КИМ по русскому_5 класс

Русский язык. 5 класс

1

Демонстрационный вариант
итоговой работы
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся
90 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 20 заданий.
Ответом к заданиям 1–12, 14, 15 является одна цифра, которая
соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа
в тексте работы.
Ответы к заданиям 13 и 16–18 запишите в работе в отведённом для этого
месте цифрами.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом
новый.
Задания 19 и 20 части 2 выполняются на отдельном листе.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником,
рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими
словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу,
и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас
останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!

© СтатГрад, 2015

Русский язык. 5 класс

1

2

Часть 1
Укажите слово, в котором есть звонкий согласный звук, не имеющий пары
по глухости – звонкости.
1) живот

2) зайка

3) чудеса

4) щипцы

Ответ:
2

В каком слове ударение падает на второй слог?
1) торты
2) облегчить
3) цемент

4) алфавит

Ответ:
3

Укажите слово БЕЗ ПРИСТАВКИ.
1) прощаться
2) слить

3) скрепить (листы)
4) промчаться

Ответ:
4

Укажите, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
1) имя существительное
2) имя прилагательное

3) глагол
4) предлог

Ответ:
5

Укажите глагол 2 спряжения, который употреблён в форме 2 лица
единственного числа настоящего времени.
1) подержишь
2) учишься

3) летите
4) шепчешься

Ответ:
6

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) на площад.., в ма..
2) в сообщени.., на олен..

3) об алле.., о гербари..
4) об истори.., на совест..

Ответ:
7

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) зар..сли, пол..гать, к..ртофель
2) р..стение, вл..жить, к..бинет
3) прир..щение, прол..жить, к..пуста
4) взр..стить, сл..гать, кв..ртал
Ответ:
© СтатГрад, 2015

Русский язык. 5 класс

8

3

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) с врач..м, щ..тка, пш..нка
2) птенц..в, ш..рох, за плащ..м

3) расч..ска, пловц..в, с уж..м
4) ш..рстка, над плеч..м, ж..лоб

Ответ:
9

В каком ряду во всех окончаниях глаголов пропущена буква -А(-Я)?
1) (они) постро..т, (они) закле..т
2) (они) зелене..т, (они) обид..т
3) (они) заправ..т, (они) сверка..т
4) (они) назнач..т, (они) пропол..т
Ответ:

10

В каком ряду во всех словах пропущена буква Ь?
1) играеш.., гореч.., виднеет..ся
2) стереч.., колюч.., решение задач..
3) стрич.., кричиш.., брош..
4) могуч.., калач.., снимат..ся
Ответ:

11

Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
2) Дениска робко сказал что не понял вопроса Раисы Ивановны
3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта
Некрасова
4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска
Ответ:

12

В каком предложении необходимо поставить запятую?
1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды
деревьям.
2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким
светом.
Ответ:

© СтатГрад, 2015

Русский язык. 5 класс

4

Прочитайте текст и выполните задания 13−18.
(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот – Иваныч. (2)Мы все его
любили за добрый, ласковый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу
подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по
своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за
нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней.
(6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит,
будто нас дожидается.
(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой.
(8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире
и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно
напрасными.
(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать,
обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он
почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот
мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же
день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую
квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака
людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
(По Г. Скребицкому)
13

В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль
текста? Запишите номер предложения.
Ответ:_____________________ .

14

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч
был ласковым котом?
1) Иваныч ждал возвращения хозяев домой.
2) Завидев хозяев, кот мурлыкал, тёрся об их ноги.
3) Кот преданно сопровождал маму в магазин.
4) Иваныч лизал руки хозяевам.
Ответ:

15

Какой тип речи используется в предложениях 10−13 текста?
1) повествование
3) повествование с элементами описания
2) описание
4) рассуждение
Ответ:

16

В предложениях 9−11 найдите слово со значением «чувство тревоги,
беспокойство». Выпишите это слово.
Ответ:_____________________ .
© СтатГрад, 2015

Русский язык. 5 класс

17

18

5

В предложениях 4−6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.
Ответ:_____________________ .
Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.
Ответ:_____________________ .
Часть 2
Для ответа на задания 19 и 20 используйте отдельный лист. Запишите
сначала номер задания, а затем выполните его. Ответы записывайте
чётко и разборчиво.

19

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания.
В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света изпод ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном
взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш..
мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и изпод л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно
ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой
прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2)под
напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

20

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 19 языковые
разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.

© СтатГрад, 2015

Русский язык. 5 класс

6

Ответы к заданиям части 1
№
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Ответ
2
3
1
2
2
4
4
2
1
3
3
2
14
2
1
опасения; опасение
вечером
он осмотрел, посидел, не ушёл
<или> он осмотрел, посидел, но не ушёл

© СтатГрад, 2015

Русский язык. 5 класс

7

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
19 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания.
В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света изпод ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном
взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш..
мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и изпод л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно
ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой
прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2)под
напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
№

К1

К2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
В тундре – весна. Солнце дружески подмигивает,
посылая луч света из-под низких облаков. Звенят большие
и малые ручьи, со стоном взламываются речушки в горах.
Вода всюду. Ступишь ногой в мох – и мох сочится.
Тронешь мшистую кочку – и сверху появится вода.
Станешь ногой на ледок – и из-под ледка брызнет вода.
Сейчас вся тундра − это разрастающееся болото. Оно
живёт, всхлипывает под сапогами. Оно мягкое, покрыто
жёлтой прошлогодней травкой и весенним мхом, похожим
на цыплячий пух.
Весна робко входит в тундру, оглядывается. Вдруг
замирает под напором холодного ветра, но не останавливается, а идёт дальше.
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
4
При оценивании выполнения задания по критерию К1
учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания
слов
Допущено не более двух ошибок
3
Допущено 3−4 ошибки
2
Допущено 5 ошибок
1
Допущено более 5 ошибок
0
Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет
3
Допущена одна ошибка
2
Допущено две ошибки
1
Допущено более двух ошибок
0
© СтатГрад, 2015

Русский язык. 5 класс

К3

20

8

Правильность списывания текста
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ
Допущено не более 3 описок и ошибок следующего характера:
1) Изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке).
2) В переписанном тексте пропущено одно из слов текста
либо есть одно лишнее слово
Допущено не менее 4 описок и ошибок, но не более
7 описок и ошибок следующего характера:
1) Изменён графический облик слова (допущены
перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к
орфографической или грамматической ошибке).
2) В переписанном тексте пропущено одно из слов текста
либо есть одно лишнее слово
Допущено более 7 описок и ошибок следующего
характера:
1) Изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие
к орфографической или грамматической ошибке).
2) В переписанном тексте пропущено одно из слов текста
либо есть одно лишнее слово
Максимальный балл

2

1

0

9

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 19 языковые
разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (Модель разбора свободная,
зависит от того, как учили в школе. В ключах дана минимальная
информация, необходимая для верного ответа.)

© СтатГрад, 2015

Русский язык. 5 класс

9

Фонетический
всюду(1)
в − [ф ] − согласный, глухой, твёрдый
с − [с,] − согласный, глухой, мягкий
ю − [у] − гласный, ударный
д − [д] − согласный, звонкий, твёрдый
у − [у] − гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога
Морфемный (по составу)
замирает (2)
за- – приставка
-мир- – корень
-а- − суффикс
-ет – окончание
Морфологический
большие (3) (ручьи)
1. большие (ручьи) – прилагательное, обозначает признак предмета, ручьи
(какие?) большие.
2. Начальная форма – большой; в именительном падеже, во множественном числе.
3. В предложении является определением.
Синтаксический
Весна робко входит в тундру, оглядывается.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: весна (подлежащее), входит, оглядывается (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (входит) робко − обстоятельство,
(входит) в тундру − обстоятельство.

© СтатГрад, 2015

Русский язык. 5 класс

К1

К2

К3

К4

10

Указания по оцениванию
Выполнение фонетического разбора
Разбор выполнен верно
При разборе допущена одна ошибка
При разборе допущено две ошибки
При разборе допущено более двух ошибок
Выполнение морфемного разбора
Разбор выполнен верно
При разборе допущена одна ошибка
При разборе допущено две ошибки
При разборе допущено более двух ошибок
Выполнение морфологического разбора
Разбор выполнен верно
При разборе допущена одна ошибка
При разборе допущено две ошибки
При разборе допущено более двух ошибок
Выполнение синтаксического разбора предложения
Разбор выполнен верно
При разборе допущена одна ошибка
При разборе допущено две ошибки
При разборе допущено более двух ошибок
Максимальный балл

Баллы
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
12

Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение
диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
Общий балл

«2»
0–16

«3»
17–23

«4»
24–31

«5»
32–39*

*при условии, что учащийся, выполнив задание 19, набрал по Критериям

К1−К2 не менее 4 баллов из 7 возможных (см. критерии оценивания
к заданию 19).

© СтатГрад, 2015


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».