Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ № 40 ПРИНЯТО: Педагогическим советом гимназии от «30» августа 2022 г. Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин Приказ № 13/-О от 31.08.2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования Екатеринбург, 2022 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, муниципального образования «город Екатеринбург», Уставом МАОУ гимназия № 40 и иными локальными нормативными актами образовательной организации. 1.2. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) в МАОУ гимназия № 40 (далее – Положение): • определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в Гимназии • устанавливает структуру ВСОКО и ее основные направления; • регулирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур; • определяет состав мониторингов; • устанавливает взаимосвязь ВСОКО и внутришкольного контроля (ВШК); • устанавливает связь ВСОКО и самообследования. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ВСОКО 2.1. Цель ВСОКО: • формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в Гимназии. 2.2. Задачи ВСОКО: • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в Гимназии; • предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию качества образования. 2.3. Принципы ВСОКО: • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); • взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости; • качества и надежности средств оценки образовательных достижений; • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; • рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в образовательной организации. 2.4. Источники информации, методы сбора и обработки информации. Источниками данных для оценки качества образования используются: • образовательная статистика; • результаты текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации; • мониторинговых исследований; • социологические опросы; • отчеты работников образовательной организации; • посещение уроков и внеклассных мероприятий; • данные электронного журнала и другое. Методами сбора информации являются наблюдение, анкетирование (опрос), самообследование, выборки по определенным направлениям, сбор статистических данных, протоколы и акты. Используются следующие методы обработки информации: ранжирование, матрицы, сопоставление, статистические, аналитические методы. • 3.1. • • • • • • 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПОНЕНТЫ ВСОКО В МАОУ гимназия № 40 (далее - Гимназия) ВСОКО включает: локальные регуляторы: локальные нормативные акты, программно-методические документы; должностных лиц, субъектов оценки; направления оценки; критерии и показатели по каждому направлению; оценочные процедуры, формы и методы оценки; информационно-аналитические продукты; компьютерные программы и сервисы. 3.2. В Гимназии ВСОКО регулируется посредством: • настоящего Положения; • Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся; • Плана функционирования ВСОКО; 3.3. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки проведения процедур ВСОКО устанавливаются ежегодно приказом директора гимназии, утверждающим план функционирования ВСОКО Гимназии на текущий учебный год. 3.4. Направления ВСОКО в Гимназии: • оценка качества достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ; • оценка качества образовательной деятельности; • оценка качества условий реализации образовательных программ; • оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования в Гимназии; • оценка системы работы с одаренными детьми; • оценка профессионального развития педагогов; • оценка организации системы воспитания. 3.5. Оценка содержания образования (реализуемых в Гимназии образовательных программ) проводится на этапе разработки ООП на предмет соответствия требованиям ФГОС общего образования и ежегодно в августе – на предмет актуальности ООП. Критерии оценки: • соответствие структуры ООП требованиям ФГОС; • соответствие рабочих программ содержательного раздела локальным требованиям к оценочным модулям рабочих программ; • соответствие учебных планов и рабочих программ учебных курсов, предметов требованиям ФГОС; • соответствие внеурочной деятельности обязательным требованиям; • соответствие условий реализации основных образовательных программ. 3.6. Оценка основных образовательных программ в процессе их реализации проводится одновременно с внутришкольным контролем эффективности педагогической системы гимназии и организации образовательного процесса. 3.7. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их внесения в перечень дополнительных общеобразовательных программ по параметрам: • соответствие тематики программы запросу потребителей; • соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования; • соответствие структуры и содержания программы требованиям (при их наличии); • наличие в программе описанных форм и методов текущего контроля. • 3.8. Оценка профессионального развития педагогов проводится ежегодно по итогам учебного года, соответствующая информация анализируется и размещается в отчете о самообследовании и информационно-аналитической справке. 3.9. Оценка системы работы с одаренными детьми проводится ежегодно по итогам учебного года на основании результатов участия обучающихся в интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях разного уровня; соответствующая информация анализируется и размещается в отчете о самообследовании и информационноаналитической справке. 3.10. Оценка условий реализации ООП в Гимназии проводится ежегодно; соответствующая информация анализируется и размещается в отчете о самообследовании. Критерии ежегодной оценки условий охватывают все установленные на федеральном уровне показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию. 3.11. Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательных программ предусматривает процедуры внутренней и внешней оценки: Внутренняя оценка включает: • входной контроль; • текущее и тематическое оценивание; • портфолио; • промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся; • внутришкольный мониторинг образовательных достижений. Внешние процедуры оценивания: • государственную итоговую аттестацию, • независимую оценку качества образования, • мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровня (ВПР, ДКР и т.д.) 3.12. Проведение текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся регулируются «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся». 4. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 4.1. Оценка образовательных результатов позволяет выявить обучающихся, осваивающих учебный материал на базовом, повышенном и высоком уровнях. Уровневый подход используется при разработке контрольно-измерительных материалов по учебным предметам, курсам или дисциплинам учебного плана. 4.2. Объектом оценивания являются предметные результаты, в том числе сравнительные данные о результат внутренних и внешних оценочных мероприятий. 4.3. Контрольно-измерительные материалы с уровневым подходом разрабатываются методическими объединениями педагогов. Обновление контрольно-измерительных материалы осуществляется по мере необходимости. 4.4. Информация о достижении каждым обучающимся планируемых результатов освоения рабочей программы предмета, курса или дисциплины учебного плана фиксируется в сводной ведомости успеваемости. 4.5. Личностные образовательные результаты, в том числе результаты социализации, не подлежат прямой оценке, но в гимназии обязательном порядке организуется мониторинг личностного развития обучающихся. Предметом мониторинга выступает уровень сформированности и достижение следующих образовательных результатов: • осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • российская гражданская идентичность; • ответственное отношение к учению; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, • уважение к труду, готовность к выбору профессии; • культура здорового образа жизни, экологически безопасного поведения. 4.6. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности. Диагностические материалы носят междисциплинарный характер и включают в себя задания по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий, функциональной грамотности. Используемые процедуры: комплексные работ на основе межпредметного текста; текущее выполнения учебно- практических и учебно-познавательных заданий; выполнение учебных исследований и учебных проектов. 4.7. Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня аккумулируются в электронном портфолио обучающегося и включаются в ежегодный отчет о самообследовании. 4.8. Данные о здоровье учеников ежегодно собираются на основе информации, передаваемой медицинскими работниками по результатам медицинским осмотров обучающихся и статистки заболеваемости. 4.9. Анализ динамики образовательных результатов каждого обучающегося начиная с 1-го класса проводит классный руководитель, результаты могут быть использованы классным руководителем, педагогом-предметником, администрацией гимназии при собеседовании с родителям (законным представителям) обучающихся. 4.10. Информация о качестве результатов освоения основных образовательных программ используется при подготовке отчета о самообследовании. 5. МОНИТОРИНГ В РАМКАХ ВСОКО 5.1. В рамках ВСОКО проводятся обязательные мониторинги: • достижения обучающимися предметных образовательных результатов; • достижения обучающимися личностных образовательных результатов; • достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов, в том числе оценке функциональной грамотности; • объективности оценки качества подготовки обучающихся при проведении оценочных мероприятий разных уровней и олимпиад обучающихся на основе мониторинговых карт (Приложение 1). 5.2. По инициативе участников образовательных отношений и (или) в рамках Программы развития Гимназии могут разрабатываться и проводиться иные мониторинги. 5.3. При проведении мониторингов реализуется принцип сбалансированности системы оценочных процедур, избегания дублирования проводимых оценочных процедур. 5.4. Ежегодному анализу подлежат показатели деятельности Гимназии, выносимые в отчет о самообследовании. Результаты ежегодного анализа составляют аналитическую часть отчета о самообследовании согласно федеральным требованиям. 6. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСОКО 6.1. Функционирование ВСОКО осуществляется в течение всего учебного года. 6.2. Контроль эффективности педагогической системы гимназии и организации образовательного процесса в процессе реализации образовательных программ проводится в отношении: • соответствия основных образовательных программ требованиям ФГОС НОО, ООО, СОО и контингенту облучающихся; • соответствия дополнительных образовательных программ, реализуемых в гимназии, потребностям обучающихся и их родителей (законных представителей) • объема и качества реализации рабочих программ; • качества урочной деятельности и индивидуальной работы с учениками; • качества внеурочной деятельности и деятельности классных руководителей; • качества психолого-педагогического сопровождения обучающихся; • качество условий обеспечивающих образовательную деятельность: материальнотехническая обеспеченность, учебно-методическое обеспечение, в том числе средства ИКТ, санитарно-гигиенические условия, психолого-педагогический климат в гимназии, кадровая обеспеченность, локальные нормативные акты и документооборот. 6.3. Результаты оценки образовательных программ фиксируются справками внутришкольного контроля и используются в отчете о самообследовании. 6.4. Удовлетворенность родителей качеством результатов освоения основных образовательных программ, качеством образовательной деятельности, качеством условий выявляется путем ежегодного анкетирования родителей (законных представителей) по вопросам качества предоставляемых образовательных услуг. 7. ДОКУМЕНТЫ ВСОКО 7.1. Документы ВСОКО – это информационно-аналитические продукты контрольнооценочной деятельности. 7.2. К документам ВСОКО, предназначенным для внешнего использования, относятся: • отчет о самообследовании; • аналитические справки по итогам оперативного внутришкольного контроля; • аналитические справки форм и методов оценки в части их влияния на качество образования в гимназии. 7.3. К документам ВСОКО, предназначенным для внутреннего использования, относятся: • опросно-анкетный материал для получения данных к разработке формируемой части ООП; • аналитические справки к результатам внешних независимых диагностик и ГИА; • справки ВШК, в том числе по итогам оперативного контроля; • приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления гимназией. 8. ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ 8.1. Оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования предусматривает: • внутригимназические опросы и анкетирование; • учет показателей НОКО. 8.2. Внутригимназические опросы и анкетирование проводятся: • на этапе разработки ООП с целью определения части ООП, формируемой участниками образовательных отношений; • ежегодно, в конце учебного года, с целью выявления динамики спроса на те или иные программы; • по графику процедур оператора НОКО. 8.3. Администрация гимназии обеспечивает участие не менее 50 процентов родителей (законных представителей) в опросах НОКО. Приложение 1 Мониторинговая карта обеспечения условий объективности оценочных процедур и олимпиад Оценочная процедура: Дата/период: Направление мониторинга/ этап мониторинга Показатели Оценка Значение выполнения показателя (да/нет) (да — 1/ нет — 0) 1. Этап подготовки к проведению оценочной процедуры и (или) олимпиады Направление 1. 1. При подготовке к проведению Обеспечение процедуры оценки качества объективности обеспечены условия соблюдения образовательных мер объективности, защиты результатов в информации, независимого рамках конкретной наблюдения. процедуры оценки 2. При подготовке к проведению качества образования процедуры оценки качества утвержден регламент проведения/ предусмотрено использование предложенного регламента. З. При подготовке к проведению процедуры оценки качества подготовлены по единым требованиям необходимые контрольные измерительные материалы. 4. При подготовке к проведению процедуры оценки качества обеспечено участие в информационнометодических/тренировочных мероприятиях специалистов, привлекаемых к проведению. Направление 2. 5. При подготовке к проведению Профилактическая процедуры оценки качества работа по обеспечено персональное предотвращению инструктирование специалистов, необъективных привлекаемых к проведению, по результатов в рамках мерам профилактики попадания в конкретной «зону риска» по необъективному процедуры оценки проведению процедуры. качества Направление 3. 6. При подготовке к проведению процедуры оценки качества Формирование у осуществлено информирование участников всех участников образовательных образовательных отношений о предстоящей отношений процедуре. позитивного 7. При подготовке к проведению отношения к процедуры оценки качества объективной предусмотрен порядок подачи и оценке рассмотрения апелляций по образовательных процедуре/ консультирование по результатов в процедуре. рамках конкретной процедуры оценки качества образования Максимальное количество баллов: 7 Общее количество баллов по этапу: 2. Этап проведения оценочной процедуры и (или) олимпиады Направление 1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования Направление 2. Профилактическая работа по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества 8. При проведении процедуры оценки качества созданы организационно-технические условия и осуществлен контроль их соблюдения (предоставление КИМ, предоставление рабочих мест, соблюдение регламента и т.д.) 9. При проведении процедуры оценки качества созданы информационные условия и осуществлен контроль их соблюдения (проведение предусмотренных инструктажей для участников процедуры на всех этапах проведения 10. При проведении процедуры оценки качества соблюдена конфиденциальность информации при хранении, использовании и передаче материалов. 11. При проведении процедуры оценки качества присутствовали независимые наблюдатели (с исключением конфликта интересов) При проведении процедуры оценки качества было организовано видеонаблюдение 13. При проведении процедуры оценки качества осуществлено информирование общественности о факте ее проведения. 12. Направление 3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования Максимальное количество баллов: 6 Общее количество баллов по этапу: 3. Этап оценивания (проверки, экспертизы) работ обучающихся в рамках оценочной процедуры и (или) олимпиады Направление 1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования 14. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества обеспечено критериальное оценивание назначенными экспертами. 15. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества осуществлено согласование подходов к экспертной оценке, обеспечивающее объективность результатов. Направление 2 16. При проведении оценивания в Профилактическая рамках процедуры оценки качества работа по проведено персональное предотвращению инструктирование экспертов по необъективных мерам профилактики попадания в результатов в «зону риска» по результатам рамках конкретной необъективного оценивания. процедуры оценки 17. При проведении оценивания в качества рамках процедуры оценки качества приняты меры по защите информации ограниченного доступа. Направление 3. 18. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества Формирование у осуществлено информирование участников родителей и обучающихся о образовательных подходах к оцениванию результатов отношений процедуры. позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования Максимальное количество баллов: 5 Общее количество баллов по этапу: Итоговое количество баллов обеспечивающего мониторинга Максимальное количество баллов – 18 Фактическое количество баллов – 4. Этап работы с результатами оценочной процедуры и (или) олимпиады (результативный период) Направление 1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования 19. При работе с результатами процедуры оценки качества результаты направлены участникам в срок и с соблюдением требований информационной безопасности. 20. При работе с результатами процедуры оценки качества подготовлены и утверждены аналитические материалы. Направление 2. 21. При работе с результатами Профилактическая процедуры оценки качества работа по подготовлены адресные предотвращению рекомендации/проведены необъективных методические мероприятия, результатов в направленные на обеспечение рамках конкретной справедливой непротиворечивой процедуры оценки оценки результатов. качества Направление 3. 22. При работе с результатами процедуры оценки качества Формирование у осуществлено информирование участников родителей, обучающихся о не образовательных персонифицированных результатах отношений процедуры, о возможностях позитивного индивидуализации при освоении образовательной программы. отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования Максимальное количество баллов – 4 Общее количество баллов по этапу: Итоговое количество баллов всех этапов мониторинга Максимальное количество баллов – 22 Фактическое количество баллов: Шкала оценки уровня обеспечения объективности Уровень обеспечения объективности Уровень соответствия по этапам 1-3 Общий итог (с учетом 4 этапа) Критический 0-6 баллов 0-7 баллов Допустимый 7-14 баллов 8-18 баллов Оптимальный 15-18 баллов 19-22 баллов Мониторинг сбалансированности системы оценки качества подготовки обучающихся Общая информация 1. Статистический блок Оценочные процедуры не проводятся на первом и последних уроках (за исключением учебных предметов, по Параллель Предмет которым / Класс проводится не более 1 урока в по по плану факту неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании) (да/нет) Общее количество оценочных процедур за учебный год Составлен единый график проведения оценочных процедур (да/нет) 3. Блок о выполнении Рекомендаций (контекстные данные) Для обучающихся одного класса проводится не более одной оценочной процедуры в день (да/нет) Ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры исключены (да/нет) Для проведения оценочных процедур не используются копии листов с заданиями (да/нет) Мониторинг оценки ключевых характеристик качества подготовки обучающихся Показатели Единица измерения Промежуточная аттестация Доля обучающихся, показавших результаты на пониженном уровне (неуспевающие) Доля обучающихся, показавших результаты на базовом уровне (отметка «3») Доля обучающихся, показавших результаты на повышенном уровне (отметка «4») Доля обучающихся, показавших результаты на высоком уровне (отметка «5») Доля обучающихся 9-х классов, собеседование по русскому языку получивших незачет за итоговое Доля обучающихся 11-х классов, получивших незачет за итоговое сочинение (изложение) Итоговая аттестация Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике Численность выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса Численность выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике (профильный уровень) Численность выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса Численность выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса Количество обучающихся, набравших более 80 баллов на ЕГЭ ВПР Доля обучающихся, показавших результаты на пониженном уровне (неуспевающие) Доля обучающихся, показавших результаты на базовом уровне (отметка «3») Доля обучающихся, показавших результаты на повышенном уровне (отметка «4») Доля обучающихся, показавших результаты на высоком уровне (отметка «5») Доля несоответствия аттестации результатов ВПР результатам промежуточной Метапредметная подготовка/функциональная грамотность Доля обучающихся, показавших результаты формирования читательской грамотности на каждом уровне (недостаточный/ низкий/средний/высокий) в 5 классах Доля обучающихся, показавших результаты формирования читательской грамотности на каждом уровне (недостаточный/ низкий/средний/высокий) в 8 классах Доля обучающихся, показавших результаты формирования математической грамотности на каждом уровне (недостаточный/ низкий/средний/высокий) в 5 классах Доля обучающихся, показавших результаты формирования математической грамотности на каждом уровне (недостаточный/ низкий/средний/высокий) в 8 классах Доля обучающихся, показавших результаты естественнонаучной грамотности на каждом уровне низкий/средний/высокий) в 5 классах формирования (недостаточный/ Доля обучающихся, показавших результаты естественнонаучной грамотности на каждом уровне низкий/средний/высокий) в 8 классах формирования (недостаточный/ Доля обучающихся, показавших результаты формирования финансовой грамотности на каждом уровне (недостаточный/ низкий/средний/высокий) в 5 классах Доля обучающихся, показавших результаты формирования финансовой грамотности на каждом уровне (недостаточный/ низкий/средний/высокий) в 8 классах Доля обучающихся, показавших результаты формирования глобальных компетенций на каждом уровне (недостаточный/ низкий/средний/высокий) в 5 классах Доля обучающихся, показавших результаты формирования глобальных компетенций на каждом уровне (недостаточный/ низкий/средний/высокий) в 8 классах Доля обучающихся, показавших результаты формирования креативного мышления на каждом уровне (недостаточный/ низкий/средний/высокий) в 5 классах Доля обучающихся, показавших результаты формирования креативного мышления на каждом уровне (недостаточный/ низкий/средний/высокий) в 8 классах Олимпиады Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров олимпиад, в общей численности учащихся, в том числе: Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)