РП Искусство 10

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40
Приложение
к основной образовательной
программе СОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного кура «Искусство»
10 класс

1. Планируемые результаты изучения курса «Искусство»
Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при
изучении предмета «Искусство», являются:
– приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам,
отраженным в художественных образах;
–

осознание

значения

национальной

культуры,

воспитание

патриотизма,

формирование толерантного отношения к другим культурам;
– приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок
национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур;
– развитие способности к образованию и самообразованию.
Метапредметные результаты изучения мировой художественной культуры
предполагают:
– умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, личный
досуг, выбирать пути своего культурного развития, формы художественного творчества;
– умение аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам
мировой и отечественной художественной культуры, определять и обосновывать свое
отношение к произведениям искусства;
– навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– умение осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства,
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации
информации и создания художественно-творческого продукта.
Предметные результаты выпускников средней школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
– в понимании особенностей основных стилей и направлений мировой и
отечественной художественной культуры;
– понимании специфики основных видов и жанров искусства;
– умении анализировать художественное произведение, устанавливать стилевые
и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, сравнивать
художественные стили и направления, соотносить их с определенной
исторической эпохой, национальной школой;

–

понимании

и

грамотном

использовании

искусствоведческих

и

культурологических терминов при анализе художественного произведения;
– углублении, расширении и систематизации знаний в сфере искусства;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
– в осознании ценности мировой культуры и национального искусства как
неотъемлемой части мировой культуры;
– развитии толерантного отношения к миру через восприятие собственной
национальной культуры сквозь призму мировой;
– готовности выражать свое суждение о произведениях классики и
современного искусства;
– возможности поддерживать выбранное направление образования;
3) в коммуникативной сфере:
–

в

умении

находить

личностные

смыслы

в

процессе

созерцания

художественного произведения;
– умении давать свою интерпретацию произведений искусства в процессе
проектно-исследовательской и творческой деятельности;
– освоении диалоговых форм общения с произведениями искусства разных
видов;
4) в эстетической сфере:
– в умении воспринимать, осмыслять и критически оценивать явления
искусства;
– умении целостно воспринимать и анализировать основные выразительные
средства языка разных видов искусства, понимать их роль в создании
художественного образа;
– развитии художественно-эстетического вкуса;
– развитии общей культуры учащихся.
Достижение указанных результатов связано с мировоззренческим характером
учебного предмета, со спецификой произведений искусства, которые напрямую обращены
к чувствам и эмоциям человека, и обеспечивается решением следующих задач:
– социокультурное развитие учащихся, расширение их культурно-художественного
кругозора, воспитание потребности в общении с произведениями отечественного и
мирового искусства;

– развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, создание
учащимися собственных произведений искусства (мультимедийных презентаций, эссе,
творческих работ и др.), организация внеурочных форм общения с искусством;
– обучение школьников приемам и методам сравнительно-аналитической
деятельности для постижения художественного произведения.
2. Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ. Связи искусства во времени. Роль мифа в искусстве.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОСТИ
Первобытное искусство. Первые художники земли. Древние образы и символы.
Музыка и танец. Палеолит. Зарождение живописи. Жизнь Альтамиры. Ласко во Франции.
Мезолит и Неолит. Зарождение архитектуры и скульптуры. Древняя архитектура,
ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Стоунхендж.
Музыка, танец, зарождения театра.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
Древний

Египет.

Архитектура

страны

фараонов.

Мировое

значение

древнеегипетской цивилизации. Символы Древнего Египта в современном искусстве.
Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света.
Сакральные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные комплексы в
Карнаке и Луксоре. Изобразительное искусство и музыка Египта. Гигантизм и
неизменность канона

- примета Вечной жизни в искусстве. Музыкальное искусство

Египта.
Художественная культура Древней Передней Азии. Особенности художественной
культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектура ансамблей Вавилона.
Вавилонская башня.
Искусство доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений
майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.
Золотой век Афин. Всемирно-историческое значение художественной культуры
Древней Греции. Скульптура в Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского
Акрополя. Парфенон – главное украшение Акрополя. Театральное и музыкальное
искусство

Античности.

Рождение

греческого

театра.

Драма.

Комедия.

Античности. Связь культуры Древней Греции с современным искусством.

Музыка

Архитектура Древнего Рима. Архитектурные символы римского величия. Пантеон.
Колизей. Возникновения портрета в скульптуре и отличие от греческой скульптуры.
Культура дальнего и ближнего Востока.
Индия – «страна чудес». Самобытность и неповторимость художественной
культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи. Пещерные храмы
(чайтья в Карли) и храм в Кхаджурахо. Искусство живописи. Музыкальное и театральное
искусство.
КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Культура

Китая.

Шедевры

архитектуры.

Воплощение

мифологических

и

религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Скульптура и
живопись Китая.
Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Философия и мифология в

садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.
Художественная

культура

ислама.

Исторические

корни.

Шедевры

арх.

Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Византия и Древняя Русь. Значение культуры Византийской империи. Следование
античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии
в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном
христианстве. Искусство мозаики и иконописи.
Архитектурный облик Киева. Собор Святой Софии в Киеве. Архитектура Великого
Новгорода. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
Успенский собор во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерли.
Архитектурный облик Древней Руси.

Древнерусский крестово-купольный тип

храма. Символика храма. Архитектура Московского княжества. Ансамбль Московского
Кремля. Успенский собор как его главное украшение.

Изобразительное искусство

Древней Руси. Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности
новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Анализ
«Троицы» Андрея Рублева. Музыкальная культура Древней Руси.
Западная Европа. Архитектура. Монастырская базилика как средоточие культурной
жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира во Франции и Германии.
Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кельне. Изобразительное искусство Средних веков.

Искусство витража.

Театральное искусство и музыка Средних веков. Понятие о

литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой
музыкальной культуры. Проторенесанс.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Художественная культура эпохи Возрождения.
Эстетика итальянского Возрождения. Флоренция – колыбель итальянского
Возрождения. Флорентийское чудо Ф. Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре.
Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли.
Золотой век Возрождения. Художественный мир гения – Леонардо да Винчи.
Бунтующий гений Микеланджело. Скульптурные живописные шедевры. Рафаэль –
«первый среди равных». Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество
художника. Возрождение в Венеции. Архитектура. Художественный мир Тициана.
Мифологическая и библейская тематика.
Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Гентский
алтарь Яна ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с природой.
Живопись и символы в творчестве И. Босха и Брейгеля, как мироощущение всего
северного Возрождения.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и
культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств в театре Шекспира.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Художественная

культура

Нового

времени.

Барокко.

Контрастность

и

динамичность, напряженность и иллюзорность. Основные особенности архитектурного
барокко. Архитектурное творчество Микеланджело как закат Возрождения и начало
Барокко. Творчество Л. Бернини. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и
сформированная с ее помощью площадь. Садово-парковое искусство (парки итальянские,
французские, английские). Фламандское барокко (П. П. Рубенс). Голландское барокко
(Рембрандт и «малые голландцы»). Архитектура русского барокко ( Д. Трезини, Б.
Растрелли, Д. Ухтомский).
Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков).
Особенности живописи классицизма и рококо ( Н. Пуссен и А. Ватто ).
Жанр портрета в живописи, русский парадный и интимный портрет ( Ф. Рокотов,
Д. Левицкий, В. Боровиковский ). Портрет в скульптуре (Ф. Шубин, Э. Фальконе, М.

Козловский). Конные памятники Петру Первому ( Растрелли, Фальконе ). Мраморные
бюсты Ф. Шубина.
Академизм и романтизм в живописи и скульптуре (Ж. Давид, Д. Энгр, Э. Делакруа,
Ф. Гойя).
К.П. Брюллов – гений компромисса между идеалами классической школы и
новыми веяниями романтической живописи в русском искусстве («Последний день
Помпеи»). Академизм и антиакадемизм в русской живописи («Передвижники»). «Бунт
четырнадцати» в Петербургской Академии художеств и организация Петербургской
артели художников на квартире И. Крамского. ( Г. Мясоедов, В. Перов, Н. Ге, И.
Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин ). Устройство выставок «передвижников» по городам
России.
Реализм в западноевропейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье). Опера
барокко. Опера и симфония Просвещения (К. Глюк, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен ).
Романтическая опера (К. Вебер, Р. Вагнер ).
М. Глинка и пути развития русской музыки. Классицистический театр ( Корнель,
Расин, Мольер). Театр французского просвещения (Бомарше, бульварные театры).
Русские столичные, провинциальные и крепостные театры. Школьный театр 18 в.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX – XX ВЕКА
Художественная культура конца 19 – 20 вв. Импрессионизм в живописи,
литературе, музыке. Парижские «Салоны отверженных» и полотна Э. Мане «Завтрак на
траве» и «Олимпия». Формирование круга художников-импрессионистов ( К. Писсаро, П.
Сезанн, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дэга ) и следование за ними импрессионистовкомпозиторов ( К. Дебюсси, М. Равель ).
Возникновение творческого содружества русских (петербургских) композиторов в
конце 50-х – 60-х годов 19 в. «Могучая кучка».
Идеи и принципы архитектуры начала 20 века. Мастера и шедевры зарубежной
архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбузье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер.
Стиль модерн (Ф. Шехтель). Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для
формирования и развития архитектуры конструктивизма. Модерн в архитектуре.
Конструктивизм в архитектуре ( Ле Корбузье, советская архитектура ). Архитектурные
достижения России. В. Татлин.
4 имени постимпрессионизма: П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог, А. Тулуз Лотрек.
Модерн в живописи. Альфонс Муха. Густав Климт и Эгон Шиле.

Ар-деко в моде. Иллюстрации Эрте. «Русские сезоны».
Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое
искусство» П. Филонова.
Направления

зарубежного

модернизма

(фовизм,

экспрессионизм,

кубизм,

футуризм). Яркие представители. «Чистота художественных средств» Анри Матисса.
Яркое творчество Пабло Пикассо. Как глобальные историческое события, такие
как мировые войны, влияют на искусство. Анализ Картины Пикассо «Герника».
Арт-группа ZEBRA в Германии и Новый реализм.
Живопись действия. Джексон Поллок. Отражение в современном направлении
«интуитивной живописи». Дадаизм и М. Дюшан. Поп-арт. Сюрреализм в творчестве Дали
и Магритта.
Русский режиссерский театр. Понятие о «система Станиславского». Театральный
авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного
театра.
Искусство кинематографа. Братья Люмьеры. Немое кино и творчество Чаплина.
Творчество Андрея Тарковского.
Традиции символизма и романтизм в творчестве Скрябина. Многообразие
творческого наследия Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича и Шнитке.
Постмодернизм – новая эпоха в искусстве. Представители в живописи, литературе,
театре и кинематографе.
Что такое актуальное искусство, как его понимать и чем оно отличается от
современного. Инсталляции. Стрит-арт.
3.

Тематическое

планирование составлено, в том

числе,

с учетом

Рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой
темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).

На уровне среднего общего образования таким приоритетом является создание
благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально
значимых дел, направленных на заботу о своей семье, пользу своему родному городу,
стране, природе; личностное, профессиональное и социальное самоопределение через
реализацию социальных проектов.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих
познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии, групповая работа или
работа в парах);
•
поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во
время урока (игровые технологии);
•
формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи
(шефство)
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, дающей
возможность приобрести навыки: самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения (индивидуальные и групповые исследовательские проекты)
Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностно-открытому
образованию.
Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в
окружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научно-исследовательских
центрах, в ссузах, вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и
районных детских библиотеках, музеях города, предприятиях района и города.
Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта
самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков
самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских
отношений друг с другом и со взрослыми.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты
эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией;
привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и
изобретениями.

Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то предметной области
(гуманитарной, технической, математической, естественно-научной и т.д.). Участвуя в
играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами гимназии, обучающиеся
расширяют знания по темам и понимают практическую значимость этих знаний.

Тематическое планирование
№
1.

Тема урока
ИТБ-6. Введение. Связи искусства во времени. Роль мифа в искусстве.

Кол – во
часов
1

Художественная культура первобытности.

5

3.

Первобытное искусство. Первые художники земли. Древние образы и 1
символы. Музыка и танец.
Палеолит. Зарождение живописи. Жизнь Альтамиры. Ласко во Франции.
1

4.

Мезолит и Неолит. Зарождение архитектуры и скульптуры.

5.

Древняя архитектура, ее связь с религиозными
представлениями человека. Стоунхендж.

6.

Музыка, танец, зарождения театра.

2.

7.

8.

9.

10.

11.
12.
13.
14.

15.

верованиями

1
и 1

Художественная культура Древнего мира.

9

Художественная культура Древнего мира. Древний Египет. Архитектура
страны фараонов. Мировое значение древнеегипетской цивилизации.
Символы Древнего Египта в современном искусстве.
Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно
из чудес света. Сакральные гробницы и храмы Среднего и Нового царства.
Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.
Изобразительное искусство и музыка Египта. Гигантизм и неизменность
канона - примета Вечной жизни в искусстве. Музыкальное искусство
Египта.
Художественная культура Древней Передней Азии. Особенности
художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность
архитектура ансамблей Вавилона. Вавилонская башня.
Искусство доколумбовой Америки. Отражение мифологических
представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.
Золотой век Афин. Всемирно-историческое значение художественной
культуры Древней Греции. Скульптура в Древней Греции.
Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя. Парфенон – главное
украшение Акрополя.
Театральное и музыкальное искусство Античности. Рождение греческого
театра. Драма. Комедия. Музыка Античности. Связь культуры Древней
Греции с современным искусством.
Архитектура Древнего Рима. Архитектурные символы римского величия.
Пантеон. Колизей. Возникновения портрета в скульптуре и отличие от
греческой скульптуры.
Культура Дальнего и ближнего Востока.

1

1

1

1

1
1
1
1

1

4

16. Индия – «страна чудес». Самобытность и неповторимость 1
художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа

в Санчи. Пещерные храмы (чайтья в Карли) и храм в Кхаджурахо.
Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство.
17. Культура Китая. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и
религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине.
Скульптура и живопись Китая.
18. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).
Философия и
мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры.
Театральное искусство.
19. Художественная культура ислама. Исторические корни. Шедевры арх.
Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.
Художественная культура средних веков.
20. Византия и Древняя Русь. Значение культуры Византийской империи.
Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой
культуры.
21. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала
божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики
и иконописи.
22. Архитектурный облик Киева. Собор Святой Софии в Киеве. Архитектура
Великого Новгорода. Храм Софии Новгородской. Архитектура
Владимиро-Суздальского княжества. Успенский собор во Владимире.
Храм Покрова Богородицы на реке Нерли.
23. Архитектурный облик Древней Руси. Древнерусский крестово-купольный
тип храма. Символика храма. Архитектура Московского княжества.
Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное
украшение.
24. Изобразительное искусство древней Руси. Икона и иконостас. Мозаики и
фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи.
Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.
25. Анализ «Троицы» Андрея Рублева. Музыкальная культура Древней Руси.

1

1

1
11
1

1

1

1

1

1

26. Западная Европа. Архитектура. Монастырская базилика как средоточие 1
культурной жизни романской эпохи.
27. Готический собор как образ мира во Франции и Германии. Соборы Нотр- 1
Дам в Париже и в Кельне.
28. Изобразительное искусство Средних веков. Искусство витража.
1
29. Театральное искусство и музыка Средних веков. Понятие о литургической 1
драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой
музыкальной культуры.
30. Проторенесанс.
1
Художественная культура эпохи Возрождения.

8

31. Художественная культура эпохи Возрождения. Эстетика итальянского 1
Возрождения. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
Флорентийское чудо Ф. Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре.
Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли.

32. Золотой век Возрождения. Художественный мир гения – Леонардо да 1
Винчи.
33. Бунтующий гений Микеланджело. Скульптурные живописные шедевры.
1
34. Рафаэль – «первый среди равных». Рафаэль – певец женской красоты.
Портретное творчество художника.
35. Возрождение в Венеции. Архитектура. Художественный мир Тициана.
Мифологическая и библейская тематика.
36. Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.
Гентский алтарь Яна ван Эйка как обобщенный образ Вселенной,
гармонии человека с природой.
37. Живопись и символы в творчестве И. Босха и Брейгеля, как
мироощущение всего северного Возрождения.
38. Музыка и театр эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских
и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств в театре
Шекспира.
Художественная культура Нового Времени.

1

39. Художественная культура Нового времени. Барокко. Контрастность и
динамичность, напряженность и иллюзорность.
40. Основные особенности архитектурного барокко. Архитектурное
творчество Микеланджело как закат Возрождения и начало Барокко.
Творчество Л. Бернини. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и
сформированная с ее помощью площадь. Садово-парковое искусство
(парки итальянские, французские, английские).
41. Фламандское барокко (П. П. Рубенс). Голландское барокко (Рембрандт и
«малые голландцы»).
42. Архитектура русского барокко ( Д. Трезини, Б. Расрелли, Д. Ухтомский).

1

43. Мастера русского архитектурного классицизма ( В. Баженов, М. Казаков ).
Особенности живописи классицизма и рококо ( Н. Пуссен и А. Ватто ).
44. Жанр портрета в живописи, русский парадный и интимный портрет ( Ф.
Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский ). Портрет в скульптуре (Ф.
Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский). Конные памятники Петру Первому
(Растрелли, Фальконе). Мраморные бюсты Ф. Шубина.
45. Академизм и романтизм в живописи и скульптуре (Ж. Давид, Д. Энгр, Э.
Делакруа, Ф. Гойя).
46. К. П. Брюллов – гений компромисса между идеалами классической школы
и новыми веяниями романтической живописи в русском искусстве (
«Последний день Помпеи»). Академизм и антиакадемизм в русской
живописи («Передвижники»).
47. «Бунт четырнадцати» в Петербургской Академии художеств и
организация Петербургской артели художников на квартире И. Крамского.
( Г. Мясоедов, В. Перов, Н. Ге, И. Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин ).
Устройство выставок «передвижников» по городам России.
48. Реализм в западноевропейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье).

1

1
1

1
1

12

1

1
1

1

1
1

1

1

49. Опера барокко. Опера и симфония Просвещения (К. Глюк, Й. Гайдн, В. 1
Моцарт, Л. Бетховен ). Романтическая опера ( К. Вебер, Р. Вагнер ). М.

Глинка и пути развития русской музыки.
50. Классицистический театр ( Корнель, Расин, Мольер ). Театр французского
просвещения (Бомарше, бульварные театры). Русские столичные,
провинциальные и крепостные театры. Школьный театр 18 в.
Художественная культура конца 19 – 20 вв.
51. Художественная культура конца 19 – 20 вв. Импрессионизм в живописи,
литературе, музыке. Парижские «Салоны отверженных» и полотна Э.
Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия».
52. Формирование круга художников-импрессионистов (К. Писсаро, П.
Сезанн, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дэга) и следование за ними
импрессионистов-композиторов (К. Дебюсси, М. Равель ).
53. Возникновение творческого содружества русских (петербургских)
композиторов в конце 50-х – 60-х годов 19 в. «Могучая кучка».
54. Идеи и принципы архитектуры начала 20 века. Мастера и шедевры
зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбузье, Ф. Л.
Райт, О. Нимейер.
55. Стиль модерн (Ф. Шехтель). Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как
основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма.
Модерн в архитектуре.
56. Конструктивизм в архитектуре ( Ле Корбузье, советская архитектура ).
Архитектурные достижения России. В. Татлин.
57. 4 имени постимпрессионизма: П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог, А. ТулузЛотрек.
58. Модерн в живописи. Альфонс Муха. Густав Климт и Эгон Шиле.

1

20
1

1

1
1

1

1
1
1

59. Ар-деко в моде. Иллюстрации Эрте. «Русские сезоны».

1

60. Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича.
«Аналитическое искусство» П. Филонова.
61. Направления зарубежного модернизма ( фовизм, экспрессионизм, кубизм,
футуризм). Яркие представители.
62. «Чистота художественных средств» Анри Матисса. Яркое творчество
Пабло Пикассо.
63. Как глобальные историческое события, такие как мировые войны, влияют
на искусство. Анализ Картины Пикассо «Герника». Арт-группа ZEBRA в
Германии и Новый реализм.
64. Живопись действия. Джексон Поллок. Отражение в современном
направлении «интуитивной живописи».
65. Дадаизм и М. Дюшан. Поп-арт.

1

66. Сюрреализм в творчестве Дали и Магритта.

1

1
1
1

1
1

67. Русский режиссерский театр. Понятие о «система Станиславского». 1
Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера
современного отечественного театра. Искусство кинематографа. Братья
Люмьеры. Немое кино и творчество Чаплина. Творчество Андрея
Тарковского.
68. Традиции символизма и романтизм в творчестве Скрябина. Многообразие 1
творческого наследия Рахманинова, Стравинского, Прокофьева,

Шостаковича и Шнитке.
69. Постмодернизм – новая эпоха в искусстве. Представители в живописи, 1
литературе, театре и кинематографе.
Что такое актуальное искусство, как его понимать и чем оно отличается от
современного. Инсталляции. Стрит-арт.
70. Итоговое повторение.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».