РП Родная литература 5-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

Приложение
к основной образовательной
программе ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родная литература»
5-9 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Изучение предмета «Родная литература» направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.

Результаты изучения предмета «Родная литература»
Изучение родной литературы направлено на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов; уважительное отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
согласования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
2

идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; усвоение ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества).
7. Сформированость коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности.
8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоенность
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность
в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения
3

к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности).
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования:
1. Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к
социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации
возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию),
а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими
нарушения слуха;
2. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками
пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и
безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием
специального оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины
мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
3. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения
следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных
бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание
своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
•
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
•
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
•
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
•
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
•
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
•
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
•
определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
•
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
•
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;

4

•
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
•
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
•
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
•
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
•
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
•
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
•
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
•
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
•
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
•
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
•
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
•
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
•
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
•
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
•
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
•
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
•
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
•
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
•
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
•
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5

5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
•
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
•
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
•
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
•
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
•
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
•
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
•
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
•
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
•
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
•
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
•
выделять явление из общего ряда других явлений;
•
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
•
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
•
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
•
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
•
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
•
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
•
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
6

•
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
•
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
•
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
•
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
•
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
•
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
•
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
•
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
•
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
•
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
•
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
•
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
•
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
•
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
•
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
•
резюмировать главную идею текста;
•
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
•
критически оценивать содержание и форму текста.
9.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
•
определять свое отношение к природной среде;
•
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
•
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
•
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
7

•
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
•
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
•
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
•
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
•
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
•
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
•
определять возможные роли в совместной деятельности;
•
играть определенную роль в совместной деятельности;
•
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
•
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
•
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
•
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
•
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
•
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
•
выделять общую точку зрения в дискуссии;
•
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
•
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
•
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
•
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
•
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
8

•
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
•
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
•
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
•
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
•
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
•
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
•
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
•
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
•
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
•
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
•
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
•
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
•
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
•
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования:
•
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение навыками
определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и
устной речи;
•
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование
способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей
помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование
умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
•
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу
при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора; формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при организующей помощи тьютора; формирование умения
адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно
9

действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора; развитие
способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогупсихологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо
вопроса; формирование умения активного использования знаково-символических средств
для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем
решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и
тьютора; развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными
эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и
интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Планируемые результаты изучения
предмета «Родная литература»
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретационного характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание предмета «Родная литература»
Уральский фольклор. Уральские предания, легенды, сказы. Исторические и
бытовые предания Среднего Урала. Исторические и лирические песни. Городской
фольклор
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Обзор. «Уральские рассказы».
«Охрнины брови». Смысл названия. Образы героев
П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. «Малахитовая шкатулка». «Каменный
цветок» «Горный мастер»
10

В.П. Крапивин «Дени синего фламинго» Образный мир произведения
Художественная идея. «Оруженосец Кашка» Особенности мира детства Художественная
идея. «Трое с площади Карронад» Герои повести Проблематика повести. «Та сторона, где
ветер». Образы героев. Проблема настоящей дружбы. «Колыбельная для брата».
Проблематика повести. Художественная идея. «Мальчик со шпагой». Становление
личности главного героя. Авторская концепция мира и место ребенка в нем.
Б. Путилов «На Пароходной улице». Автобиографический и лирический характер
повести. Особенности художественного мира
Н.Н. Никонов. Краткие сведения о писателе. «Глагол несовершенного вида».
Проблема становления личности. «След рыси». Человек и природа. Проблематика
повести. Особенности художественного мира
Светлана Лаврова «Сказания земли уральской». Особенности сюжета. Анализ
поэтики. «Куда скачет петушиная лошадь?» Особенности композиции произведения
«Верните город на место!». Проблематика повести. «Славянские сказания». Особенности
поэтики
Елена Ленковская «Сокровища Рифейских гор» Особенности поэтики. «По ту
сторону покойника». Проблематика произведения. «Реставратор птичьих гнезд».
Проблематика произведения.
Олег Раин «Слева от солнца». Проблематика произведения. «Игра в поддавки».
Художественный мир произведения
Анна Матвеева. Краткие сведения о писательнице. «Перевал Дятлова». Две
сюжетные линии. Специфика художественного замысла
Ольга Славникова Краткие сведения о писательнице. «Бессмертный». Герои,
проблематика. Художественный мир произведения
Уральская поэзия XX века: В. Каменский, Л. Татьяничева, К. Некрасова, М. П.
Никулина, Борис Рыжий, А. Застырец, Е. Касимов, Ю. Казарин, рок-поэзия.
Современная уральская драматургия. Николай Коляда. Краткие сведения о
драматурге. «Полонез Огинского». Особенности жанра. «Канотье». Своеобразие
проблематики
3. Тематическое планирование составлено, в том числе, с учетом Рабочей
программы воспитания, с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне основного общего образования приоритетом является создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений к семье, труду, Отечеству, малой и большой
Родине, природе, социуму, культуре, здоровью, к самим себе.
11

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих
познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии, групповая работа или
работа в парах);
•
поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во
время урока (игровые технологии);
•
формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи
(шефство)
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, дающей
возможность приобрести навыки: самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения (индивидуальные и групповые исследовательские проекты)
Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностно-открытому
образованию.
Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в
окружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научно-исследовательских
центрах, в ссузах, вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и
районных детских библиотеках, музеях города, предприятиях района и города.
Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта
самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков
самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских
отношений друг с другом и со взрослыми.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты
эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией;
привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и
изобретениями.
Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то предметной
области (гуманитарной, технической, математической, естественно-научной и т.д.).
Участвуя в играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами гимназии,
обучающиеся расширяют знания по темам и понимают практическую значимость этих
знаний.
12

5 класс
(18 часов)
№
урока

Тема урока

Колво
часов
1

1.

ИТБ-6. Светлана Лаврова «Сказания земли уральской»

2.

Светлана Лаврова «Сказания земли уральской». Особенности сюжета.

1

3.

Светлана Лаврова «Сказания земли уральской». Анализ поэтики.

1

4.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Обзор

1

5.

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе.

1

6.

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

1

7.

П.П. Бажов «Каменный цветок»

1

8.

П.П. Бажов «Горный мастер»

1

9.

В.П. Крапивин «Дени синего фламинго»

1

10.

В.П. Крапивин «Дени синего фламинго». Образный мир произведения

1

11.

В.П. Крапивин «Дени синего фламинго». Художественная идея

1

12.

В.П. Крапивин «Оруженосец Кашка»

1

13.

В.П. Крапивин «Оруженосец Кашка». Особенности мира детства

1

14.

В.П. Крапивин «Оруженосец Кашка». Художественная идея

1

15.

В.П. Крапивин «Трое с площади Карронад»

1

16.

В.П. Крапивин «Трое с площади Карронад». Герои повести

1

17.

В.П. Крапивин «Трое с площади Карронад». Проблематика повести

1

18.

Литература Урала. Обобщение

1

6 класс
(18 часов)
№
урока

Тема урока

Колво
часов
1

1.

ИТБ-6. Уральский фольклор

2.

Светлана Лаврова «Куда скачет петушиная лошадь?»

1

3.

Светлана Лаврова «Куда скачет петушиная лошадь?». Особенности
композиции произведения

1

13

4.

Елена Ленковская «Сокровища Рифейских гор»

1

5.

Елена Ленковская «Сокровища Рифейских гор». Особенности поэтики

1

6.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Уральские рассказы»

1

7.

Светлана Лаврова «Верните город на место!»

1

8.

Светлана Лаврова «Верните город на место!». Проблематика повести

1

9.

В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер»

1

10.

В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер». Образы героев

1

11.

В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер». Проблема настоящей дружбы

1

12.

В.П. Крапивин «Колыбельная для брата»

1

13.

В.П. Крапивин «Колыбельная для брата». Проблематика повести

1

14.

В.П. Крапивин «Колыбельная для брата». Художественная идея

1

15.

В.П. Крапивин «Мальчик со шпагой»

1

16.

В.П. Крапивин «Мальчик со шпагой». Становление личности главного
героя
В.П. Крапивин «Мальчик со шпагой». Авторская концепция мира и место
ребенка в нем
Литература Урала. Обобщение

1

17.
18.

1
1

7 класс
(35 часов)
№
урока

Тема урока

Колво
часов
1

1.

ИТБ-6. Русский фольклор и его особенности

2.

Русский фольклор. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

3.

Древнерусская литература и ее особенности

1

4.

Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

5.

М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого

1

6.

Г.Р. Державин. Очерк жизни. Личность поэта

1

7.

Д.И. Фонвизин. Очерк жизни

1

8.

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

1

9.

А.С. Пушкин. После Лицея

1

10.

А.С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд…»

1
14

11.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

1

12.

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава»

1

13.

А.С. Пушкин. «Выстрел». Средства создания образов персонажей

1

14.

М.Ю. Лермонтов. Трагическая судьба поэта

1

15.

1

16.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова»
Н.В. Гоголь в Петербурге

17.

Н.В. Гоголь. «Невский проспект»

1

18.

И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы»

1

19.

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества

1

20.

Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

1

21.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе

1

22.

Л.Н. Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»

1

23.

Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества

1

24.

А.А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом»

1

25.

М. Горький. Очерк жизни и творчества

1

26.

М. Горький «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»

1

27.

А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»

1

28.

А.С. Грин. Повесть «Алые паруса»

1

29.

1

30.

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче»
С.А. Есенин – «последний поэт деревни»

31.

Русская литература о Великой Отечественной войне

1

32.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

1

33.

Б.Л. Васильев «Экспонат №»

1

34.

Нравственные уроки русской литературы XX века

1

35.

Защита проектов «Книга, о которой я не могу молчать»

1

1

1

8 класс
(35 часов)
№
урока

Тема урока

Колво
часов
15

1

2.

ИТБ-6. Русский фольклор. Исторические песни. «Солдаты освобождают
Смоленск».
Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».

3.

Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник.

1

4.

Н.М. Карамзин. Краткие сведения. Карамзин и Пушкин.

1

5.

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Конфликт истинных и ложных
ценностей.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

1

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа романа.
Эпиграф. Роль эпиграфа в произведении.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Творческая история произведения.

1

1

10.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Тема человека и истории, народа и
власти.
М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

11.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Художественная идея поэмы.

1

12.

Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе.

1

13.

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Творческая и сценическая история пьесы.

1

14.

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо».

1

15.

1

16.

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Речь как средство создания образов героев
комедии.
Ф.И. Тютчев. Краткие сведения о поэте.

17.

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте.

1

18.

А.А. Фет. «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»

1

19.

А.Н. Островский. Краткие сведения о драматурге.

1

20.

А.Н. Островский. «Снегурочка». Элементы фольклора в сказке.

1

21.

И.С. Тургенев. Краткие сведения о писателе.

1

22.

1

23.

И.С. Тургенев. «Ася». Русские и немецкие литературные традиции
повести.
И.С. Тургенев. «Ася». Тема рока в повести.

24.

Л.Н. Толстой. Краткие сведения о писателе.

1

25.

Л.Н. Толстой. «После бала». Приемы создания образов.

1

26.

Сочинение-рассуждение на литературную тему.

1

27.

М. Горький. Основные вехи биографии писателя.

1

28.

М. Горький. «Мой спутник»

1.

6.
7.
8.
9.

1

1

1

1

1

1

16

29.

В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте.

1

30.

Н.С. Гумелев. Краткие сведения о поэте.

1

31.

О.Э. Мандельштам. Судьба поэта.

1

32.

Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте.

1

33.

В.Г. Распутин. Краткие сведения о писателе.

1

34.

Проза о детях. В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Образ
учительницы как символ человеческой отзывчивости.
Нравственные уроки литературы ХХ века.

1

35.

1

9 класс
(34 часа)
№
урока

Тема урока

Колво
часов
1

1.

ИТБ-6. Уральские предания, легенды, сказы

2.

Городской фольклор

1

3.

Н.Н. Никонов. Краткие сведения о писателе

1

4.

Н.Н. Никонов «Глагол несовершенного вида»

1

5.

1

6.

Н.Н. Никонов «Глагол несовершенного вида». Проблема становления
личности
Н.Н. Никонов «Глагол несовершенного вида». Художественная идея

7.

Н.Н. Никонов «След рыси»

1

8.

Н.Н. Никонов «След рыси». Человек и природа. Проблематика повести

1

9.

Н.Н. Никонов «След рыси». Особенности художественного мира

1

10.

Анна Матвеева. Краткие сведения о писательнице

1

11.

Анна Матвеева «Перевал Дятлова»

1

12.

Анна Матвеева «Перевал Дятлова». Две сюжетные линии

1

13.

Анна Матвеева «Перевал Дятлова». Специфика художественного замысла

1

14.

Ольга Славникова. Краткие сведения о писательнице

1

15.

Ольга Славникова «Бессмертный»

1

16.

Ольга Славникова «Бессмертный». Герои, проблематика

1

17.

Ольга Славникова «Бессмертный». Художественный мир произведения

1

1

17

18.

Уральская поэзия XX века

1

19.

В. Каменский

1

20.

Л. Татьяничева

1

21.

К. Некрасова

1

22.

М. П. Никулина

1

23.

Борис Рыжий

1

24.

В. Кальпиди

1

25.

А. Застырец

1

26.

Е. Касимов

1

27.

Ю. Казарин

1

28.

Рок-поэзия

1

29.

Современная уральская драматургия

1

30.

Николай Коляда. Краткие сведения о драматурге

1

31.

Н. Коляда «Полонез Огинского»

1

32.

Н. Коляда «Полонез Огинского». Особенности жанра

1

33.

Н. Коляда «Канотье». Своеобразие проблематики

1

34.

Нравственные уроки литературы Урала XX века

1

18


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».