Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Музейное дело

Оглавление
1. Целевой раздел ............................................................................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи дополнительного образования ........................................................................ 4
1.3. Планируемые результаты освоения курса.............................................................................. 5
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования ............................................................................ 6
1.5. Формы подведения итогов реализации программы .............................................................. 6
1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы ..................................... 7
2. Содержательный раздел .............................................................................................................. 7
2.1. Содержание курса ..................................................................................................................... 7
3. Организационный раздел ............................................................................................................ 9
3.1. Учебный план ............................................................................................................................ 9
3.2. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ……………………………….12
3.3. Методическое обеспечение ………………………………………………………………....13
3.4. Материально-технические условия реализации программы ……………………………..13
4. Список литературы …………………………………………………………………………….14

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело» относится к
туристско-краеведческому направлению, является одной из форм дополнительного
образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в
процессе совместной деятельности.
Музей позволяет создать единое образовательное пространство, где расширяются
возможности, развивается сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в
процессе сбора, исследования, обработки, оформления, сохранения и пропаганды
материалов из истории образования, имеющих большую воспитательную, развивающую и
познавательную ценность.
Музей способствует формированию духовно – нравственных, гражданскопатриотических качеств, расширению кругозора, развивает интерес к познанию, здесь
школьники овладевают учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской
деятельности. Музей способствует совершенствованию образовательно - воспитательного
процесса
средствами
дополнительного
образования.
Программа
музея
общеобразовательного учреждения дает обучающимся реальную возможность выбора своего
индивидуального пути. Получение такой возможности позволяет включение обучающихся в
занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с
индивидуальными способностями, независимо от уровня успеваемости по обязательным
учебным предметам. Дополнительное образование расширяет пространство, в котором
школьники развивают свой творческий и познавательный потенциал, реализуют свои
личностные
качества,
открывают
способности,
которые
зачастую
остаются
невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам
выбирает содержание и форму занятий.
Музей - центр открытого образовательно - воспитательного процесса. Программа
включает в себя формирование чувства гордости за свое Отечество, школу, семью, чувства
причастности к прошлому и настоящему Родины. Музей является центром патриотической,
нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между
школой и другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры,
общественными организациями. Музей – центр культурно - просветительной работы, где
объединяются разные поколения людей: школьники, студенты, молодые специалисты учителя, родители, ветераны педагогического труда.
Нормативно- правовые основания для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки";
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29 декабря
2014 г. № 2765-р);
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Приказ Минпросвящения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
2

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО
детей»
- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия №40
Новизна программы.
Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит
учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Кроме того, курс «Музейное
дело» может быть востребован и с практической точки зрения. Участие в программе
позволяет, с одной стороны, освоить многие аспекты музейной работы, а с другой
стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в
определенной степени профессиональный актив, объединять детский коллектив. Опыт в
разработке экспозиций по истории, традициям своей школы, участие в исследовательской
и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ,
разработка и проведение экскурсий, знакомство с интересными людьми способствует
формированию научных интересов и профессиональных склонностей, навыков
общественно - полезной деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и
воспитания обучающихся исключительно важна преемственность поколений. В музее он
прикасается к прошлому через музейные предметы - подлинники, воспоминания
учеников, работников образования прошлых поколений. Таким образом прикоснуться к
прошлому. «Без прошлого нет будущего».
Педагогическая целесообразность программы «Музейное дело» заключена
в
возможностях развития личностных качеств ребенка. Поэтому результатом обучения
должны быть такие показатели, как побуждение обучающихся к активной социальносозидательной деятельности, потребность в новых знаниях об истории своего города,
самостоятельность в оценке событий и фактов истории. Участие в работе школьного
музея способствует социализации личности, а также развитию их коммуникативного
потенциала.
1.2. Цель и задачи дополнительного образования
Цель программы «Музейное дело» - способствовать углублению знаний обучающихся,
проявляющим интерес к музейному делу, развитие патриотических качеств, стремление к
освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи:
3

Обучающие
знакомство с историей музейного дела и с музеем школы, музеями города;
Развивающие
развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;
развитие на практике индивидуальных, творческих и познавательных интересов и
способностей; создание условий для формирования коммуникативной культуры; умений в
подготовке и проведении экскурсий, навыков ораторского искусства, умения выступать
перед аудиторией через активное участие в мероприятиях разного уровня.
Воспитательные
Причастность к истории своей школы, города, страны, ответственность за ее будущее, за
формирование патриотических чувств у обучающихся гимназии.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет
наиболее полно реализовать личностный потенциал ребенка, способствует развитию
целого комплекса умений, совершенствованию исследовательских ораторских,
коммуникативных навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Занятия раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической
адаптации ребенка в коллективе.
В музейной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства,
эмоции, передать свое отношение к историческим событиям.
Принципы отбора содержания. Каждый раздел программы делится на два блока –
теоретический и практический. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся
теории актерского мастерства. Все разделы в совокупности представляют собой единую
методическую концепцию. Практическая работа обеспечит учащимся прочное усвоение
умений и навыков. Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля
важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, о достижении цели, о6
обеспечения качества обучения. Контроль в рамках реализации программы носит
мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.
Срок реализации программы: 1 год обучения. Распределения учебного времени
производится с учетом усвоения и понимания поставленных творческих задач. Таким образом,
в зависимости от особенностей и содержания работы, педагог может проводить занятия со
всеми составом детей одновременно или индивидуально.
Групповая – нацелена на формирование и развитие всего коллектива.
Индивидуальная (высокомотивированных обучающихся) – с каждым воспитанником
для развития актерского мастерства.
Основные формы и методы обучения.
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и
выставок музея.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов
школьного музея для развития мыслительной, интеллектуальнопознавательной
деятельности.
4

Формы обучения
- проведение интеллектуальной игры, викторин и конкурсов на знания понятий и терминов
музееведения;
- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
- знакомство с известными музеями города;
- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование
артефактов, поиск и сбор экспонатов;
- практическая работа по материалам фонда;
- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов.

1.3. Планируемые результаты освоения курса.
По завершению программы обучения можно рассчитывать на заметное опережение
образовательного уровня у учащихся объединения в области краеведения и музейного дела по
сравнению с их сверстниками, не включенными в интенсивную систематическую внеурочную
музееведческую и краеведческую деятельность. Ожидаемы и такие позитивные результаты, как
возрастание у участников программы интереса к изучению города, края, окружающему их
предметному миру.
Практическая результативность программы основывается на конкретных достижениях детей
к окончанию курса обучения и повышении степени обучаемости в общеобразовательной
школе.
Личностные результаты. В рамках когнитивного компонента формируются:  освоение
национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;  ориентацию в системе
моральных норм и ценностей;  основы социально-критического мышления, ориентация в
особенностях социальных отношений и взаимодействий;  сознание, признание высокой
ценности жизни во всех её проявлениях;  знание основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий. В рамках ценностного и эмоционального компонентов
формируются:  гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою
страну;  уважение к истории, культурным и историческим памятникам;  уважение к
личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к
любым видам насилия и готовность противостоять им;  уважение к ценностям семьи,
любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в
восприятии мира;  потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
 позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Метапредметные результаты.
Овладение организационными умениями (умения
организовать свою работу) и презентационными умениями (умения оформить и представить
результат своей работы); 11  Освоение информационных умений (умения работать с
информацией, текстом).  Умение составить устное или письменное сообщение (рассказ) о
событии или историческом персонаже, рассказать об увиденном ясно, сжато и конкретно. 
Владение оценочными умениями (умения, связанные с анализом своей деятельности):
умение обобщать, анализировать, делать выводы.  Владение поисковыми умениями (умения
5

и знания связанные с осуществлением исследования).  Владение основами проектной,
исследовательской
деятельности.
Умение
творчески
мыслить.

Овладение
коммуникативными умениями и приобретение социального опыта.
Предметные результаты. Знание основных сведений по истории, этнографии и
природе родного края.  Представление о территориальном делении, промышленности,
городах Уральского края.  Владение знаниями по истории школьного музея. Получение
представления о целях создания музея, его назначении и структуре.  Знание особенностей и
способов организации работы школьного музея, умение организовать поисковую,
исследовательскую работу.  Знание музейной терминологии и основных направлений
музейной деятельности.
1.4. Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования
Цель контроля заключается в сборе и анализе полученных результатов; их соответствии
поставленным целям, а также в прогнозировании дальнейших перспектив развития личности
ребенка. Задачи контроля:
определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности
практических умений и навыков учащихся;
анализ полноты реализации темы, раздела или всего курса дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы объединения;
соотнесение планируемых и реальных результатов образовательной деятельности;
выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
Виды контроля и сроки проведения:
Входной контроль:проводится при наборе, на начальном этапе формирования
коллектива (в сентябре) или для учащихся, которые желают обучаться по данной программе
не сначала учебного года и года обучения. Данный контроль нацелен на изучение: интересов
ребенка, его знаний и умений, творческих способностей.
Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом занятии,
по окончании изучения темы, раздела программы.
Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабре-январе). Данный
контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания учащимися,
метапредметных результатов, личностного развития и взаимоотношений в коллективе.

1.5. Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной
общеобразовательной программе, как правило, в апреле-мае. Данный контроль нацелен на
проверку освоения программы, учет изменений качеств личности каждого учащегося.
Формы проведения контроля учащихся:  собеседование;  выставка работ;  открытые
занятия;  проведение экскурсий;  презентация;  фестиваль;  наблюдение;  конференция; 
защита проекта и др. Способы и формы выявления результатов: собеседование, опрос,
6

наблюдение, самостоятельная работа, коллективный анализ работ, итоговые занятия,
выставки, конкурсы. Способы и формы фиксации результатов: творческие работы учащихся,
перечень вопросов к собеседованию, протоколы наблюдений, фото и видео процесса работы,
отзывы учащихся и родителей, благодарности, грамоты, дипломы, портфолио. Способы и
формы предъявления результатов: творческие работы учащихся, анализ и оценка опросов и
наблюдений, участие в выставках и конкурсах на уровне образовательного учреждения и
города, портфолио.
1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
Минимальный состав группы – 15 человек
Максимальный состав группы – 20 человек
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
Тема 1. Введение (2 ч. )
Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело».
Особенности работы историков-краеведов. Правила безопасного поведения в музее.
Тема 2. Музей как институт социальной памяти (10 ч.)
Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые
национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как
центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы
– важнейший этап в создании школьного музея.
Тема 3. Музейный экспонат и способы его изучения (30 ч.)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат.
Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета.
Уникальный и типичный музейный предмет. Документальная информация. Подлинность
документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к
документу, как к источнику информации.
Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные
направления фондовой работы (23 ч.)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица
хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный.
Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы:
комплектование, учёт и хранение.
Тема 5. Проведение научных исследований активом школьного музея (30 ч.)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма
комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах
государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных
вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка
школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам
научных исследований.
Тема 6. Инвентаризационная работа. (30 ч.)
Проведение инвентаризации в школьном музее.
7

Книга учета – главный музейный документ. Книга учета основного фонда. Книга
учета научно – вспомогательного фонда. Заполнение книги учета. Атрибуция – выявление
основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о
музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Тема 7. Историческое краеведение (20 ч.)
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный
характер исторического краеведения. Записи историко- краеведческих наблюдений.
Экскурсия в Краеведческий музей г. Екатеринбурга, Музей общественных организаций г.
Екатеринбурга. Знакомство с фондохранилищем.
Тема 8. Экспозиция школьного музея (40 ч.)
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция
временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его
коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции
– виды и функции, правила составления. Экспозиции школьного музея, рекреаций.
Разработка и оформление.
Текст в экспозиции. Составление текстов, аннотаций. Этикитаж.
Тема 9. Работа с ветеранами педагогического труда, детьми войны, тружениками
тыла. (35 ч.)
Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны, тружениками тыла. Сбор
информации об истории школы: опросы, анкетирование родственников учащихся, педагогов,
участников Великой Отечественной войны.
Тема 10. Разработка экскурсий для обучающихся начальной школы, родителей,
выпускников. Подготовка текстов, презентаций (40 ч.).
Тема 11. Мероприятия по популяризации школьного музея (30 ч.)
Экскурсия. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки
экскурсии. Работа экскурсовода.
Разработка квестов, игр по материалам школьного музея.
Тема 12. Проектная работа на базе музея (25 ч.).
Проектная деятельность по основным направлениям деятельности школьного музея.

8

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план.
№
п/п

Те
ма

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Самообра Практика
зование
4
2
2
Собеседование

1

Ведение. Инструктаж по
технике безопасности.
(ППБ,ПДД), правила
поведения в музее.

2

Музей как
институт
социальной
памяти.
Музейный экспонат, его
значение. Экспонат как
носитель информации.
Правила сохранности
музейных предметов.
Музейный документ. как
источник информации.

28

16

6

6

Собеседование

50

23

10

17

Практическая работа по
формированию,
оформлению и
хранению музейной
коллекции.

4

Фонды школьного музея.
Определение понятия,
основные направления
фондовой работы.
Способы пополнения
музейного фонда.

50

17

7

26

Знакомство с фондом
школьного музея, работа
по формированию и
пополнению фонда.

5

Проведение научных
исследований активом
школьного музея.

60

20

20

20

Практическая работа с
документами музея.

Инвентаризационная
58
работа. Проведение
инвентаризации в
школьном музее.
Книга учета – главный
музейный документ.
Атрибуция и экспертиза в
музее.

10

18

30

Практическая работа с
документами музея.
Практическая работа по
заполнению актов.

3

6

9

7.

8

9

10

11

12
итого

Историческое краеведение. 40
Историческое краеведение
как наука. Объекты
изучения.
Экспозиции
60
школьногомузея,
рекреаций.
Разработка и
оформление.
Текст в экспозиции.
Составление текстов,
аннотаций. Этикитаж.

14

10

16

Оформление «Карты
посещения музея».

20

10

30

Участие в
оформлении
экспозиций музея и
рекреаций.
Составление текстов
и аннотаций к
экспонатам музея.

Работа с ветеранами
педагогического труда,
детьми войны,
тружениками тыла.

10

15

15

Практическая работа
по сбору, опросам,
анкетирование.

40

Разработка экскурсий для
обучающихся начальной 80
школы, родителей,
выпускников.
Подготовка текстов,
презентаций.
Мероприятия
70
по
популяризации
школьного
музея.
Проектная работа на базе 90
музея.
630

Практическая работа по
разработке экскурсий,
презентации для разных
аудитории.

20

20

40

20

30

20

Практическая работа по
разработке экскурсий,
квестов, игр.

20

40

30

Работа над проектами защита проектов.

192

188

250

10

3.2. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год.
№
п/
п
1
02-07.09

2

02-07.09
16-20.09

3

23-27.09
30.09-04.10
07-11.10

4

5

6

14-18.10
21-25.10
05-08.11

11-15.11
18-22.11
25-30.11

02-06.12
09-13.12
16-20.12

Тема

Ведение. Инструктаж по технике
безопасности. (ППБ,ПДД), правила
поведения в музее.
Музей как институт
социальной памяти.

Количе
Формы занятий
ство
часов
2
Собеседование

22

Собеседование

Музейный экспонат, его значение.
Экспонат как носитель информации.
Правила сохранности музейных
предметов. Музейный документ. как
источник информации.

40

Практическая работа
по формированию,
оформлению и
хранению музейной
коллекции.

Фонды школьного музея.Определение
понятия, основные направления
фондовой работы. Способы
пополнения музейного фонда.

43

Знакомство с фондом
школьного музея,
работа по
формированию и
пополнению фонда.
Практическая работа
с документами музея.

Проведение научных
исследований активомшкольного
музея.

40

Инвентаризационная работа.
Проведение инвентаризации в
школьном музее.
Книга учета – главный музейный
документ.
Атрибуция и экспертиза в музее.

40

Практическая работа
с документами музея.
Практическая работа
по заполнению актов.

7.

23-28.12
09-13.01
16-20.01

Историческое краеведение.
Историческое краеведение как наука.
Объекты изучения.

30

Оформление «Карты
посещения музея».

8

23-27.01
30.01-03.02
06-10.02
13-17.02

Экспозиции школьногомузея,
рекреаций. Разработка и
оформление.
Текст в экспозиции. Составление
текстов, аннотаций. Этикитаж.

50

Участие в
оформлении
экспозиций музея
и рекреаций.
Составление
текстов и

11

9

20-24.02
27.02-03.03
06-10.03

10

13-17.03
20-24.03
03-07.04
10-14.04

Работа с ветеранами педагогического
труда, детьми войны, тружениками
тыла.
Разработка экскурсий для
обучающихся начальной школы,
родителей, выпускников.
Подготовка текстов, презентаций.

35

60

аннотаций к
экспонатам музея.
Практическая
работа по сбору,
опросам,
анкетирование.
Практическая работа по
разработке экскурсий,
презентации для разных
аудитории.

11

17-21.04
24-28.04
08-12.05

Мероприятия по
популяризации школьного
музея.

40

Практическая работа по
разработке экскурсий,
квестов, игр.

12

15-20.05
22-26.05
29-31.05

Проектная работа на базе музея.

50

Работа над проектами защита проектов.

3.3 Методическое обеспечение

Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного
фонда школьного музея. Они включают в себя значительное количество вещественных,
письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми учащиеся
овладевают методикой музейной деятельности.
Дидактические материалы:  методические рекомендации по написанию
исследовательских работ;
 методические рекомендации по подготовке и реализации проектов;
 методические рекомендации по составлению и проведению экскурсий;
 методические разработки занятий;
 рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы;
 рекомендации по оформлению проекта;
 рекомендации по составлению музейной экспозиции;
 рекомендации по составлению компьютерных презентаций;
 рекомендации по составлению аннотации к музейной экспозиции;
В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов
по истории, искусству, путешествия по музеям мира. Программа обеспечена методическими
видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.

12

3.4 Материально-технические условия реализации программы
Реализация данного курса обеспечивается наличием материалов (учебники, другие
учебные предметы, предметы, относящиеся к истории Великой Отечественной войны, военного
и послевоенного быта, др.) по истории школы, фотоархива (фотоальбомы, фото выпусков,
других объектов прошлого школы), документы (воспоминания выпускников, почетные
грамоты, др.). Кабинет оснащен выходом в Интернет, методическая литература,
Кадровое обеспечение. Курс «Музейное дело» ведет педагог дополнительного
образования с высшим педагогическим образованием и стажем работы 35 лет. Реализация
программы происходит в тесном сотрудничестве с высокопрофессиональным педагогическим
составом
образовательной
организации.
Используются
ресурсы
муниципального
краеведческого музея. Реализация программы осуществляется на базе МАОУ гимназия№40,
расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 18164. Список литература
1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации,
библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки
и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина:
культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. –
85с.
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с
элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры:
Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая
школа, 2004. – 216с.
6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод.
Пособие. – М.,1990.
8.О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо МО России №28 – 51 – 181/16
от 12.03.2003 г.- Российский вестник детскоюношеского туризма и краеведения, №2 (46)

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».