РП ВД Мир логики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 40

Приложение к основной
образовательной программе НОО

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир логики»
4 класс

1

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Обучающийся научится:
 проявлять интерес к изучаемому материалу;
 доброжелательно относиться к собеседнику;
 уважать чужое мнение;
 стремиться к созданию собственных речевых произведений;
 стремиться к совершенствованию своих знаний в области математики, русского
языка, чтения, развития речи.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
 систематизировать и обобщать полученные знания;
 работать в группе, в паре;
 использовать разные приемы для составления задач, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
 анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
 включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
 аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
 контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
 методам и приемам решения изобретательских и творческих задач;
 выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
 использовать разные приемы для составления задач, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
 сравнивать, классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.
Обучающийся получит возможность научиться:
 составлять сказки, загадки, ребусы, шарады, двустишия;
 решать задачи по аналогии.
Содержание курса
1.Учимся выделять признаки (7 ч)
1.1. Знакомство с курсом «Мир логики»
Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового
учебного предмета, контрольная работа.
1.2. Признаки объекта
Игра на внимание «Запрещенное движение», анализ контрольной работы, беседа о
сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку.
1.3.Различия
Игра на внимание «Повтори-отличись», беседа о различиях, работа в группе
«Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус
отличается от человека», упражнение «Что изменилось?».
1.4. Сходство
2

Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах «Чем
похожи?», упражнение «Проверь себя».
1.5. Существенные признаки
Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение
«Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?»
1.6. Характерные признаки
Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в
группах «Как сравнить?», беседа о «неизмеряемых» признаках, задача-шутка.
1.7. Упорядочение признаков
Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении, работа в группах «Как
упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.
2. Учимся сравнивать (2 ч)
2.1. Правила сравнения
Игра на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение игр, работа в парах «Где
ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов».
2.2. Значение сравнения
Игра на внимание «Хор», «Разминка», беседа о значении сравнения, упражнение на
выбор объекта, работа в группах «Сравниваем по правилам», упражнение «Проверь себя».
3. Учимся классифицировать (3ч)
3.1. Понятие о классах
Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвертый лишний»,
беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре лишних», работа в группах «Исключи и
объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.
3.2. Правила классификации
Игра на внимание «Руки вверх - руки в стороны», беседа о правилах
классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где
части?», задание на смекалку.
3.3. Вопросы
Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о
классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и
некорректные», игра «Да-нетка».
4. Учимся находить закономерности (4 ч )
4.1. Алгоритм
Игра на внимание «Плавает – летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что
такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем
план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки.
4.2. Закономерности в числах и фигурах
Игра на внимание «Посчитай - не ошибись», упражнение на поиск закономерности
числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Продолжи ряд»,
упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку.
4.3. Закономерности в буквах и словах
Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах
«Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нетка».
4. 4. Логические задачи
Игра на внимание «Отвечай – не торопись», решение логических задач на
упорядочение, решение логических задач: родственные отношения, решение логических
задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение
логических задач про лжецов.
5. Учимся выделять вид отношения между понятиями (6ч)
5.1. Причина и следствие
Игра на внимание «День – ночь», беседа о причине и следствии, упражнение
«Найди пару», работа в группах «Почему и что потом?»,
3

Упражнение «Как найти причину?», задачи-шутки.
5.2. Причинно-следственные цепочки
Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинноследственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами».
5.3. Противоположные отношения между понятиями
Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных
признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точки зрения», упражнение
«Подбери антоним», задание на смекалку.
5.4. Отношения «род-вид» между понятиями
Игра на внимание «Реки, города», беседа о значение слов «род», «вид», «элемент»,
упражнение «Проверь себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нетка».
5.5. Упорядочение по родовидовым отношениям
«Игра на внимание «Род-вид», беседа об объемах понятия, упражнение «Проверь
себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачишутки.
5.6. Виды отношений между понятиями
Игра на внимание «Понятно-непонятно», беседа о видах отношений между
понятиями, упражнение «Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение
«Проверь себя».
6. Учимся давать определения (2 ч)
6.1. Определения
Игра «Да-нетка», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах
объяснение значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила
построения определений».
6.2. Анализ ошибок в построении определений
Игра на внимание «Правильно-неправильно», беседа об ошибках в построении
определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так
говорят?».
7. Учимся делать умозаключения (3 ч)
7.1. Умозаключения
Игра на внимание «Съедобное-несъедобное», беседа о суждениях и
умозаключениях, упражнение «Проверь себя», работа в парах «Восстанавливаем
суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы?»
7.2. Анализ ошибок в построении умозаключений
Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение «Сравнение умозаключений»,
работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа
«Умозаключения», упражнение «Доказательство».
7.3. Язык и логика
Игра на внимание «Числа и слова», упражнение «Перестановки», упражнение «Кто
кого?», упражнение «Двойной смысл», упражнение «Проверь себя».
8. Учимся использовать аналогии (3 ч)
8.1. Придумывание по аналогии
Игра на внимание «Сказочный герой», упражнение «Сказка-калька», упражнение
«Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание
вопросов на смекалку.
8.2. Использование аналогии в обучении
Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение
«От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение
«Аналогии», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шестиклеточные логиконы».
8.3. Продолженная аналогия
Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нетка», решение задач, упражнение
«Секретный язык», беседа о суевериях.
4

9. Учимся рассуждать (2 ч)
9.1. Рассуждения
Игра на внимание «Перестановка», работа в группах «Решаем и объясняем»,
упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных
задач.
9.2. Анализ ошибок в построении рассуждений
Игра на внимание «Повтори - не ошибись», решение логических задач,
ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов».
9.3. Юмор и логика
Игра «Несмеяна», итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, упражнение
«Придумай окончание».
10. Подведение итогов обучения (1 ч)
10.1. Обобщающее занятие
Презентация творческих работ. Анализ итоговой контрольной работы.
Анкетирование.
Формы организации и виды деятельности
Формы организации могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа
над проектом, экскурсия, путешествие, выставка работ, презентация.
Виды деятельности: беседа, обсуждение, фантазирование, выполнение практического
задания, рисование, отгадка загадок, ребусов, сочинение¸ конструирование, инсценировка.
Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на усвоение каждой
темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне начального общего образования приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний
основных норм и традиций того общества, в котором они живут, бережного отношения к
природе, культуре родного края, предметам материального мира; норм коммуникативного
взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями; для активного проявления
своего познавательного, творческого личностного потенциала через систему ключевых
классных и общешкольных событий с активным участием семей и родителей
обучающихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

5

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
4 класс (34 ч)
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема урока
Учимся выделять признаки (7 ч)
Знакомство с курсом «Мир логики»
Признаки объекта
Различия
Сходство
Существенные признаки
Характерные признаки
Упорядочение признаков
Учимся сравнивать (2 ч)
Правила сравнения
Значение сравнения
Учимся классифицировать (3 ч)
Понятие о классах
Правила классификации
Вопросы
Учимся находить закономерности (4 ч)
Алгоритм
Закономерности в числах и фигурах
Закономерности в буквах и словах
Логические задачи
Учимся выделять вид отношения между понятиями (6 ч)
Причина и следствие
Причинно-следственные цепочки
Противоположные отношения между понятиями
Отношения «род-вид» между понятиями
Упорядочение по родовидовым отношениям
Виды отношений между понятиями
Учимся давать определения (2 ч)
Определения
Анализ ошибок в построении определений
Учимся делать умозаключения (3 ч)
Умозаключения
Анализ ошибок в построении умозаключений
Язык и логика
Учимся использовать аналогии (3 ч)
Придумывание по аналогии
6

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33
34

Использование аналогии в обучении
Продолженная аналогия
Учимся рассуждать (2 ч)
Рассуждения
Анализ ошибок в построении рассуждений
Юмор и логика
Подведение итогов обучения (1 ч)
Обобщающее занятие

1
1
1
1
1
Итого

7

1
34ч


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».