Положение об индивидуальном учебном плане

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 40
ПРИНЯТО
решением общего собрания
работников МАОУ гимназии № 40
протокол от 30.08.2023 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ гимназия № 40
__________________Н.А. Дикин
приказ от 31.08.2023 г. № 80-О

Положение
об индивидуальном учебном плане

Екатеринбург, 2024

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном учебном плане МАОУ
гимназии № 40 (далее – Положение; далее -гимназия) разработано на
основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утвержденным приказом Минпросвещения Российской Федерации от 22
февраля 2021г № 115, Устава МАОУ гимназии № 40 , локальных нормативных
актов гимназии.
1.2. Настоящее положение определяет структуру, содержание,
требования и порядок утверждения индивидуального учебного плана в
гимназии.
1.3. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся
с настоящим Положением осуществляется, в том числе, при приеме детей в
гимназию. Настоящее Положение подлежит опубликованию на официальном
сайте гимназии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2. Цели и задачи индивидуального учебного плана
2.1. С учетом психофизиологических возможностей, потребностей и
интересов обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться
ими по индивидуальному учебному плану. Индивидуальный учебный план
(ИУП) – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
2.2. Основной целью реализации индивидуального учебного плана
является удовлетворение образовательных потребностей и интересов
обучающихся, поддержка молодых талантов, мотивированных обучающихся,
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
обучающиеся с ОВЗ) и иных обучающихся, в том числе в целях ускоренного
обучения, посредством выбора оптимального набора учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения, а также форм
обучения в пределах осваиваемой программы общего образования, в том
числе адаптированной образовательной программы.
2.3. Основными задачами индивидуального учебного плана являются:
- поддержка обучающихся в удовлетворении их образовательных
потребностей и интересов;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным

образованием;
- обеспечение доступа к образованию детей с дезадаптацией в рамках
большого
- коллектива, детей, имеющих ограничения по здоровью;
- реализация предпрофильной подготовки обучающихся;
- эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего
образования;
- поддержка обучающихся с ОВЗ;
- поддержка обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
- организация профильного обучения на уровне среднего общего
образования.
2.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть
переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки
задолженности с момента ее образования.
2.5. Основными принципами индивидуального учебного плана в
гимназии являются:
- дифференциация;
- индивидуализация.
3. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
3.1. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному
плану определяется гимназией самостоятельно, реализация индивидуального
учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной
программы соответствующего уровня образования.
3.2. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований
федерального государственного образовательного стандарта общего
образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных
предметов, обязательных для изучения.
3.3. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного
обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана
соответствующего уровня обучения с учетом санитарно-эпидемиологических
требований и гигиенических нормативов.
3.4. При формировании индивидуального учебного плана может
использоваться модульный принцип, предусматривающий различные
варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, входящих в учебный план соответствующего уровня.
3.5. Индивидуальный учебный план составляется на один учебный год,
либо на иной срок, указанный в заявлении родителей (законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся или в заявлении
совершеннолетнего обучающегося о переводе на обучение по
индивидуальному учебному плану.
3.6. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если
индивидуальный учебный план рассчитан на срок более одного года) учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся.
3.7. При реализации образовательных программ в соответствии с
индивидуальным учебным планом могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе электронное обучение,
дистанционные образовательные технологии.
3.8. Электронное обучение, дистанционные образовательные
технологии, применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны
предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных
для них формах.
3.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних
обучающихся.
3.10. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) обучающегося.
3.11. В заявлении указывается срок освоения образовательной
программы в рамках индивидуального учебного плана, а также могут
содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных
представителей) по индивидуализации содержания образовательной
программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов,
углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения
основных образовательных программ и др.).
К заявлению могут быть приложены психолого-медико-педагогические
рекомендации по организации обучения ребенка.
3.12. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
оформляется приказом директора гимназии.
3.13. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как
правило, с начала учебного года.
3.14. Разработка индивидуального учебного плана осуществляется в
течение двух недель с момента поступления заявления совершеннолетнего

обучающегося
или
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетнего
обучающегося.
Если
обоснованием
для
индивидуального учебного плана является состояние здоровья обучающегося,
подтвержденное заключением медицинской организации с рекомендациями
об организации обучения на дому, срок составляет не более 5 рабочих дней и
индивидуальный учебный план реализуется на дому.
В случае если родители (законные представители) не согласны с
разработанным индивидуальным учебным планом, они имеют право
предложить внести в него изменения.
3.15. Индивидуальный учебный план утверждается решением
педагогического совета гимназии. Индивидуальное расписание занятий,
перечень программ обучения по учебным предметам, количество часов,
формы и сроки текущего и итогового контроля, список педагогов,
осуществляющих обучение, оформляются приказом директора гимназии.
3.16. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану вправе
получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из
библиотечного фонда, пользоваться предметными кабинетами для проведения
лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в порядке,
определенном гимназией.
3.18. Для обучающихся по индивидуальному учебному плану
определяется индивидуальное расписание занятий, перечень программ
обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и
итогового контроля; педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом
директора гимназии.
3.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план,
в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом
учебные занятия. С учетом желания, способностей обучающемуся могут быть
предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение
отдельных учебных курсов и тем в форме самообразования и других формах,
предусмотренных действующим федеральным законодательством.
3.20. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод
обучающегося осуществляются в соответствии с законодательством в сфере
образования.
3.21. Перевод обучающегося на индивидуальный учебный план не
влечет потерю права на предоставление мер социальной поддержки для
обучающегося, в том числе в случаях, когда организация предоставления мер
социальной поддержки предусматривает посещение гимназии. Гимназия
предпринимает меры для обеспечения предоставления таких мер
обучающимся по индивидуальному учебному плану.

4. Требования к индивидуальному учебному плану начального
общего образования
4.1. С начального общего образования индивидуальный учебный план
начального общего образования предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения иностранного языка;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные;
- иные учебные предметы.
4.2. Индивидуализация содержания образовательной программы
начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной
деятельности.
4.3. В индивидуальный учебный план начального общего образования
входят следующие обязательные предметные области: русский язык и
литературное чтение, математика и информатика, обществознание и
естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской
этики, искусство, технология, физическая культура.
4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы
начального общего образования составляет не более 4 (четырех) лет.
Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение
срока освоения образовательной программы начального общего образования
составляет не более 1 (одного) года. Количество учебных занятий за четыре
года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов.
4.6. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов при обучении по
адаптированным основным образовательным программам начального общего
образования по индивидуальному учебному плану срок освоения
образовательной программы может быть увеличен не более чем на 2 (два) года
независимо от применяемых образовательных технологий и в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
5. Требования к индивидуальному учебному плану основного
общего образования
5.1. С целью индивидуализации содержания образовательной
программы основного общего образования индивидуальный учебный план
основного общего образования может предусматривать:
- учебные занятия для углубленного изучения иностранного языка;
- увеличение учебных часов, отведенных на изучение отдельных
предметов обязательной части образовательной программы основного общего

образования, в том числе для их углубленного изучения;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе
этнокультурные;
- организацию внеурочной деятельности, ориентированную на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся;
- иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и
возможностей гимназии).
В индивидуальный учебный план основного общего образования входят
следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
- русский язык и литература (русский язык, литератур;
- иностранный язык;
- общественно-научные предметы (история, обществознание,
география);
- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия,
вероятность и статистика, информатика);
- естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
- искусство (изобразительное искусство, музыка);
- технология (технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
(физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
5.3. Необходимые часы выделяются за счет части учебного плана
образовательной программы основного общего образования, формируемой
участниками образовательных отношений.
5.4. Количество учебных занятий за пять лет не может составлять менее
5058 часов и более 5848 часов.
5.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного
общего образования составляет 5 (пять) лет. Индивидуальный учебный план
может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного
обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной
программы основного общего образования составляет не более 1 (одного)
года.
5.6. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов при обучении по
адаптированным основным образовательным программам основного общего
образования по индивидуальному учебному плану срок освоения
образовательной программы может быть увеличен (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

6. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего
образования
6.1. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.
6.2. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план
общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык»,
«Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика»,
«История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия»,
«Биология»,
«Физическая
культура»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»,
6.3. Учебные предметы включаются в индивидуальный учебный план на
базовом уровне или углубленном уровне изучения.
6.4. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика
и информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика».
6.5. В индивидуальном учебном плане предусмотрено обязательное
выполнение
обучающимися
индивидуального(ых)
проекта(ов).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности:
познавательной,
практической,
учебноисследовательской,
социальной,
художественно-творческой,
иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года
или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного
индивидуальным учебным планом.
6.6. Количество учебных занятий за 2 (два) года на одного
обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2516 часов.
6.7. Часы, отведенные на часть, формируемую участниками
образовательных отношений, используются для: преподавания учебных
предметов, предлагаемых гимназией; проведения учебных практик и т. п.
6.8. Гимназия обеспечивает реализацию учебных планов одного или
нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного,
социально-экономического,
технологического,
универсального.
При
составлении индивидуального учебного плана гимназия исходит из того, что
учебный план профиля обучения должен содержать не менее двух учебных
предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю
обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
6.9. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего

общего образования составляет 2 (два) года. Индивидуальный учебный план
может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного
обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной
программы среднего общего образования составляет не более 1 (одного) года.
6.10. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов при обучении по
адаптированным основным образовательным программам среднего общего
образования по индивидуальному учебному плану срок освоения
образовательной программы может быть увеличен не более чем на 1 (один)
год независимо от применяемых образовательных технологий.
7. Порядок управления реализацией индивидуального учебного
плана
7.1. Гимназия разрабатывает Положение об индивидуальном учебном
плане самостоятельно, своевременно вносит необходимые изменения,
размещает Положение на официальном сайте образовательной организации.
7.2. Гимназия несет ответственность за учебно-методическое
сопровождение реализации ИУП, за своевременное информирование
родителей (законных представителей) о формах и методах организации
образовательного процесса, об изменении условий реализации ИУП.
7.3. Гимназия обеспечивает реализацию ИУП своевременным подбором
педагогических работников.
7.4. Гимназия включает во внутреннюю систему оценки качества
образования контроль своевременности проведения учебных занятий,
консультаций, посещения учебных занятий обучающимися, ведения
необходимой документации, а также фиксирование в электронном журнале.
8. Контроль исполнения индивидуального учебного плана
8.1. Гимназия осуществляет контроль освоения основных
общеобразовательных программ, включая адаптированные, обучающимися,
перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану.
8.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному
плану, осуществляются в соответствии с «Положением о формах,
периодичности и порядке проведения текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся».
9. Государственная итоговая аттестация обучающихся
9.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся по
образовательным программам основного и среднего общего образования,

переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану,
осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
9.2. К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической
задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или
индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным
предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных), а также
имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. К
ГИА-11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической
задолженности, в полном объеме выполнившие индивидуальный учебный
план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана
за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего
образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат
«зачет» за итоговое сочинение (изложение).
10. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
10.1. Обучение по индивидуальному учебному плану финансируется в
порядке, установленном для финансирования освоения образовательной
программы соответствующего уровня, в пределах предусмотренных средств,
исходя из расходных обязательств на основе государственного задания по
оказанию государственных образовательных услуг в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
10.2. Не допускается взимание платы за разработку и утверждение
индивидуального учебного плана, обучение по индивидуальному учебному
плану, дополнительное оборудование в пределах индивидуального учебного
плана. Не допускаются установление более высокой стоимости платных
образовательных услуг при условии обучения по индивидуальному учебному
плану, повышение стоимости платных образовательных услуг при переводе
обучающегося на индивидуальный учебный план.
10.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных
планов обучающихся.
и утверждение индивидуального учебного плана, обучение по
индивидуальному учебному плану, дополнительное оборудование в пределах
индивидуального учебного плана. Не допускаются установление более
высокой стоимости платных образовательных услуг при условии обучения по
индивидуальному учебному плану, повышение стоимости платных
образовательных услуг при переводе обучающегося на индивидуальный
учебный план.
10.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных
планов обучающихся.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».