РП Информатика 10-11_БУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40
Приложение
к основной образовательной
программе СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
10-11 класс
Базовый уровень

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Базовый уровень
Личностные результаты
1) российская гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданская позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
7.1. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с
лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение
самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с
использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать
границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с

соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
8.1. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов)
в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
- способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей
помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата
при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;
- овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными
эталонами при организующей помощи тьютора;
- овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу,
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи
тьютора;
- овладение умением активного использования знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем
решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога
и тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогупсихологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо
вопроса;
- способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при
поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать
получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты изучения учебного предмета Информатика (базовый
уровень):
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;

3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных
конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием
таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы
для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций
программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных
компьютерных программ по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о
способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах
доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете.
1. Основное содержание учебного предмета «Информатика» на уровне
среднего общего образования (базовый уровень)
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего
общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. В ней
соблюдается преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего
общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных
компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося
информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
В соответствии с учебным планом гимназии на изучение предмета
«Информатика» в 10 – 11 социально – экономических классах отводится 2 часа в
неделю, что обусловлено социально-экономической направленностью и выбором
учащимися предмета для Государственной итоговой аттестации. Расширенный курс
является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной
школе (7-9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов
программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса
основной школы. Отличие расширенного курса от базового состоит в том, что более
глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки
данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а
не только поверхностного знакомства с ними.
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в
представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в

автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для
восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах
счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического
выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического
графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование
графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира.
Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы
языка
программирования,
основные
конструкции
языка
программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке
программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в
выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка
работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
1. алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех
заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или
произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
2. алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;

3. алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального
числа, проверка числа на простоту и т.д.);
4. алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива:
линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка
элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива,
проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при
которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия
человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред
имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения
компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура
современных
компьютеров.
Персональный
компьютер.
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные
системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в
коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные
производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции
развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные
виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных
устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием
интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные
компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по
выбранной специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения
учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской
Федерации в области программного обеспечения.

Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств
ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические
требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование
автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых
шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание
гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление
списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода
текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера,
планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания
устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с
использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и
микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с
использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций
проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том
числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы
автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и
объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели.
Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и
предсказания. Искусственный интеллект.

Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет.
Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические
страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков
построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального
времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и
т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и
документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.
3. Тематическое планирование составлено, в том числе, с учетом
Рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне среднего общего образования таким приоритетом является создание
благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально
значимых дел, направленных на заботу о своей семье, пользу своему родному городу,

стране, природе; личностное, профессиональное и социальное самоопределение через
реализацию социальных проектов.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих
познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии, групповая работа или
работа в парах);
•
поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во
время урока (игровые технологии);
•
формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи
(шефство)
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, дающей
возможность приобрести навыки: самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения (индивидуальные и групповые исследовательские проекты)
Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностно-открытому
образованию.
Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в
окружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научно-исследовательских
центрах, в ссузах, вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и
районных детских библиотеках, музеях города, предприятиях района и города.
Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта
самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков
самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских
отношений друг с другом и со взрослыми.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты
эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией;
привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и
изобретениями.
Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то предметной области
(гуманитарной, технической, математической, естественно-научной и т.д.). Участвуя в
играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами гимназии, обучающиеся
расширяют знания по темам и понимают практическую значимость этих знаний.

Информатика. 10 класс
(базовый уровень, гуманитарный класс)
(1 час в неделю)
№

Кол-во
часов

Тема урока

урока

Введение. Информация и информационные процессы (2 часа)
1.

Введение. Информация и информационные процессы. ИТБ-3.
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем
мире. Различия в представлении данных, предназначенных для
хранения и обработки в автоматизированных компьютерных
системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.

1

2.

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.

1

Математические основы информатики (1 час)
3.

Математические
основы
информатики.
Тексты
и
кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Условие
Фано.

1

Системы счисления (2 часа)
4.

Системы счисления. Сравнение чисел, записанных в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

1

5.

Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах
счисления.

1

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики (5 часов)
6.

Элементы комбинаторики, теории множеств и
математической логики. Операции «импликация»,
«эквивалентность».

1

7.

Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений.

1

8.

Построение
истинности.

1

9.

Решение простейших логических уравнений.

10.

Нормальные
формы:
нормальная форма.

логического

выражения

дизъюнктивная

с

данной

таблицей

1
и

конъюнктивная

1

Дискретные объекты (2 часа)
11.

Дискретные объекты. Решение алгоритмических задач,
связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального
пути между вершинами ориентированного ациклического графа;
определения количества различных путей между вершинами).

1

12.

Использование графов, деревьев, списков при описании объектов
и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.

1

Алгоритмы и элементы программирования (14 часов)
13.
14.

Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмические
конструкции. Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.

1
1

Подпрограммы функции. Подпрограммы-процедуры.

15.

Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических
конструкций в выбранном языке программирования.

1

16.

Составление алгоритмов и их программная реализация.
Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка
программирования,
основные
конструкции
языка
программирования.
Типы
и
структуры
данных.
Кодирование
базовых
алгоритмических
конструкций
на
выбранном
языке
программирования.

1

18.

Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке
программирования. Интерфейс выбранной среды.

1

19.

Составление алгоритмов и программ в выбранной
программирования. Приемы отладки программ.

среде

1

20.

Проверка работоспособности
трассировочных таблиц.

использованием

1

21.

Разработка и программная реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня из различных предметных
областей. Примеры задач: алгоритмы нахождения наибольшего
(или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без
использования массивов и циклов, а также сумм (или
произведений) элементов конечной числовой последовательности
(или массива);
Разработка и программная реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня из различных предметных
областей. Примеры задач: алгоритмы анализа записей чисел в
позиционной системе счисления;

1

17.

22.

программ

с

1

1

23.

24.

25.

26.

Разработка и программная реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня из различных предметных
областей. Примеры задач: алгоритмы решения задач методом
перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа
на простоту и т.д.);
Разработка и программная реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня из различных предметных
областей. Примеры задач: алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром массива: линейный поиск
элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка
элементов данного массива в обратном порядке;
Разработка и программная реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня из различных предметных
областей. Примеры задач: алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром массива: суммирование
элементов массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по величине
наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента,
удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения
заданного образца). Постановка задачи сортировки.

1

1

1

1

Анализ алгоритмов (2 часа)
27.

28.

Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов
работы простейших алгоритмов управления исполнителями и
вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при
которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций,
размер используемой памяти; зависимость вычислений от
размера исходных данных.

1

1

Работа с аудиовизуальными данными (2 часа)
29.

30.

Работа
с
аудиовизуальными
данными.
Создание и
преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с
использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Обработка изображения и звука с использованием интернет- и
мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ. Работа в группе, технология
публикации готового материала в сети.

1

1

Использование программных систем и сервисов. Компьютер – универсальное
устройство обработки данных (5 часов)

31.

32.

33.

34.

35.

Использование программных систем и сервисов. Компьютер –
универсальное устройство обработки данных. Программная и
аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура
современных
компьютеров.
Персональный
компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры.
Распределенные вычислительные системы и обработка больших
данных.
Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях.
Встроенные
компьютеры.
Микроконтроллеры.
Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой
задачи.
Тенденции
развития
аппаратного
обеспечения
компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и
компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение.
Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с
использованием интернет-сервисов, облачных технологий и
мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы,
используемые в соответствии с типом решаемых задач и по
выбранной специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция
и
деинсталляция
программных
средств,
необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной
специализации. Законодательство Российской Федерации в
области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ. Применение специализированных программ для
обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность,
гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические
требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.
Проектирование автоматизированного рабочего места в
соответствии с целями его использования.

1

1

1

1

1

Тематическое планирование
Информатика. 11 класс
(базовый уровень)
(1 час в неделю, гуманитарный класс)
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Базы данных (4 часа)
1. ИТБ-3. Базы данных. Техника безопасности. Реляционные
(табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об
однотипных объектах. Поиск и выбор в базах данных.

1

2.
3.

1

Поле, запись. Ключевые поля таблицы.

1

Связи между таблицами. Схема данных.

4. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных
при решении учебных и практических задач.

1

Электронные (динамические) таблицы (1 час)
5. Электронные (динамические) таблицы. Примеры использования
динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в
задачах математического моделирования).

1

Подготовка текстов и демонстрационных материалов (4 часа)
6. Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства
поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых
шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа,
создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических
описаний.
7. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация.

1

1

Оформление списка литературы.
8. Коллективная работа
Облачные сервисы.

текста.

1

9. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства
ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с
использованием сканера, планшетного ПК или графического
планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.

1

с

документами.

Рецензирование

Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве. Компьютерные сети (6 часов)
10. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в
информационном пространстве. Компьютерные сети. Принципы
построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет.
11. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.

1

12. Аппаратные компоненты компьютерных сетей.

1

13. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.

1

14. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).

1

15. Сетевое хранение данных. Облачные - сервисы.

1

Деятельность в сети Интернет (3 часа)

1

16. Деятельность в сети Интернет. Расширенный поиск информации в
сети Интернет. Использование языков построения запросов.

1

17. Другие виды деятельности в сети Интернет.

1

18. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных
телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.);
интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.

1

Математическое моделирование (7 часов)
19. Математическое моделирование. Представление результатов
моделирования в виде, удобном для восприятия человеком.

1

20. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Схемы.

1

21. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Таблицы.

1

22. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Графики.

1

23. Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме.

1

24. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.

1

25. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных
лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.

1

Автоматизированное проектирование (2 часа)
26. Автоматизированное проектирование. Представление о системах
автоматизированного
проектирования.
Системы
автоматизированного проектирования.
27. Создание чертежей типовых деталей и объектов.

1

1

3D-моделирование (2 часа)
28. 3D-моделирование. Принципы построения
трехмерных моделей. Сеточные модели.
29. Материалы. Моделирование источников
Аддитивные технологии (3D-принтеры).

и

редактирования

освещения.

Камеры.

1
1

Системы искусственного интеллекта и машинное обучение (1 час)
30. Системы искусственного интеллекта и машинное обучение.
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и
предсказания. Искусственный интеллект.

1

Социальная информатика (3 часа)
31. Социальная информатика. Социальные сети – организация
коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет:
правила поведения в киберпространстве.
32. Проблема подлинности полученной информации. Информационная

1

1

культура. Государственные электронные сервисы и услуги.
33.

1

Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность (2 часа)

34. Информационная безопасность. Средства защиты информации в
автоматизированных
информационных
системах
(АИС),
компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты
информации и информационной безопасности АИС.
35. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.

1

1

Тематическое планирование
Информатика. 10 класс
(базовый уровень, Социально-экономический класс)
(2 часа в неделю)

№
урока
1

2
3
4
5

Тема урока
Введение. Информация и информационные процессы (4 часа)
ИТБ-3. Введение. Информация и информационные процессы.
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и
обработки в автоматизированных компьютерных системах, и
данных, предназначенных для восприятия человеком. (Teams)
Системы.
Компоненты
системы
и
их
взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Информация и информационные процессы. Данные. Способы
представления данных. (Якласс)
Математическое и компьютерное моделирование систем управления.
Математические основы информатики (2 часа)
Математические основы информатики. Тексты и кодирование.
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Передача
данных. Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы. Префиксные
коды. (Teams)

Кол-во
часов

1

1
1
1

1

Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе
1
неравномерного кода. Оптимальное кодирование Хаффмана.
Системы счисления (6 часов)
7
Системы счисления. Системы счисления. Свойства позиционной
записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на 1
основание системы счисления. (РЭШ)
8
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в
позиционных системах счисления. Перевод смешанного числа в 1
позиционную систему счисления с заданным основанием.
9
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
1
шестнадцатеричной системах счисления. (Teams)
10
Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе
счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке,
1
содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с
заданным основанием.
11
Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах
1
счисления. (Teams)
12
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в
1
позиционных системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики (8 часов)
13
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической
логики. Операции «импликация», «эквивалентность». Логические 1
функции.
14
Законы алгебры логики. (Teams)
1
15
Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные
1
стратегии.
16
Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
1
логических выражений. (Teams)
17
Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых
1
логических элементов.
18
Построение логического выражения с данной таблицей истинности.
1
(РЭШ)
19
Решение простейших логических уравнений.
1
20
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная
1
форма. (Teams)
Дискретные объекты (2 часа)
21
Дискретные объекты. Решение алгоритмических задач, связанных с
анализом графов (примеры: построения оптимального пути между
1
вершинами ориентированного ациклического графа; определения
количества различных путей между вершинами).
22
Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и
1
процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Информационная безопасность (3 часа)
6

23

24

25

26

27

28
29
30
31

32

33

34

35

Информационная безопасность. Средства защиты информации в
автоматизированных
информационных
системах
(АИС),
компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты
информации и информационной безопасности АИС. (Якласс)
1
Компьютерные вирусы и вредоносные программы. Использование
антивирусных средств. Электронная подпись, сертифицированные
сайты и документы. Правовые нормы использования компьютерных
программ и работы в Интернете.
1
Законодательство РФ в области программного обеспечения.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
1
Алгоритмы и элементы программирования. Составление алгоритмов и их
программная реализация (23 часа)
Алгоритмы и элементы программирования. Составление
алгоритмов и их программная реализация. Этапы решения задач
1
на компьютере. Операторы языка программирования, основные
конструкции языка программирования. (РЭШ)
Составление алгоритмов и программ в выбранной среде
программирования.
Приемы
отладки
программ.
Проверка
1
работоспособности программ с использованием трассировочных
таблиц.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке
1
программирования. Интерфейс выбранной среды. (Teams)
Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических
1
конструкций на выбранном языке программирования.
Разработка программ. Структурное программирование. (Teams)
1
Алгоритмы и структуры данных. Алгоритмы исследования
элементарных функций, в частности – точного и приближенного
решения квадратного уравнения с целыми и вещественными 1
коэффициентами, определения экстремумов квадратичной функции
на отрезке.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры
1
задач: алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе
счисления; (Teams)
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры
1
задач: алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД
данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
Алгоритмы
линейной
(однопроходной)
обработки
последовательности чисел без использования дополнительной
1
памяти, зависящей от длины последовательности (вычисление
максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). (Teams)
Обработка элементов последовательности, удовлетворяющих
1
определенному условию (вычисление суммы заданных элементов, их

максимума и т.п.).
36

37

38
39

40

41

42

43
44

45

46

47

Алгоритмические конструкции. Подпрограммы. Рекурсивные
алгоритмы. Подпрограммы функции. Подпрограммы- процедуры.
(РЭШ)
Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела
цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие
цикла.
Инвариант цикла. Методы проектирования программ «сверху вниз» и
«снизу вверх». (Teams)
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры
задач: алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из
двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и
циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или массива);
Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и
целой степени заданного ненулевого вещественного числа;
вычисление факториалов; вычисление n-го элемента рекуррентной
последовательности (например, последовательности Фибоначчи).
(Teams)
Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность
записи рекурсивных алгоритмов без явного использования рекурсии.
Сортировка одномерных массивов. (Teams)
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента,
удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного
образца). Постановка задачи сортировки.
Приближенное вычисление площади фигуры методом Монте-Карло.
(Teams)
Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элементов
данного одномерного массива в обратном порядке; циклический
сдвиг элементов массива; заполнение двумерного числового массива
по заданным правилам; поиск элемента в двумерном массиве;
вычисление максимума и суммы элементов двумерного массива.
Вставка и удаление элементов в массиве.
Квадратичные алгоритмы сортировки (пример: сортировка
пузырьком). Слияние двух отсортированных массивов в один без
использования сортировки. (Teams)
Алгоритмы анализа отсортированных массивов. Рекурсивная
реализация сортировки массива на основе слияния двух его
отсортированных фрагментов.
Табличные
величины
(массивы).
Запись
алгоритмических
конструкций в выбранном языке программирования. (Teams)

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

1
1

48

49

50
51

52

53
54

55

56

57

58

Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры
задач: алгоритмы работы с элементами массива с однократным
просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление
элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в
обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка
соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение
второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Разработка программ (6 часов)
Разработка
программ.
Сохранение
и
использование
промежуточных
результатов.
Метод
динамического
программирования.

1

1

Представление о структурах данных. Примеры: списки, словари,
1
деревья, очереди. Хэш-таблицы. (Teams)
Библиотеки подпрограмм и их использование. Интегрированная
среда
разработки
программы
на
выбранном
языке 1
программирования.
Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки
программ.
Понятие
об
объектно-ориентированном 1
программировании. (Teams)
Объекты и классы. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
1
Среды быстрой разработки программ. Графическое проектирование
интерфейса пользователя. Использование модулей (компонентов) 1
при разработке программ. (Teams)
Анализ алгоритмов (2 часа)
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы
простейших
алгоритмов
управления
исполнителями
и
1
вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при
которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; зависимость вычислений от размера 1
исходных данных. (Teams)
Работа с аудиовизуальными данными (2 часа)
Работа с аудиовизуальными данными. Создание и преобразование
аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием
различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и
1
микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения
и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
(Teams)
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ. Работа в группе, технология 1
публикации готового материала в сети.
Использование программных систем и сервисов. Компьютер – универсальное

59

60

61

62

63

64

65

66

67

устройство обработки данных (5 часов)
Использование программных систем и сервисов. Компьютер –
универсальное устройство обработки данных. Программная и
аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные
вычислительные системы и обработка больших данных. (РЭШ)
Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях.
Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные
производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой
задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных
систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности
программного обеспечения мобильных устройств. (Teams)
Организация хранения и обработки данных, в том числе с
использованием интернет-сервисов, облачных технологий и
мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы,
используемые в соответствии с типом решаемых задач и по
выбранной
специализации.
Параллельное
программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых
для решения учебных задач и задач по выбранной специализации.
Законодательство Российской Федерации в области программного
обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ. Применение специализированных программ для
обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность,
гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение,
технологические
требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.
Проектирование автоматизированного рабочего места в
соответствии с целями его использования. (Teams)
Подготовка текстов и демонстрационных материалов (7 часов)
Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства
поиска и автозамены. История изменений. Разработка структуры
документа, создание гипертекстового документа. Стандарты
библиографических описаний.
Технологии создания текстовых документов. Вставка графических
объектов, таблиц. Использование готовых шаблонов и создание
собственных. Средства поиска и замены. Системы проверки
орфографии и грамматики. (Teams)
Нумерация страниц. Разработка гипертекстового документа:
определение структуры документа, автоматическое формирование
списка иллюстраций, сносок и цитат, списка используемой
литературы и таблиц. Библиографическое описание документов.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста.

1

1

1

1

1

1

1

1
1

68

69

Облачные сервисы. (Teams)
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация.
Оформление
списка
литературы.
Средства
создания
и
редактирования математических текстов.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические
средства ввода текста. Программы распознавания текста,
введенного с использованием сканера, планшетного ПК или
графического планшета. Программы синтеза и распознавания
устной речи. (Teams)

1

1

70
Компьютерная верстка текста. Настольно-издательские системы.

1

Используемые электронные платформы для дистанционного обучения: Teams, РЭШ,
ЯКласс.

Тематическое планирование
Информатика. 11 класс
(базовый уровень, Социально-экономический класс)
(2 часа в неделю)
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Базы данных (6 часов)
1

2

ИТБ-3. Базы данных. Техника безопасности. Реляционные
(табличные) базы данных. Базы данных. Понятие и назначение базы
данных (далее – БД). Классификация БД. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поиск и выбор в базах данных.
Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Типы данных. (Teams)

3

Запрос. Типы запросов. Запросы с параметрами.

1

4

Связи между таблицами. Схема данных. (Teams)

1

5

Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных
при решении учебных и практических задач.
Формы. Отчеты. (Teams)

1

1

6

1

1

Математическое моделирование (7 часов)
7
8
9
10

Математическое моделирование. Представление результатов
моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. (РЭШ)
Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Схемы.
Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Таблицы. (Teams)
Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).

1
1
1
1

Графики.
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на
практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме.
(Teams)
Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.

1

13

Использование сред имитационного моделирования (виртуальных
лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в
учебной деятельности. (Teams)
Электронные (динамические) таблицы (6 часов)

1

14

Электронные (динамические) таблицы. Технология обработки
числовой информации. Ввод и редактирование данных.
Автозаполнение. (Teams)
Форматирование ячеек. Стандартные функции. Виды ссылок в
формулах.
Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице.
Коллективная работа с данными. (Teams)
Подключение к внешним данным и их импорт.

1

11

12

15
16
17

1

1
1
1

Решение вычислительных задач из различных предметных 1
областей. (Teams)
19
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на 1
практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Компьютерные средства представления и анализа данных.
Визуализация данных.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве. Компьютерные сети (10 часов)
20
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в 1
информационном пространстве. Компьютерные сети. Принципы
построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет.
(РЭШ)
21
Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
1
18

22

Аппаратные компоненты компьютерных сетей. (Teams)

1

23

Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.

1

24

Язык HTML. (Якласс)

1

25

Понятие о серверных языках программирования.

1

26

Динамический HTML. Размещение веб-сайтов. (Teams)

1

27

Использование сценариев на языке Javascript. Формы. Язык HTML,
каскадные таблицы стилей (CSS). (Teams)
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
(Teams)

1

28

1

29

Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.

1

Деятельность в сети Интернет (3 часа)
Деятельность в сети Интернет. Расширенный поиск информации
в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
(Teams)
Другие виды деятельности в сети Интернет.

1

32

Новые возможности и перспективы развития Интернета:
мобильность, облачные технологии, виртуализация, социальные
сервисы, доступность. Технологии «Интернета вещей». Развитие
технологий распределенных вычислений. (Teams)
Подготовка и выполнение исследовательского проекта (3 часа)

1

33

Подготовка и выполнение исследовательского проекта.
Технология выполнения исследовательского проекта: постановка
задачи, выбор методов исследования, составление проекта и плана
работ, подготовка исходных данных, проведение исследования,
формулировка выводов, подготовка отчета. (Teams)
Верификация (проверка надежности и согласованности) исходных
данных и валидация (проверка достоверности) результатов
исследования.
Статистическая обработка данных. (Teams)

1

30

31

34

35

1

1

1

Элементы теории алгоритмов (4 часа)
36

37

38

39

40
41

Элементы теории алгоритмов. Формализация понятия алгоритма.
Машина Тьюринга – пример абстрактной универсальной
вычислительной модели. Тезис Чёрча–Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные модели (пример: машина
Поста). Универсальный алгоритм. Вычислимые и невычислимые
функции. Проблема остановки и ее неразрешимость. Абстрактные
универсальные порождающие модели (пример: грамматики).
(Teams)
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.
Сложность алгоритма сортировки слиянием (MergeSort).
Примеры задач анализа алгоритмов: определение входных данных,
при которых алгоритм дает указанный результат; определение
результата алгоритма без его полного пошагового выполнения.
Доказательство правильности программ. (Teams)
Языки программирования (10 часов)

1

Языки программирования. Подпрограммы (процедуры, функции).
Параметры подпрограмм. Рекурсивные процедуры и функции.
Логические переменные. Символьные и строковые переменные.
(Teams)

1

1

1

1

1

Операции над строками. Двумерные массивы (матрицы).
Многомерные массивы.
Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы. (Teams)

1

Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных
языков программирования.
Запись алгоритмических конструкций и структур данных в
выбранном языке программирования. Обзор процедурных языков
программирования. (РЭШ)
Представление о синтаксисе и семантике языка программирования.

1

Понятие о непроцедурных языках программирования и парадигмах
программирования. Изучение второго языка программирования.
(Teams)
Обработка результатов эксперимента. (Teams)

1

49

Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных
телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.);
интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика (2 часа)

1

50

Социальная информатика. Социальные сети – организация
коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой
этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема
подлинности полученной информации. (Teams)
Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная культура. Государственные электронные
сервисы и услуги.
Дискретизация (4 часа)

1

Дискретизация. Измерения и дискретизация. Частота и
разрядность
измерений.
Универсальность
дискретного
представления информации. (Teams)
Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная
запись. Размер файла, полученного в результате записи звука.

1

Дискретное
представление
статической
и
динамической
графической информации. (Teams)
Сжатие данных при хранении графической и звуковой информации.

1

42
43
44
45

46
47

48

51

52

53

54
55

1

1

1

1

1

1

1

Работа с аудиовизуальными данными (6 часов)
1

57

Работа с аудиовизуальными данными. Технические средства
ввода графических изображений. Кадрирование изображений.
(Teams)
Цветовые модели. Коррекция изображений.

58

Работа с многослойными изображениями. Работа с векторными

1

56

1

графическими объектами. (Teams)
59

Группировка и трансформация объектов.

1

60

Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации.
Технологии цифрового моделирования и проектирования новых
изделий. Системы автоматизированного проектирования. (Teams)
Разработка простейших чертежей деталей и узлов с использованием
примитивов системы автоматизированного проектирования.
Аддитивные технологии (3D-печать).
Дискретные объекты (3 часа)

1

Дискретные объекты. Обход узлов дерева в глубину.
Упорядоченные деревья (деревья, в которых упорядочены ребра,
выходящие из одного узла). (Teams)
Использование деревьев при решении алгоритмических задач
(примеры: анализ работы рекурсивных алгоритмов, разбор
арифметических и логических выражений). Анализ работы
рекурсивных алгоритмов.
Использование деревьев при решении алгоритмических задач
(примеры: анализ работы рекурсивных алгоритмов, разбор
арифметических и логических выражений). Разбор арифметических
и логических выражений
Автоматизированное проектирование (2 часа)

1

Автоматизированное
проектирование.
Представление
о
системах автоматизированного проектирования. Системы
автоматизированного проектирования.
Создание чертежей типовых деталей и объектов. (Teams)

1

61

62

63

64

65

66

1

1

1

1

3D-моделирование (2 часа)
67
68

69

70

3D-моделирование. Принципы построения и редактирования 1
трехмерных моделей. Сеточные модели.
Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. 1
Аддитивные технологии (3D-принтеры). (Teams)
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение (2 часа)
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение.
Большие данные в природе и технике (геномные данные,
результаты физических экспериментов, интернет-данные, в
частности данные социальных сетей). Технологии их обработки и
хранения.
Анализ данных с применением методов машинного обучения.
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации
и предсказания. Искусственный интеллект. (Teams)

1

1


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».