Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Основы хореографического мастерства

Оглавление
1. Целевой раздел.............................................................................................................................. 2
1.1 Пояснительная записка .............................................................................................................. 2
1.2 Цели и задачи дополнительного образования ......................................................................... 3
1.3 Планируемые результаты освоения курса................................................................................ 4
1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования .................................................................................... 5
2. Содержательный раздел ............................................................................................................... 5
2.1 Содержание курса ....................................................................................................................... 5
2.2. Тематическое планирование ..................................................................................................... 9
3. Организационный раздел ........................................................................................................... 11
3.1 Учебный план............................................................................................................................ 11
3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год ....................................................... 11
3.3. Материально-технические условия реализации программы ............................................... 12
4. Список литературы. .................................................................................................................... 12

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
хореографического мастерства» относится к художественному направлению, которое
способствует воспитанию чувств, развитию у детей способности понимать, любить,
оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих
возможностей художественные произведения.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального
самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох
необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых
отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа рассчитана на детей 11-17 лет, прошедших предварительное
собеседование на предмет выявления мотивации обучения и не имеющих медицинских
противопоказаний для занятий данным видом деятельности.
В процессе занятий сочетается коллективная работа и индивидуальная.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастом, психологическими
возможностями детей.
Нормативно-правовые основания для разработки программы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки";
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы»
(от 29 декабря 2014 г. № 2765-р);
Стратегия
развития
воспитания
в
РФ
(2015–2025)
(утв.
РаспоряжениемПравительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);образования детей (от 4
сентября 2014 г. № 1726-р);
Приказ Минпросвящения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций ДО детей»
Устав муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения гимназия№40
Новизна и значимость программы:
Программа составлена с учетом требований современной педагогики, включая
при этом так же достижения классиков педагогического мастерства в рамках ФГОС ООО.
На танцевальных занятиях учащиеся развивают задатки и приобретают навыки по
творческой деятельности. Сфера ее жизни в человеке очень многогранна: с одной стороны
– это индивидуальный труд исполнителя, а с другой – это потребность поделиться
творческими результатами в социуме (хореографический коллектив, школьный класс,
семья, друзья). Поэтому коллектив целенаправленно стремится к грамотности выполнения
заданий (упражнения, комбинации, этюда, танца и больших хореографических форм),

наращиванию исполнительской техники, формированию сценической культуры, быстрой
усвояемости учебного материала.
Коллектив живет и руководствуется общими целями, учитывая при этом интерес
каждого участника.
В такой рабочей атмосфере появляется трудолюбие, воспитываются сила воли и
положительная убежденность, наблюдаются появление высокого нравственного идеала,
переориентация увлечений, возникает вдохновение, раскрываются способности,
культивируется характер.
Учащиеся знакомятся с основами хореографического мастерства, развивают навык
пространственного мышления, формируют оптимально конструктивный костномышечный аппарат. Поэтому, особое внимание уделяется технике и методике
выполнения любых интерпретационных форм.
Актуальность программы. Необходимо отметить, что с течением времени
искусство танца приобрело все большую популярность среди широких масс населения как
способ общего физического развития, проявления творческой инициативы и приобретения
гармонии души и тела. Разнообразие танцевальных стилей позволяет удовлетворить
интересы общества в независимости от половых и возрастных качеств.
Педагогическая целесообразность. Особенность внеурочного общекультурного
образования состоит в том, что необходимые для творческой деятельности технические
навыки и приемы оказывают сильнейшее и непосредственное (невербальное) воздействие
на эмоционально-волевую сферу сознания учащихся. Процесс овладения определенными
навыками исполнения не только раскрепощает собственно художественное мышление, но
и в большой мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных
ориентировок, целей и ценностей.
«Хореография» в организационном и учебно-методическом плане школьного
образования представляет собой сложившуюся и устойчивую единицу учебного процесса
по внеурочной деятельности.
Идейная основа программы – это принцип свободного развития творческой
личности, целенаправленное формирование ценностных и целевых установок ребенка,
обогащение художественного вкуса и индивидуального художественного опыта
учащихся.
Практическая значимость в условиях программы обучающиеся получают
возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и
реализовать способности, способен реализовать свои способности, обогатить себя
творчески, интеллектуально и духовно.
1.2 Цели и задачи дополнительного образования
Образовательная цель программы: приобщение детей к различным видам
танцевального искусства.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и
духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость,
артистизм и благородство.
Воспитательная
цель
программы:
профессиональная
ориентация
и
самоопределение ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление с основами классического танца, позициями рук и ног;
- ознакомление с основными движениями современного танца;
- ознакомление с историей развития народного танца;
- дать представление о танцевальном образе;
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их
склонности и способности;

Развивающие:
- способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка; - развитие
выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
- развитие творческих способностей;
-гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и
внимания;
- развитие психических познавательных процессов — память, внимание,
мышление, воображение;
- развитие мышечного чувства, правильной осанки, умения управлять своим телом.
Воспитательные:
- воспитание этнической компетентности, доброжелательного отношения к людям
других наций.
- воспитание культуры поведения и общения;
- воспитание умений работать в коллективе;
- привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
Срок реализации программы: 1 год обучения. Распределения учебного времени
производится с учетом усвоения и понимания поставленных творческих задач.
Основные формы и методы обучения.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные
занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и
всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей
каждого ребенка.
Методы работы:
▪ Объяснительно – иллюстративный (показ элементов, объяснение, использование
фольклора).
▪ Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
▪ Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
▪ Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на
прекрасное).
▪Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической
деятельности).
1.3 Планируемые результаты освоения курса
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной
программы отнесены:
Личностные результаты.
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений;
Способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы. Развито чувство коллективизма, потребности и
готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких
нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения
ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально творческих возможностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; целеустремлённость
и настойчивость в достижении цели
Познавательные
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с
характером и построением музыкального отрывка;

Коммуникативные
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных
музыкально - творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.
Предметные результаты
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно
менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз.
различать основные характерные движения некоторых народных и современных
танцев.
1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дополнительного образования
Критерии определения результативности программы:
1.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ
и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с
музыкальными фразами, темпом, ритмом.
2.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение
передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания
хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг,
тревогу, печаль и т.д.)
3.
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений
рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные
акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).
4.
Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений,
правильное сочетание движений рук и ног в танце.
5.
Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать
собственные оригинальные «па».
6.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения
(выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
7.
Память – способность запоминать музыку и движения.
Эффективность программы оценивается количеством и качеством проводимых
концертов, а также сбором необходимой информации: количество детей, занятых в
концертах, количество участников различных конкурсов, мероприятий и победителей в
них, освоение репертуара, количество разучиваемых номеров.
Формы подведения итогов реализации программы
1.
Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года.
2.
Открытые занятия для родителей и педагогов.
3.
Участие в городских мероприятиях, концертной деятельности, конкурсах и
фестивалях.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание курса

Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки
учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин. Учебный
материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для
развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с
тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных
способностей, умений и навыков.
Занятия по разучиванию танца развивают у ребёнка свободу движений, чувство
пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность,
пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.
Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе
занятий и в ходе работы над движениями.
На каждом этапе обучения дается материал на основе семи разделов:
1) Знакомство с танцевальной культурой.
2) Народная хореография.
3) Классическая хореография.
4) Социальные танцы.
5) Знакомство с современной хореографией
6) Русский фольклор. Уральская колоритная хореография.
7) Импровизационные навыки.
Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со
спецификой занятий в хореографическом кружке границы их несколько сглаживаются: на
одном занятии могут изучаться элементы классического и народного танца.
Раздел 1. Знакомство с танцевальной культурой
Практика. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в
хореографическом кабинете. Знакомство с изучаемым предметом – детской хореографией.
Инструктаж родителей по охране труда учащихся на занятии. Правила поведения за
кулисами и около сцены.
Упражнения «Поклон-приветствие», «Хлопки в ладоши». Положение рук: перед
собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы. Упражнения «Тик-так», «Уложить
ушко», «Пружинка», «Улыбнемся себе и другу: наклоны», «Мячик». Упражнения для рук
ног «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Практическое закрепление правил и логики
перестроений из одних рисунков в другие, поворота «вправо» и «влево».
Теория. Понятие осанка. Постановка корпуса. Положение головы. Позиция ног и
рук. Правила движения под музыку, перестраивания. Основные понятия: музыка, темп,
такт, мелодия и движение. Значение комплекса ритмической гимнастики в работе
будущих танцоров: вводная, основная и заключительная части. Танцевальные позиции
ног: I, II, III. Танцевальные позиции рук (I, II, III). Выставление ноги на носок, пятку в
разных направлениях. Полуприседания. Комбинации хореографических упражнений.
Значение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.
Импровизация в этюде. Правила составления этюдов на основе изученных танцевальных
элементов. Этюд на выразительность жестов. Этюд на сопоставление разных характеров.
Мимическая игра (передача мимики).Этюд, имитирующий действия человека.
Раздел 2. Народная хореография.
Практика. Правила поведения в хореографическом кабинете. Работа над
танцевальным репертуаром.
Упражнения. Полуприседания и полные приседания - медленные (мягкие,
плавные) и быстрые (резкие, отрывистые). Упражнения на развитие подвижности стопы

(battements tendus). Маленькие броски. Круговые движения ногой по полу или по воздуху.
Каблучные упражнения: 1) низкие, 2) средние и 3) высокие. Упражнения на низкие и
высокие развороты ноги. Упражнения на движение ноги на 90 % на вытянутой опорной
ноге, в сочетании с полуприседанием или подъемом на полупальцы опорной ноги, с
ударом пятки, с прыжком.
Теория. Понятие основных упражнений классического экзерсиса: плие, батман
тандю, релеве, соте, эшапе, глиссад. Понятие основных элементов народного танца.
Боковой галоп. Шаг польки. ПА - де - баск. Элементы русской народной пляски. Простой
хороводный шаг. Полуприседания с выставлением ноги на пятку. Русский хороводный
шаг. Русский переменный шаг. Притопы. Шаг с припаданием. Полуприседание с
выставлением ноги на пятку. «Ковырялочка». «Верёвочка». «Качалочка».
Знакомство с танцевальным искусством русского народного, калмыкского и
молдавского танца. Русский танец: хоровод, пляска, кадриль. Украинский танец: «Гопак»,
«Метелица», «Веснянка», «Ползунок
Значение постоянной отработки исполнения технически сложных комбинаций
народного танца в более сложных ритмических рисунках и ускоренных темпах.
Объяснение процесса объединения движений в более сложные по композиции
комбинации и танцевальные этюды народного танца. Уровень выразительности
исполнения. Ансамблевое исполнение технически насыщенных танцев.
Раздел 3. Классическая хореография.
Практика. Позиции ног – I, II, III, IV (IV – как наиболее трудная, изучается
последней). Позиции рук – подготовительное положение, I, II, III. Grand pliés. Battements
tendus и его разновидности. Battements tendus jetés и его разновидности. Rond de jambe par
terre en dehors et en dedans. Battements fondus и его разновидности. Battements soutenus.
Battements frappés и его разновидности. Battements développés и его разновидности.
Battements relevé lent и его разновидности. Rond de jambe en 1΄air. Grand battements jetés и
его разновидности. Petits battements sur le cou de pied и т.д.
Основные малые позы (обе ноги на полу). Основные большие позы (одна нога на
полу, другая на воздухе). Формы temps lie: основная форма; с перегибом корпуса; на 90°.
Battements tendus. Battements tendus jeté. Rond de jembe. Battements fondus. Battements
frappés. Battements soutenus. Battements relevés lents. Battements développés. Grand
battements jeté.
Упражнения изученные на занятиях в парах, групповые, ансамблевые.
Теория. Основные приемы развития движений классического танца на середине
зала. Определение понятия «поза классического танца» как фактор развития движений
классического танца. Определение форм поз классического танца: малых, средних,
больших. Виды поз классического танца: «croisé», «effacé et ecarté». Классификация поз
классического танца. Определение понятий «канонические» и «неканонические» позы
классического танца. Методика и приёмы исполнения поз классического танца. «Temps
lié» как основное движение, его виды.
Раздел 4. Социальные танцы.
Практика. Практическое изучение элементов социальных
танцев:
импровизационные, парные, массовые, молодежные (уличные) направления, характерные
(этнические), «диско», «рок», «латина».
Теория. Социальные танцы XX в. Многообразие видов и жанров, влияние на их
возникновение социально-культурных процессов. Взаимосвязь и взаимовлияние клубного
танца с профессиональной хореографией, популярными музыкальными течениями, модой,
стилем
жизни.
Стиль,
манера
и
техника
молодежных
танцевальных

направлений.Танцевальные комбинации на развитие пластических ритмов в соединении с
динамикой сценического пространства.
Сочинение танцевальных этюдов. Цели и задачи этюдной работы.
Композиционное построение сольного, массового танцевального этюда. Тема, жанры,
стиль, характер будущей хореографической композиции. Музыкальный материал и его
ритмо-темповая структура. Понятие музыкальной и танцевальной полиритимики.
Сочинение хореографического текста. Возможность синтеза с лексикой классического
танца, народного танца и популярных «уличных» направлений. Влияние особенностей
модерн джаз-танца на танцевальную композицию.
Раздел 5. Знакомство с современной хореографией.
Практика. Техника исполнения: 1. Flat back (плоская спина), или table top
(поверхность стола). 2. Deep body bend - глубокий наклон вперед, ниже, чем на 90°. 3. Side
stretch. Наклон в сторону, при котором грудная клетка изгибается. Комбинации: flat back
может исполняться крестом, квадратом, flat back в сторону может быть переведен без
изменения высоты во flat back по диагонали. Техника исполнения: 1. Curve (керф). 2. Arch
- арка. 3. Twist торса. 4. Roll down и roll up. Комбинации. Твиетовые изгибы могут
комбинироваться с движениями ног: demi - и grand pile, releue, battemente tendu, rond de
jambe par terre. Спирали - движения, развивающие подвижность позвоночника в
тазобедренном суставе. Body ro (волна) - несколько центров последовательно включаются
в движение по принципу управления, один за другим и демонстрация волны всего тела.
Теория. Зарождение в конце XIX - начале XX века в США и Германии
современного направления хореографии – танца модерн. Истоки направления в идеях
теоретика и педагога Ф. Дель-Сарта, в системе Э. Жака-Далькроза и искусстве А Дункан.
Танец модерн как стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям
человека XX столетия. Основополагающие принципы данного направления: отказ от
канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими
средствами. Общее с джаз - танцем и различие между системами. Айседора Дункан –
основоположница нового направления. Комбинирование форм и синтез различных школ в
современном джаз танце: степ-джаз, джаз-балет, джаз-кабаре, джаз-музыкальный школастудия, джаз-шоу и другие.
Раздел 6. Русский фольклор. Уральская колоритная хореография.
Практика. Привитие исполнителям уважительного отношения к национальным
традициям, чувства любви преданности к Родине, обуславливающие формирование
личности как источника высокой культуры. Беседа по истории традиций и обрядов. Играсравнение народных костюмов различных стран «Угадай откуда». Игра «Крестьянская
семья». Посещение концертов с участием детских народных коллективов.
Упражнения. Разучивание упражнений в хороводе. Кадриль как колоритный
уральский танец.
Теория. Русский народный танец как неотъемлемая часть фольклорного наследия.
Народный танец как древний вид народного искусства: праздники, традиции, обряды.
Раздел 7. Импровизационные навыки.
Практика. Сочинение танцевальных этюдов на основе изученных танцевальных
элементов.
Упражнения направленные на развитие выдумки, воображения, творческой
инициативы: «Иди ко мне», «Уходи», «Три характера». Игра-упражнение «Расскажи
стихотворение» с помощью жестов и мимики. Школа-студия стилизованная игра

«Веселые превращения». Пластические этюды: «Ежик», «Дельфин», «Змея», «Пантера»,
«Морская звезда». Прыжки: «Пингвин», «Разножка», «Лягушка».
Теория. Построение композиций. Правила создания хореографического номера.
Средства художественной выразительности. Анализ избранного произведения с
художественной стороны.
2.2. Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Темы
Раздел 1. Знакомство с танцевальной культурой
Вводное занятие
Искусство танца. Значение танца в жизни людей.
Разновидности танцев.
Разминка у зеркала и на ковриках. Движение на развитие
пластичности и гибкости.
Позиции рук и ног в танце.
Сюжетный танец.
Раздел 2. Народная хореография.
Русский народный танец. Элементы русской пляски. Просмотр
видеороликов с примерами (Ансамбль им. И.Моисеева)
Основные движения русского народного танца. Положение
корпуса, рук и ног.
Русский народный танец «Барыня». Разучивание движений.
Работа над синхронностью.
Разучивание композиции танца.
Исполнение танца.
Калмыцкий народный танец «Чичирдык». Разучивание движений.
Разучивание композиции танца.
Работа над синхронностью.
Соединение танцевальных движений.
Исполнение танца.
Молдавский народный танец. Позиции рук и ног в танце.
Основные движения в молдавском танце танце «Хора»
Разучивание танцевальных движений.
Разучивание композиции танца.
Работа над синхронностью.
Исполнение танца.
Танцы Восточной Европы. Просмотр видеороликов с примерами
(Ансамбль им. И.Моисеева)
Танец «Полька». Знакомство с танцем.
Разучивание танцевальных движений.
Соединение танцевальных движений.
Разучивание композиции танца.
Работа над синхронностью.
Исполнение танца.
Раздел 3. Классическая хореография.
Классический танец. Элементы классического танца. Просмотр
видеороликов.
Вальс. Элементы вальса.
Разновидности вальсов.

Количество
часов
1
3
3
10
5
3
3
6
3
4
10
3
3
10
4
4
2
2
4
4
5
4
2
4
1
10
3
4
3
2
2
5
1

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Работа в парах. Положение корпуса, рук и ног.
Разучивание Фигурного вальса
Соединение движений вальса.
Разучивание композиции танца. Работа над синхронностью.
Исполнение номера «Фигурный вальс»
Движение на развитие пластичности и гибкости.
Движение на развитие пластичности и гибкости. Продумывание
собственной хореографии с эмоциональной подачей.
Раздел 4. Социальные танцы.
Знакомство с разновидностями социальных танцевальных
направлений (Рок-н-ролл, сальса ) Просмотр видеороликов.
Темп, ритм, позиции корпуса в Рок-н-ролле
Разучивание номера «Желтые ботинки». Разучивание композиции
танца
Соединение танцевальных движений.
Работа над синхронностью. Отработка движений танца.
Исполнение номера «Желтые ботинки».
Раздел 5. Знакомство с современной хореографией.
Знакомство с современной хореографией. Стиль Модерн.
Проработка движений, позиции корпуса, рук и ног.
Соединение танцевальных движений.
Разучивание композиции танца «Словно Айсидора».
Работа над синхронностью.
Исполнение номера в разных вариациях.
Раздел 6. Русский фольклор. Уральская колоритная
хореография.
Русская фольклорная хореография. Просмотр видеороликов.
Хоровод «Как у наших у ворот». Разучивание танцевальных
движений.
Соединение танцевальных движений.
Разучивание композиции танца.
Работа над синхронностью.
«Уральская кадриль». Знакомство с уральскими
хореографическими образами
Разучивание танцевальных движений. Постановка рисунка номера.
Позиции корпуса, рук и ног в паре. Эмоциональная подача .
Соединение танцевальных движений. Исполнение номера
«Уральская кадриль»
Раздел 7. Импровизационные навыки.
Движение на развитие пластичности и гибкости.
Импровизационные наброски.
Работа в группах под различные варианты музыкального
сопровождения.
Продумывание собственной хореографии с эмоциональной
подачей.
Импровизация как форма самовыражение в танце. Просмотр
видеороликов
Индивидуальная игровая хореография на свободную тему.
Подготовка к отчетному концерту. Исполнение всех ранее
разученных номеров.
Отчетный концерт. Исполнение всех ранее разученных номеров.

3
10
3
3
2
6
4

3
3
10
4
2
4
3
5
5
10
3
3
3
2
2
8
4
10
6
3
5
3

5
10
8
3
5
20
3

ИТОГО:

315

3. Организационный раздел
3.1 Учебный план
№

Название разделов, тем

с

Общее
кол-во
часов
танцевальной
25

1.

Знакомство
культурой.

2.

Народная хореография.

3.

Самоподготовка

В том числе
Теория

Формы
аттестации
Практика
\ контроля
20
Педагогичес
кое
наблюдение,
открытые
93
занятия
37

0

5

100

0

7

Классическая хореография.

39

0

2

4.

Социальные танцы.

26

0

3

23

5.

Знакомство с современной
хореографией.
Русский фольклор. Уральская
колоритная хореография.
Импровизационные навыки.

29

0

3

26

32

0

3

29

54

0

5

49

10
305
315

10
10
10

0

0

6.
7.

8.
Самоподготовка
Итого учебных часов
Всего часов

Педагогичес
кое
наблюдение,
показательн
ые
выступления
, анализ
достижений

3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год
№
Месяцы
п\п
1
Сентябрь

3
4
5

Октябрьноябрь
Декабрь
Январь
Февраль

6

Март

2

Разделы
Знакомство с танцевальной
культурой.
Народная хореография.
Классическая хореография
Социальные танцы.
Знакомство с современной
хореографией.
Русский фольклор.

Кол-во часов
25
100
39
26
29
32

Форма контроля
 Опрос,
просмотр;
 Открытый
урок для
педагогов и
родителей;
 Участие
детей в
школьных и

Уральская колоритная
хореография.
7
8

Апрель - май Импровизационные навыки.
В течение
Самоподготовка
года

54
10

муниципальн
ых
мероприятия
х,
концертной
деятельности,
конкурсах;

Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора.
3.3. Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы осуществляется на базе МАОУ СОШ № 7, расположенной
по адресу г. Екатеринбург, ул. Куйбышева 100а.
5-11 классы МАОУ СОШ № 7
Актовый зал
акустическая система
готовые фонограммы
методическая литература
ноутбук
костюмерная
проектор
4. Список литературы.
1.
Богданов Г. Хореографическое образование.- М.- 2001
2.
Боттомер П. Урок танца.- Москва.- Эксмо-Пресс.- 2003
3.
Ваганова А. Я. Основы классического танца. С.- Петербург. Москва.
Краснодар.- 2003
4.
Климов А. Русский народный танец.- М.- 2002
5.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- М.- 1981
6.
Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца.- СанктПетербург.- Искусство.- 2001
7.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: «Просвещение», 2001
8.
Луговская А. Ритмические упражнения, игры, пляски. М.: «Просвещение»,
1991
9.
Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. М.: «Просвещение», 2002
10.
Полятков С. С. Основы современного танца. М.: «Просвещение», 2005
11.
Танцы и ритмика в начальной школе/ методическое пособие.- Москва.- 1995
12.
Ткаченко Т.Т. Народный танец.- Москва.- 2002
13.
Федорова Г. Танцы для развития детей.- М.-2000
Список литературы для обучающихся
1.
Барышникова Т. Азбука хореографии.- Москва.- Айрис-Пресс.- 1999
2.
Никитин В.Ю.: Мастерство хореографа в современном танце/ учебное
пособие. -М.- 2021
3.
Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы.- М.,1996.

4.
Юлия Яковлева: Создатели и зрители.
шедевров. Москва.- Новое литературное обозрение.- 2018

Русские

балеты

эпохи

Сведения о разработчике
Рябко Полина Викторовна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж
работы - 9 лет, в ОУ № 40 - 8 года
Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, учитель
Аннотация
Направленность программы: художественная.
Цель программы: создание условий для выявления и развития творческих,
танцевальных, артистических способностей обучающихся посредством приобщения их к
хореографическому мастерству.
Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 11 до 17 лет.
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных
группах.
Краткое содержание: Работа по программе направлена, прежде всего, на
подготовку обучающихся к ансамблевому или сольному танцу. Номера художественной
самодеятельности в исполнении обучающихся готовятся для выступления на
мероприятиях гимназии, городских, областных и международных конкурсах, фестивалях
и для других мероприятиях.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».