Дополнительная общеобразовательная программа Основы видеомонтажа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

ПРИНЯТО: на педагогическом совете
МАОУ гимназия № 40

УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин

Протокол от «30» августа 2023 г. №1

введено в действие приказом директора
от «31» августа 2023 г. № 80-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
видеомонтажа»

Направленность: техническая
Срок реализации: 1 года
Возраст: 12-17 лет

Составитель
Столяров Глеб Михайлович,
педагог дополнительного
образования МАОУ гимназии № 40

Екатеринбург, 2023

Оглавление
1. Целевой раздел ...............................................................................................................................4
1.1. Пояснительная записка ................................................... Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Цель и задачи дополнительного образования .............. Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Планируемые результаты освоения курса. ...............................................................................7
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования ..................... Ошибка! Закладка не определена.
1.5. Формы подведения итогов реализации программы .... Ошибка! Закладка не определена.
1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы . Ошибка! Закладка не
определена.
2. Содержательный раздел ................................................................................................................8
2.1. Содержание курса .......................................................................................................................8
3. Организационный раздел ............................................................................................................10
3.1. Учебный план ............................................................................................................................10
3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный годОшибка! Закладка не определена.
3.3 Методическое обеспечение ............................................. Ошибка! Закладка не определена.
3.4 Материально-технические условия реализации программы ............. Ошибка! Закладка не
определена.
3.5. Информационное обеспечение программы .................. Ошибка! Закладка не определена.
4.Список литературы ............................................................. Ошибка! Закладка не определена.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
Характерной чертой нашего времени становится ориентация на развитие
креативности подрастающего поколения. Занятия компьютерной анимацией и графикой
и видеотворчеством эффективно способствуют художественно-творческому росту
обучающихся на разных этапах их развития.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода
образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она
позволяет разнообразить организационные формы работы с обучающимися с учетом их
индивидуальных

особенностей,

обеспечивает

рост

творческого

потенциала,

познавательных мотивов, обогащает формы взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в познавательной деятельности.
Внедрение данной программы в дополнительное образование способствует
решению проблемы поддержки одаренных детей.
Направленность программы – техническая, так как содержание способствует
формированию у обучающихся элементов технологических знаний, развитию интереса к
науке и технике, фантазии, изобретательности, потребности в творческой деятельности,
формированию основ трудовой культуры, навыков и умений работы с различными
материалами и инструментами.
Нормативно-правовое обеспечение:

-

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;

-

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение

Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);

-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневыепрограммы);

-

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении

методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»);

-

Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении

Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;

- Устав МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО.
- Образовательная программа МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО.
Вид программы – модифицированная.
В содержание данной программы входят разделы

следующих авторских

программ: «Основы видеомонтажа» Серженко Д.И. (г. Санкт- Петербург, 2016 г.) и
«Технология видеосъемки и видеомонтажа» Хагурова Т.А. (г. Краснодар, 2018 г.).
Новизна

программы заключается в возрождении интереса молодежи к

современному кинематографу, в воспитании культуры жизненного и профессионального
самоопределения.
Педагогическая целесообразность программы объясняется внедрением в
образовательный

процесс

компьютерных

технологий,

имеющих

разнообразные

возможности для развития творческого потенциала обучающегося.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в том, что она дает обучающимся комплексное понимание основ
видеосъемки и видеомонтажа, как вида искусства.
В результате обучения, обучающийся имеет элементарные познания о жанрах
кино и телевидения, технологии создания видеофильма, видеоролика, телесюжета,
тележурналистике, владеет основами видеомонтажа в программах Movavi Video и
Pinnacle Studio и Adobe Premiere
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной
программы: от 12 до 17 лет.
Этот возраст самый благоприятный для творческого развития, обучающимся

нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять
причину и следствие. А также хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому
учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде
вызывает интерес и обращает на себя внимание, ускоряет запоминание содержания.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации. А использование современных технических средств придают учебному
процессу творческий, поисковый характер, что способствует развитию творческих
способностей, обучающихся иповышению интереса.
Количество обучающихся в группе: от 10 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Сроки реализации и объем общеобразовательной программы – 1 год обучения
Форма

обучения:

очная.

При

необходимости

возможно

использование

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Уровневость программы:
– базовый уровень, предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала по блогерской деятельности, которые допускают освоение
специализированных знаний в области компьютерных программ, видео и фотосъемки
материала, обеспечивают
общеразвивающей

трансляцию

программы.

общей

Стартовый

и

целостной

уровень

картины

обеспечивает

в рамках
программа

«Компьютерная анимация и графика».

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: обучение

основам

видеомонтажного искусства,развитие

интереса к созданию видеопродукции.
Задачи программы:
Обучающие (предметные)


ознакомить с основами видеотворчества, жанрами и направлениямиразвития
мирового кино телевидения;



обучить основам сценарного мастерства;



обучить

основам

видеосъёмки,

видеомонтажа

музыкальногосопровождения и озвучивания видеофильма.
Развивающие (метапредметные)


развивать способности к самовыражению и образному восприятию
окружающего мира;



развивать познавательные способности обучающихся;



развивать устойчивый интерес к киноискусству.

Воспитательные (личностные):


формировать мотивацию, инициативность и творческий подход,ответственно



отношение
к
процессу
и результатам, к соблюдению
этических и правовых норм в информационной деятельности;



формировать активную

жизненную позицию,

потребность в

саморазвитии и самореализации;


воспитывать культуру общения на основе сотрудничества ивзаимопомощи.
1.3. Планируемые результаты освоения курса.

Предметные
Обучающиеся будут обладать комплексом определенных знаний вобласти:


истории развития кинематографии;



основных компьютерных программ для монтажа видеоматериала,этапов процесса
создания видеоматериала;



способов работы с аудио- и видеоаппаратурой;



с основами композиции кадра и видами видеосъемок;



требований организации рабочего места при работе с компьютером.

Обучающиеся будут обладать комплексом определенных умений:


создавать свои собственные видеоматериалы, используя возможности
профессиональных технических устройств;



использовать

различные

техники

монтажа и обработки

видеоматериала, уметь применять различные спецэффекты;


оформлять творческие работы;



использовать снятое и смонтированное видео в докладе, статье,мультимедиапрезентации.

У обучающихся будут развиты:


образное, пространственное мышление

при

создании ярких,

выразительных образов;


воображение, творческая активность, фантазия;



уважительное

отношение

к

человеку-творцу

через

результатыгссобственной творческой деятельности сверстников, через их оценку.
У обучающихся будут сформированы:


основы художественного вкуса;



основы эстетического восприятия окружающего мира;



основы социально-значимых качеств личности обучающихся (самостоятельность,
ответственность,

готовность

к

взаимопомощи,

коммуникабельность,

доброжелательность);


ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

Личностные:


сформированнность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:


активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
Раздел 1. Техника безопасности. Введение в программу
Теория: Техника безопасности при работе с компьютером, техника
противопожарной безопасности, правила поведения на занятии. Основные темы
изучения: история развития кинематографа, драматургия фильма, основные этапы
создания видеофильма (задумка, сценарий, план съемки), основы операторского
мастерства, видеосъемки, монтажа, озвучивания.
Практика: Просмотр видеоматериалов.
Раздел 2. Видеооборудование. Техническое устройство и принцип работы
видеокамеры
Теория. Сведения общего характера об оборудовании, используемом для
производства фильмов в домашних условиях (видеокамера, компьютер). Системы
цветного телевидения. Устройство и принцип работы видеокамеры. Советы по выбору
видеокамеры.
Практика. Индивидуальное изучение панели управления видеокамеры.

Раздел 3. Основы работы с видеокамерой. Различные виды съемок
Теория. Правильный ручной захват видеокамеры. Начало работы с видеокамерой.
Знакомство с инструкцией. Включение и настройка «баланса белого».
Настройка режима съемки (автомат, ручная съемка).
Практика. Отработка правильного ручного захвата камеры и порядка действий
при включении камеры. Съемка видеоролика.
Раздел 4. Структура видеофильма
Теория. Основные понятия: эпизоды, сцены, кадры. Структура фильма: завязка,
экспозиция, кульминация, развязка. Правила развития сюжета. Понятие и виды
конфликта.
Практика. Просмотр и анализ конкурсных фильмов-минуток.
Раздел 5. Основы композиции кадра. Виды видеосъемок
Теория. Правила съемки интерьера, пейзажа, портрета, натюрморта.
Съемка движущейся камерой.
Окружение и линии. Цветовое решение композиции. Освещенность.
Отображение пространства. Размещение человека на экране.
Практика. Упражнения на съемку интерьера, портрета, натюрморта. Выход на
природу на съемку пейзажа. Упражнения на применение наезда, отъезда,
панорамирования.
Упражнения на съёмку человека в кадре, в пространстве. Применение цветовых
решений в разную погоду, в разноосвещённых помещениях.
Раздел 6. Видеомонтаж в программе Windows Movavi Video
Теория: Знакомство с программой. Импорт изображений, клипов, звуков, музыки.
Создание видеопереходов, видеоэффектов. Создание названий слайдов и титров. Монтаж
фильма. Просмотр и редактирование фильма. Сохранение фильма.
Практика: Монтаж видео с применением видеоэффектов.
Раздел 7. Нелинейный видеомонтаж в программах Pinnacle Studio и Adobe
Premiere
Теория: Знакомство с программой. Импорт изображений, клипов, звуков, музыки.
Создание видео переходов, видеоэффектов. Создание названий слайдов и титров.
Монтаж фильма. Просмотр и редактирование фильма. Сохранение фильма.
Практика: Монтаж видео с применением видеоэффектов.
Раздел 8. Творческая работа
Теория: Основные правила и требования к творческой работе и еезащите.
Порядок работы над творческой работой:
- определение темы работы;
- изучение литературы по выбранной теме, анализ;
- подготовка творческой работы;
- защита.
Практика: Создание творческой работы:
- работа с литературой;
- составление плана работы;
построение защиты своей
работы.Защита творческой работы.

Раздел 9. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за
год.
Практика:Коллективное
обсуждение
итогов
учебного года
индивидуальное осмысление собственных результатов.

и

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
№
п/п

Тема, раздел

Количество часов
Теория

Итого

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1. Техника безопасности.
Введение в программу

8

2. Видеооборудование.
Техническое
устройствои принцип
работы видеокамеры

8

8

работы
с
3. Основы
видеокамерой.
Различныевиды съемок

16

24

40

Практическая
работа

4. Структура
видеофильма

8

8

40

Практическая
работа

5. Основы композиции
кадра. Виды
видеосъемок

16

72

88

Практическая
работа

6. Видеомонтаж

в8программе Windows
Movavi
168
176Video Практическая
работа

7. Нелинейный
видеомонтаж
Программах Pinnacle
Studio и Adobe
Premiere

16
в

96

112

2

80

88

8. Творческая работа

8
16

Опрос
Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа
10

9. Итоговое занятие
10. Самоподготовка
Итого:

8

8

0

0

96

480

Опрос

54
630

3.2.Календарный учебный график
№
п\п

Месяцы

Разделы

Кол-во часов

1

Сентябрь

Техника безопасности.
Введение в программу
Видеооборудование.
Техническое устройствои
принцип работы
видеокамеры
Основы
работы
с
видеокамерой. Различные
виды съемок

8



Опрос,
просмотр;

16



Участие детей
в турнирах

Структура видеофильма
Основы композиции
кадра. Виды
видеосъемок
Видеомонтаж

40
88

2

3

4
5

Октябрь
Ноябрь

6

Январьдекабрь
Февральмарт

7

8
9

Апрель
Май

Нелинейный видеомонтаж
Программах PinnacleStudio
и Adobe Premiere
Творческая работа
Итоговое занятие

Форма контроля

40

впрограмме
WindowsMovavi Video
176
в 112

88
8

Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора.

3.3. Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы осуществляется на базе МАОУ гимназия №40, расположенной по
адресу г. Екатеринбург, ул. Мичурина 181.

В рамках реализации программы учебный компьютерный кабинет
должен удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям.
Оборудование:

- видеокамера;
- компьютеры или ноутбуки, оснащенные выходом в Интернет;
- столы, стулья;

11

-доска;

- шкаф для УМК и библиотеки.
В

соответствии

с

целями

программы

предусматривается

применение

современного программного обеспечения: Microsoft Power Paint, Windows Movie Maker.
Умение работать с этими программными продуктами составляет успех в различных
сферах учебной деятельности обучающегося.

1) Аппаратное обеспечение:
- IBM PC – совместимый компьютер;
- процессор Pentium-II 300 ивыше;
- оперативная память 128 Мб и больше;
-

видеокарта, поддерживающая 16-битный цвет (= 65 000 оттенков) и

разрешение 800х600 (желательно – 1024x68);

2) Программное обеспечение:
- операционная система: Windows 2000 или Windows XP;
- редакторы Corel Draw, Adobe PhotoShop 7.0 и выше;
- операционная система WINDOWS;
- текстовый процессор MS Office Word 2007(2010);
- программаMS Office Power Paint 2007(2010);
- Windows Movie Maker (Киностудия);
3) Оборудование, необходимое для реализации программы:
- мультимедийная проекционная установка;
- принтер черно-белый, цветной;
- чертежные инструменты;
- электронный носитель информации;
- диски с клипарт картинками.
4)

Канцелярские

принадлежности:

ручки,

карандаши,

маркеры,

корректоры; блокноты, тетради; бумага разных видов и формата (А3, А4, А2); клей;
файлы, папки и др.
4. Список литературы.
Для педагогов:

1.

Леонтьев В.П. Работа на компьютере 2014: Windows 8.1 + Office
12

2013/365. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014 – 640 с.: ил.

2.

Ломакин П.А. Системы домашнего видеомонтажа на персональном

компьютере. – М.: Майор, 2004

3.

Медведев Г. С., Пташинский В. С. "AdobeAfterEffects CS3 с нуля!

Видеомонтаж, анимация, спецэффекты: книга + Видеокурс (CD)." – Триумф, 2008.

4.

Петров М. Н. Компьютерная графика: Учебник для вузов. 3-е изд.

СПб.: Питер, 2011. – 544 с.: ил.

5.

Резников Ф.А., Комягин В.Б. Видеомонтаж на компьютере. - М.:

Триумф, 2002.

6.

Серженко Д.И. авторская программа: «Основы видеомонтажа» г.

Санкт-Петербург, 2016 г.

7.

Целебеева С. М. К вопросу об использовании информационных

компьютерных технологий в начальной школе [Текст] / С. М. Целебеева, Г. Б. Прончев
// Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г.
Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 187-189.

8.

Хагуров Т.А. авторская программа «Технология видеосъемки и

видеомонтажа» г. Краснодар, 2018 г.).
Интернет-ресурсы:

1.

https://www.movavi.ru/support/how-to/

2.

https://videoredaktor.ru/

3.

https://video-editor.su/tutorial.php
Для обучающихся:

1.

Симаков В.Д. Когда в руках видеокамера // Искусство в школе. -

2006. - № 1. - С. 55-56.

2.

Симаков В.Д. Внимание, снимаю! // Искусство в школе. - 2006, №2, С.

34-39, и № 3.

3.

Рейнбоу В. Видеомонтаж и компьютерная графика. СПб.: Питер,

2005 г.

4.

Щербаков Ю.В. Сам себе и оператор, сам себе и режиссер. М.:

Феникс, 2000 – 448 с.

5.

Медведев Г. С., Пташинский В. С. Adobe After Effects CS3 с нуля!

Видеомонтаж, анимация, спецэффекты: книга + Видеокурс (CD). – Триумф, 2008 – 270 с.

6.

Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый фильм в Pinnacle
13

Studio/Studio Plus version 10.5 (+CD-ROM). – Изд-во НТ-Пресс, 2007 - 304 с.
Аннотация
«Основы

видеомонтажа»

–

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа технической направленности.
Вид программы – модифицированная.
Программа предназначена для обучающихся от 12 до 17 лет. Срок
реализации – 1 год.
Цель программы: обучение основам видеомонтажного искусства, развитие
интереса к созданию видеопродукции.
Для реализации цели предполагается решение основных задач: ознакомить с
основами видеотворчества, жанрами и направлениями развития мирового кино
телевидения; обучить основам сценарного мастерства; обучить основам видеосъёмки,
видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания видеофильма. формировать
мотивацию, инициативность и творческий подход, ответственное отношение к процессу
и результатам, к соблюдению этических и правовых норм в информационной
деятельности.
В содержание программы включены следующие разделы: основы работы с
видеокамерой, виды съемок, основы композиции кадра, видеомонтаж в программах
Windows Movavi Video, Pinnacle Studio и Adobe Premiere.
Формы реализации программы: групповые занятия.
В результате освоения программы обучающиеся повысят уровень компьютерной
грамотности, будут обладать основными приёмами видеомонтажа, базовыми знаниями
по работе со звуковыми сопровождениями создаваемого фильма.

14


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».