РП_ Развиваем грамотную речь_ 1-4 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

Приложение
к основной образовательной
программе НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Развиваем грамотную речь»
1- 4 класс

г. Екатеринбург 2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Развиваем грамотную речь»
Изучение учебного предмета «Развиваем грамотную речь» направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Развиваем грамотную
речь» должны отражать:
1) сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций; уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Развиваем грамотную
речь» должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
(предметной области);
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования, в том числе с учебными моделями, в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета (предметной области); формирование начального уровня
культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Развиваем грамотную
речь» должны отражать:
 воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа,
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии









языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и
как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий
родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и
письменной родной речи как показателя общей культуры и гражданской
позиции человека;
овладение первоначальными умениями ориентировать в целях, задачах,
средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбороа
адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать задания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.

Содержание учебного предмета «Развиваем грамотную речь»
1 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину:
что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2)
Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти
и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды
вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

2 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие
из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше
одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

3 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми.
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления
отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных
форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж
множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.).

4 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка,
братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от
корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих
общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре
В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Тематическое планирование , в том числе с учетом Рабочей программы
воспитания с указанием часов, отводимых на усвоение каждой темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне начального общего образования приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний
основных норм и традиций того общества, в котором они живут, бережного отношения к
природе, культуре родного края, предметам материального мира; норм коммуникативного
взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями; для активного проявления
своего познавательного, творческого личностного потенциала через систему ключевых
классных и общешкольных событий с активным участием семей и родителей
обучающихся.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе);

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих
познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога,
командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии, групповая работа или работа в парах);

поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных межличностных
отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во время урока (игровые
технологии);

формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи (шефство)

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, дающей
возможность приобрести навыки:
самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям,
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
(индивидуальные и групповые исследовательские проекты)

Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностно-открытому
образованию.
Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в
окружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научно-исследовательских
центрах, в ссузах, вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и
районных детских библиотеках, музеях города, предприятиях района и города.
Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта
самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков
самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских
отношений друг с другом и со взрослыми.

Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты
эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией;
привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и
изобретениями.
Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то предметной области
(гуманитарной, технической, математической, естественно-научной и т.д.). Участвуя в
играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами гимназии, обучающиеся
расширяют знания по темам и понимают практическую значимость этих знаний.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
всего контрольные
работы

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

0

0

https://resh

1.2. Стандартные обороты речи для участия в диалоге: Как приветствовать 1
взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно отблагодарить? Этикетные формы
обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

0

0

https://resh

1.3. Правила корректного речевого поведения в ходе диалога; 1
использование в речи языковых средств для свободного выражения
мыслей и чувств адекватно ситуации общения. Секреты диалога:
учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

0

0

https://resh

1.4. Имена в малых жанрах фольклора

1

0

0

https://resh

1.5. Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое 1
содержание.

0

0

https://resh

Раздел 1. Секреты речи и текста
1.1. Общение. Устная и письменная речь.

Итого по разделу:
Раздел 2. Язык в действии

5

2.1. Роль логического ударения.

1

0

0

https://resh

2.2. Звукопись в стихотворном художественном тексте.

2

0

0

https://resh

2.3. Как нельзя произносить слова: пропедевтическая работа по 1
предупреждению
ошибок
в
произношении
слов.
Смыслоразличительная роль ударения.

0

0

https://resh

2.4. Наблюдение за сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по 1
предупреждению ошибок в сочетаемости слов.

0

0

https://resh

3.1. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы 1
современного русского алфавита. Особенности оформления книг в
Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Значение
устаревших слов данной тематики. Русские пословицы и поговорки,
связанные с письменностью. Различные приёмы слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа. Различные приёмы слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа.

0

0

https://resh

3.2. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, 1
обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в
старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики.
Русские пословицы и поговорки, связанные с жилищем. Различные

0

0

https://resh

Итого по разделу:

5

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее

приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка и культуре русского народа. Различные приемы
научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа.
3.3. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, 2
обозначающие предметы традиционного русского быта: как
называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики.
Русские пословицы и поговорки, связанные с одеждой. Различные
приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка и культуре русского народа.
Итого по разделу:

0

0

https://resh

0

0

https://resh

0

0

7

Раздел 4. Секреты речи и текста
4.1. Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. 2
Составление текстов. Анализ информации прочитанного и
прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных
фактов.
Итого по разделу:

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

16

2 КЛАСС

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
всего контрольные
работы

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1.1. Что и как могут рассказать слова об одежде. Лексические единицы с
2
национально-культурной семантикой, обозначающие одежду.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано
с предметами и явлениями традиционного русского быта: одежда.

0

0

https://resh

1.2. Что и как могут рассказать слова о еде. Лексические единицы с
национально-культурной семантикой, обозначающие предметы
традиционного русского быта: русская кухня. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: еда.

1

0

0

https://resh

1.3. Что и как могут рассказать слова о детских забавах. Лексические
единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского быта: детские забавы, игры и
игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и явлениями традиционного русского
быта: детские игры, забавы.

1

0

0

https://resh

1.4. Лексические единицы с национально-культурной семантикой,
обозначающие предметы традиционного русского быта: слова,
называющие домашнюю утварь. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: домашняя утварь.

1

0

0

https://resh

1.5. Лексические единицы с национально-культурной семантикой,
обозначающие предметы традиционного русского быта: слова,

1

0

0

https://resh

связанные с традицией русского чаепития. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: традиция чаепития.
Итого по разделу:

6

Раздел 2. Язык в действии
2.1. Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении
слов в речи. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за
изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем
ударений.

1

0

0

https://resh

2.2. Синонимы и антонимы.

1

0

0

https://resh

2.3. Происхождение пословиц и фразеологизмов.

1

0

0

https://resh

2.4. Разные способы толкования значения слов.

1

0

0

https://resh

2.5. Учимся читать стихи и сказки.

1

0

0

https://resh

Итого по разделу:

5

Раздел 3. Секреты речи и текста
3.1. Диалог. Приемы обещния. Особенности русского речевого этикета.
Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации:
формы обращения; использование обращений ты и вы.

1

0

0

https://resh

3.2. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: отличение
главныых фактов от второстепенных; выделение наиболее
существенных фактов; установление логической связи между фактами.

1

0

0

https://resh

Создание текста: развернутое толкование значения слова.
3.3. Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: 1
лексический повтор, местоименный повтор.

0

0

https://resh

3.4. Создание текстов инструкций. Создание текстов-повествований:
заметки о посещении музеев: повествование об участии в народных
праздниках.

1

0

0

https://resh

3.5. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.

2

0

0

https://resh

Итого по разделу:

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0

0

3 КЛАСС

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

всего

контрол практические работы
ьные
работы

1

0

0

https://resh

1.2. Что и как могут рассказать слова о природе. Лексические
1
единицы с национально-культурной семантикой,
называющие природные явления и растения, например,
образные названия ветра, дождя, снега; названия растений.
"Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия
растений. Диалектные слова: почему одно явление
получает разные названия? Лексическая сочетаемость слов.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых
отражены природные явления.

0

0

https://resh

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1.1. Что и как слова могут рассказывать об отношениях между
людьми. Лексические единицы с национально-культурной
семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и
отношений между людьми, например, правда - ложь, друг недруг, брат - братнство - побратим. Синонимы.
Антонимы. Оттенки значений. Слова с суффиксами
оценки. Гнезда слов с корнями -брат-, -друг-. Жизнь слова
(на примере слова дружина): что обозначало в разные
времена, почему сохранилось? Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в которых отражены особенности
мировосприятия и отношений между людьми.

1.3. Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и
профессиях. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, называющие занятия людей,
например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик,
коробейник. Способы толкования значения слова: с
помощью родственных слов, с помощью синонимов.
Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей
в фамилиях, названиях улиц.

1

0

0

https://resh

1.4. Что и как могут рассказать слова о занятиях людей.
Лексические единицы с национально-культурной
семантикой, называющие музыкальные инструменты,
например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь.
"Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов.
Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения
слова (на примере слов гудеть, гармошка и т.п.)

1

0

0

https://resh

1.5. Названия старинных русских городов, происхождение
названий. История городов, сохранившаяся в названиях
улиц и площадей.

1

0

0

https://resh

1.6. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и
1
сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол, соловей,
зорька, солнце и т. п.: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.

0

0

https://resh

0

0

https://resh

Итого по разделу:

6

Раздел 2. Язык в действии
2.1. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить
различные оттенки значения и различную оценку, как
специфическая особенность русского языка.

1

2.2. Специфика грамматической категории рода имен
существительных в русском языке.

1

0

0

https://resh

2.3. Существительные, имеющие только форму единственного
или только форму множественного числа.

1

0

0

https://resh

2.4. Практическое овладение нормами употребления форм имен 1
существительных (родительный падеж множественного
числа).

0

0

https://resh

2.5. Практическое овладение нормами правильного и точного
1
употребления предлогов с пространственным значением,
образования предложно-падежных форм существительных.

0

0

https://resh

Итого по разделу:

5

Раздел 3. Секреты речи и текста
3.1. Особенности устного выступления.

1

0

0

https://resh

3.2. Создание текстов-рассуждений с использованием
различных способов аргументации (в рамках изученного).

2

0

0

https://resh

3.3. Редактирование предложенных текстов с целью
совершенствования их содержания и формы (в пределах
изученного в основном курсе).

1

0

0

https://resh

3.4. Создание текстов-повествований о путешествии по
городам; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами.

1

0

0

https://resh

3.5. Особенности устного выступления.

1

0

0

https://resh

Итого по разделу:

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

4 КЛАСС

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего контрольные
работы

практические
работы

1.1. Что и как могут рассказать слова об обучении. Лексические
единицы с национально-культурной семантикой, связанные
с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы,
возникновение которых связано с учением, например, от
корки до корки и т д.

2

0

0

https://resh

1.2. Что и как могут рассказать слова о родственных
отношениях в семье. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, называющие родственные
отношения, например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица. Пословицы, поговорки и
фразеологизмы, возникновение которых связано с
родственными отношениями, например, вся семья вместе,
так и душа на месте и т. д.

2

0

0

https://resh

1.3. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений,
1
наблюдение за использованием в произведениях фольклора
и художественной литературы. Лексические единицы с
национально-культурной семантикой, связанные с
качествами и чувствами людей, например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный и т.д.

0

0

https://resh

1.4. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение
2
которых связано с качествами, чувствами людей. Сравнение
с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл,

0

0

https://resh

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

но различную образную форму.
1.5. Лексика, заимствованная русским языком из языков
народов России и мира. Русские слова в языках других
народов. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и
современном толковом словаре.

1

Итого по разделу:

8

0

0

https://resh

1

0

0

https://resh

2.2. Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на 1
уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).

0

0

https://resh

2.3. История возникновения и функции знаков препинания (в
рамках изученного). Совершенствование навыков
правильного пунктуационного оформления текста.

1

0

0

https://resh

Итого по разделу:

3

Раздел 2. Язык в действии
2.1. Трудные случаи образования формы 1-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени
глаголов (на пропедевтическом уровне).

Раздел 3. Секреты речи и текста
3.1. Правила ведения диалога: корректные и некорректные
вопросы.

1

0

0

https://resh

3.2. Особенности озаглавливания текста.

1

0

0

https://resh

3.3. Соотношение частей прочитанного или прослушанного
текста: установление причинно-следственных отношений
этих частей, логических связей между абзацами текста.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

1

0

0

https://resh

3.4. Информационная переработка прослушанного или
прочитанного текста: пересказ с изменением лица (на
практическом уровне). Приёмы работы с примечаниями к
тексту.

1

0

0

https://resh

3.5. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с
точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Практический опыт
использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.

1

0

0

https://resh

3.6. Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Создание текста как результата собственной
исследовательской деятельности.

1

0

0

https://resh

Итого по разделу:

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».