. Краткие сведения о писателе.
«Пушкинский дом». Постмодернистские черты романа.
Русский постмодернизм. А. Битов. «Пушкинский дом». Роль пролога в
романе.
Русский постмодернизм. В. Ерофеев. Краткие сведения о писателе.
«Москва – Петушки». Стиль поэмы. Особенности жанра.
Русский постмодернизм. В. Ерофеев. «Москва – Петушки». Психология
«маленького человека».
Русский постмодернизм. В. Пелевин. Краткие сведения о писателе.
«Жизнь насекомых». Особенности композиции и жанра.

34

Русский постмодернизм. В. Пелевин. Роман «Жизнь насекомых».
Художественные особенности произведения.
Русский постмодернизм. Д. Галковский. «Бесконечный тупик».
Особенности жанра.
Русский постмодернизм. Защита проектных работ.

35

Особенности современного литературного процесса. Обобщение.

32
33

Тематическое планирование
11 класс
(1 час в неделю)
Проект
№

тема

кол-во
часов

1

Как складывается литературная репутация? Чтение в современной России

1

2

Трансформация истории в современной литературе. В. Пьецух. Краткие 1
сведения о писателе. Повесть «Роммат». Особенности жанра.
Трансформация истории в современной литературе. В. Пьецух. Повесть
«Роммат». Русский характер.
Трансформация истории в современной литературе. В. Пьецух. Повесть
«Государственное дитя».
Трансформация истории в современной литературе. С. Абрамов. «Тихий
ангел пролетел». «Игра фантазии» в произведении.
Трансформация истории в современной литературе. В. Залотуха.
«Великий поход за освобождение Индии». История и современность.
Современная поэзия. И. Бродский. Сведения о поэте. Основные темы и
мотивы лирики.
Современная поэзия. И. Бродский. Образ времени в поэзии. Лирический
герой. Язык и художественные приёмы.
Современная поэзия. Поэзия рубежа XX-XXI веков.

3
4
5
6
7
8
9

14

Концептуализм в современной поэзии. Особенности художественного
направления. Представители.
Концептуализм в современной поэзии. Т. Кибиров. Сведения о поэте.
«Столь светлая…». Анализ стихотворения.
Концептуализм в современной поэзии. Д. Пригов. Краткие сведения о
поэте. «Вот журавли летят…» Концепт и символ.
Концептуализм в современной поэзии. Представление сайта о поэтесовременнике (проектная работа).
Метареализм. Особенности литературного течения. Представители.

15

Метареализм. И. Жданов. «Неразменное небо». Анализ стихотворения.

16

Метареализм. А. Еременко. «Невозмутимы размеры души…» Анализ
стихотворения.
Метареализм. Направления и стили в современной русской поэзии.
Читательская конференция.

10
11
12
13

17

18

Метареализм. Интерпретация художественного текста.

19

27

Фантастическая и утопическая литература. Жанр антиутопии в мировой
литературе.
Фантастическая и утопическая литература. Братья Аркадий и Борис
Стругацкие. Психология человека и психология общества.
Фантастическая и утопическая литература. А. Гладилин. «Французская
Советская Социалистическая Республика». Поэтика произведения.
Фантастическая и утопическая литература. В. Маканин. «Лаз». Модель
мира в повести.
Фантастическая и утопическая литература. В. Рыбаков. «Гравилет
«Цесаревич»». Особенности жанра.
Фантастическая и утопическая литература. О. Дивов. «Выбраковка».
Черты антиутопии в романе.
Фантастическая и утопическая литература. Хольм Ван Зайчик. «Дело
жадного варвара».
Современная эссеистика. Обращение к проблемам постсоветской и
современной литературы.
Современная эссеистика. И. Бродский. Эссе «Полторы комнаты».

28

Современная эссеистика. И. Бродский. Эссе «актовая речь».

29

Современная эссеистика. С. Лурье.

30

Современная эссеистика. В. Ерофеев.

31

Современная эссеистика. А. Генис.

32

Современная драматургия. А. Галин. Пьеса «Чешское фото».

33

Современная драматургия. Н. Садур. Пьеса «Панночка».

34

Современная драматургия. Н. Коляда. Пьеса «Канотье».

35

Особенности современного литературного процесса. Защита проектных
работ.

20
21
22
23
24
25
26

Пособия для учителя:
1.
Ланин Б.А. Современная русская литература: Программа элективного
курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. –
М.: Вентана-Граф, 2014.
2.
Современная русская литература: Учебное пособие для старшеклассников
и поступающих в вузы / Под ред. проф. Б.А. Ланина. – 3-е изд. – М.:
Вентана-Граф, 2014.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».