РП ВД Решение олимпиадных задач по информатике

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

Приложение к основной
образовательной программе ООО

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Решение олимпиадных задач по информатике»
9 класс

Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебноисследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные:
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера.
Предметные:
 владение основными понятиями: алгоритм, исполнитель, программирование,
язык программирования, программа, алфавит языка программирования, следование, цикл,
тело цикла, ветвление;
 умение применять базовые алгоритмические конструкции и структуры при
программировании решения задач;
 умение понимать листинг программы, находить
 умение пользоваться автоматической тестовой системой для сдачи решений
олимпиадных задач;
 решать олимпиадные задачи.
Содержание курса
Введение
Особенности формулировки олимпиадных задач. Знакомство с тестирующей
системой. Этапы решения олимпиадной задачи: формализация условия задачи, выбор
метода решения задачи. План разбора олимпиадной задачи.

Основные управляющие конструкции
Структура программы. Целый тип данных. Вещественный тип данных.Оператор
присваивания. Арифметические выражения. Ввод – вывод данных. Математические
операции и функции.
Логический тип данных, операции сдвига.
Разветвляющийся алгоритм. Условный оператор. Полное и неполное ветвление.
Составной условный оператор. Логические операции not, and, or. Сложные условия.
Операторы циклов. Цикл со счетчиком. Цикл с предусловием. Цикл с
постусловием. Вложенные циклы.
Процедуры и функции — элементы структуризации программ
Понятие массива. Одномерные массивы. Способы задания одномерных массивов.
Доступ к элементам массива. Перестановка элементов массива. Работа с элементами.
Понятие процедуры и функции. Особенности описания и использования. Понятие
рекурсии. Виды рекурсии. Механизм рекурсивных вызовов. Рекурсивные процедуры и
функции. Преимущества и недостатки использования рекурсии.
Символьный и строковый типы данных. Текстовые файлы.
Массив – фундаментальная структура данных
Понятие двумерного массива. Способы задания. Работа с элементами массива
Перестановка элементов массива. Вставка и удаление элементов массива.
Структура данных
Основные структуры данных. Понятие множества.Множественный тип данных.
Комбинированный тип данных (записи). Описание записи. Использование записи.
Фундаментальные алгоритмы
Фундаментальные алгоритмы и структуры данных.Поиск данных. Сортировка
выбором. Алгоритмы быстрой сортировки данных. Сортировка пузырьком. Двоичный
поиск. Сложностью алгоритмов сортировки.
Формы и виды деятельности
• беседа;
• тематическое занятие;
• презентация;
• тест;
• творческие мастерские
Тематическое планирование, в том числе, с учетом Рабочей программы
воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть
в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне основного общего образования приоритетом является создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений к семье, труду, Отечеству, малой и большой
Родине, природе, социуму, культуре, здоровью, к самим себе.

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
№
урока

Сроки проведения
урока
по плану
по факту
Введение
1 неделя
1.

Тема урока

Особенности формулировки олимпиадных
задач. Знакомство с тестирующей системой.
Основные управляющие конструкции
2 неделя
2.
Структура программы
3 неделя
3.
Целый тип данных
4 неделя
4.
Вещественный тип данных
5 неделя
5.
Логический тип данных, операции сдвига
6 неделя
Условный оператор. Составной условный
6.
оператор
7 неделя
Оператор цикла For
7.
8 неделя
8.
Оператор цикла While
9 неделя
9.
Оператор цикла Repeat – Until
10 неделя
Вложенные циклы
10.
11 неделя
11.
Вложенные циклы
Процедуры и функции — элементы структуризации программ
12 неделя
12.
Одномерные массивы. Работа с элементами
13 неделя
13.
Процедуры
14 неделя
14.
Функции
15 неделя
15.
Рекурсия
16 неделя
16.
Рекурсия
17 неделя
17.
Символьный и строковый типы данных
18 неделя
18.
Текстовые файлы
Массив – фундаментальная структура данных
19 неделя
19.
Двумерные массивы.
20
неделя
20.
Двумерные массивы. Работа с элементами
21
неделя
21.
Двумерные массивы. Работа с элементами
22
неделя
22.
Двумерные массивы. Вставка и удаление
23 неделя
Двумерные массивы. Вставка и удаление
23.

Количест
во часов
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1

Структура данных
24 неделя
24.
25 неделя
25.
Фундаментальные алгоритмы
26 неделя
26.
27 неделя
27.
28 неделя
28.
29 неделя
29.
30 неделя
30.
31 неделя
31.
32 неделя
32.
33 неделя
33.
34 неделя
34.
35 неделя
35.

Множественный тип данных
Комбинированный тип данных (записи
Поиск данных
Сортировка выбором
Сортировка выбором
Алгоритмы быстрой сортировки данных
Алгоритмы быстрой сортировки данных
Сортировка пузырьком
Сортировка пузырьком
Двоичный поиск
Двоичный поиск
Сложностью алгоритмов сортировки
Итого

2
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».