КИМ_Биология_11

Код

ВПР. Биология. 11 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
БИОЛОГИЯ
11 КЛАСС
ОБРАЗЕЦ

Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии
отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае
записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике
проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь
выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

1

Код

ВПР. Биология. 11 класс

1

Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые
являются общими при описании изображённых организмов.

Капуста огородная

Горох посевной

Картофель

Перечень таксонов:
класс Двудольные
империя Неклеточные
надцарство Прокариоты
царство Растения
подцарство Многоклеточные
отдел Цветковые

1)
2)
3)
4)
5)
6)

Запишите номера выбранных таксонов.
Ответ:

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

2

Код

ВПР. Биология. 11 класс

2

Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих
сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно
меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных
видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их
природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.
1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.

1

2

3

Ответ:
2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.
Ответ:

3

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите
название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.
Пищевая цепь

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического
уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж),
которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной
продукции экосистемы 10 000 кДж.
Ответ:

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

.

3

Код

ВПР. Биология. 11 класс

4

Изучите рисунок. Благодаря
изображённых организмов?

какому

процессу

образовалось

такое

многообразие

Ответ:

5

Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от
температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у –
скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как
изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет
выше нормальной?
Ответ:
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

4

Код

ВПР. Биология. 11 класс

6

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных
элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу
номер нужного элемента.
Уровень организации
(А)

Наука, изучающая данный уровень
(Б)

Органоидно-клеточный

Пример
Сердце

(В)

(Д)

(Г)

Биохимия

(Е)

Пропущенные элементы:
1) ДНК
2) анатомия
3) организменный
4) хлоропласт
5) молекулярно-генетический
6) цитология
7

Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает
в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его
практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно
превышать 0,3–0,5 г в сутки.
1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека,
который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла
и две сосиски.
Продукты

Молоко
пастеризованное

Количество
холестерина,
г/100 г продукта
0,01

Продукты

Сосиски
(одна сосиска – 40 г)

Количество
холестерина,
г/100 г продукта
0,04

Творог нежирный

0,04

Колбаса

0,07

Сыр «Голландский»

0,51

Яйцо куриное
(одно яйцо – 50 г)

0,57

Масло сливочное

0,18

Треска

0,03

Ответ:
2. Какую опасность для
в организме человека?

.
здоровья

человека

представляет

избыток

холестерина

Ответ:

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

5

Код

ВПР. Биология. 11 класс

8

Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ,
результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109.
Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных
результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.
Список ответов:
1) нарушение углеводного обмена
2) кислородная недостаточность
3) анализ крови
4) снижение иммунитета
5) анализ кала
Анализ

Диагноз

Ответ:

9

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из
болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.
Список болезней человека:
1)
2)
3)
4)
5)

ветряная оспа
синдром Дауна
инфаркт миокарда
дизентерия
малярия
Наследственное
заболевание

Приобретённое заболевание
Инфекционное
Неинфекционное

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

6

Код

ВПР. Биология. 11 класс

10

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на
составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака.
В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент
родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.
Фрагмент родословного древа семьи
Условные обозначения:
– женщина
– мужчина
– брак
– дети одного брака
– проявление исследуемого
признака – «глухонемоты»

Используя предложенную схему, определите:
1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.
Ответ:
1)

;

2)

11

Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный
признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца.
Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы
занесите в таблицу.
Мать

Отец

Дочь

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

7

Код

ВПР. Биология. 11 класс

В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови
ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте
данные таблицы и ответьте на вопросы.
Группа крови отца
I(0)

II(A)

III(B)

IV(AB)

I(0)

I(0)

II(A)
I(0)

III(B)
I(0)

II(A)
III(B)

II(A)

II(A)
I(0)

II(A)
I(0)

Любая

II(A),
III(B)
IV(AB)

III(B)

III(B)
I(0)

Любая

III(B)
I(0)

II(A),
III(B)
IV(AB)

IV(AB)

II(A)
III(B)

II(A),
III(B)
IV(AB)

II(A),
III(B)
IV(AB)

II(A),
III(B)
IV(AB)

Группа крови ребёнка

Группа крови матери

12

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой
крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?
Ответ:
2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором
крови для своей матери.

Правила переливания крови
Ответ:

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

8

Код

ВПР. Биология. 11 класс

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.
Группы крови
I
II
III
IV

Антигены
эритроцитов
–
А
В
А, В

Антитела плазмы
α, β
β
α
–

* Примечание.
Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или
потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные
антитела.
Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека
бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.
Ответ:

13

В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК
пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между
различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе
процент нуклеотидов с цитозином.
Ответ:

14

1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида
эукариотической клетки. Как он называется?
Ответ:
2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке
в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

Ответ:

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

9

ВПР. Биология. 11 класс

15

Код

Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования
последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи
последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие
аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер),
объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.
Таблица генетического кода

Ответ:

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

10

ВПР. Биология. 11 класс

16

Код

На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет
назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который
обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда)
животных.

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

11

Код

ВПР. Биология. 11 класс

Геохронологическая таблица
ЭРА
Название
Начало
и продолжи(млн
тельность
лет
(в млн лет)
назад)
Кайнозойская, 67
67

Период
и продолжительность в млн лет)

Антропоген, 1,5

Неоген, 23,5
Палеоген, 42

Мезозойская,
163

230

Меловой, 70

Юрский, 58

Триасовый, 35
Палеозой, 340

Возможно, 570

Пермский, 55

Каменноугольный,
75–65

Животный и растительный мир

Появление
и
развитиечеловека.
Животный мир принял современный
облик
Господство млекопитающих и птиц
Появление хвостатых лемуров, позднее –
парапитеков,
дриопитеков.
Бурный
расцвет
насекомых.
Продолжается
вымирание крупных пресмыкающихся.
Исчезают многие группы головоногих
моллюсков. Господство покрытосеменных
растений
Появление высших млекопитающих
и настоящих птиц, хотя зубастые птицы
ещё
распространены.
Преобладают
костистые
рыбы.
Сокращение
папоротников и голосеменных растений.
Появление
и
распространение
покрытосеменных растений
Появление первых птиц, примитивных
млекопитающих, расцвет динозавров.
Господство голосеменных. Процветание
головоногих моллюсков
Начало
расцвета
пресмыкающихся.
Появление костистых рыб
Вымирание трилобитов. Возникновение
зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение
каменноугольных лесов
Расцвет земноводных. Появление первых
пресмыкающихся. Характерно разнообразие
насекомых

Эра:

Период:

Возможный предок:

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

12


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».