Демонстрационный вариант оценочных (контрольно-измерительных) материалов по астрономии 1. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать представление о структуре, форме, уровне сложности, критериях оценивания контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по астрономии в 11 классе. 2. Контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ) позволяют установить уровень освоения обучающимися образовательной программы по предмету «астрономия» за курс 11 класса. Работа проводится в виде контрольной работы, рассчитанной на 90 минут. Состоит из заданий двух типов: Расчётные задачи (№№ 1-5); Задание из ЕГЭ по физике (№ 6) Разделы астрономии: «Небесные координаты и основы сферической астрономии», «Небесная механика», «Основы астрофизики» № 1 2 3 4 5 6 Общая характеристика работы. Уровень* Кодификатор Видимое движение Солнца, Луны, звёзд; определение высоты светил в кульминациях на заданной широте, Б карта звёздного неба, системы небесных координат, время и календарь, движение и фазы Луны Конфигурации планет, уравнение синодического П движения, третий закон Кеплера Суточный и годичный параллакс, единицы расстояний в астрономии, определение размеров светил и Б расстояний до них Комбинированная задача по теме «Небесная В механика» Сравнение видимых звёздных величин, расстояния до звёзд (метод годичных параллаксов и метод спектральных параллаксов), абсолютные звёздные В величины и светимость звёзд, взаимосвязь светимости, температуры, массы и радиуса звёзд, двойные и кратные звёзды, закон Хаббла Основы астрофизики: задания на сравнительный анализ физических параметров и характеристик П астрономических объектов (в формате задания № 24 ЕГЭ по физике) Время 5 мин 15 мин 5 мин 25 мин 25 мин 15 мин *Б – базовый уровень; П – повышенный уровень; В – высокий. Оценивание. 1. Оценка «5». Работа выполнена полностью (допускается два незначительных недочёта). Либо выполнено только 5 задач, но одна из них уровня «В» (допускается один незначительный недочёт). 2. Оценка «4». Работа выполнена на условиях пункта 1, но с бОльшим количеством незначительных недочётов. Либо не решены задачи уровня «В». Либо решены только задачи уровня «П» и «В» 3. Оценка «3». Не решены задачи уровня «В» и одна задача уровня «П». Либо решены только две задачи, но одна из них уровня «В», либо решены две задачи уровня «П». 4. Оценка «2». Решена только одна задача (любая), либо решены только две задачи и среди них нет уровня «В» (кроме сочетания из предыдущих пунктов). Итоговая работа по астрономии (11 класс) I вариант. 1. Определите полуденную высоту Солнца в Петрозаводске (φ=+61047’) в день летнего солнцестояния. 2. Наблюдатель заметил, что некоторая планета бывает в противостоянии каждые 665,25 суток. Каково её расстояние от Солнца в астрономических единицах? 3. Чему равен горизонтальный параллакс Марса, когда эта планета находится ближе всего к Земле (0,378 а.е.)? Горизонтальный параллакс Солнца равен 8”,79. 4. Определить массу Марса относительно Солнца, зная, что расстояние Фобоса, спутника Марса, от планеты равняется 9380 км, а время звёздного оборота Фобоса 0,31892 суток; расстояние от Марса до Солнца равно 227млн. км, а звёздный период обращения Марса равняется 686,980 суток. 5. Видимая яркость звезды Веги (α Лиры) равна m1=+0,14 и её параллакс p1=0,”123, а у звезды β Водолея видимая яркость m2=+3,07 и параллакс p2=0,”003. Найдите отношение светимостей L2/L1 двух звёзд. 6.