РП Обществознание_Тематический практикум 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40
Приложение
к основной образовательной
программе СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Обществознание. Тематический практикум»
10-11 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного курса
«Обществознание. Тематический практикум»
Личностные результаты
1) российская гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия

ценностей семейной жизни.
7.1. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с
лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать
границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания

и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
8.1. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
- способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;
- овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения
результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей
помощи тьютора;
- овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу
при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
- овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и
неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей
помощи тьютора;
- овладение умением активного использования знаково-символических средств
для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем
решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога
и тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику
(педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении
какого-либо вопроса;
- способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами
при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и
интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты изучения учебного предмета Обществознание
(базовый уровень)
1) сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся,
российской
гражданской
идентичности,
поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской
Федерации;
2) понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном
мире;
3) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
4) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
5) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
6) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
7) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
8) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;

9) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
10) формирование целостного восприятия всего спектра природных,
экономических, социальных реалий;
11) сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать
информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному
развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных
различных источников;
11) владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике
общественных наук.
2. Содержание.
Оценочный характер общественных наук как фактор дискуссионности.
Сущность бытия человека как философская проблема. Понятия «деятельность» в
философии и психологии. Мышление и дятельность. Общение - деятельность?
Соотношение свободы и необходимости. Направленность личности как результат
множества факторов. Система понятий культуры. Традиции и новаторство в культуре.
Проблемы истины. Истина в науке. Современные модели развития научного знания.
Проблема научного прогресса. Этика в науке. Место истории в познании человека и
общества. Философия как форма духовной деятельности.
Общество: признаки динамичности и системности. Соотношение государства и
общества. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Дискуссии об
общественном прогрессе. Современные подходы к пониманию права. Соотношение
права и власти. Право и мораль: единство, различие, взаимодействие и противоречие.
Павовое государство: теория и практика. Гражданское общество: механизмы развтития.
Роль элит в жизни общества. Политическое лидерство как социальный институт.
Неравенство и социальная стратификация: подходы и оценки. Соцальные конфликты
как вид взаимодействия - есть ли пути решения? Межнациональные конфликты сложность разрещения. Особенности социального положения молодежи в современном
мире. Молодежные проблемы.
Дискуссии о роли государства в экономике. Экономическая свобода и социальная
ответственность.
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI век
3. Тематическое планирование составлено, в том числе, с учетом
Рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть
в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне среднего общего образования таким приоритетом является создание
благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления
социально значимых дел, направленных на заботу о своей семье, пользу своему

родному городу, стране, природе; личностное, профессиональное и социальное
самоопределение через реализацию социальных проектов.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих
познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии, групповая работа или
работа в парах);
• поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во
время урока (игровые технологии);
• формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи
(шефство)
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, дающей
возможность приобрести навыки: самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения (индивидуальные и групповые исследовательские проекты)
Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностно-открытому
образованию.
Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в
окружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научно-исследовательских
центрах, в ссузах, вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и
районных детских библиотеках, музеях города, предприятиях района и города.
Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта
самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков
самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских
отношений друг с другом и со взрослыми.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в
объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей
информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с
открытиями и изобретениями.
Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то предметной
области (гуманитарной, технической, математической, естественно-научной и т.д.).
Участвуя в играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами гимназии,
обучающиеся расширяют знания по темам и понимают практическую значимость этих
знаний.
Тематическое планирование

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Количество
часов
ИТБ-6. Оценочный характер общественных наук как фактор
1
дискуссионности
Сущность бытия человека как философская проблема
1
Понятия «деятельность» в философии и психологии. Мышление и
1
дятельность
Общение - деятельность?
1
Соотношение свободы и необходимости
1
Направленность личности как результат множества факторов
1
Система понятий культуры
1
1
Традиции и новаторство в культуре
Тема

9.
10.

Проблемы истины. Истина в науке

11.

Проблема научного прогресса

12.

Этика в науке

1

13.

Место истории в познании человека и общества

1

14.

Философия как форма духовной деятельности

1

15.

Общество: признаки динамичности и системности

1

16.

Соотношение государства и общества

1

17.

Противоречивость воздействия людей на природную среду

1

18.

Дискуссии об общественном прогрессе.
Современные подходы к пониманию права.
Соотношение права и власти
Право и мораль: единство, различие, взаимодействие и
противоречие.
Павовое государство: теория и практика
Гражданское общество: механизмы развтития
Роль элит в жизни общества.
Политическое лидерство как социальный институт
Неравенство и социатная стратификация: подходы и оценки
Соцальные конфликты как вид взаимодействия - есть ли пути
решения?
Межнациьнальные конфликты - сложность разрещения
Особенности социального положения молодежи в современном
мире. Молодежные проблемы
Дискусии о роли государства в экономике
Экономическая свобода и социальная ответственность.

1

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Современные модели развития научного знания

Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI век
Итоговое повторение

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».