МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №40 ПРИНЯТО: на педагогическом совете МАОУ гимназия № 40 УТВЕРЖДАЮ: директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин протокол от «30» августа 2023 г. №1 введено в действие приказом директора от «31» августа 2023 г. № 80-О Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаг до школы» Направленность: социально-гуманитарная Срок реализации: 6 месяцев Возраст: 5-7 лет Составители: Антонова Н.Д., Легкоступова Н.В., учителя начальной школы МАОУ гимназии № 40 Екатеринбург, 2023 Оглавление 1. Целевой раздел .......................................................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................... 3 1.2. Цели и задачи дополнительного образования .................................................................. 4 1.3 Планируемые результаты освоения курса .............................................................................. 5 1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования................................................................................... 6 2. Содержательный раздел ............................................................................................................ 6 2.1 Содержание курса.................................................................................................................... 6 2.2. Учебно-тематическое планирование ..................................................................................... 8 3. Организационный раздел ........................................................................................................ 11 3.1 Учебный план ........................................................................................................................ 11 3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год ...................................................... 12 3.3 Методическое обеспечение .................................................................................................. 12 3.4 Материально-технические условия реализации программы................................................ 13 Список литературы ..................................................................................................................... 14 Список литературы для обучающихся ....................................................................................... 14 Сведения о разработчике ............................................................................................................ 14 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительна образовательная программа «Шаг до школы» пропедевтический курс для дошкольников разработана с учётом возрастных и психологических особенностей детей 5-7 летнего возраста. Программа «Шаг до школы» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Программа реализуется в рамках социальнопедагогического направления. Нормативно-правовые основания для разработки программы: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; - Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); - Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Приказ Минпросвящения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» - Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия №40 Новизна программы состоит в следующем: специфика организации подготовки детей к школе заключается в связи форм организации работы на уроках в первых классах с основными игровыми формами организации занятий в детском саду, включением игровых проблемнопрактических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий с опорой на обогащённую предметную среду. учёт отличий возрастных особенностей детей дошкольного и школьного возрастов, сопровождение занятий на подготовительных курсах педагогом- психологом; обучение детей осуществляется на базе гимназии, что способствует дальнейшей положительной адаптации к обучению в начальной школе; учитываются возможности образовательной организации. Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью более тесного взаимодействия семьи и образовательной организации на этапе подготовки детей к школе. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Иногда это ведёт к нарушению психического и соматического здоровья детей. Данная программа помогает комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. 3 Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью оказания помощи родителями педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, в том числе, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие их интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Концепция программы рассматривает преемственность как создание благоприятных комфортных условий перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становиться успешная адаптация к новым образовательным условиям. Концепция программы базируется на следующих принципах: непрерывность развития ребёнка; общее развития ребёнка на основе его индивидуальных возможностей; развитие творческих способностей детей; развитие и укрепление здоровья личности; развитие духовно-нравственных убеждений личности; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; преемственность между уровнями образования. Основанием для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребёнка, на зону его «ближайшего развития». создание условий для включения ребёнка в новые социальные формы общения; подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности. В основе дополнительной образовательной программы «Шаг до школы «лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребёнка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности, содержат развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. 1.2. Цели и задачи дополнительного образования Цель программы: обеспечить равные стартовые условия прихода детей в школу, позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям жизни. Задачи программы: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы; развитие коммуникативных навыков; формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей развитье обще учебных умений охрана и укрепление здоровья. Программа «Шаг до школы» состоит из следующих модулей: «Путь к Азбуке», «Математические ступеньки», «Умные пальчики. Конструирование», «Развитие и сотрудничество», «В мире звуков». Сроки реализации программы Программа рассчитана на 6 месяцев: 96 часов Порядок организации работы по реализации программы: продолжительность занятий в группах – 25 минут; форма проведения занятий – групповая; минимальный состав группы – 15 человек 4 максимальный состав группы – 30 человек режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (в рабочие дни) с перерывом на отдых 15 минут, либо 1 раз в неделю 4 часа (по субботам) Формы, методы, технологии обучения технологии: личностно-ориентированное и развивающее обучение; дифференцированное обучение; игровые технологии; здоровье –сберегающие технологии. Формы организации деятельности: индивидуальная; парная; групповая; творческая мастерская; занятие-игра; занятие – праздник. 1.3 Планируемые результаты освоения курса Ожидаемы результаты освоения программы «Шаг до школы» описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: - любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; - эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; - способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); - способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и 5 способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; - овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования Формы подведения итогов реализации программы проведение «Дня открытых дверей» итоговая выставка творческих работ детей Способы определения результативности: наблюдение за детьми, беседы, индивидуальные и групповые, беседы с родителями; формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста; взаимодействие в коллективе: игры, тесты, беседы с родителями. 2. Содержательный раздел 2.1 Содержание курса Модуль «Путь к Азбуке» (24 ч) Теория: Игрушки. Игры. Школьные принадлежности. Готовимся к школе. Времена года: осень. В магазине «Овощи и фрукты». Откуда к нам пришла посуда? Времена года: зима. Рождественские путешествия. Животные. Стихи, рассказы, сказки о животных. Транспорт. Сказочный транспорт. Правила уличного движения. Весна. Растения. Цветы и деревья. Составление рассказа по серии картинок. Сочиняем слова. Ищем сравнение, которое запрятано в слове. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Качества неодушевлённых предметов - материал, форма, цвет, размер и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением. Особенности сказок, стихотворений. составление рассказов об окружающем мире: цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луна (по плану, предложенному учителем, или по аналогии). Практика: Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказок. Устное описание окружающего мира. Обучение задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких 6 впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др Сравнение и классификация предметов окружающего мира. Модуль «Математические ступеньки» (24 ч) Теория: Пространственные отношения. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Логические задания на развитие памяти и мышления. Путешествие точки. Страна Геометрия. Логические задания на развитие внимания, воображения. Что больше? Что меньше? Уравнивание на примере действий героев русских сказок. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Решение задач на комбинаторику и преобразование. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. Практика: Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Прописывание элементов арабских цифр. Моделирование отношений между частями и целым. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Обведение рисунков по контуру. Раскрашивание рисунков, дорисовывание объектов, рисование геометрических фигур по клеточкам. Построение отрезков при помощи линейки. Различение и использование разных видов штриховки и ее направления. Модуль «Умные пальчики» (18 ч) Работа с пластилином Теория: Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Знакомство с техническими сведениями пластилина: твѐрдый и мягкий, цвет – красный, жѐлтый, зелѐный, синий, чѐрный, белый, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Знакомство с приѐмами работы с пластилином: раскатывание в ладонях и на дощечке (столбик), скатывание в ладонях (шар), раскатывание в ладонях овальной формы (огурец), расплющивание (блин), вдавливание (яблоко), вытягивание столбика (морковка), размазывание по картонке, «пальчиковое рисование». Практика: Тренировка использования разнообразных приемов работы с пластилином на практике: раскатывание в ладонях и на дощечке (столбик), скатывание в ладонях (шар), раскатывание в ладонях овальной формы (огурец), расплющивание (блин), вдавливание (яблоко), вытягивание столбика (морковка), размазывание по картонке, «пальчиковое рисование». Выполнение творческих работ (поделок): колобок, фрукты и овощи, собака, кошка, небо, рыбка. Работа с бумагой Теория: Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Знакомство с техническими сведениями: свойства бумаги (сгибается, рвѐтся, намокает, мнѐтся, режется), цвет бумаги (красный, жѐлтый, зелѐный, синий, чѐрный, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый), 21 понятие об аппликации (размещение в контуре элементов аппликации, сочетание цветов в орнаменте), инструменты для работы с бумагой (ножницы, клей, шаблон, карандаш). Знакомства с приѐмами работы: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала. Практика: Отработки на практике работы с ножницами. Тренировка использования разнообразных приемов работы с бумагой на практике: складывание 7 пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала. Выполнение творческих работ (оригами): кошка, кораблик. Работа с аппликацией из круга и треугольников. Разбор алгоритма складывания коробочки из бумаги. Изготовление различных фигур приёмом «выщипывания» Работа с красками и гуашью Теория: Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Правила работы с красками и гуашью. Знакомство с приёмами рисования: рисование по сырому, примакивание, тычкование, рисование пальчиками. Понятие об аппликации (размещение в контуре элементов рисунка. аппликации. Практика: Отработки на практике приёмов рисования разными материалами: акварельными красками, гуашью, восковыми мелками. Выполнение творческих работ Букет цветов, бабочки, изготовление открытки для мамы. Создание орнаментов: в круге, в полосе. Рисование пальчиками. Оттиск пробками, печатками. Рисование восковыми мелками. Монотопия. Обведение ладошки. Печатание трафаретом. Кляксография. Приёмы: «примакивание», «тычкование Модуль «В мире звуков» (12 ч) Содержание курса: Теория Неречевые и речевые звуки. Звукоконструктор. Звуки и мимика. Тон, тембр голоса. Сила голоса. Практика: Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука. Управлять голосом. Модуль Развитие и сотрудничество (18 ч) Содержание курса: Общение (умеем общаться с другими детьми и со взрослыми). Изменение стиля общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Сотрудничество, дружелюбие (работаем вместе), творчество (развиваем воображение, фантазию) секреты памяти, внимания, волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу). Вербальные и невербальные средства общения. Диалогическая речь как способ конструктивного способами взаимодействия с детьми и взрослыми (умение договаривается, обмениваться предметами, распределяет действия при сотрудничестве). 2.2. Учебно-тематическое планирование Модуль «По дороге к Азбуке» (24 ч) № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование темы занятия Игрушки Игры Играем в магазин Школьные принадлежности. Готовимся к школе. Играем в школу. Времена года: осень. 8 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 В магазине «Овощи и фрукты». Откуда к нам пришла посуда? Времена года: зима. Рождественские путешествия. Животные в нашей жизни. Защита и охрана «братьев меньших». Играем в зоопарк Стихи, рассказы, сказки о животных Транспорт. Сказочный транспорт. Путешествуем по городу. Правила уличного движения. Весна. Природа вокруг нас Растения. Цветы и деревья. Приключение солнечного зайчика. Составление рассказа о весне по серии картинок Сочиняем слова. Ищем сравнение, которое запрятано в слове. Скоро в школу! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Модуль «Математические ступеньки» (24ч) № Наименование темы п/п 1 Последовательность выполнения действий на сюжетных картинках 2 Русская народная сказка «Репка». Следующий, за, перед, между. 3 Что находится внутри? Логические задания на развитие памяти и мышления. 4 Какие бывают дорожки? Прямая, кривая, лабиринт. 5 Как не заблудиться в лесу? 6 Путешествие вокруг земного шара. Точка. Отрезок. Окружность. 7 Страна Геометрия. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. 8 Сколько углов в комнате? 9 Думаю, рассуждаю. Логические задания на развитие внимания, воображения. 10 Что на что похоже? Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. 11 Что на что похоже? Сравнение предметов по разным признакам. 12 Что длиннее? Г. Остер «38 попугаев». 13 Большой, маленький 14 Высокий, низкий 15 Третий лишний. Решение практических задач. 16 Уравнивание. Русская народная сказка «Два жадных медвежонка». 17 Путешествие в страну чисел. 18 Где сколько? Столько же сколько… 19 Охота за цифрами. 20 Конструируем цифры. 21 Удивительные фигуры. 22 Отгадываю ребусы. 23 Играю, комбинирую. 24 Итоговое занятие. Играем в математику. 9 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Модуль «Умные пальчики. Конструирование» (18 ч) 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 Наименование темы Развиваю пальчики Волшебная страна «Пластилиния» «Маленький Тимошка на одной ножке» «По дороге с облаками» «Осенний сад». Вазы с фруктами «В гостях у сказки». Лепка сказочных животных «У леса на опушке». Применение образа ёжика в композиции Волшебная бумага Обработка бумаги. Конструирование поделок из заготовок квадратной формы. Домашние животные – кошка, собака. Декоративные украшения из фигур геометрической формы. (Аппликация) «Гуси-Лебеди». Оригами. «Фанфан-Тюльпан». Работа с бумагой «В лесу родилась ёлочка». Наряжаем ёлочку игрушками из цветных кругов. Изготовление фигур матрешки, грибка приемом «выщипывание» Аквариум с рыбками. Коллективная работа. «Праздник к нам приходит». Изготовление открытки в технике «квиллинг» Краски, которые меня окружают «Радуга». Знакомство с приемами работы, с красками и кистью. «Золотой гребешок». Создание образа петуха при обведении ладошки, рисование пальчиками. Декоративные украшения в композиции «В полосе» с помощью приемов «примакивания», «набрызгивания» «Букет цветов». Создание композиции техникой «печать по трафарету». «Бабочки – красавицы». Монотопия. «Наш Зоосад». Создание образа животного. Техника «тычкование» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Модуль «В мире звуков» (12ч) № п/п Наименование темы Тема 1. Неречевые и речевые звуки 1 2 3 1 2 3 В мире звуков. Звуки «да» и звуки «нет». Какие звуки мы слышим и говорим? Тема 2. Звукоконструктор Ритм слова. Звук под микроскопом. Угадай звук. Тема 3. Звуки и мимика 10 Кол-во часов 3 1 1 1 3 1 1 1 3 Звуковой пазл. 1 2 3 1 1 1 3 1 1 1 В поисках потерянных согласных звуков. В поисках потерянных гласных звуков. Тема 4. Учимся управлять голосом. Звуковой оркестр. Голосовая «пьеса». В царстве звуков. 1 2 3 Модуль «Развитие и сотрудничество» (18 ч) № п/п 1 2 3 4 5 6 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 Наименование темы Кол-во часов Тема 1. Общение 6 Знакомство. Учимся общаться. Эмоции в общении. Я и другие. Вместе веселее. Правила игры. Лесная путаница. Тема 2. Сотрудничество, дружелюбие Узнаём настроение Сказки о дружбе. Секреты дружбы Тема 3. Творчество. Рисуем двумя руками. «Охота» на ошибки. Путь к победе. Тема 4. Секреты памяти, внимания. Играем в ассоциации. «Бюро находок» Играем в разведчиков. Тема 5. Волевые качества Как попросить помощи? Работаем в команде. Хочу, не хочу. 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3. Организационный раздел 3.1 Учебный план № 1. Название разделов, тем По дороге к Азбуке Общее кол-во часов 24 11 В том числе Теория 12 Формы аттестации \ Практика контроля 12 Педагогическое наблюдение, анализ 2. Математические ступеньки 24 12 12 3. Умные пальчики. Конструирование В мире звуков 18 9 9 12 6 6 18 96 96 9 48 48 9 48 48 4. 5. Развитие и сотрудничество Итого учебных часов Всего часов достижений 3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год № п\п 1 2 Месяцы Октябрь Ноябрь 3 Декабрь 4 Январь – февраль Март 5 Разделы По дороге к Азбуке Математические ступеньки Умные пальчики. Конструирование В мире звуков Развитие и сотрудничество Кол-во часов 24 24 18 Форма контроля Тестирование; Опрос, просмотр; Игровые программы; 12 18 Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора. 3.3 Методическое обеспечение Демонстрационный материал 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Звуковой домик. Таблицы «времена года». Предметные картинки. Сюжетные картинки. Иллюстрации к сказкам. Наборы муляжей овощей и фруктов. Раздаточный материал Карточки с предметными картинками. Сюжетные картинки по темам. Трафареты для штриховки. Математические ступеньки Демонстрационный материал Таблицы «Репка», «За. перед, между», «Первый, последний», «Справа, слева», «Больше, меньше», «Угол», «Прямая», «Отрезок», «Луч», «Круг», «Окружность». Геометрические фигуры. Сюжетные картинки. 12 4. Предметные картинки. 5. Весы. 6. Посуда разных объемов. Раздаточный материал 1. Наборы геометрических фигур. 2. Наборы полосок разной длины, цвета и ширины. 3. Книги-раскраски. 2. 3. 4. Умные пальчики Тематический словарь в картинках. Учебно-практическое оборудование: простейшие инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, материалы (цветная бумага, картон, пластилин, ткань) цветные, ластик. Демонстрационные таблицы и технологические карты по темам: • • • • • • • Таблицы по техники безопасности Работа с бумагой Работа с пластилином Оригами Природные материалы Работа с разными материалами Сюжетные картинки 1. 2. 3. 4. 5. Развитие и сотрудничество Образцы для срисовывания к Гештальт-тесту Бендера. Бланки с заданиями к методике МЭДИС 6-7. Набор игрушек. Мяч. Колокольчик. 1. 2. 3. 4. В мире звуков Предметные картинки. Фишки с цифрами. Артикуляционный профиль. Модели звуков, слов, предложений. Экранно – звуковые средства 1. Коллекция мультимедийных презентаций, соответствующих программе 2. СD- диски 3. Коллекция мультимедийных физминуток. 3.4 Материально-технические условия реализации программы Реализация программы осуществляется на базе МАОУ СОШ № 62, расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Большакова 18. Проектор Экран 13 Ноутбук Акустическая система (колонки) Список литературы 1. Безруких М.М «Ступеньки к школе «Азбука для дошкольников». Издательство «Дрофа», 2017г. 2. Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Мир чисел и фигур». Издательство «Дрофа», 2017г. 3. Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Учимся писать». Издательство «Дрофа», 2017г. 4. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г. 5. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2016 г. Список литературы для обучающихся Серия книг «Школа для дошколят» 1. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем мышление» «РОСМЭН» 2006 2. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН» 2006 3. «Учимся считать» «РОСМЭН» 2006 4. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН» 2006 5. «Развиваем внимание» «РОСМЭН» 2006 6. «Развиваем память» «РОСМЭН» 2006 7. «Учимся читать» «РОСМЭН» 2006 8. «Учимся писать» «РОСМЭН» 2006 Сведения о разработчике Легкоступова Наталья Викторовна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж работы - 28 лет, в ОУ № 40 - 23 года Ярославский государственный педагогический институт, педагогика и методика начального обучения Антонова Надежда Дмитриевна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж работы - 27 лет, в ОУ № 40 - 22 года Нижнетагильский государственный пединститут, педагогика и методика начального обучения Аннотация Направленность программы: социально-гуманитарная. Цель программы: обеспечить равные стартовые условия прихода детей в школу, позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям жизни. Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Продолжительность реализации программы: 6 месяцев 14 Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (в рабочие дни) с перерывом на отдых 15 минут, либо 1 раз в неделю 4 часа (по субботам) Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание: Дополнительная образовательная программа «Шаг до школы» пропедевтический курс для дошкольников разработана с учётом возрастных и психологических особенностей детей 5-7летнего возраста. Курс «Шаг до школы» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника», снизить эмоциональную тревожность, повысить самооценку ребёнка. Программа курса «Шаг до школы» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Программа состоит из следующих модулей: «Путь к Азбуке», «Математические ступеньки», «Умные пальчики», «Развитие и сотрудничество», «В мире звуков». Большое внимание на занятиях уделяется формированию практических навыков, поэтому основными видами деятельности являются игра (дидактические и сюжетно-ролевые), театрализованное представление, экскурсия, занятие-путешествие, соревнование, викторина. 15 16