ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ СОО— 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 40
ПРИНЯТО решением педагогического
совета МАОУ гимназия №40

УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ гимназия
№ 40 ___________________Дикин Н.А.

Протокол от «30» августа 2023 г. №1

Приказ от «31» августа 2023 г. № 80-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ СОО
на 2023-2025 гг.

г. Екатеринбург

Оглавление
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................ 2
РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................................................ 3
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ........................................................................................................ 8
3.1 Уклад общеобразовательной организации ..................................................................................... 8
3.2. Виды, формы и содержание деятельности...................................................................................10
3.2.1. Модуль «классное руководство» ...............................................................................................10
3.2.2. Модуль «внеурочная деятельность» .........................................................................................11
3.2.3. Модуль «урочная деятельность» ...............................................................................................12
3.2.4. Модуль «взаимодействие с родителями (законными представителями)» .............................13
3.2.5. Модуль «внешкольные мероприятия» ......................................................................................14
3.2.6. Модуль «организация предметно-пространственной среды».................................................14
3.2.7. Модуль «самоуправление» .........................................................................................................15
3.2.8. Модуль «профилактика и безопасность»..................................................................................16
3.2.9. Модуль «социальное партнерство» ...........................................................................................17
3.2.10. Модуль «профориентация» ......................................................................................................17
3.2.11. Модуль «ключевые творческие периоды (основные школьные дела)» ..............................18
3.2.12. Модуль «школьные медиа» ......................................................................................................20
3.2.13. Модуль «добровольческая деятельность» ..............................................................................20
3.2.14. Модуль «детские общественные объединения».....................................................................21
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ...................................................................................................23
4.1 Кадровое обеспечение ....................................................................................................................23
4.2 Нормативно-методическое обеспечение.......................................................................................25
4.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями .......................................................................................................................................25
4.4.Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся .........................................................................................................................................26
4.5.Анализ воспитательного процесса в организации .......................................................................27

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Рабочая программа воспитания МАОУ гимназии № 40 (далее – Программа
воспитания) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
федеральная рабочая программа воспитания», утвержденной 23.06.2022 года на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с учётом
Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) и Плана мероприятий по
её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от
12 ноября 2020 г. № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400),
федеральной основной образовательной программы (далее — ФООП) начального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
372), основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 370), среднего общего образования (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371).
1.2. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими
программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
1.3. Программа воспитания:
● предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;
● разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей
(законных представителей);
● реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
● предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
● предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
1.4. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
1.5. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её
содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с
особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой,
контингентом
обучающихся
и
их
родителей
(законных
представителей),
направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей
углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные
интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЕВОЙ
2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и

нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
2.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики
в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания
детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
2.3. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
● развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
● формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
2.4. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
● усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
● формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
● приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
● достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ
в соответствии с ФГОС СОО.
2.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
● осознание российской гражданской идентичности;
● сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
● готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
● наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
● сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.6. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
2.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней

российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
2.8. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП СОО
установлены ФГОС СОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение
которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для
выполнения требований ФГОС СОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
2.8.1. Гражданское воспитание:
● осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
● сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней
российской
государственности,
с
Российским
государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания;
● проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду;

● ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона
и правопорядка, прав и свобод сограждан;
● осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
● обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и другие объединениях, акциях, программах).
2.8.2. Патриотическое воспитание:
●
выражающий
свою
национальную,
этническую
принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу;
● сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
● проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам,
памятникам народов, проживающих в родной стране — России;
● проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
2.8.3. Духовно-нравственное воспитание:
● проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения;
● действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий
неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим
ценностям;
● проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан;
● понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми
разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
● ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины
для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье,
ухода от родительской ответственности;
● обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной
и мировой духовной культуры.
2.8.4. Эстетическое воспитание:
● выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия;
● проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние;
● проявляющий понимание художественной культуры как средства

коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве;
● ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
2.8.5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
● понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей;
● соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде;
● выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни;
● проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья;
● демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
● развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении,
в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
2.8.6. Трудовое воспитание:
● уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны,
трудовые достижения российского народа;
● проявляющий способность к творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда;
● участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом
труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства Российской
Федерации;
● выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
● понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном
обществе;
● ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
2.8.7. Экологическое воспитание:
● демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде;
● выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;

● применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве;
● имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
2.8.8. Ценности научного познания:
● деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений;
● обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения
науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном,
социально-экономическом развитии России;
● демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений;
● развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной
областях познания, исследовательской деятельности.
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
3.1 Уклад общеобразовательной организации
МАОУ гимназия №40 располагается в Октябрьском райнег.Екатеринбурга, где
находятся еще пять статусных общеобразовательных организаций (гимназия №13, лицей
№110, гимназия №94, гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилеваа», гимназия №210), что,
с одной стороны, обеспечивает потенциальные возможности тесного взаимодействия, а
с другой стороны, порождает конкурентные отношения.
Ресурсы получения обучающимися дополнительного образования за пределами
Гимназии определяются возможностями районного Дома творчества школьников,
музыкальной школы №12. Из спортивных центров относительно доступны
спорткомплексы «Луч» и «Юность», лыжная база ЦПКиО, спортивный клуб
«Спартаковец», Детская спортивная школа № 3. В пешеходной доступности находятся
зоопарк, Дом кино, Театр кукол, Оперный театр, библиотека главы города. Таким
образом, социально-педагогическая среда микрорайона, в котором находится гимназия,
имеет возможности для активной социализации обучающихся.
С 2012 года Гимназия, являясь базовой площадкой по отработке нормативноправовых документов и практических семинаров по введению ФГОС ООО
(распоряжение Управления образования Администрации г.Екатеринбурга от 28.02.2012,
№ 538/36) и городским опорным центром по направлению «Реализация Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(распоряжение Управления образования Администрации города Екатеринбурга от
22.01.14г. № 62/46/36), реализовывает федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования.
К числу сильных сторон Гимназии следует отнести сформированные традиции,
ориентацию на повышенный уровень гуманитарного образования, организацию
образовательной деятельности на основе системно – деятельностного подхода с высокой
долей внеурочной общеразвивающей деятельности.
Гимназия № 40 – образовательная организации с открытой социокультурной средой,
обеспечивающей качественное гуманитарное образование, самоорганизацию и
саморазвитие в образовательной деятельности, формирование гражданской идентичности,

патриотизма, становление личностного самоопределения обучающихся, готовности к
творческой созидательной деятельности.
Гимназия активный участник инновационных процессов системы образования
города Екатеринбурга: базовая площадкой УрГПУ в реализации проекта Министерства
образования и науки РФ «Внедрение стандарта профессиональной деятельности
педагога»,
городская
сетевая
инновационная
площадка
по
направлению
«Организационно-управленческое
обеспечение
деятельности
образовательной
организации по внедрению ФГОС ООО», участник апробации типовых
образовательнопросветительских программ всероссийского проекта «Родительский
университет» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», г. Москва).
12 мая 2022 года было начато строительство нового здания гимназии общей
площадью 24,3 тысячи квадратных метров. 1 сентября 2023 года строительство было
завершено и новый учебный год участники образовательных отношений начали в новом
здании. Проектная мощность нового здания гимназии – 1000 человек.
На сегодня контингент МАОУ гимназии № 40 составляет 43 класса общей
численностью 1200 обучающихся.
Сейчас образовательная организация является опытно-экспериментальной
площадкой «Института стратегии развития образования» Министерства просвещения
Российской Федерации, готова к реализации модели школы полного дня в рамках проекта
«Школа Минпросвещения России».
На базе нового здания будут реализованы новые проекты, связанные с
соревнованиями в области мобильной и промышленной программируемой робототехники,
используемой в реальном секторе экономики, обучению детей конструированию, сбору и
управлению беспилотными летательными аппаратами. Библиотечно-информационный
центр гимназии
становится городским и областным методическим центром по
обеспечению передовыми технологиями и методиками и, взаимодействуя с городскими,
региональными и Всероссийскими библиотеками, позволит существенно повысить
качество образования в районе, городе и области. Современно оборудованная
медиастудия позволит создавать полноценные медиапродукты и может быть использована
не только для обучения созданию видеоконтента, но и записи профессиональных
программ. Уже в начальной школе дети смогут создавать 3-д модели. Подготовлены к
реализации проекты, которые позволят сформировать у учащихся навыки здорового
образа жизни, осознанного выбора будущей профессии с участием в этих программах и их
родителей.
При реализации модуля «Школа полного дня» в рамках проекта «Школа
Минпросвещения России» происходит интеграция общего и дополнительного
образования. Во внеурочное время дети имеют возможность получать дополнительное
образование, в том числе на платной основе. В рекреациях создаются креативные зоны
для обучающихся разных параллелей, способствующие накоплению знаний, развитию
навыков в определенном направлении (тест профессии). Коллектив гимназии ставит перед
собой задачу не просто приобщить детей к искусству, литературе, привить любовь к
спорту и дать инженерные навыки для выбора будущей профессии, но научить детей
создавать в каждой области свой законченный продукт, т.е. перейти от конвергентного
мышления - к дивергентному и творческому: процессу создания качественно новых
уникальных ценностей (предметов, идей, произведений искусства). Поэтому в гимназии
представлена робототехника на уровне программируемых машин, воплощаются IT –
технологии в сфере конструирования и управления беспилотными летательными
аппаратами, активно ведется работа по обучению и разработке медиапродуктов:
продюсерский центр, театральная студия; развиваются VR-технологии.
Гимназия имеет свой индивидуальный стиль и образ. При сотрудничестве с
Уральским государственным архитектурно-художественным университетом в МАОУ

гимназии № 40 разработаны индивидуальный стиль и символика образовательной
организации. Индивидуальный стиль использован в дизайнерских решениях при отделке
помещений и фасада здания.

3.2. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.2.1. Модуль «классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
 работу с коллективом класса;
 индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
 работу с учителями, преподающими в данном классе;
 работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе
(организационные классные мероприятия);
 Познавательная,
трудовая,
спортивно-оздоровительная,
духовнонравственная,творческая, деятельность, позволяющая: а) вовлечь обучающихся с
самыми разными потребностями (возможность самореализоваться); б) установить
и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе (интересные и
полезные для личностного развития обучающегося, совместные дела с
обучающимися вверенного класса);
 проведение классных часов, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
регулярные внутриклассные мероприятия, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение
за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями,
а также (при необходимости) – со школьным психологом.







поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют
их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять
на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по
ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов
между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.2.2. Модуль «внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей,которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Курс внеурочной деятельности
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
Математический клуб
Шахматы в школу
Совет обучающихся
Театр мод "Stylяжки"
Музейное дело
Киноклуб
Литературный клуб
Творческая мастерская
Сценическая речь
Игра в себя
Поём вместе
Античное наследие
Олимпиадный русский
Юнармейский отряд "Дружба
Волонтерский отряд "Синяя птица"
Медиажурналистика
История России: трудные вопросы
Экспериментальная физика
Теоретическая механика
Вероятность и статистика
Проектная деятельность

Формат
Курс
Курс
Клуб
Курс
Объединение
Объединение
Курс
Объединение
Объединение
Курс
Курс
Курс
Курс
Курс
Курс
Объединение
Объединение
Курс
Курс
Курс
Курс
Курс
Курс

3.2.3. Модуль «урочная деятельность»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой

информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих
познавательную
мотивацию,
возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии,
групповая работа или работа в парах);
 поддержка
мотивации к получению знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во
время урока (игровые технологии);
 формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи
(шефство)
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников,
дающей возможность приобрести навыки:
самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (индивидуальные
и групповые исследовательские проекты)
Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностно-открытому
образованию.
Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в
окружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научно-исследовательских
центрах, в сузах, вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и
районных детских библиотеках, музеях города, предприятиях района и города.
Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта
самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков
самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских
отношений друг с другом и со взрослыми.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты
эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией;
привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и
изобретениями.
Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то предметной области
(гуманитарной, технической, математической, естественно-научной и т.д.). Участвуя в
играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами гимназии, обучающиеся
расширяют знания по темам и понимают практическую значимость этих знаний.
3.2.4. Модуль «взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
На групповом уровне:
 участие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации обучающихся (Совет родителей);

обсуждение вопросов возрастных особенностей обучающихся, форм и способов
доверительного взаимодействия родителей с детьми (мастер-классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов);
 обсуждение наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся
(общешкольные, классные родительские собрания);
 получение ценных рекомендаций и советов от профессиональных психологов,
врачей, социальных работников (родительский всеобуч);
 обсуждение интересующих родителей вопросов, а также виртуальные
консультации психологов и педагогов (форум в СГО, анкетирование на сайте
гимназии).
На индивидуальном уровне:
 решение острых конфликтных ситуаций (работа специалистов по запросу
родителей, школьная служба примирения)
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 координации воспитательных усилий педагогов и родителей (индивидуальные
консультации).


3.2.5. Модуль «внешкольные мероприятия»
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям;
 организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного
дня в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др. с привлечением к их
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, 14кскурсии т. П.,
организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий,
биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, исторических
деятелей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны и др.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта;
 внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнерами школы.
3.2.6. Модуль «организация предметно-пространственной среды»
Предметно-пространственная среда в гимназии основывается на системе ценностей
программы воспитания, является частью уклада и способом организации воспитательной
среды, отвечает требованиям экологичности, природосообразности, эстетичности,
безопасности, обеспечивает обучающимся возможность общения, игры, деятельности и
познания. Предметно-пространственная среда выстроена в единстве; заложенные в
программе воспитания ценности – раскрыты, визуализированы.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает:

 оформление внешнего вида, фасада, холла при входе здания школы
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования (флаг, герб);
 изображения символики российского государства в разные периоды
тысячелетней истории России, исторической символики регионов на специальных стендах
с исторической информацией гражданско-патриотической направленности;
 карты России, регионов, муниципальных образований (современные и
исторические, точные и стилизованные, географические, природные, культурологические,
художественно оформленные, в том числе материалами, подготовленными
обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона,
России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания;
 художественные изображения (символические, живописные, фотографические,
интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов
традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
 портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, деятелей
культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
 звуковое пространство в школе –аудио сообщения в школе (звонки,
информации, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности, исполнение гимна Российской Федерации;
 «места гражданского почитания» в помещениях школы или на прилегающей
территории для общественно-гражданского почитания лиц, событий истории России;
школьные мемориалы воинской славы, памятники, памятные доски;
 «места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т. П.;
 размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об
интересных событиях в школе;
 благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и игровых
площадок, доступных и безопасных оздоровительно-рекреационных зон, свободное,
игровое пространство школы, зоны активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги
могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
 благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместе с
обучающимся в своих классах;
 событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;
 совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация символики
школы (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма и т. П.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
 акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.).
Предметно-пространственная средавыстроена как максимально доступная для
детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ.
3.2.7. Модуль «самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство

собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
 участие
в
управлении
образовательной
организацией
и
принятии
административных решений, затрагивающих права и законные интересы
обучающихся (Совет обучающихся);
 облегчение распространения значимой для школьников информации и получение
обратной связи от классных коллективов (Совет обучающихся);
 инициирование, организация и проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, вечеров, акций и т.п. (Совет обучающихся).
На уровне классов:
 представление интересов класса в общешкольных делах, координирование его
работы с работой общешкольных органов самоуправления и классных
руководителей (старосты классов);
На индивидуальном уровне:
 вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел (классные руководители);
 реализация школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п. (старосты классов, дежурные)
3.2.8. Модуль «профилактика и безопасность»
Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между
обучающимися, обучающимися и педагогами — направление деятельности в школе,
целью которого является создание условий для успешного формирования и развития
личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных
ситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательных
отношений к неблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:
 целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, представителей службы медиации, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и т. Д.);
 разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса,
сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в
школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями

(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде,
профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные
молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного
движения, безопасность на воде, на транспорте, противопожарная безопасность,
гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. Д.);
 организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
 поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познание (путешествия),
испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в
том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших
обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения и др.);
 поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся,
требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты,
дети с ОВЗ и т. Д.).
3.2.9. Модуль «социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при
соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и т. П.);
 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
 открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские,
совместные), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых
обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального
образования, региона, страны;
 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т. Д. направленности, ориентированные на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
3.2.10. Модуль «профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
школьников
по
направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка

– подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.
Гимназия реализует профориентационную программу «ПРОФМИНИМУМ» на
базовом уровне, которая охватывает учащихся с 10 по 11 класс.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий
не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности.
Эта работа осуществляется следующим образом:
 подготовкаобучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего (циклы профориентационных часов);
 расширение знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий,
о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности (профориентационные игры: деловые игры,
квесты, решение кейсов);
 формирование уобучающихся начального представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии (экскурсии
на предприятия города);
 посещениедней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и
вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
вмастер классах, посещение открытых уроков;
3.2.11. Модуль «ключевые творческие периоды (основные школьные дела)»
Ключевые творческие периоды – это тематические периоды, соответствующие
учебным четвертям, включающие традиционные общешкольные мероприятия, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые
творческие периоды обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную
позицию к происходящему в школе.
Вгимназииучебный год делится на четыре периода:
1. «Науки юношей питают…» - период включает проведение мероприятий
научной направленности, развивающих любознательность обучающихся,
позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их
научную картину мира (День знаний, дни науки, неделя наук, «Игры разума»,
«Литературный КВН»)
2. «Право – искусство добра и справедливости» - период включает проведение
мероприятий правовой направленности, формирующих у обучающихся
правовую культуру гражданина РФ, состоящую из сознательного отношения к
своим правам и обязанностям перед обществом и государством, закрепленным в
Конституции РФ, глубокого уважения к законам и правилам человеческого
общества, готовности соблюдать и выполнять их требования (День конституции,

тематические классные часы, дни финансовой грамотности, дебаты, правовые
игры).
3. «Звезды зажигаются здесь» - период включает проведение мероприятий
творческой направленности, направленных на раскрытие творческих
способностей обучающихся, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие («Артмикс», спектакли театральной студии
«Зазеркалье», «Февромарт»).
4. «Гимназист. Гражданин. Патриот»- период включает проведение мероприятий
патриотической направленности,способствующих развитию в личности высокой
социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становлению
личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной
проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества (фестиваль
военной песни «Песня, опаленная войной», конкурс военной поэзии «Строки,
зовущие к победе», тематические классные часы).
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума («Гражданин гимназии – гражданин России», «Крылья
доброты» и т.д.).
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям («Георгиевская ленточка», «Зажги синим», «День героя
Отечества» и т.д.).
На школьном уровне:
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия, связанные со значимыми для детей
и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы
(День знаний, День учителя, День гимназии и т.д.).
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей
(Посвящение в гимназисты).
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения
друг к другу («Парад достижений»).
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в Совет обучающихся,
ответственных за подготовку общешкольных мероприятий;
 участие школьных классов в реализации общешкольных мероприятий;
 проведение в рамках класса итогового анализа участия обучающихся в
общешкольных мероприятиях, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных мероприятий на уровне Советаобучающихся.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможностикаждого ребенка в ключевые мероприятиягимназии в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.


3.2.12. Модуль «школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
 школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей;
 школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных
сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной
диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы
открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
 школьная телестудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется
монтаж новостных, познавательных, документальных, анимационных роликов с
акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
 участие школьников в муниципальных, региональных или всероссийских
конкурсах школьных медиа.
3.2.13. Модуль «добровольческая деятельность»
Гимназия реализует проект «Крылья доброты», которыйпреследует основную идею
— воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а
отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к
человеку.Данныйпроект направлен наформирование нравственных и коммуникативных
качеств
личности
через
организацию
общественно-полезной
деятельности,
способствующей самореализации личности гимназиста.
Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание,
забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение
общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Принципами
деятельности
волонтером
являются:
добровольность,
безвозмездность, законченность, добросовестность.
На базе МАОУ гимназия № 40 функционирует волонтерский отряд «Синяя птица».
Основные направления работы волонтерского отряда МАОУ гимназии № 40:
1. Социальное направление (совместно с социальными службами города).
Патронирование детских домов, пожилых людей, инвалидов.

2. Профилактическое направление (курение, алкоголизм, употребление ПАВ, ВИЧ и
другие инфекционные заболевания, толерантность, экстремизм). Пропаганда
здорового образа жизни.
3. Экологическое направление (совместно со специалистами города). Охрана
окружающей среды. Сборы макулатура. Воспитательные беседы, лекции и мастерклассы.
4. Патриотическое направление. Оказание помощи ветеранам ВОВ и пожилым
людям. Воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него
ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего
народа, государства, освоение навыков самоуправления.
Волонтерский отряд имеет свой план работы, руководителя, символику.
Деятельность отряда отражается на информационных стендах гимназии, на сайте
гимназии, в социальных сетях исредствах массовой информации. Ученическое
самоуправление координируетдеятельность волонтерских отрядов. Именно эта
тесная связь обеспечиваетэффективное взаимодействие всех созданных в гимназии
ученических структур дляуспешного решения воспитательных задач.
3.2.14. Модуль «детские общественные объединения»
Действующее на базе образовательной организации детское общественное
объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,
созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. От 20.12.2017) «Об
общественных объединениях» (ст. 5).
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь
другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как
внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать
других:
агитбригады;
социальные проекты и акции;
военизированные игры на местности;
патриотические акции и мероприятия
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности
к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой
символики детского объединения – наличие значков отличия у юнармейцев, эмблемы у
волонтеров). Проведение ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения.
В МАОУ гимназия № 40 действуют следующие детские общественные
объединения:
Наименование
ШСК «Стимул»

ЮИД

Направление деятельности
- участие в организации спортивных событий и
соревнований;
- представление школы на соревнованиях
различного уровня.
- изучение ПДД, овладение практическими
навыками безопасного поведения на улицах и

Совет обучающихся
Волонтерский отряд «Синяя птица»
Юнармейский отряд «Дружба»

Танцевальная студия «Феникс»
Музыкальная студия «Экспромт»
Театральная студия «Зазеркалье»

Литературный клуб

Киноклуб

Орлята России

дорогах и оказания первой помощи пострадавшим
при дорожно-транспортных происшествиях;
- участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях
и мероприятиях, проводимых в рамках детского
творчества;
- проведение массово-разъяснительной работы по
пропаганде безопасности дорожного движения;
- реализация системы школьного самоуправления
-развитие волонтерского движения в школе,
формирование позитивных установок учащихся на
добровольческую деятельность
- формирование интереса у подрастающего
поколения к географии и истории России и ее
народов,
героев,
выдающихся
ученых
и
полководцев;
- ведение работы по сохранению мемориалов,
обелисков;
- вахта памяти;
- участие в крупных культурных и спортивных
мероприятиях;
раскрытие
творческих
возможностей
школьников;
- участие в крупных культурных мероприятиях.
раскрытие
творческих
возможностей
школьников;
- участие в крупных культурных мероприятиях.
раскрытие
творческих
возможностей
школьников;
- формирование лидерских качеств и умения
работать в команде, развиваться как личность,
пробуя разные образы и роли;
- участие в крупных культурных мероприятиях.
- раскрытие творческих способностей учащихся
путем изучения и обсуждения литературных
произведений,
приобщения
учащихся
к
культурному
и
историческому
наследию;
- воспитание любви к родному языку и родной
культуре;
- обеспечение всестороннего развития учащихся.
- приобщение учащихся к духовно-нравственным
базовым ценностям;
- воспитание культуры учащихся за счет
приобщения к «золотому» фонду российского и
мирового кинематографа;
- воспитание любви и уважения к своей семье,
своему народу, малой Родине, общности граждан
нашей страны, России, уважения к духовнонравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учѐтом национальной,
религиозной принадлежности
формирование лидерских качеств и
умения работать в команде

Туристический клуб

Военно-патриотический клуб

Математический клуб

Шахматный клуб

- формирование представления о правилах
поведения на природе, во время походов,
прогулок, экскурсий;
- формирование интереса к занятиям туризмом как
активной, познавательной, оздоровительной и
досуговой деятельности;
- патриотическое воспитание молодежи
- формирование уважительного и ответственного
отношения к героическому прошлому нашего
народа
- развитие интеллектуальной и физической
активности ребят, пропаганда здорового образа
жизни среди молодежи
- развитие интереса и повышение мотивации к
изучению математики;
- практическая помощь обучающимся в освоении
математики;
интеллектуальное
развитие
учащихся,
формирование качеств мышления, характерных
для математической деятельности и необходимых
человеку для жизни в современном обществе, для
общей социальной ориентации и решения
практических проблем;
- развитие интереса к шахматной игре, получение
первоначальных навыков игры,
- создание условий для формирования и развития
ключевых компетенций учащихся
(коммуникативных, интеллектуальных,
социальных);
- формирование универсальных способов
мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания,
творческого воображения, умения производить
логические операции);

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
4.1 Кадровое обеспечение
Для решения задач, определенных программой воспитания, МАОУ гимназия №40
полностью укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию,
способными к инновационной профессиональной деятельности.
Требования к кадровым условиям включают:
- укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками;
- уровень квалификации педагогических и иных работников гимназии;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников.
Для кадрового потенциала школы характерны стабильность состава. Это
обеспечивает более качественное и результативное преподавание. Наличие
большей части педагогов — специалистов с большим опытом педагогической
деятельности способствует организации работы в системе подготовки и повышения
квалификации, а так же в выборе новых подходов к преподаванию. Это обеспечивает

выбор наиболее приемлемых методик и технологий, которые гармонично соотносятся с
содержанием предмета преподавания. С одной стороны, такое положение гарантирует
высокий качественный потенциал коллектива. С другой стороны в последние годы
наблюдается омоложение педагогических кадров.
В образовательном учреждении проводятся следующие мероприятия:
• создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов;
• обеспечение возможности прохождения педагогами переквалификации;
• создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении
аттестации на более высокую квалификационную категорию;
• разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов;
• оснащение материально - технической базы;
• использование рациональных педагогических нагрузок;
• помощь педагогу в выборе темы самообразования;
• сопровождение педагогов по теме самообразования.
Развитие кадрового потенциала.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение
квалификации работников образовательного учреждения в области воспитания,
организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом
планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов
интересов.
Должность
Должностные обязанности
Количество
работников в
ОУ
(требуется/имее
тся)
руководитель гимназии

обеспечивает
системную
образовательную и административнохозяйственную
работу
образовательного учреждения

1/1

заместитель руководителя.

координирует работу преподавателей,
воспитателей,
разработку
учебнометодической и иной документации.
Обеспечивает
совершенствование
методов организации образовательной
деятельности. Осуществляет контроль
за
качеством
образовательной
деятельности

5/5

Учитель

Осуществляет обучение и воспитание

48

Классный руководитель

обучающихся,
способствует
формированию
общей
культуры
личности, социализации, осознанного
выбора
освоения
образовательных
программ.

26

Педагог-организатор

способствует развитию и деятельности
детских общественных организаций,
объединений

2/2

Педагог дополнительного

Осуществляет дополнительное
образование обучающихся, развивает их
разнообразную творческую
деятельность.

5/5

преподаватель- организатор
основ безопасности жизнедеятельности

Осуществляет обучение и воспитание
обучающихся с учётом специфики
курса ОБЖ. Организует, планирует и
проводит учебные, в том числе
факультативные и внеурочные, занятия,
используя разнообразные формы,
приёмы, методы и средства обучения.

1/1

педагог-психолог

Осуществляет комплексное психологопедагогическое сопровождение
субъектов образовательной
деятельности в условиях внедрения и
реализации технологии деятельностного
метода; создает благоприятные условия
для личностного и интеллектуального
развития детей ОУ на каждом
возрастном этапе.

1/1

Педагог-библиотекарь

Обеспечивает учебно­методическое и
информационное сопровождение.
Осуществляет дополнительное
образование обучающихся по
культурному развитию личности,
продвижению чтения.

1/1

образования

4.2 Нормативно-методическое обеспечение
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
осуществляется на основании следующих локальных актов:
 Основная общеобразовательная программа образования;
 Учебный план;
 Рабочая программа воспитания как часть основной образовательной программы;
 Рабочие программы педагогов;
 Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию
воспитательной деятельности;
 Документы, регламентирующие воспитательную деятельность
(штатное
расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную
деятельность в образовательном учреждении).
4.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями

В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и
др.), одарённых, с отклоняющимся поведением, — создаются особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей
и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4.4.Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
 соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству
воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в
укладе школы;
 прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);
 сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как
индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать

межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награду);
 привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического
самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: портфолио, рейтинг, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и регулярном
поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, благодарственные письма и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.).
Рейтинг — размещение обучающихся или групп в последовательности,
определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, заключающаяся в материальной
поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной
направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся,
семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и
их деятельности.
4.5.Анализ воспитательного процесса в организации
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в гимназии является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение,
прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение
уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности,
стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными
представителями);
 развивающий
характер
осуществляемого
анализа.
Ориентирует
на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания,
умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными
партнерами);

 распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся —
это результат как организованного социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и
саморазвития.
Основными традициями воспитания в МАОУ гимназии № 40 являются следующие:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
творческие периоды, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
 ориентация на гражданско-патриотическую и социальную направленности
воспитательной работы гимназии;
 сохранение традиционных мероприятий («Литературный КВН», спектакли
театральной студии «Зазеркалье», «Артмикс» и др.) и творческих объединений
(театральная студия, музыкальная студия, медиацентр) в условиях пребывания на
базах других образовательных организаций на время реконструкции здания
гимназии.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
по воспитательной работе с последующим обсуждением результатов на педагогическом
совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
 проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся, которые удалось
решить за прошедший учебный год;
 проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся, которые решить не
удалось, причины;
 новые проблемы, трудности, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о
состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических
работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся. Результаты обсуждаются на педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;










деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся;
действующих в школе детских общественных объединений;
работы школьных медиа;
добровольческой деятельности обучающихся;
работы школьного театра (театров).
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».