РП Второй иностранный язык (немецкий) 5-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

Приложение
к основной образовательной
программе ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Второй иностранный язык (немецкий)»
5-9 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Второй иностранный язык (немецкий)
Изучение второго иностранного языка немецкого направлено на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность
к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
согласования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;

идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видов деятельности.
8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том
числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность
в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения
к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности).
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования:
•

для глухих, слабослышащих, позднооглохших: способность к социальной
адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей
коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а
также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими
нарушения слуха;
• для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение
навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки, умение
самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве
с использованием специального оборудования, способность к осмыслению и
дифференциации картины мира, её временно-пространственной организации,
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: умение следовать
отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых,
учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия, знание
своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
•
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
•

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

•
выдвигать версии решения
предвосхищать конечный результат;
•
ставить цель деятельности
существующих возможностей;

проблемы,
на

основе

формулировать
определенной

гипотезы,

проблемы

и

•
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
•
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
•
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
•
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
•
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
•
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
•
выбирать из предложенных вариантов
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

и

самостоятельно

искать

•
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
•
определять потенциальные затруднения при
познавательной задачи и находить средства для их устранения;

решении

учебной

и

•
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
•
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
•
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
•
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
•
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

•
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
•
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
•

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
•
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
•
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
•
задачи;

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной

•
анализировать
и
обосновывать
инструментария для выполнения учебной задачи;

применение

соответствующего

•
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
•
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
•
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
•
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
•
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
•
соотносить реальные и планируемые
образовательной деятельности и делать выводы;
•

результаты

индивидуальной

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

•
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;

•
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
•
демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений
утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
•
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
•
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
•
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
•
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
•

выделять явление из общего ряда других явлений;

•

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
•
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
•
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
•
задачи;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой

•
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
•

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

•
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением

формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
•
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
•
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
•

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

•
определять логические связи между предметами
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

и/или

явлениями,

•

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

•

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

•
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения
задачи в соответствии с ситуацией;
•
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
•
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
•
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому
применяется алгоритм;
•

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

•
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
8.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

•
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);

•
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
•
процессов;
•

устанавливать

взаимосвязь

описанных

в

тексте

событий,

явлений,

резюмировать главную идею текста;

•
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научнопопулярный, информационный, текст non-fiction);
•

критически оценивать содержание и форму текста.

9.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
•

определять свое отношение к природной среде;

•
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
•

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

•
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
•
распространять экологические знания и участвовать в практических делах
по защите окружающей среды;
•
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
•
•
словарями;

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,

•
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
•

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД
13.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение

и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
14.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
•
средства;

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые

•
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
•
представлять в
собственной деятельности;

устной

или

письменной

форме

развернутый

план

•
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
•
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
•

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

•
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
•
использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
•
использовать невербальные средства
подготовленные/отобранные под руководством учителя;

или

наглядные

материалы,

•
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
15.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
•
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
•
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
•
выделять информационный
использовать модель решения задачи;

аспект

задачи,

оперировать

данными,

•
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
•

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

•
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

16.
Формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение,
аудирование, чтение и письмо), необходимый для успешной социализации и
самореализации,
Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с
требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной
программы основного общего образования:
• для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение
навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в
письменной и устной речи;

17.

•

•

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование
способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора; формирование умения определять наиболее эффективные способы
достижения результата при сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу
при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей
помощи тьютора; формирование умения оценивать результат своей
деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи
тьютора; формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации
на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при
организующей помощи тьютора; развитие способности самостоятельно
обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному
педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
формирование умения активного использования знаково-символических средств
для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных
схем решения учебных и практических задач при организующей помощи
педагога-психолога и тьютора; развитие способности самостоятельно
действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в
различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую
информацию из различных источников.
Предметные результаты

Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
•
вести диалог (диалог этикетного характера, диалог–-расспрос, диалог
побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях
неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого
этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
•
вести диалог-обмен мнениями;
•
брать и давать интервью;
•
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы,
диаграммы и т. д.).
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
•
строить связное монологическое высказывание с опорой на
зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)
в рамках освоенной тематики;

•
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или
вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
•
давать краткую характеристику реальных людей и литературных
персонажей;
•
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или
без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
•
описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые
слова/ план/ вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
•
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
•
комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста,
выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
•
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную
тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
•
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы, расписание и т. п.);
•
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
•
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых
явлений;
•
воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/
запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные
языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
•
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
•
использовать контекстуальную или языковую догадку при
восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
•
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных
текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
•
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих
отдельные
неизученные
языковые
явления,
нужную/интересующую/
запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
•
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты,
построенные на изученном языковом материале;
•
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном
языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
•
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и
событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;

•
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем
добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
•
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения
(имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
•
писать короткие поздравления с днем рождения и другими
праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране
изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
•
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением
формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие
сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке;
выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 100–
120 слов, включая адрес);
•
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/
план.
Выпускник получит возможность научиться:
•
делать краткие выписки из текста с целью их использования в
собственных устных высказываниях;
•
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на
электронное письмо-стимул;
•
составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
•
кратко излагать в письменном виде результаты проектной
деятельности;
•
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный
текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
•
правильно писать изученные слова;
•
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в
конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце
вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного
предложения;
•
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его
форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
•
сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка и их
транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:

•
различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих
к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
•
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
•
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
•
членить предложение на смысловые группы;
•
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить
фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное
предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в
том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.

•

•
•
•
•

•

•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

Выпускник получит возможность научиться:
•
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью
интонации.
различать немецкие и австрийские варианты языка в прослушанных
высказываниях.
• Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и
навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого
второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах,
ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и
ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 1000
единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную
лексику, реплики-клише речевого этикета.
Лексическая сторона речи
1) аффиксация:
существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die
Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -Schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der
Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die
Biologie);
прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glücklich); -isch (typisch); -los
(arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
существительных и прилагательных с префиксом ип- (das Unglück, unglücklich);
существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die
Mitverantwortung, mitspielen);
•
глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими
словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen.
2)
словосложение:
существительное + существительное (das Arbeitszimmer);
прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
прилагательное + существительное (die Fremdsprache);

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

глагол + существительное (die Schwimmhalle);
3)
конверсия (переход одной части речи в другую):
образование
существительных
от
прилагательных
(das
Blau, der Junge);
образование
существительных
от
глаголов
(das
Lernen,
das Lesen).
Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о
синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивнорецептивно или рецептивно) указывается в графе «Характеристика основных
видов деятельности учащихся» в Тематическом планировании.
Нераспространённые и распространённые предложения:
безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);
предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя
дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос
Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand);
предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после
себя Infinitiv с zw,
побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
все типы вопросительных предложений;
предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt
die Stadt vor Weihnachten);
предложения с инфинитивной группой um ...zu (Er lernt Deutsch, um
deutsche Bücher zu lesen);
сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt
das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen).
сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass
er gut in Mathe ist);
сложноподчинённые предложения причины с союзами weil, da (Er hat
heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);
сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn (Wenn du
Lust hast, komm zu mir zu Besuch);
сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами
wenn, als, nachdem);
сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с
относительными местоимениями die, deren, dessen);
сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit);
распознавание структуры предложения по формальным при знакам: по
наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu
+ Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;

•

сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen,
fahren, gehen);
• Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных
глаголов;
• глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt,
Präteritum, Futur (anfangen, beschreiben);
• временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);
• местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);
• возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt,
Präteritum (sich anziehen, sich waschen);
• распознавание
и
употребление
в
речи
определённо го,
неопределённого и нулевого артиклей, склонения существительных
нарицательных;
склонения
прилагательных
и наречий; предлогов,
имеющих
двойное
управление,
предлогов,
требующих
Dativ,
предлогов, требующих Akkusativ;
• местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand);
• Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён;
• количественные числительные и порядковые числительные.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
• узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы
(слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе
многозначные, в пределах тематики основной школы;
• употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого
этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в
соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
Выпускник получит возможность научиться:
• употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в
пределах тематики основной школы;
• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования
(догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по
словообразовательным элементам).

Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
• оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами французского
языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом
контексте;
• распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы
предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий,

специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в
утвердительной и отрицательной форме).
• имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по
правилу и исключения;
• имена существительные c определённым/неопределённым артиклем;
• личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные,
вопросительные местоимения;
• имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени,
наречия, образованные по правилу и исключения;
• количественные и порядковые числительные;
• глаголы в наиболее употребительных временных формах Präsens, Präteritum,
• Perfekt, Futurum1, Futurum 2
• глаголы, спрягающихся в сложных формах с вспомогательными глаголами haben
или sein, владение особенностями спряжения наиболее распространенных
неправильных глаголов, отобранных для данного этапа обучения treffen, abrufen,
angehen, empfangen, lassen, übergehen, beginnen, vorkommen и пр.);
• конструкций и с причастиями настоящего и прошедшего времени (Partizip 1и
Partizip 2), глаголами в действительном и страдательном залоге (активная и
пассивная форма)
Выпускник получит возможность научиться:
• употреблять формы повелительного (Impérativ и условного (Konditionalis1,
Konditionalis 2) наклонений;
• косвенной речи (Indirekte Rede);
• деепричастий (Partizip 1)
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
•
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и
неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах
изучаемого языка;
•
представлять родную страну и культуру на немецком языке;
•
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в
рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
•
использовать социокультурные реалии при создании устных и
письменных высказываний;
•
находить сходство и различие в традициях родной страны и
страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
•
выходить из положения при
использовать переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:

дефиците

языковых

средств:

•
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства
при говорении;
•
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании
и чтении
2. Содержание учебного предмета
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их
решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера.
Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра,
кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги.
Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое
питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и
отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы.
Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей
среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
Средства массовой информации
Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой
информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое
положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности:
национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи.
Выдающиеся люди и их вклад в науку, и мировую культуру.
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного
содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос,
диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8-9 класс) со стороны
каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Монологическая речь

Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием
основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение
(характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и
без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)
Объем монологического высказывания от 8-10 фраз (5-7 класс) до 10-12 фраз (8-9
класс). Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание не сложных аутентичных аудиотекстов с разной
глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной
задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения,
сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и
интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение
определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте.
Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или
нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для
аудирования – до 1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным
пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на
несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое
количество незнакомых языковых явлений.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в
их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/
интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные,
прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного
произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и
интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать
на эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных
аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе.
Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем
текстов для чтения –до 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое
количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах,
построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
• заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство,
национальность, адрес);
• написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками,
выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
• написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец
(расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать
благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120
слов, включая адрес;
• составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение
результатов проектной деятельности.
• делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в
соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных
слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и
восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи.
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их
адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в
коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение
предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения
различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на
служебных словах.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц,
обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее
распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише
речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно
1000 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия.
Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и
распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов
предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное,
побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.

Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и
множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в
разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных,
указательных, неопределенных и их производных, относительных, вопросительных);
количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных
видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов
и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания
о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка,
полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов
(знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
• знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном
языке, их символике и культурном наследии;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном
языке, их символике и культурном наследии;
• знаниями о реалиях проведении выходных дней, основных национальных
праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
• представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру)
страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы
на изучаемом иностранном языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную
лексику);
• умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке;
оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного
общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний
ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно
поставленных вопросов и т. д.;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым
собеседником жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых
средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:

• работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение,
сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по
аналогии, заполнение таблиц;
• работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, интернет ресурсами, литературой;
• планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы
исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами
(наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их
интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с
аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным
проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
• самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
• находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
• семантизировать слова на основе языковой догадки;
• осуществлять словообразовательный анализ;
• пользоваться
справочным
материалом
(грамматическим
и
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);
• участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.

3. Тематическое планирование составлено, в том числе, с учетом Рабочей
программы воспитания, с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне основного общего образования приоритетом является создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений к семье, труду, Отечеству, малой и большой
Родине, природе, социуму, культуре, здоровью, к самим себе.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих
познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии, групповая работа или
работа в парах);
•
поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во
время урока (игровые технологии);
•
формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи
(шефство)
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, дающей
возможность приобрести навыки: самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения (индивидуальные и групповые исследовательские проекты)
Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностно-открытому
образованию.
Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в
окружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научно-исследовательских
центрах, в ссузах, вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и
районных детских библиотеках, музеях города, предприятиях района и города.
Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта
самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков
самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских
отношений друг с другом и со взрослыми.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты
эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией;
привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и
изобретениями.
Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то предметной области
(гуманитарной, технической, математической, естественно-научной и т.д.). Участвуя в
играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами гимназии, обучающиеся
расширяют знания по темам и понимают практическую значимость этих знаний.

5 класс
(1 час в неделю)

Тема урока

№
урока
Раздел 1.

Страны изучаемого языка и родная страна.

Кол-во
часов
4

ИТБ-6. Страны изучаемого языка и родная страна. Столицы и
крупные города. Берлин.
Страны изучаемого языка и родная страна. Столицы и крупные города.
Мюнхен.

1

1

6.

Страны изучаемого языка и родная страна. Географическое положение. У
карты Европы.
Страны изучаемого языка и родная страна. Достопримечательности. Бремен.
Раздел 2.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе.
Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия.
Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными
сверстниками.
Школа. Школьная жизнь. Встреча на школьном дворе.
Школа. Школьная жизнь. Школы Германии.

7.
8.

Школа. Изучаемые предметы и отношения к ним. Расписание уроков.
Школа. Изучаемые предметы и отношения к ним. Мой любимый предмет.

1
1

9.

Школа. Переписка с зарубежными сверстниками. Письмо другу.
Раздел 3. Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и
способы их решения.
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Семейный альбом.

1
4

Моя семья. Взаимоотношения в семье. Немецкая семья.
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Мои родители.
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Мои любимцы.
Раздел 4 . Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение;
посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по
магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода.
Свободное время. Досуг и увлечения. Чтение – наше семейное хобби.

1
1
1
4

Свободное время. Досуг и увлечения. Чтение. Читаем сказки братьев Гримм.

1

1.
2.
3.
4.

5.

10.
11.
12
13.

14.

1

1
5

1
1

1

1

15.
16.
17.

18.

Свободное время. Досуг и увлечения. Музей. Музей игрушек в Германии.
Свободное время. Поход по магазинам. В отделе сувениров
Раздел 5. Мои друзья. 3.
Мои друзья. Лучший друг/ подруга.
Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения
с
друзьями и в школе.
Мои друзья. Лучший друг\ подруга. Расскажу о друге.

1
4

1

19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.

27.
28
29.
30.

31.
32.
33.
34.
35.

Мои друзья. Лучший друг \ подруга. День рождения.
Мои друзья. Лучший друг \ подруга. Наши увлечения.
Мои друзья. Внешность и черты характера. Портрет друга.

1
1
1

Раздел 6. Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого
языка. Транспорт.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. У карты
Германии.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Места
отдыха в Германии.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого
языка.
Австрия.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого
языка.
Швейцария.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого
языка.
Экскурсия по Москве.
Раздел 7. Свободное время. Свободное время. Досуг и увлечения.
Посещение театра. У
театральной афиши. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение;
посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по
магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода.
Свободное время. Досуг и увлечения. Посещение театра. У
Театральной афиши.
Свободное время. Досуг и увлечения. Музыка. Любимая
музыкальная передача.
Свободное время. Досуг и увлечения. Музыка. Музыкальные
инструменты в нашей семье.
Свободное время. Поход по магазинам. В отделе детской одежды.

5

Раздел 8. Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода.
Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе / в
сельской местности.
Окружающий мир. Погода. Времена года.
Окружающий мир. Погода. Прогноз погоды.
Окружающий мир. Погода. Явления природы.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Мои любимые
животные.
Обобщение по теме Окружающий мир.
Всего: 35 часов

4

1
1
1
1
1
4

1
1
1
1

1
1
1
1

Тематическое планирование 6 класс
(1 час в неделю)
№
урока

1
2

Раздел 1. Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные
ситуации и способы их решения.
ИТБ-6. Моя семья. Взаимоотношения в семье. Мебель в комнате.
Моя семья. Взаимоотношения в семье. А какой я в своей комнате?

Кол-во
часов
4
1
1

3
4

5
6
7
8
9

10
11
12
13
14

15
16
17
18
19

20
21
22
23
24

25
26

Моя семья. Взаимоотношения в семье. Моя комната.
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Проект комнаты моей мечты.
Раздел 2. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, занятия
спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Здоровый образ жизни. Здоровое питание Мой завтрак.
Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Мой обед.
Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Кухня Германии.
Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Мой ужин.
Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Мои предпочтения в еде.
Раздел 3. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение;
посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха.
Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода.
Свободное врем. Виды отдыха. В музей всей семьёй.
Свободное время. Виды отдыха. Экспоцентр в Екатеринбурге.
Свободное время. Виды отдыха. Наш класс идёт в филармонию.
Свободное время. Виды отдыха. На Рождество в Германию.
Свободное время. Виды отдыха. Разучиваем песню.
Раздел 4. Мои друзья. Лучший друг/ подруга. Внешность и черты
характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Мои друзья. Внешность и черты характера. Внешность человека.
Мои друзья. Внешность и черты характера человека. Портрет друга /
подруги.
Мои друзья. Внешность и черты характера человека. Одежда друга /
подруги.
Мои друзья. Лучший друг/ подруга. Наши увлечения.
Мои друзья. Лучший друг/ подруга. Сообщение в чат.
Раздел 5. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе.
Изучаемые предметы и отношение к ним. Внеклассные мероприятия.
Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными
сверстниками.
Школа. Школьная жизнь. Экскурсия по школе.
Школа. Школьная жизнь. Любимый учитель.
Школа. Школьная жизнь. Любимый предмет.
Школа. Школьная жизнь. Школьные праздники.
Школа. Школьная жизнь. Переписка в чате.
Раздел 6. Страны изучаемого языка и родная страна. Страны,
столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое
положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные
особенности: национальные праздники, памятные даты. Исторические
события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку, и
мировую культуру.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы и
крупные города. На вокзале.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы и

1
1
5
1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1

крупные города. Моё местонахождение.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы и
крупные города. Как пройти в центр?
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы,
крупные города. Сообщения в ЧАТ.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы,
крупные города. Мой родной город.
Раздел 7. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе.
Изучаемые предметы и отношение к ним. Внеклассные мероприятия.
Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными
сверстниками.
Школа. Каникулы. Планы на каникулы.
Школа. Каникулы. Аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ»
Школа. Каникулы. Изучаем немецкий путешествуя. Что возьмём в
дорогу?
Школа. Каникулы. Поездка в Швейцарию.
Школа. Каникулы. Программа пребывания.
Обобщение по теме: Школа. Школьная жизнь
Всего: 35 часов

27
28
29

30
31
32
33
34
35

Тематическое планирование
7 класс
(1 час в неделю)
Раздел 1. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в
школе. Изучаемые предметы и отношение к ним. Внеклассные
мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка
с зарубежными сверстниками.
ИТБ-6. Школа. Каникулы. Встреча на школьном дворе.
Экскурсия по школе.
Школа. Каникулы. Погода. Информация друзей.
Школа. Каникулы. Мои впечатления о летних каникулах. В
Швейцарских Альпах.
Школа. Каникулы. Каникулы с семьёй. Каникулы моей мечты.
Школа. Тестовые задания по теме «Школа. Каникулы»
Раздел 2. Выбор профессии. Мир профессий. Проблемы выбора
профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Выбор профессии. Мир профессий. Загадки о профессиях.
Выбор профессии. Мир профессий. Объявления о профессиях.

5

Выбор профессии. Мир профессий. Производственная практика
в Германии.
10. Выбор профессии. Проблемы выбора профессии. Проект «Моя
будущая профессия».
11. Выбор профессии. Тестовые задания по теме «Выбор
профессии»
Раздел 3. Мои друзья. Лучший друг/ подруга. Внешность и
черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями

1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1
1
1
1
1
5
1
1

1
1
5

1
1
1
5

1
1
1
1
1

и в школе.
12. Мои друзья. Лучший друг/ подруга. Презентация друга/
подруги.
13. Мои друзья. Внешность и черты характера. Комплименты.
14. Мои друзья. Внешность и черты характера. Описание
книжного персонажа.
15. Мои друзья Межличностные взаимоотношения с друзьями и в
школе. Советы о дружбе.
16. Тестовые задания по теме «Мои Друзья»
Раздел 4. Средства массовой информации. Роль средств
массовой информации в жизни общества. Средства массовой
информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
17. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио.
Электронные средства коммуникации и информации. Чем
пользуюсь я?
18. Средства массовой информации: пресса телевидение, радио.
Теле - и радиоканалы России.
19. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио.
Теле - и радиоканалы Германии.
20. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио.
Написание СМС.
21. Средства массовой информации. Тестовые задания по теме
«Средства массовой информации»
22. Раздел 5. Мои друзья. Лучший друг/ подруга. Внешность и
черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями
и в школе.
23. Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в
школе. Хорошее настроение.
24. Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в
школе. Формулирую правила для себя. Умею спорить и нахожу
компромисс.
25. Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в
школе. Дети с ограниченными возможностями.
26. Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в
школе. Тестовые задания по теме.
Раздел 6. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение;
посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха.
Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода.
27. Раздел 1. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в
школе. Изучаемые предметы и отношение к ним. Внеклассные
мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка
с зарубежными сверстниками.
28. Раздел 6. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение;
посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха.
Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода.
29. Свободное время. Молодёжная мода. Что важно для молодёжи.
Мне это нравится.
30. Свободное время. Молодёжная мода. Что нравится мне в моде и
дизайне одежды. Эссе.
31. Свободное время. Поход по магазинам Покупка в отделе
«Одежда»

1
1
1
1
1
5

1

1
1
1

1
4

1
1

1
1
5

5

5

1
1
1

32. Свободное время. Карманные деньги. Зачем и сколько?
33. Свободное время. Тестовые задания по теме.
34. Раздел 7. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе.
Изучаемые предметы и отношение к ним. Внеклассные
мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка
с зарубежными сверстниками.
35. Школа. Школьная жизнь. Описание великих людей, известных
личностей.
36. Школа. Школьная жизнь. Я в школе немецких друзей.
Составление плана.
37. Школа. Школьная жизнь. Самый важный день в моей
школьной жизни. Эссе.
38. Школа. Школьная жизнь. Мои успехи в этом учебном году.
Тезисы.
39. Школа. Школьная жизнь. Тестовые задания по теме «Школа»
Всего: 35 часов

1
1
5

1
1
1
1
1

Тематическое планирование
8 класс
(1 час в неделю)
№
урока

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

Раздел 1. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, занятия
спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
ИТБ-6. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, занятия
спортом. Мой режим дня.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, занятия спортом.
Любимые виды спорта.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, занятия спортом,
здоровое питание. Меню на день.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, занятия спортом.
Спорт в нашей семье.
Здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек. Зависимости.
Раздел 2. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе.
Изучаемые предметы и отношение к ним. Внеклассные мероприятия.
Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными
сверстниками.
Школа. Переписка с зарубежными сверстниками. Традиции
школьного обмена.
Школа. Переписка с зарубежными сверстниками. Письмо другу.
Школа. Переписка с зарубежными сверстниками. Школьный обмен в
Германии и России.
Школа. Переписка с зарубежными сверстниками. Программа
пребывания.
Раздел 3. Страны изучаемого языка и родная страна. Страны,
столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое
положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные

Кол-во
часов
5
1
1
1
1
1
4

1
1
1
1
5

10.

11.

12.

13.

14.

15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.

25.

особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические
события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку,
и мировую культуру.
Страны изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности:
национальные праздники, памятные даты, исторические события.
Праздники в России.
Страны изучаемого языка и родная страна Культурные особенности:
национальные праздники, памятные даты, исторические события.
Электронное письмо о любимом празднике.
Страны изучаемого языка и родная страна Культурные особенности:
национальные праздники, памятные даты, исторические события.
Праздники в Австрии.
Страны изучаемого языка и родная страна Культурные особенности:
национальные праздники, памятные даты, исторические события.
Праздники в Швейцарии.
Страны изучаемого языка и родная страна Культурные особенности:
национальные праздники, памятные даты, исторические события.
Праздники в Германии.
Раздел 4. Страны изучаемого языка и родная страна. Страны,
столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое
положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные
особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические
события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку,
и мировую культуру.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы,
крупные города. Экскурсия по Берлину.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы,
крупные города. Берлинская стена.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы,
крупные города. Посещаем музей в Берлине.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы,
крупные города. Разучиваем немецкую песню.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы,
крупные города. Сувениры из Берлина.
Раздел 5. Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода.
Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/
сельской местности.
Окружающий мир. Погода. Радиосообщение.
Окружающий мир. Погода. Погода в моём городе в разные времена
года.
Окружающий мир. Защита окружающей среды. Эссе. Что я делаю
для защиты окружающей среды?
Окружающий мир. Защита окружающей среды. Красная книга.
Окружающий мир. Участие в интернет – форуме.
Раздел 6. Страны изучаемого языка и родная страна. Страны,
столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое
положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные
особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические
события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку,
и мировую культуру.
Страны изучаемого языка и родная страна. Достопримечательности.
Мои планы на поездку.

1

1
1

1

1

5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1

26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.

Страны изучаемого языка и родная страна. Достопримечательности.
Вдоль по Рейну.
Страны изучаемого языка и родная страна. Достопримечательности.
Романтичный Рейн.
Страны изучаемого языка и родная страна. Достопримечательности.
Улица сказок.
Страны изучаемого языка и родная страна. Достопримечательности.
Бремен.
Раздел 7. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение;
посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха.
Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода.
Свободное время. Виды отдыха. План вечеринки.
Свободное время. Виды отдыха. Меню для вечеринки.
Свободное время. Виды отдыха. Информация о подарках.
Свободное время. Виды отдыха. Разучиваем немецкую песню.
Свободное время. Виды отдыха. Пожелания на прощание.
Повторение
Всего: 35 часов

1
1
1
1
5

1
1
1
1
1

Тематическое планирование
9 класс
(1 час в неделю)
№
урока

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

11
12
13
14

Тема урока
1.Выбор профессии. Мир профессий. Проблемы выбора
профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
ИТБ-6. Выбор профессии. Мир профессий. Профессии моих
родителей.
Выбор профессии. Мир профессий. Профессии сегодняшнего
дня.
Выбор профессии. Мир профессий. Моя будущая профессия.
Выбор профессии. Роль иностранного языка в планах на
будущее. Подготовка к ОГЭ.
Выбор профессии. Роль иностранного языка в планах на
будущее. Мой метод изучения иностранного языка.
2.Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия
спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Это мне нравится.
Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Мой завтрак.
Здоровый образ жизни. Здоровое питание. В кафе.
Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Меню на день.
Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Кухня Германии.
3.Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода.
Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в
городе/ в сельской местности.
Окружающий мир. Проблемы экологии. Изменение климата.
Окружающий мир. Проблемы экологии. Бионика.
Окружающий мир. Проблемы экологии. Новейшие
экологические технологии в интернете.
Окружающий мир. Проблемы экологии. Сортировка мусора.

Количество
часов
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5

1
1
1
1

15

16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Окружающий мир. Проблемы экологии. Германия. Ватное
море.
4.Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные
соревнования.
Спорт. Виды спорта. Спорт в нашей семье.
Спорт. Виды спорта. Школьные уроки физкультуры.
Спорт. Виды спорта. Экстремальные виды спорта.
Спорт. Виды спорта. Выдающиеся спортсмены.
Спорт. Виды спорта. Спорт в Германии.
Спорт. Спортивные соревнования. Из истории Олимпиад.
Спорт. Спортивные соревнования. Школьные спортивные
праздники.
5.Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе.
Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные
мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка
с зарубежными сверстниками.
Школа. Переписка с зарубежными сверстниками. Поездка по
обмену.
Школа. Школьная форма. Мнения и рассуждения.
Школа. Каникулы. Куда в Германии?
Школа. Каникулы. Образовательная поездка.
Школа. Каникулы. Отдых за границей.
6.Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы,
крупные города. Государственные символы. Географическое
положение. Климат. Население. Достопримечательности.
Культурные особенности: национальные праздники, памятные
даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся
люди и их вклад в науку, и мировую культуру.
Страны изучаемого языка и родная страна. Столицы, крупные
города. Экскурсия по Берлину.
Страны изучаемого языка и родная страна. Столицы, крупные
города. Исторические события Германии.
Страны изучаемого языка и родная страна. Столицы, крупные
города. Берлинская стена.
Страны изучаемого языка и родная страна. Столицы, крупные
города. Улица сказок.
Страны изучаемого языка и родная страна. Традиции и
обычаи. День Единства.
Страны изучаемого языка и родная страна. Традиции и
обычаи. Рождество.
Страны изучаемого языка и родная страна. Традиции и
обычаи. Пасха.
Всего: 34 часа.

1
7
1
1
1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
7

1
1
1
1
1
1
1


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».