Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Рисуем вместе

Оглавление

1.Целевой раздел............................................................................................................................ 2
1.1.Пояснительная записка ........................................................................................................... 2
1.2. Цели и задачи дополнительного образования ..................................................................... 4
1.3. Планируемые результаты освоения курса ........................................................................... 5
1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы дополнительного образования ................................................................................. 6
2.Содержательный раздел ............................................................................................................. 7
2.1 Содержание курса .................................................................................................................... 7
3. Организационный раздел .......................................................................................................... 9
3.1. Учебный план ......................................................................................................................... 9
3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год .................................................... 9
3.3 Материально-технические условия реализации программы ............................................ 10
3.4 Информационное обеспечение программы ........................................................................ 10
4. Список литературы .................................................................................................................. 11

1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем
вместе» относится к художественному направлению, которое способствует воспитанию
чувств, развитию у детей способности понимать, любить, оценивать явления искусства,
наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей
художественные произведения. Это делается, на основе развития у детей потребности в
творческом общении, в данном случае с изобразительным искусством.
По своей специфике образовательная деятельность по даннойпрограммеимеет
развивающий характер, то есть,направленна развитие природных задатков детей, на
реализацию их интересов и способностей. Каждоезанятиедолжно обеспечивать развитие
личности
ребенка,поэтому широкое распространение получают личностноориентированные технологии обучения.Занятия изобразительным искусством выступают
как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти,
пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных
умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности.
Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и
эстетического воспитания детей, поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая
программа дополнительного образования является актуальной. Достижение целей и
выполнение задач программы обеспечивает каждому ребенку требуемый уровень
образования; у каждого ребенка формируются потребности самостоятельно пополнять
свои знания, умения, навыки.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Обобразовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки";
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от
29декабря 2014 г. № 2765-р);
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвящения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций ДО детей»
2

- Устав
муниципального
автономного общеобразовательного
учреждения
гимназия№40
Новизна
программы.
Составление
программы
«Рисуем
вместе»
обусловленонеобходимостью создания программ по изобразительной деятельности,
которые включали бы в себяознакомление с различными техниками рисования.Новизна
программы заключается в том, что она позволяетреализовывать принципы инклюзивного
обучения на материалеизобразительной деятельности с использованием различных техник
(графика,рисунок, живопись), материалов (пастель, восковые мелки, акварель, карандаши,
гуашь, акрил). Также новизна программы состоит в том, что в группе занимаются
разновозрастные дети, рисуют по одной теме, но в разной сложности, с индивидуальным
подходом к каждому ученику.
Актуальностьпрограммы «Рисуем вместе» обусловлена огромнойролью, которую
играет в развитии ребёнка состояние мелкой моторики рук, атакже необходимостью
воспитания удетей изобразительной культуры, что едва ли возможно без
эстетическогоразвития. Программа реализуется в процессе ознакомления с
природой,разными видами искусства и художественно – эстетической деятельности.Она
направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира,
развитие эстетического восприятия, воображения,эстетических чувств, эстетического
отношения к окружающейдействительности, приобщения к искусству как к неотъемлемой
частидуховной
и
материальной
культуры,
фактора
художественноэстетическогоформирования и развития личности ребенка.
Педагогическая целесообразность. Реализация эстетического воспитания и
художественного образования вразных возрастных группах предусматривает:
 развитие интереса к различным видам искусства (литература,изобразительное,
декоративно-прикладное искусство), формированиепервых представлений о
прекрасном в жизни и искусстве,способности воспринимать его;
 формирование
художественно-образных
представлений
и
мышления,эмоционально-чувственного
отношения
к
предметам
и
явлениямдействительности,
воспитание
эстетического
вкуса,
эмоциональнойотзывчивости, человечности;
 развитие творческих способностей в рисовании;
 обучение основам создания художественных образов, формированиепрактических
навыков работы в различных видах художественнойдеятельности;
 развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета,композиции, умение
элементарно выражать в художественныхобразах предметы и явления
действительности, решение творческихзадач;
 приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мировогоискусства.
Практическая значимость: в условиях художественной студии обучающиеся
получают возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и
реализовать способности, каждый ребенок может найти свою нишу в изобразительном
искусстве, способен реализовать свои способности, обогатить себя творчески,
интеллектуально и духовно.

3

1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Цель: создание условий для выявления и развития творческих способностей
обучающихся посредством приобщения их к художественной деятельности.
Задачи:
Обучающие
1. Формирование познавательного интереса к жизни и творчеству великих русских
художников;
2. Освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка,
живописи и композиции).
Развивающие
3. Развитие творческих способностей (фантазии, воображения, образного мышления,
используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений) в области
изобразительного искусства
4. Развитие мотивации к художественному творчеству;
5. Развитие потребностей в самосовершенствовании, самостоятельности и
аккуратности в практической деятельности и в жизни в целом;
6. Развитие активности в конкурсах изобразительного мастерства;
Воспитательные
7. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через
художественное творчество;
8. Восприятие духовного опыта человечества – как основы приобретения
личностного опыта и самосозидания;
9. Формирование социальной активности личности, гражданской позиции, культуры
общения и поведения в социуме.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет
наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию
целого комплекса умений, совершенствованию изобразительных навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Ключевые понятия. Данная программа предполагает приобретение учащимися
знаний, умений и навыков, способствующих развитию художественных возможностей
воспитанников, развитие их эстетической культуры.
В целом программа направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного
отношения детей к произведениям изобразительного искусства. Особое значение
приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения
обучающихся к живописи, пространственного мышления, формирование представления о
живописи как виде искусства, раскрытие целостной художественной картины мира,
воспитание потребности в самообразовании.
Принципы отбора содержания. Каждый раздел программы делится на два блока –
теоретический и практический. Выбранные темы включают в себя все вопросы,
касающиеся теории живописи. Все разделы в совокупности представляют собой единую
методическую концепцию. Практическая работа обеспечит учащимся прочное
закрепление умений и навыков. Важное место в реализации программы отводится
контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе
обучения, о достижении цели, обеспечения качества обучения. Контроль в рамках
4

реализации
программы
носит
мотивационно
стимулирующий
и
корригирующийхарактер.
Срок реализации программы: 1 год обучения. Распределения учебного времени
производится с учетом усвоения и понимания поставленных творческих задач. Таким
образом, в зависимости от особенностей и содержания работы, педагог может проводить
занятия со всем составом детей одновременно или индивидуально.
Основные формы и методы обучения. В качестве методов работы избраны
следующие: творческий, игровой, метод импровизации, наглядности и словесный метод.



Творческий метод используется в данной программе как важнейший
художественно-педагогический метод, определяющий качественно результативный
показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо
своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое.



Игровой метод - целью является не менять и переделывать ребенка, не учить его
каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим
собой.



Метод импровизации – умение использовать свое воображение и совмещать его
с уже приобретенными знаниями и навыками.



Метод наглядности
(практический показ).



-

наглядная

демонстрация

формируемых

навыков

Словесный - словесное (образное) объяснение, сочетающееся с правильным

показом.
Формы работы:




Групповая

Индивидуальная
Данная программа ориентирована на художественное развитие детей от 12 до 17 лет.
Дети 12-14 лет способны под руководством педагога и самостоятельно выполнять
задания. Дети 14-17 лет уже самостоятельно способны выполнять задания более сложного
уровня, приносить собственные художественные идеи и замыслы, участвовать в мастерклассах для детей младшего возраста.
Набор детей осуществляется независимо от их способностей и умений. Данная
программа предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом
психофизических особенностей.

1.3. Планируемые результаты освоения курса
В ходе реализации программы будут достигнуты следующие результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной
живописи, знание истории художественного направления, понимания ее значимости в
мировом художественном процессе;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре славянских
5

народов на основе знакомства с их художественными традициями, выявления в них общих
закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности
нравственных, ценностных, эстетическихустановок;

формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в
процессе познания произведений народных жанров, форм и стилей, разнообразных типов
художественных образов и их взаимодействия;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся
мире
путем
ориентации
в
многообразии
художественной
действительности и участия в жизни класса,гимназии.

формирование
представлений
о
нравственных
нормах,
развитие
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других
людей на основе восприятия произведений живописи, их коллективного обсуждения и
интерпретации в разных видах деятельности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе
развития художественно-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека иобщества;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и
коллективной изобразительной деятельности. Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и
духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным
ценностям изобразительнойкультуры;

формирование мотивации к изобразительномутворчеству, целеустремленности и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности
художественно- творческой деятельностиучащихся.

участие в проектной деятельности (концерты,конкурсы)

формирование осознанного отношения к собственной художественно-творческой
деятельности.

формирование умения оценки действий партнера в групповой деятельности.

умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе
художественнойдеятельности.

формирование навыков речевого высказывания в процессе анализа картин,
ихоценки.

1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дополнительного образования
Оценке и контролю результатов обученияподлежит:
- формирование изобразительной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры;
- развитие умения свободно работать карандашом, без напряжения проводить
линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги, передавать в рисунке
простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски,
6

ровно закрашивать ими нужную поверхность; распознавать стили, манеру, жанры
изобразительного искусства;
- освоение образцов современной живописи, усвоение знаний о художниках;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
изобразительно-творческой деятельности;
- воспитание устойчивого интереса к живописи, изобразительному искусству
своего народа и других народов мира; потребности в самостоятельном общении с
живописью и самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к живописи.
Эффективность программы оценивается количеством и качеством проводимых
мероприятий (выставки, мастер-классы, конкурсы), а также сбором необходимой
информации: количество детей, занятых в мероприятиях, количество участников
различных конкурсов и победителей в них. В конце учебного года эти данные
анализируются и делаются выводы.
Формы подведения итогов реализации программы
1.
Опрос,просмотр.
2.
Выставка лучших работ обучающихся в конце учебногогода.
3.
Открытые занятия для родителей ипедагогов.
4.
Участие детей в городских мероприятиях,выставках, конкурсах
ифестивалях.
5.
Мониторинг,проводимый в конце года.

Организационно-педагогические условия реализации программы
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
Минимальный состав группы – 15 человек
Максимальный состав группы – 30 человек
При необходимости (большой наполняемости группы) она делится на две
подгруппы. Обучение происходит быстрее, если перерывы между занятиями сокращены.
Самый длительный перерыв, не более 3-х дней.

2.Содержательный раздел
2.1 Содержание курса
Раздел 1. Мир флоры и фауны.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Инструктаж. Представление понятия «Изобразительное искусство».
Практика. Знакомство с группой. В разделе на практических занятиях педагог подробно
рассказывает об удивительном мире природы, красоте цветов, неба. Рассматривается
иллюстративный ряд с изображением нашей земли, растительного мира, деревьев, цветов.
Практическая работа «мир природы».
Тема 1.2. Попугай. Мастер-класс.
7

Теория. Сочетание цветов природы и палитры художника.
Практика. Рисуем разноцветного попугая в формате мастер-классе, акварелью. На этом
рисунки мы знакомимся с разными акварельными техниками.
Тема 1.3. Пейзаж. Осень-зима.
Теория. Изучаем теплую и холодную цветовую гамму.
Практика. Каждый выбирает рисует ли он зимний пейзаж в холодных оттенках или
осенний пейзаж в теплых оттенках.
Тема 1.4. Животные домашние и дикие.
Теория. Образы животных в картинах художников.
Практика. Разница в образах домашних и диких животных. Передача на бумаге характера
животного: злой, добрый. Выражение с помощью цветовых пятен линий силуэта
животных.
Использование различных техник в работе: графика, живопись.
Тема 1.5. Фантастические животные.
Теория. Животное нереальное. Фантазия.
Практика. Воплощение фантазии на бумаге. Задание придумать нереальное животное и
изобразить его на бумаге. Средства для выражения по выбору учащегося.
Раздел 2. Мир фантазий и увлечений
Тема 2.1. Место силы в любимом городе.
Теория. У каждого человека есть любимые места в городах. Смотрим фотографии
Екатеринбурга, разговариваем о городской архитектуре, линейной и воздушной
перспективе.
Практика. Рисуем городскую архитектуру с учетом линейной и воздушной перспективы.
Используем в рисунке линию, пятно, штрих.
Тема 2.2. Моя любимая книга.
Теория. Изучаем иллюстрацию и художников-иллюстраторов.
Практика. Создаем свою собственную книжку по мотив любимого произведения.
Тема 2.3. Мои хобби и увлечения.
Теория. Чем ты увлекаешься? Твоѐ хобби? Что любишь
Практика. Рисуем на свободную тему.
Тема 2.4. Моя будущая профессия.
Теория. Портрет в анфас.
Раздел 3. Мир искусства
Тема 3.1. Мир импрессионизма.
Теория. Знакомимся со стилем импрессионизм и яркими представителями.
Практика. Рисуем пейзаж в стиле импрессионизма.
Тема 3.2. Мир абстракционизма.
Теория. Разбираем стили абстрактного искусства.
Практика. Рисуем абстрактную работу на свободную тему.
Тема 3.3. Мир модерна.
Теория. Знакомимся с яркими представителями стиля модерн.
Практика. Рисуем работу с растительными мотивами в стиле модерн.
Раздел 4. Мир разных стран и культур.
Тема 4.1. Культура Востока.
Теория. Узнаем отличительные черты искусства Японии, Китай, Индия.
Практика. Рисуем на свободную тему.
8

Тема 4.2. Яркая Африка.
Теория: изучаем портрет в анфас.
Практика . Рисуем африканку в анфас.
Тема 4.3.Разнообразие Европы.
Теория. Узнаем отличительные черты искусства Европы.
Практика. Рисуем на свободную тему.

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
№

1

2
3
4
5
6
7

Название
разделов, тем
Организационное
занятие. Техника
безопасности
на
занятиях.
Мир
флоры
и
фауны.
Мир фантазий и
увлечений.
Мир
искусства.
Стилизация.
Мир разных стран
и культур.
Выставка
творческих работ
Самоподготовка

Итого учебных часов
Всего часов

Общее
кол-во
часов
2

Самоподготовка

В том числе
Теория Практика

0

2

0

46

0

4

42

70

0

8

62

72

0

6

66

26

0

4

22

39

0

6

33

0

60

0

0

216
315

0
60

20
26

192
229

Формы
аттестации \
контроля
Педагогическ
ое
наблюдение,
открытые
занятия

Педагогическ
ое
наблюдение,
показательные
выступления,
анализ
достижений

3.2.Календарный учебный график на 2023-24 учебный год
№

Месяцы
Сентябрь октябрь

Разделы

Кол-во часов

Организационное
занятие. Техника
безопасности на

2

Формы аттестации \
контроля
 Тестирование;

9

1
2

Ноябрь - декабрь

3

Январь - март

4

Апрель - май

5

В течение года

6

занятиях.
Мир флоры и фауны.
Мир фантазий и
увлечений.
Мир искусства.
Стилизация.
Мир разных стран и
культур.
Выставка творческих
работ
Самоподготовка



Опрос, просмотр;

46
70



Игровые
программы;

72



Участие детей в
городских
мероприятиях,
спортивной
деятельности,
конкурсах
и
соревнованиях;

26
39
60

Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора.

3.3 Материально-технические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется на базе МАОУ СОШ № 7, расположенной
по адресу г. Екатеринбург, ул. Куйбышева 100а.
Место проведения:
Класс (для теоретических и практических занятий);

Инвентарь
6-11 классы МАОУ СОШ № 7
Ноутбук
Проектор
Экран
Акустическая система (колонки)
Принадлежности для рисования

3.4 Информационное обеспечение программы
Для реализации программы используются цифровые образовательные ресурсы,
которые разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят:
• видеоряд:
художественных и документальных фильмов о жизни и
творчестве художников
• анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют
учащимся основные положения темы;
10

• синтезированный зрительный ряд: портреты художниковмирового
уровня, современные художники;работы с цифровым образовательным
ресурсом;
• творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические
тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление творческого
материала.
4. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.

Заболотская И.А Образовательная программа по изобразительному искусству
«Юный художник»/ «Внешкольник», 2007г, №1.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному
искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В.
Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера»,
2006.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М.: 1961.
Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для
преподавателей/ А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2006. – 368 с.
Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ,
обобщение опыта : пособие для педагогов доп. образования / сост. М.В.
Кайгородцева. – Волгоград : Учитель, 2009. –377 с.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М. : 1985.
Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной
школе. Пособие для учителей / В. С. Кузин. - М.: Просвещение, 1972 - 270с. сил.
Чернышев О.В. Формальная композиция. – Минск: 1999.
Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: 1989.
Список литературы для детей и родителей:

1. Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.:
Харвест, 2004.-736 с.
2. Джин Ван'т Хал Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье. - М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2016
3. Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес/ Т. В. Калинина. - М.: Сфера,
2009
4. Лопухина В., Лопухина В. Прописи по каллиграфии. – М.: Манн, Иванов и Фербер,
2019
5. Творим с детьми. 20 мастер-классов в разных техниках / Ярмарка мастеров. - М.:
Альпина Паблишер, 2016
6. Толстова И. А. Большая книга творчества с детьми. - М.: Эксмо, 2018

11

Сведения о разработчике
АндроноваАнна Владимировна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж
работы – 3 года.
Российский государственный профессионально педагогический университет,
специальность:
изобразительное
искусство,
квалификация:
учитель
изобразительного искусства
Аннотация
Направленность программы: художественная
Цель программы: создание условий для выявления и развития творческих
способностей обучающихся посредством приобщения их к художественной деятельности.
Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 12 до 17лет.
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных
группах.
Краткое содержание:Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Рисуем вместе» относится к художественному направлению, которое
способствует воспитанию чувств, развитию у детей способности понимать, любить,
оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих
возможностей художественные произведения. Это делается, на основе развития у детей
потребности в творческом общении, в данном случае с изобразительным искусством.
По своей специфике образовательная деятельность по даннойпрограммеимеет
развивающий характер, то есть,направленна развитие природных задатков детей, на
реализацию их интересов и способностей. Каждоезанятиедолжно обеспечивать развитие
личности
ребенка,поэтому широкое распространение получают личностноориентированные технологии обучения.Занятия изобразительным искусством выступают
как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти,
пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных
умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности.

12


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».