РП Изобразительное искусство 1 класс (обнов. ФГОС НОО)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

Приложение
к основной образовательной
программе НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 класс

Екатеринбург
2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на
уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к
результатам
освоения
основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований
к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную
аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления
и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных
основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала
учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся,
формирование активной эстетической позиции по отношению к
действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения
художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных
искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и
скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и
дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы,
восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского
творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций
выраженного в них содержания, художественных средств выразительности,
соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского
творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к
истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные
уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами
практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие
произведений
искусства
и
эстетического
наблюдения
окружающей
действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной
деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное
пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства
художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в
собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.

Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—
8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом
индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся
способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность
обучающихся организуется как в
индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство»
входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система
тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального
общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение
содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на
его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана,
определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не
увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую
художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению
более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных
результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33
часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального
формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного
рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование
навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки
работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом.
Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в
изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию.
Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён
года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка,
стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички
и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по
выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания,
складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное
ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии
симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по
выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и
аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых
геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания
деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из
бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных
установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с
картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А.
Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний
и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного
опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных
впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с
ФГОС начального образования находится личностное развитие
обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным
ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения
и
ценностного
отношения
к
своей
Родине
—
России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуальноличностные
позиции
и
социально
значимые
личностные
качества;
духовно-нравственное
развитие
обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию
в
социально-значимой
деятельности;
позитивный
опыт
участия
в
творческой
деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками
содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства
воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и
освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и
мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение
обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет
способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты
национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают
условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют
пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе
духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на
развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоциональнообразной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести
социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту
самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально
значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует
формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим
людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду,
искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при
выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование
эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих
вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от
создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь
результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой
деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в
команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к
определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение
универсальными
познавательными
действиями
Пространственные
представления
и
сенсорные
способности:
характеризовать
форму
предмета,
конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и
предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между
собой; обобщать
форму
составной
конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении
(визуальном
образе)
на
установленных
основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие
цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного
выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых
учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства,
архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и
состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и
предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим
учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и

декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные
образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета,
цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские
книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и
представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе
установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями
Обучающиеся
должны
овладеть
следующими
действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор —
зритель),
между
поколениями,
между
народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя
и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта
интересов
в
процессе
совместной
художественной
деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского
опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их
содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать,
понимать
намерения
и
переживания
свои
и
других
людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по
достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные
учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при
выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к
используемым материалам;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного
построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования,
утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства
со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и
геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения
изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный
формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей
практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей
с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций
выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в
рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в
условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления,
которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с
опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок
и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,
организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных
объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о
целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из
бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров
в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры,
сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративноприкладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции
(стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по
выбору учителя с учётом местных
творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства
со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и
геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения
изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный
формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей
практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей
с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций
выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в
рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в
условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления,
которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с
опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок
и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,
организованные педагогом.

Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных
объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о
целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из
бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров
в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры,
сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративноприкладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции
(стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по
выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической
художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего
праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и
составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых
геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме
коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и
первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их
содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а
также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных
впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека
в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).

Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения
архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения
со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А.
Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко
выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А.
Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и
отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью
сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам
игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего
праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и
составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых
геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме
коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и
первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их
содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а
также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных
впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека
в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения
архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения
со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А.
Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко
выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А.
Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и
отношения к ним в соответствии с учебной установкой.

Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью
сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
Тематическое планирование, в том числе с учетом Рабочей
программы воспитания с указанием часов, отводимых на усвоение каждой
темы
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне начального общего образования приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором
они живут, бережного отношения к природе, культуре родного края, предметам
материального мира; норм коммуникативного взаимодействия со сверстниками,
учителями, родителями; для активного проявления своего познавательного,
творческого личностного потенциала через систему ключевых классных и
общешкольных событий с активным участием семей и родителей обучающихся.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих
познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога, командную работу (интеллектуальные игры,
дискуссии, групповая работа или работа в парах);
поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе, установление доброжелательной
атмосферы во время урока (игровые технологии);

формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи
(шефство) инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников, дающей возможность приобрести навыки: самостоятельного
решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных
идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
(индивидуальные и групповые исследовательские проекты).
Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностнооткрытому образованию.
Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в
окружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научноисследовательских центрах, в вузах, мультимедийном парке «Россия – моя
история», городских и районных детских библиотеках, музеях города,
предприятиях района и города. Пространство окружающего социума становится
пространством приобретения опыта самостоятельных социальных проб,
реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации. Здесь
обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских отношений друг с
другом и со взрослыми.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний
в объекты эмоционального переживания; организацию работы с
воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным
проблемам, связанным с открытиями и изобретениями.
Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то
предметной области (гуманитарной, технической, математической, естественнонаучной и т.д.).
Участвуя в играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами
гимназии, обучающиеся расширяют знания по темам и понимают практическую
значимость этих знаний.

Тематическое планирование

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов

Дата Виды
Виды,
изуче деятел формы
ния ьности контроля

всего

контрол практические
ьные
работы
работы
Модуль 1. Восприятие произведений искусства

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Элементы реализации
программы воспитания

1.1. Восприятие детских рисунков. Навыки
1
восприятия произведений детского
творчества и формирование зрительских
умений.

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/su Установление
bject/lesson/6263/star доверительных
t/160876/
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;

1.2. Первые представления о композиции: на 1
уровне образного восприятия.
Представление о различных
художественных материалах.
Обсуждение содержания рисунка.

Устный
опрос

https://resh.edu.ru/su Побуждение обучающихся
bject/lesson/6263/star соблюдать на уроке
t/160876/
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;

Итого по модулю 1

2

Модуль 2. Графика

2.1. Линейный рисунок.
Разные виды линий.
Линии в природе. Ветки (по
фотографиям): тонкие — толстые,
порывистые, угловатые, плавные и др.

1

2.2. Графические материалы и их особенности. 1
Приёмы рисования линией.

Устный
опрос;

https://uchitelya.com/i
zo/101555prezentaciyaizobrazhat-mozhnoliniey-1-klass.html

Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально
значимой информацией;

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-k-urokuizobrazitelnogoiskusstva-klass-temaizobrazhat-mozhnoliniey-1489705.html

Применение на уроке
интерактивных форм
работы с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию обучающихся;

2.3. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной 1
формы (треугольный, круглый, овальный,
длинный).
Последовательность рисунка.

Практичес https://infourok.ru/pr Демонстрация
кая работа ezentaciya-poобучающимся примеров
;
izobrazitelnomuответственного,
iskusstvu-na-temuгражданского поведения,
master-izobrazheniyaпроявления
uchit-videt-risuemчеловеколюбия и
listya-klassдобросердечности через
1083711.html
подбор соответствующих
задач для решения;

2.4. Первичные навыки определения
1
пропорций и понимания их значения. От
одного пятна — «тела», меняя пропорции
«лап» и «шеи», получаем рисунки разных
животных.

Устный
опрос;

https://easyen.ru/load Инициирование и
/mkhk_izo/1_klass/poe поддержка
htapnoe_risovanie_mys исследовательской
hki/185-1-0-53853
деятельности
обучающихся;
Демонстрация
обучающимся примеров
ответственного,
гражданского поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности через
подбор соответствующих
текстов для чтения;

2.5. Линейный тематический рисунок (линия- 1
рассказчица) на сюжет стихотворения или
сюжет из жизни детей (игры во дворе, в
походе и др.) с простым и весёлым
повествовательным сюжетом.

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/su Использование
bject/lesson/4997/con воспитательных
spect/189947/
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию
обучающимся примеров
ответственного,
гражданского поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения;

2.6. Пятно-силуэт. Превращение случайного
пятна в изображение зверушки или
фантастического зверя. Развитие
образного видения и способности
целостного, обобщённого видения.

Устный
опрос;

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-po-izo-natemu-risunokpyatnom-klass2945737.html

1

Применение на уроке
групповой работы и/или
работы в парах, которые
стимулирующих
познавательную
мотивацию, дают
возможность приобрести
опыт ведения
конструктивного
диалога;

2.7. Пятно как основа графического
изображения.
Тень как пример пятна. Теневой театр.
Силуэт.

1

2.8. Навыки работы на уроке с жидкой краской 1
и кистью, уход за своим рабочим местом.
Рассмотрение и анализ средств
выражения — пятна и линии — в
иллюстрациях художников к детским
книгам.

Итого по модулю 2

Устный
опрос;

1

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-po-izo-natemu-risunokpyatnom-klass2945737.html

Демонстрация
обучающимся примеров
ответственного,
гражданского поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности через
подбор соответствующих
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;

Практичес https://uchitelya.com/i Создание условий для
кая работа zo/18838-skazka-pro- формирования у
;
kraski.html
обучающихся навыков
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения;

8

Модуль 3. Живопись

3.1.

Цвет как одно из главных средств
выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в
условиях урока.

1

Устный
опрос;

http://www.my Создание условий для
shared.ru/slide формирования у
/602147/
обучающихся навыков
генерирования и
оформления собственных
идей;

3.2.

3.3.

3.4.

Три основных цвета. Ассоциативные 1
представления, связанные с каждым
из цветов. Навыки смешения красок и
получения нового цвета.
Эмоциональная выразительность
цвета. Цвет как выражение
настроения, душевного состояния.
Наш мир украшают цветы.
1
Живописное изображение по
представлению и восприятию разных
по цвету и формам цветков. Развитие
навыков работы гуашью и навыков
наблюдения.

Устный
опрос;

http://www.my Создание условий для
shared.ru/slide формирования у
/602147/
обучающихся навыков
самостоятельного
решения теоретической
проблемы;

Устный
опрос;

http://www.my Привлечение внимания
shared.ru/slide обучающихся к
/602147/
нравственным проблемам,
связанным с открытиями и
изобретениями;

Тематическая композиция «Времена 1
года». Контрастные цветовые
состояния времён года. Работа
гуашью, в технике аппликации или в
смешанной технике.

Устный
опрос;

http://www.my Привлечение внимания
shared.ru/slide школьников к
/602147/
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания учащимися
своего мнения по ее
поводу, выработки своего
к ней отношения;

3.5.

Техника монотипии. Представления о 1
симметрии. Развитие ассоциативного
воображения.

Итого по модулю 3

Устный
опрос;

http://www.my Включение в урок игровых
shared.ru/slide процедур с целью
/602147/
поддержания мотивации
обучающихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;

Устный
опрос;

http://pedsovet Включение в урок игровых
.su/_ld/158/158 процедур, которые
95___.zip
помогают поддержать

5

Модуль 4. Скульптура
4.1.

Изображение в объёме. Приёмы
1
работы с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.

мотивацию обучающихся к
получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока;
4.2.

Лепка зверушек из цельной формы
(черепашки, ёжика, зайчика и т. д.).
Приёмы вытягивания, вдавливания,
сгибания, скручивания.

1

Устный
опрос;

http://pedsovet Проявляющий
.su/_ld/158/158 восприимчивость к
95___.zip
разным видам искусства,
понимание его
эмоционального
воздействия, влияния на
душевное состояние и
поведение людей

4.3.

Бумажная пластика. Овладение
1
первичными приёмами надрезания,
закручивания, складывания в работе
над объёмной аппликацией.

Устный
опрос;

http://pedsovet Сознающий значение
.su/_ld/158/158 художественной культуры
95___.zip
как средства
коммуникации и
самовыражения в
современном обществе,

4.4.

Лепка игрушки по мотивам одного из 1
наиболее известных народных
художественных промыслов
(дымковская, каргопольская игрушки
или по выбору учителя с учётом
местных промыслов). Объёмная
аппликация из бумаги и картона.

Устный
опрос;

http://pedsovet Знающий и уважающий
.su/_ld/158/158 художественное
95___.zip
творчество своего и
других народов,
понимающий его значение
в культуре

Итого по модулю 4

4

Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство
5.1.

Узоры в природе.
1
Наблюдение узоров в живой природе
(в условиях урока на основе
фотографий). Эмоциональноэстетическое восприятие объектов
действительности. Ассоциативное
сопоставление с орнаментами в
предметах декоративно-прикладного
искусства.

https://resh.ed 
u.ru/subject/le
sson/3716/star
t/168876/

Выражающий
понимание ценности
отечественного и
мирового
художественного
наследия, роли
народных традиций и
народного творчества в
искусстве.

5.2.

Представления о симметрии и
1
наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы
над изображением бабочки по
представлению, использование линии
симметрии при составлении узора
крыльев.

Устный
опрос;

5.3.

Узоры и орнаменты, создаваемые
людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и
растительные. Декоративная
композиция в круге или полосе.

1

Устный
опрос;

5.4.

Орнамент, характерный для игрушек 1
одного из наиболее известных
народных художественных
промыслов. Дымковская,
каргопольская игрушка или по
выбору учителя с учётом местных
промыслов.

Устный
опрос;

https://infourok
.ru/uroki-izo-vnachalnoyshkolezadaniya-grianiketirovanietestirovanie-ikonspekti-poizobrazitelnom
u-iskusstvurazdelovdekorati384451.html
file:///C:/Users/

Ориентированный на
самовыражение в разных
видах искусства,
художественном
творчестве.

https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/4053/star
t/169492/

Ориентированный на
самовыражение в разных
видах искусства,
художественном
творчестве.

значение нравственных
%D0%9E%D0 норм, ценностей,
%BB%D0%B5 традиций в искусстве.
%D0%BD%D1
%8C%D0%BA
%D0%B0/Dow
nloads/EC_I02
_05_01I_orna
m.oms

5.5.

Оригами — создание игрушки для
новогодней ёлки. Приёмы
складывания бумаги. Форма и
украшение бытовых предметов.

1

5.6.

Приёмы бумагопластики. Сумка или
упаковка и её декор.

1

Итого по модулю 5

1

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/4053/star
t/169492/

Привлечение внимания
обучающихся к
нравственным проблемам,
связанным с открытиями и
изобретениями

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/subject/les
son/4053/start
/169492/

Создание условий для
формирования у
обучающихся навыков
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/subject/les
son/4053/start
/169492/

Создание условий для
формирования у
обучающихся навыков
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения

6

Модуль 6. Архитектура
6.1.

Наблюдение разнообразия
архитектурных построек в
окружающем мире по фотографиям,
обсуждение их особенностей и
составных частей зданий.

1

6.2.

Освоение приёмов конструирования 1
из бумаги. Складывание объёмных
простых геометрических тел.
Овладение приёмами склеивания
деталей, надрезания, вырезания
деталей, использование приёмов
симметрии. Макетирование (или
создание аппликации)
пространственной среды сказочного
Итого по модулю
6 бумаги, картона или
2
города из
Модуль 7.пластилина.
Восприятие произведений искусства

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/subject/les
son/4053/start
/169492/

Привлечение внимания
обучающихся к
нравственным проблемам,
связанным с открытиями и
изобретениями

7.1.

Восприятие произведений детского 1
творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских
работ.

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/subject/les
son/4053/start
/169492/

Создание условий для
формирования у
обучающихся навыков
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения

7.2.

Художественное наблюдение
1
окружающего мира (мира природы) и
предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций к
детским книгам на основе
содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой
темой.

Устный
опрос;

https://resh.ed Привлечение внимания
u.ru/subject/les обучающихся к
son/4053/start нравственным проблемам,
/169492/
связанным с открытиями и
изобретениями;

7.3.

Знакомство с живописной картиной.
Обсуждение произведений с ярко
выраженным эмоциональным
настроением или со сказочным
сюжетом. Произведения В. М.
Васнецова, М. А. Врубеля и других
художников (по выбору учителя).

1

Устный
опрос;

Художник и зритель. Освоение
1
зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих
установок наблюдения.
Ассоциации из личного опыта
учащихся и оценка эмоционального
содержания произведений.
7.5.
Произведения И. И. Левитана, А. Г.
1
Венецианова И. И. Шишкина, А. А.
Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других
художников (по выбору учителя) по
теме «Времена года»
Итого по модулю 7
5

Устный
опрос;

7.4.

1

https://resh.ed
u.ru/subject/les
son/4053/start
/169492/

Создание условий для
формирования у
обучающихся навыков
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения
https://resh.ed Привлечение внимания
u.ru/subject/les обучающихся к
son/4053/start нравственным проблемам,
/169492/
связанным с открытиями и
изобретениями;

Устный
опрос;

http://smallbay Включение в урок игровых
.ru/
процедур с целью
поддержания мотивации
обучающихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/subject/les
son/4053/start
/169492/

Модуль 8. Азбука цифровой графики
8.1.

Фотографирование мелких деталей 1
природы, запечатление на
фотографиях ярких зрительных
впечатлений. Обсуждение в условиях
урока ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме

Итого по модулю 8

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

3

Включение в урок игровых
процедур с целью
поддержания мотивации
обучающихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».