Оценочные материалы по курсу «Светская этика» ОРКСЭ Тест. . Напишите имя древнегреческого философа основателя науки этики _ 2.Понятие мораль означает: 1) обычаи 2) верны все ответы 3) привычки человека 4) правила поведения 3.Этика изучает: 1) природу 2) законы 3) мораль 4) нравственность 4. этика помогает человеку6 1) самостоятельно совершать поступки 2) становиться лучше 3) строить отношения 4) верны все ответы 5.___________ - это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. 6. мораль и ____________________ означают привычки, обычаи, правила поведения людей с точки зрения представлений о добре и зле. Как я понимаю моральные нормы ? Выбери правильный ответ. 1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца: а) отпустить с миром ; б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму; в) отрубить руки. 2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то а) забросаете живодеров камнями ; б) попросите отпустить собаку ; в) присоединитесь к ним. 3. Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то: а) вы сделаете это; б) вы этого не сделаете и получите « 2»; в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы : а) внимательно выслушаете и благодарите; б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете; в) хамите в ответ. 5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то: а) это доставляет вам неприятные ощущения; б) у вас появляется желание унизить отличника; в) вы радуетесь его успехам 6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы: а) испытываете неловкость; б) просите изменить лексикон; в) поддерживаете разговор в том же духе. 7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы: а) категорически отказываете; б) спрашиваете «а что мне за это будет?» в) выполняете просьбу с легкой душой. 8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то: а) у вас возникает неприятное чувство; б) не обращаете внимания; в) смеётесь над ним. Оценка ответов Отве т а б в Вопро Вопро с с2 1 10 5 5 10 3 3 Результаты Вопро с3 3 10 5 Вопро с 4 10 5 3 Вопро с 5 5 10 3 Вопро с 6 5 10 3 Вопро с 7 3 5 10 Вопро с 8 10 5 3 60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла. 33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях. 24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем, поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас. Тест по ОРКСЭ (Основы светской этики) за 1 полугодие Обведи буквы правильных ответов 1. Родственные связи между людьми можно изобразить в виде: а) цветка; б) родословного древа; в) книги; г) большой фотографии. 2. Всех людей, живущих на Земле, связывает: а) родство; б) Интернет; в) транспорт. 3. Религиозную культуру составляют: а) книги; б) традиции почитания Бога; в) привычки. 4. Этика– это: а) философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – добро и зло; б) правила поведения людей в храме; в) рассказы о религии; г) наука о веществах. 5. Древнегреческий философ Аристотель: а) написал Библию; б) основал свою философскую школу и ввел термин «этика»; в) основал город Афины. 6. Мораль - это: а) нехорошие поступки; б) книги о религии; в) заданные этикой правила поведения 7. Какое слово лишнее в ряду: а) милосердие; б) душевность; в) чуткость; г) равнодушие. 8. Добродетели характера развиваются в человеке благодаря: а) обучению; б) возрасту; в) памяти; г) вниманию. 9. Добродетель – это: а) лучшие качества характера человека; б) богатство; в) уверенность в своих силах. 10. Убеждения человека – это: а) его представления об окружающей жизни, самом себе и других людях; б) лучшие нравственные качества человека; в) то, к чему человеку нужно стремиться; г) способности, успехи в учении. 11. Меняются ли убеждения у человека? а) меняются только в раннем детстве; б) не меняются; в) меняются в течение жизни; г) меняются к старости. 12. Убеждения, идущие от сердца, от любви: а) наполняют жизнь страданием; б) приносят много зла самому человеку; в) приносят много зла окружающим его людям. г) создают жизнь, наполненную человеческими достоинствами, радостью, творчеством. 13. Нравственный выбор - это: а) быть успешным в учении; б) быть послушным в школе; в) выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой жизненной ситуации; г) быть внимательным при переходе улицы. 14. Нравственный выбор человека зависит: а) от усилий души и разума, от его убеждений; б) от характера человека; в) от образования; 15. Совесть - это: а) способность человека жить по законам; б) способность человека осознавать свои поступки и намерения и оценивать их с позиции Добра и Зла; в) способность человека поступать всегда так, как учат старшие товарищи; г) способность человека прислушиваться к мнению других людей. 16. Долг – это: а) убеждения человека; б) обязанность перед кем - либо, чем - либо; в) материальная ответственность; г) отрицательное качество человека. 17. Ответственность – это: а) обязанность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия; б) знать правила поведения в школе и общественных местах; в) обязанность человека хорошо знать законы; г) хорошо учиться и соблюдать дисциплину в школе. 18. Произведение, которое учит людей этике: а) рассказ; б) повесть; в) басня; г) поэма. Культура и мораль Ф.И.___________________ 1.Определите, что означает слово культура?__________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________ 2. Почему культуру называют второй природой?_________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________ 3. Приведите примеры материальной и духовной культуры.__________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________ Задания для совместной работы с родителями Объясните, почему возникла мораль?___________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________ Вместе с родителями составьте перечень моральных норм, принятых в вашей семье..____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _____________________________________________ Найдите 2-3 иллюстрации с элементами национальных культур и наклейте ниже….. Итоговая контрольная работа по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса Модуль «Основы светской этики» 1. Полное название нашей страны: а) Москва б) Российская Федерация в) Россия 2. Дай толкование слову «отечество» а) страна наших пап, мам б) родная страна отцов и предков в) Россия 3.Соотниси понятие с их объяснением. 1.Этика 2.Культура 3.Мораль а) система норм и ценностей регулирующих поведение людей. б)наука ,рассматривающая поступки и отношения между людьми. в) образованность. 4. Собери пословицы 1.Живи для людей, 2.Как аукнется, 3.Большая душа, как большой костёр, а)так и откликнется. б)проживут и люди для тебя. в)издалека видна. 5. Ответь на вопрос, ответ соедини с правильным ответом. 1. тот, кто ни с кем ничем не делится? а) лживый 2. тот, кто обманывает? б) гордый 3. тот, кто считает себя самым лучшим? в) жадный 6. Добавь понятие в определение. _______________ -общепринятый, привычный порядок поведения людей в повседневной жизни. _______________ -совокупность определенных действий, которые диктуются обычаем. 6. В человеке может проявляться красота духовная-невидимая, когда он выбирает добро, а не зло. Подумай и выбери, в каких поступках эта красота проявляется. Если человек : а) - обижает младших, б) - помогает старшим и больным в) - просит прощения и прощает других г) - благодарит людей за оказанное добро д) - любит бездельничать е)- ___________________________________ (свой ответ) 7. Где важно соблюдать правила этикета? а) дома; б) в школе; в) на улице; г) в транспорте; д) везде. 8. Отметь все моральные обязанности человека а) давать списывать на уроке б) уважать других людей и их права в) исполнять установленные в обществе моральные нормы г)бескорыстная помощь 9.Семейные традиции-____________ _____________________________________________________________ _______________________________________________________________ 10.Прочитай отрывок произведения А.Гайдара «Совесть» и ответь на вопрос: почему девочка плакала? Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Ключ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Б Б б,в,г 1б,2а,3в. 1в, 2а, 3б Б,в,г. Д. Б,в,г. Это все то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передается из поколения в поколение. Оценочный лист к уроку Я чувствовал себя на уроке… Я усвоил основные понятия… Мне захотелось поступать согласно моральным нормам… Материал мне был понятен… Я выполнял задания… Хочу поделиться знаниями с друзьями… Я чувствовал себя на уроке… Материал мне был понятен… Я усвоил основные понятия… Я выполнял задания… Мне захотелось поступать согласно моральным нормам… Хочу поделиться знаниями с друзьями… Дневник самонаблюдения. Мое настроение: № урока Мне было грустно мое настроение улучшилось мое настроение было хорошим 1 2 3 Итого: Звездная страничка: № урока Зажги свою звезду зеленая (Мне было желтая (Мне было легко, и я быстро справился со всеми заданиями) 1 2 3 Итого: трудно, но я справился) красная (Мне было трудно, но мне помогли друзья