Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Крепкий орешек

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

ПРИНЯТО: на педагогическом совете
МАОУ гимназия№40

протокол от «30» августа 2023г. №1

УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ гимназия № 40
Н. А. Дикин
введено в действие приказом директора
от «31» августа 2023 г. № 80-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Крепкий орешек»

Направленность: естественно-научная
Срок реализации: 2 года
Возраст: 7-10 лет

Составители
Богодухова Ирина Валерьевна,
педагог дополнительного образования
МАОУ гимназии №40
Шкред Мария Павловна,
педагог дополнительного образования
МАОУ гимназии №40
Седова Екатерина Александровна,
педагог дополнительного образования
МАОУ гимназии №40

Екатеринбург, 2023

Оглавление
1. Целевой раздел ...........................................................................................................................................3
1.1 Пояснительная записка .............................................................................................................................3
1.2 Цели и задачи дополнительного образования .........................................................................................5
1.3 Планируемые результаты освоения курса ...............................................................................................7
1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
дополнительного образования .......................................................................................................................7
2. Содержательный раздел .............................................................................................................................8
2.1 Содержание курса .....................................................................................................................................8
2.2. Тематическое планирование.................................................................................................................. 14
3. Организационный раздел ......................................................................................................................... 19
3.1 Учебный план ......................................................................................................................................... 19
3.2 Календарный учебный график на 2023-24 учебный год ....................................................................... 20
3.3 Материально-технические условия реализации программы ................................................................. 20
3.4. Информационное обеспечение программы .......................................................................................... 20
Список литературы ....................................................................................................................................... 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ......................................................................................................................................... 23

2

1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Крепкий орешек» разработана для
обучающихся начальной школы. Относится к естественно-научному направлению, которое
способствует формированию у обучающихся познавательной активности в сфере естественных
наук.
Нормативно-правовые основания для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
-

Указ

Президента

РФ

от

7

мая

2012

г.

№

599

"О

мерах

по

реализации

государственнойполитики в области образования и науки";
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29декабря
2014 г. № 2765-р);
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от
29 мая 2015 г. № 996-р);образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвящения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе
Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования кустройству,
содержанию и организации режима работы образовательныхорганизаций ДО детей»;
- Уставмуниципальногоавтономногообщеобразовательногоучреждения гимназия№40
Отличительныеособенности и новизна программы:
Занятия по программе «Крепкий орешек» специально направлены на развитие
логического, эвристического и творческого мышления учащихся. В этом качестве программа
обеспечивает реализацию следующих принципов:


принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при
руководящей роли педагога;
3



принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и
эмоционального,

репродуктивногоипродуктивногообучения,

улучшениюзрительнойислуховойпамяти, каквыражение комплексного подхода;


принцип связи обучения с жизнью;



постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
Актуальность программы:
Актуальной проблемой̆ современной̆ психологии образования и педагогики является

значительный̆ рост количества школьников, имеющих трудности в освоении программы.
Данная

программа

позволяет

реализовать

работу

по

развитию

межполушарного

взаимодействия у обучающихся начальных классов. Межполушарные связи как совокупность
сложных (многоуровневых) процессов обеспечивают согласованную работу полушарий мозга.
Отсутствие взаимной связи или снижение интеграции в работе полушарий негативно влияет на
психическое развитие ребенка.
Программа
кинезеологических,

реализуется

посредствам

нейропсихологических,

использования

дидактических

и

психомоторных
т.д.,

направленных

игр:
на

синхронизацию работы полушарий, что повышает его функциональные возможности, а
также психографику. Т.е. ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой,
только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в
работу правого и левого полушарий. Под влиянием выполняемых заданий происходят
положительные изменения. Формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и
пространственная

координация,

повышаются

возможности

произвольного

внимания,

самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность,
расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальцы, появляется
большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.
Педагогическая целесообразность:
Данная программа разработана для решения проблемы коррекции и развития внимания
обучающихся начальных классов, как одной из важнейших психических функций, влияющих
на развитие познавательной сферы ученика. Проблема развития внимания в настоящее время
становится все более актуальной. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и
находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием. От уровня
развития произвольного внимания зависит также развитие и формирование других
когнитивных процессов: памяти, мышления и интеллектуальных способностей.
Практическая значимость:
Программа представлена следующими блоками:
4



Блок

психодинамических

и

координационно-регулирующих

игр:

обеспечивает

оптимизацию протекания интеллектуальных и регуляторных функций. Улучшает
ориентировку в пространстве и на собственном теле. Способствует развитию
зрительного и двигательного анализатора. Повышает возможности произвольного
внимания ребенка.


Блок вазомоторных и зрительно-моторных игр: расширяет перцептивное видение,
развивает

у ребенка

умение

различать,

сопоставлять,

сравнивать,

обобщать.

Увеличивает объем зрительной памяти. Стимулирует развитие пространственной
координации и зрительно-моторной точности, согласованности, координированности,
ритмичности, при выполнении тонкомоторных движений.


Блок игр на основе психографики: способствует формированию сложных произвольных
форм зрительно-моторной координации и зрительно пространственного восприятия.
Расширяет возможности графомоторных навыков и умений ребенка. Гармонизирует
работу головного мозга.

1.2 Цели и задачи дополнительного образования
Цель программы:
Комплексное развитие и коррекция познавательной и когнитивно-личностной сферы
обучающихся.
Задачи программы:


развивать познавательные процессыобучающихся (различных видов восприятия,
внимания,

памяти,

логического

мышления,

воображения,

ощущений,

общей

координации и координации тонких движений, развитие аналитических способностей,
умственных операций отвлечения и обобщения);


формировать психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, т.е.
таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность
осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и
в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться
словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему
требований);



формировать

психологические

новообразования

младшего

школьного

возраста

(внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане
без опоры и реального манипулирования объектами;
5



обучать рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей
деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.
Отличительныеособенности:

Занятия по программе «Крепкий орешек» специально направлены на развитие логического,
эвристического и творческого мышления учащихся. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
Принципыпрограммы:
Принцип принятия безусловной ценности внутреннего мира ребенка, приоритетность
потребностей, целей и ценностей его развития.
Принцип

научности:

развитие

межполушарного

взаимодействия

является

основой

интеллектуального развития ребенка. Использование в работе с детьми специально
подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного
взаимодействия.
Принцип

системности:

программа

направлена

на

гармонизацию

психического

функционирования и личности ребёнка в целом.
Принцип комплексности: воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную,
когнитивную и сенсомоторную сферы.
Принцип «от простого к сложному»: это дидактический принцип, который обязательно
учитывается при построении коррекционной программы для детей.
Принцип безоценочного подхода.
Срокиреализациипрограммы:
2 годаобучения.Возрастдетей,участвующихвреализацииданнойпрограммы7-10 лет.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их
индивидуальные и возрастные особенности.
Занятияучебныхгрупппроводятся1развнеделюпо35минут.

Основная

форма

образовательного процесса – игровая.
На

занятияхпредусматриваются

следующие

формыорганизацииучебной

деятельности:
- индивидуальная(воспитанникудаетсясамостоятельноезаданиесучетомего возможностей);
- фронтальная(работав коллективеприобъясненииновогоматериалаили отработке определенной
темы);
- групповая(разделениенаминигруппыдлявыполненияопределеннойработы);
6

- коллективная(выполнениеработыдляподготовкиколимпиадам, конкурсам).
Основныевидыдеятельностиучащихся:
-решениезанимательныхзадач;
-самостоятельнаяработа;
-работавпарах,вгруппах;
-творческиеработы.

1.3 Планируемые результаты освоения курса
Ожидаемыерезультаты:
- предупреждение, ослабление или снятие выявленных нарушений;
- создание базовых предпосылок для полноценного участия психических процессов в
овладении чтением, письмом, математическими знаниями;
- развитие высших психических функций;
- стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного
обеспечения психических процессов;
- функциональная активация подкорковых образований мозга.

1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования
Формыподведенияитоговреализациидополнительнойобщеразвивающей
программы:
- тестирование;
- практическиеработы;
- творческиеработыучащихся;
- контрольныезадания.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Режим занятий: 1 раз в неделю по 35 минут;
Минимальный состав группы – 10 человек
Максимальный состав группы – 15 человек
При необходимости (большой наполняемости группы) она делится на две подгруппы.
7

2.Содержательный раздел
2.1 Содержание курса
Содержание курса
(первый год обучения)
Октябрь
Диагностика уровня развития познавательных процессов. Выявление уровня развития
внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Практическая деятельность,
конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы.
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом;
развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной
деятельности.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к
комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и
числах; формирование первоначальных навыков счета.
Ноябрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную
ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы.
Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения;
формирование первоначальных навыков счета.
Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие
четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и
числах; формирование первоначальных навыков счета.
Декабрь

8

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную
ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы
Развитие

познавательных

процессов;

развитие

сенсорных

и

познавательных

способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о
форме,

цвете;

формирование

умений

ориентировки

в

пространстве;

формирование

первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к
комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и
числах; формирование первоначальных навыков счета.
Январь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную
ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы.
Развитие

познавательных

процессов;

развитие

сенсорных

и

познавательных

способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о
форме,

цвете;

формирование

умений

ориентировки

в

пространстве;

формирование

первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Февраль
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную
ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы
9

Развитие

познавательных

процессов;

развитие

сенсорных

и

познавательных

способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о
форме,

цвете;

формирование

умений

ориентировки

в

пространстве;

формирование

первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие
четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и
числах; формирование первоначальных навыков счета.
Март
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную
ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы.
Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения;
формирование первоначальных навыков счета.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к
комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и
числах; формирование первоначальных навыков счета.
Апрель
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную
ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы.
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом;
развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной
деятельности.
Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие
четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
10

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и
числах; формирование первоначальных навыков счета.
Май
Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей; анализ
деятельности за год.
Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий.
2 год обучения
Октябрь
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления
на начало года. Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и
групповая формы работы.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и
числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных
навыков.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к
комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие

познавательных

процессов;

развитие

сенсорных

и

познавательных

способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о
форме,

цвете;

формирование

умений

ориентировки

в

пространстве;

формирование

представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Ноябрь
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих
способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть;
развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со
свойствами – прозрачность и гибкость.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы.
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих
способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть;
развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со
свойствами – прозрачность и гибкость.

11

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к
комбинированию; формирование конструкторских умений; закрепление представлений о цвете
и форме.
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений;
развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности,
смекалки, находчивости.
Декабрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную
ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и
числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных
навыков.
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие
пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать,
анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие
пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать,
анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Январь
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом;
развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной
деятельности; ознакомление с числами и цифрами.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы.
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом;
развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной
деятельности; ознакомление с числами и цифрами.
Февраль
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
12

формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную
ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и
числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных
навыков.
Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм,
цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и
«целое».
Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных
умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие
пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами –
«прозрачность» и «гибкость».
Март
Развитие

познавательных

процессов;

развитие

сенсорных

и

познавательных

способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о
форме,

цвете;

формирование

умений

ориентировки

в

пространстве;

формирование

представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы.
Развитие

познавательных

процессов;

развитие

сенсорных

и

познавательных

способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о
форме,

цвете;

формирование

умений

ориентировки

в

пространстве;

формирование

представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к
комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений;
развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Апрель
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности

13

действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную
ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая
формы работы.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и
числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных
навыков.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к
комбинированию;

развитие

конструктивных

способностей;

развитие

смекалки,

сообразительности.
Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие
координации движений; подготовка руки к письму.
Май
Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей; анализ
деятельности за год.
Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий.

2.2. Тематическое планирование
№ п/п

Тема занятия
Развивающие способности

1

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

Количество
часов
1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления.
2

Развитие концентрации внимания.

1

Тренировка памяти.
3

Тренировка внимания.

1

Развитие мышления.
4

Тренировка слуховой памяти.

1

Развитие мышления.
5

Тренировка зрительной памяти.

1

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
14

6

Поиск закономерностей.

1

Совершенствование воображения.
Развитие мышления.
7

Совершенствование воображения.

1

Развитие логического мышления.
8

Развитие логического мышления.

1

Совершенствование мыслительных операций.
9

Развитие концентрации внимания.

1

Тренировка внимания.
Развитие мышления.
10

Тренировка внимания.

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
11

Тренировка слуховой памяти.

1

Развитие мышления.
12

Тренировка зрительной памяти.

1

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
13

Поиск закономерностей.

1

Совершенствование воображения.
Развитие мыслительных операций.
14

Совершенствование воображения.

1

Совершенствование мыслительных операций.
15

Развитие логического мышления.

1

Развитие мышления.
16

Развитие концентрации внимания.

1

Развитие мышления.
17

Тренировка внимания.

1

Тренировка слуховой памяти, внимания.
Развитие мышления.
18

Тренировка слуховой памяти.

1

Развитие мышления.
19

Тренировка зрительной памяти.

1

Развитие мышления.
15

20

Поиск закономерностей.

1

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
21

Совершенствование воображения.

1

Развитие мышления.
22

Развитие логического мышления

1

23

Развитие концентрации внимания.

1

Развитие мышления.
24

Тренировка внимания.

1

Развитие мышления.
25

Тренировка слуховой памяти.

1

Совершенствование мыслительных операций.
26

Тренировка зрительной памяти.

1

Развитие мышления. Графический диктант.
27

Поиск закономерностей.

1

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
28

Совершенствование воображения.

1

Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.
29

Развитие концентрации внимания.

1

Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
30

Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года.

1

Итого:

30

2 год обучения

№ п/п Тема занятия. Развивающие способности
1

Всего

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и 1
мышления на начало года.
16

2

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

1

3

Развитие концентрации внимания.

1

Логические задачи на развитие аналитических способностей.
4

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности

1

рассуждать.
5

Тренировка зрительной памяти.

1

Логические задачи на развитие аналитических способностей.
6

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности

1

рассуждать.
7

Развитие пространственного воображения.

1

8

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие

1

способности рассуждать.
9

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие

1

аналитических способностей.
10

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности

1

рассуждать.
11

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие

1

аналитических способностей.
12

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения

1

рассуждать.
13

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических

1

способностей.
14

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

15

Развитие логического мышления.

1

Решение логических и творческо-поисковых задач.
16

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие

1

способности рассуждать.
17

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических

1

способностей.
18

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.
17

1

19

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие

1

аналитических способностей.
20

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности

1

рассуждать.
21

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

22

Развитие логического мышления.

1

23

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие

1

аналитических способностей.
24

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических

1

способностей.
25

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности

1

рассуждать.
26

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие

1

аналитических способностей.
27

Поиск закономерностей.

1

28

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

29

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения

1

рассуждать и анализировать.
30

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических

1

способностей.
Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года
(Выявление уровня развития познавательных процессов)
Итого:

30

18

3.Организационный раздел
3.1 Учебный план
Учебный план первого года обучения

1.

Общее
количес
тво
часов

Теория

Практика

30

10

20

Итого учебных часов

30

10

20

Всего часов

30

10

20

Первый год обучения

В том числе

Формы аттестации
\ контроля

Педагогическое
наблюдение,
открытые
занятия,анализ
достижений

Учебный план второго года обучения

1.

Общее
количес
тво
часов

Теория

Практика

30

10

20

Итого учебных часов

30

10

20

Всего часов

30

10

20

Второй год обучения

19

В том числе

Формы аттестации
\ контроля

Педагогическое
наблюдение,
открытые
занятия,анализ
достижений

3.2 Календарный учебный график на 2023-24 учебный год

№
п\п
1
2
3
4

Месяцы

Разделы

Сентябрь-октябрь
Ноябрь-декабрь
Январь-март
Апрель-май

Первый год
обучения

Кол-во часов
7
8
8
7

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение;
опрос;
диагностика
(тестирование);
анализ
достижений.

Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора.

3.3 Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы осуществляется на базе МАОУ СОШ № 62, расположенной по
адресу г. Екатеринбург, ул. Большакова 18.
Кабинет и его оснащение:
 Проектор
 Экран
 Ноутбук
 Акустическая система (колонки)
3.4. Информационное обеспечение программы
Для реализации программы используются цифровые образовательные ресурсы,
которые разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят:
-диагностика и коррекция стресса
-аудиовизуальная стимуляция "Групповой"
- анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся
основные положения темы;
- творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты,
проблемные ситуации, направленные на осмысление материала.
20

-работы с цифровым образовательным ресурсом.

Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Математические прописи 1 класс: учебное пособие/ Э.И. Александрова. - 3 –е изд;
стер.-Москва: Просвещение, 2022.
2. Нестандартные задачи на уроках математики в начальной школе. Левитас Г.Г.- м.:
Илекса ,2018.
3. Нейропсихология. Игры и упражнения/ Праведникова И.И.- М.: АЙРИС- пресс,
2022.
4. Предметные олимпиады 1-4 класс: русский язык, математика, окружающий мир/
авт.- сост. И.А.Тонкогубова.- Волгоград: ИП Гринин Л.Е.-2021.
5. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: психомоторные игры/ Т.П.
Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс,2022.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
1. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 2021.
2.

Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми». –
М.:Айрис-Пресс, 2021

3. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Банк И. А. Как развить внимание и память
вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М., 2020.
4. Салли Годдарт Блайт «Хорошо сбалансированный ребенок». – М.: Начальное
образование, 2020
5. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1-2 класса, часть1,2/ Л.В.
Мищенкова – 2-е изд.- М.: Издательство РОСТ, 2022.
Сведения о разработчиках
Богодухова Ирина Валерьевна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж
работы - 29 лет, в ОУ № 40 - 16лет.
Уральский государственный педагогический университет., учитель начальных
классов.
Шкред Мария Павловна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж работы
-8 лет, в ОУ № 40 –5 лет.
21

Университет имени Абая Мырзахметова, город Кокшетау, учитель начальных
классов.
Седова Екатерина Александровна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее,
стаж работы - 15 лет, в ОУ № 40 - 9 лет.
Уральский государственный педагогический университет, учитель начальных
классов.
Аннотация
Направленность программы: естественно-научная
Цель программы: комплексное развитие и коррекция познавательной и
когнитивно-личностной сферы обучающихся.
Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет.
Продолжительность реализации программы: 2 года.
Режим занятий: занятия 1 час в неделю
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах.
Краткое содержание:данная программа позволяет реализовать работу по
развитию межполушарного взаимодействия у обучающихся начальных классов.
Межполушарные связи как совокупность сложных (многоуровневых) процессов
обеспечивают согласованную работу полушарий мозга. Отсутствие взаимной связи или
снижение интеграции в работе полушарий негативно влияет на психическое развитие
ребенка.
Программа реализуется посредствам использования психомоторных игр:
кинезиологических, нейропсихологических, дидактических и т.д., направленных на
синхронизацию работы полушарий, что повышает его функциональные возможности, а
также психографику. Т.е. ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только
левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается
включенность в работу правого и левого полушарий. Под влиянием выполняемых заданий
происходят положительные изменения. Формируются межполушарные связи, улучшается
сенсомоторная и
пространственная координация,
повышаются возможности
произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительномоторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук,
укрепляются кисти и пальцы, появляется большая согласованность, точность, плавность
мелкомоторных движений.

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Упражнение «Координацияиравновесие».
Цель:активизациямеханизмаадаптациикумственнымнагрузкам.Основныеупражнен
ия.



Упражнение«Мозаика».
Цель:стимуляциямыслительныхпроцессовиречи.



Упражнение«Раскрашивание:левойрукой,правойрукой,двумяруками».
Цель:снятиеинерционных
состояний,увеличениеэнергетическогоитворческогопотенциала.



Упражнение«Тарели».
Цель:развитиекратковременнойпамяти.



Упражнение«Каллиграфия».
Цель:развитиезрительноговнимания,скоростипространственноговосприятия,абстр
актногомышления.



Упражнение«Переключаемость».
Цель:
развитиеспособностибыстропереключатьвниманиесобъектанаобъектисочетатьумс
твенныеифизическиедействия.



Упражнение«Танграм».
Цель:Развитиеспособностикорганизациипространства.



Упражнение«Визуальнаялогика».
Цель:развитиеспособностиодновременносвосприятиемструктурироватьинформац
ионныйпоток.



Упражнение«Текст».
Цель:развитиеспособноститочновоспроизводитьтекстовуюинформацию.



Упражнение«ТаблицыШульте».
Цель:развитие
периферическогозрительноговосприятияискоростимыслительныхпроцессов.



Упражнение«Пирамидки».
Цель:развитиеспособностигенерироватьсобственныеалгоритмыдействий.



Упражнение«Примеры».
23

Цель:Комплекснаяактивизациямыслительногопроцесса.


Упражнение«Мультики».
Цель:развитиеспособностиудерживатьобразспоследующимегообозначением.



Упражнение«Соберикартинку».
Цель:развитиеспособностимысленнокомпоноватьобразы.

24


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».